№ 12 (159) Декабрь 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 2809

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

79 Константин V

Католикос Армении в 1372–1374 гг.

Был одним из ярых сторонников армянского царя Константина III, который поддерживал тесные отношения с католическим миром. В 1345 г. созвал Собор в Сисе, где провозгласил Унию Католической и Армянской Апостольской Церквей.

Во время правления Католикоса Константина V укрепились позиции армян-католиков, а после смерти киликийского царя Константина V Католикос временно правил страной, защищая политическую линию той части армянской элиты, которая была сторонницей сближения с католиками. Неудивительно, что Католикос хотел видеть на царском троне католиков Лусинянов, предпринимая для этого все возможные шаги.

Именно по его инициативе в Киликию из Франции был приглашен Левон VI Лусинян. В 1373 г. Левон VI Лусинян при содействии Католикоса Константина V был избран царем. Константин V скончался в 1374 г., так и не сумев реализовать основные задачи по объединению Армянской и Католической Церквей.

80 Погос I

Католикос Армении в 1374–1382 гг.

Он был одним из влиятельных духовных лидеров Сиса. Принял прибывшего из Франции Левона VI Лусиняна. Однако, несмотря на тесные связи с Лусинянами, отказался провести обряд коронования Левона VI по латинским традициям. Защищал интересы Армянской Апостольской Церкви. Избегал вовлечения в иерархию Армянской Церкви пролатински настроенных армянских духовных деятелей. Был одним из участников героической битвы в Сисе (1375 г. январь–апрель). Вел переговоры с мусульманскими завоевателями, в частности, с главнокомандующим объединенными мусульманскими войсками Абубакром и, учитывая тяжелую ситуацию, сложившуюся в Киликийской Армении, пошел на вынужденную сдачу Сиса. Вместе с армянским царем был пленен и уведен в Алеппо и в Каир. В 1375 г. вернулся в Сис, продолжая руководить Священными Синодом.

81 Теодорос II

Католикос Армении в 1382–1392 гг.

Был одним из влиятельных епископов Армянской Киликии. Заручаясь поддержкой киликийского князя Константина, плодотворно реализовывал свои цели. В 1382 г. оказался в Каире, для того чтобы с египетским султаном решить вопрос своего назначения на священный трон. Привел в порядок резиденцию Католикосов в Сисе. Противостоял также нападкам чужеземцев, в результате чего в 1384 г. вместе с 26 армянскими князьями Киликии был убит новым арабским эмиром Сиса. Сохранилось послание Теодороса II к польским армянам.

82 Карапет I

Католикос Армении в 1392–1404 гг.

Был избран Католикосом в тяжелое для армянской государственности время. Во время правления Карапета I Киликия была большей частью захвачена мусульманскими завоевателями, а знаменитый армянский Сис был окружен многочисленным туркменским племенем Рамазаноглу. В 1404 г. Католикос вместе с киликийскими князьями Константином и Карапетом решил вывести армянское население из страны. В июне 1404 г. начался отток армян из Сиса. Отдельными караванами население покинуло родину, переселившись на Кипр и в Европу. В окруженном городе вместе с Католикосом, однако, все еще оставалось армянское население. После падения Сиса туркменский эмир сменил армянского Католикоса, назначив на трон Акопа.

83 Акоп III

Католикос Армении в 1404–1411 гг.

На трон поднялся без выборов при поддержке туркменских правителей Сиса. Раздавал церковное имущество туркменским правителям. Однако в последующие годы своими действиями попытался вернуть влияние и былую мощь Сиса. Предпринял ряд шагов по улучшению общего положения армянских церквей Киликии.

84 Григор VIII

Католикос Армении в 1411–1418 гг.

Взошел на трон после смерти Акопа III в результате сговора с мусульманскими правителями. Как отмечают исследователи, именно Григор VIII был инициатором убийства предыдущего Католикоса. Историки того времени считали его недостойным армянским Католикосом. Он был самолюбивым, коррумпированным и жестоким духовным лидером. При нем Сис перестал быть центром армянского духовного мира. Учитывая это обстоятельство, армянские епископы из Центральной и Восточной Армении решили перенести резиденцию Патриархов из Сиса в Вагаршапат. Для того чтобы раскрыть «темные дела» Григора VIII, в Сис прибыл армянский епископ Иерусалима Погос Гарнеци, которому с помощью мусульманских правителей удалось избавиться от Григора VIII.

85 Погос II

Католикос Армении в 1418–1430 гг.

Учился в Татевском монастыре. Был учеником Григория Татеваци. В 1413-1418 гг. руководил Армянским Патриархатом Иерусалима. В 1418 г. по просьбе восточноармянских епископов отправился в Сис для поддержания порядка в Киликии. В том же году был избран новым армянским Католикосом. Предпринял значительные шаги, для того чтобы вернуть былую славу и величие Армянской Церкви. Из Восточной Армении в Сис пригласил духовных деятелей для поддержания общего порядка внутри духовенства и укрепления позиций Армянской Церкви в регионе, в то же время усилив борьбу против пролатински настроенных духовных деятелей. При нем была построена новая резиденция Католикосов в Сисе, а также реконструирована церковь Святой Анны. Был отравлен пролатински настроенными духовными лидерами Армении.

86 Константин VI

Католикос Армении в 1430–1439 гг.

Духовным отцом стал после смерти жены и ребенка. Служил в армянском монастыре Иерусалима. В 1413 г., заплатив значительную сумму, вернул обратно Евангелие, упомянутое в свое время Торосом Рослином. Проводил многочисленные встречи с армянскими общинами Крыма, Месопотамии, Европы и Ближнего Востока. Имел сильные позиции в Сисе. Был противником бывшего Католикоса Погоса II и после смерти последнего стал новым армянским Католикосом. Однако во время правления Константина VI падение Сиса продолжалось. Хотя и был сторонником объединения Армянской Церкви с Католической, но вел более осторожную политику в этом направлении, дожидаясь политических перемен в регионе. Был приглашен на католический Собор во Флоренцию в 1439 г. Стал жертвой внутрицерковных противоречий.

87 Григор IX (Мусабегиян)

Католикос Армении в 1439–1441 гг.

Происходил из дворянского рода. Стал Католикосом, используя свои финансовые возможности, занимаясь подкупом духовных лидеров. Однако его избранию противилось не только духовенство Киликии, против его деятельности выступали практически все духовные лидеры Армении. Его правление ускорило процесс переноса резиденции армянских Католикосов из Сиса в Вагаршапат (Эчмиадзин). Влиятельные епископы Восточной Армении направили письмо Григору IX с призывом перенести резиденцию в Вагаршапат. Однако Григор отказался. По этой причине в 1441 г. в Вагаршапате был созван национально-церковный Собор, во время которого Католикос был лишен церковного трона. Спустя некоторое время после Собора в Вагаршапате Григор IX продолжал считаться Католикосом всех армян, но формально он правил лишь в Киликии.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень нужная и хорошая серия популярных публикаций.
  2. Газете нужно побольше писать об армянской церкви. Об жизни Епархий. Например, Армянская Епархия Грузии издает с 2006 года журнал "Норашен", на армянском и русском языках.Об этом не было никакой информации в "НК". Вышло к настоящему времени 16 номеров журнала. Насколько мне известно, нужны спонсоры для продолжения издания. Было бы интересно прочесть в "НК" так же интервью с Главой Епархии.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты