№ 3 (162) Февраль (1-15) 2011 года.

Диалог продолжается

Просмотров: 2045

В московской галерее «Дом Нащокина» режиссер Отар Иоселиани представил свою новую картину «Шантрапа» (2010), впервые показанную на Каннском фестивале, а также на фестивале Завтра/2morrow, который недавно проходил в Москве. В марте фильм выйдет в прокат.

Он во многом автобиографичен, и, несмотря на то, что автор это отрицает, история главного героя, молодого грузинского режиссера, сыгранного Дато Тариэлашвили, напоминает историю самого Иоселиани. Отар Давидович поясняет: «Я хотел снять фильм о человеке, который проявляет настойчивость в своей профессии. Сначала я подумал о зубном враче, но мой французский продюсер уговорил меня сделать героя кинорежиссером. Ничего общего с моим личным опытом это не имеет. Мои фильмы запрещали, но мне от этого не было так больно, как моему герою».

«Шантрапа» - притча о том, как важно оставаться самим собой, полная поэзии и юмора. Ее действие происходит в Грузии и Франции. По сути, это два антагонистических пространства, но в них все же есть схожесть - подавлять свободного художника - идеологически или финансово. Как свою душу, запускает в небо почтового голубя главный герой, отправляя его на родину.

В «Доме Нащокина» «Шантрапу» эксклюзивно показывали не один раз - но всегда с успехом и благодарностью зрителей. И для Иоселиани, и для российских поклонников грузинского мастера остается важным не утратить диалог, продолжающийся не одно десятилетие. После августа 2008 года Иоселиани яростно критиковал действия российских властей и войск. Среди самых искренних - интервью, данное украинскому журналисту Александру Рутковскому, который констатировал определенную дистанцию между Иоселиани-режиссером, творящим с гуманистических позиций, и Иоселиани-политиком, не признающим право южных осетин на создание собственного государства. В частности, в этом интервью Отар Иоселиани сказал: «Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьезно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО - это опасно, а Россия - это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились!»

Эта встреча в Киеве состоялась в октябре 2008 года, а когда накипь сошла, Иоселиани, к счастью для обеих сторон, стал вновь приезжать в Россию. И все дело не том, что наша страна - сильнейший магнит даже для тех, кто ее ненавидит, а в том, что Отар Давидович любит Россию по-настоящему, может быть, сильнее, чем он сам предполагал, и его болезненная рефлексия были тому подтверждением. Сегодня о тех событиях он предпочитает не говорить. На встрече со зрителями он цитировал стихи Александра Пушкина, басни Ивана Крылова, признавался в любви к творчеству Михаила Булгакова, кинорежиссеров Бориса Барнета, Андрея Тарковского, из которого, к его сожалению, в России сделали икону, а он был обычным живым человеком. «Не терплю сановитых, - сказал залу Отар Давидович, - дрянь это все. Мой род имеет отношение к аристократии, но я предпочитаю об этом молчать. А в России тот, кто кичится титулами, должен помнить, что в то время, когда Николай II отрекся от престола, дворянство было грязное. В ту пору моему отцу, офицеру, было двадцать восемь лет, и он, срывая погоны, почувствовал свободу».

Но с Россией у Иоселиани действительно серьезно. Когда у режиссера возникли проблемы с финансированием съемок «Шантрапы» во Франции, где он не получил ни копейки ни от государства, ни от телевидения, режиссер сообщил, что покажет свою картину в Москве, и обратился в Сбербанк России за безвозмездной финансовой помощью. Сбербанк пошел навстречу и дал миллион евро. Разумеется, спасая картину, режиссер думал и о российских зрителях, которые тоже, как и грузины, дискредитировали свой кинематограф, производя поделки, как на фабрике. «Те люди, для которых мы делаем кино, в кино не ходят. Дамы в шиншиллах посещают концерты, не умея по-настоящему слушать музыку, ходят потому, что это комильфо. Но кино таковым сейчас не считается».

Валерия Олюнина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. прочел с интересом.хорошо написано. особенно о дворянстве, которое предало своего монарха.мой предок в 17 году находился в экспедиционных силах в Месопотамии и врядли понимал, что проиисходит в Петрограде./ оценил публикацию Валерии на отлично.
  2. сколько князей в прекрасной Грузии!
  3. незнаю как фильм, но публикация очень даже хорошая (интересно написано).
  4. Валерия, с днём святого Валентина! счастья тебе красавица! С уважением, Stiven / благодарить не нужно/
  5. nu da ladno, mojete izredka pisat kommentarii - pod textami Lerochki. I chto vi takogo osobennogo nashli v etom avtore!? nu da ladno.
  6. Стивен, огромное спасибо за поддержку! пишите лучше в личную почту, olunina@inbox.ru вашему шефу нужно определиться со своим полом, пока он труднопонимаем... грамматические окончания как бы мужские, но все остальное напоминает деструктивных психопатов из московского кафе "Хамелеон"
  7. к сожалению я не могу писать Вам на почту - это невозможно, нецелесообразно. Не спрашивайте - почему? Достаточно и этого форума. А шеф, просто слабо владеет русским, так что не обращайте на него внимания. И Вам не обязательно отвечать на мои комментарии. Даже вот на такой: весь этот несуразный мир не стоит и одной Вашей улыбки, Валерия! /Просто критично читайте.
  8. спасибо автору за интересную публикацию!
  9. Lerochka, izvinite menya! Ya oshibsya! Vi - OSOBENNAYA and NEOBICHNAYA! I vashi texti ya vsegda citau pervimi! /A chto eto za kafe, interesno?
  10. Стивен, еще раз спасибо, я просто хотела избавить ВАС от ненужных рефлексий... в любом случае, вы знаете, что вам я всегда отвечу, если нужен будет мой ответ без излишних комментариев....по счастью, даже человек со средним интеллектуальным развитием способен различить слабое владение иностранным языком от мышиной возни....обещаю вам больше не драматизировать....
  11. вы меня нокаутировали своим ответом! Серьёзно. Эта женская логика для меня всё равно сплошная китайская грамота. Я ничего не понял. /объяснять не нужно. Спасибо вам. Я ваш преданный читатель.
  12. м-да, интересный сайт. Чего только на форумах странного не прочтёшь. Автору -отлично.
  13. Уж простите, договорю... что ж тут "женского"? каждая ваша фраза, написанная в мой адрес, приводит к комментариям моих интеллектуальных возможностей со стороны ваших коллег.... какая -то странная ревность звучит в их намерениях.....я тут вообще не при чем....вы просто умны и настолько харизматичны, что по вашему следу идут "чистильщики", заодно, и авторам НК достается.... не волнуйтесь, все эти посты вычистят модераторы... Отвечать впредь вам не буду, поскольку вы в ответах не нуждаетесь, что каждый раз указываете в скобках.... искренне, ваша Лера
  14. весьма прелестно выразилась автор - действительно,творчество подавляется разными способами: грубыми и мягкими. Тысячи разновидностей давления изобрели всякие запрещалкини. Да и сама жизнь - изобретает. Отчего же? О, здесь множество причин может быть. Не будем их перечислять - не в тему это. Скажем лишь: финансово зависимый писатель порой даже более податлив, нежели, если воздействовать на него обычной дубинкой. Деньги - эффективный инструмент регулирования творчества личности; ведь человек так несчастлив - у него множество потребностей, самые желанные из корорых он вряд ли сможет удовлетворить. Эти проклятые деньги - вот возможная причина! А сколько художников, поэтов и им подобных так и не сумело самореализоваться! Причины - вновь разнообразные. Даже нуждающемуся Достоевскому пришлось продать свои будущие произведения коммерсанту. И хорошо, что коммерсант попался простодушным - не дотюкался тиранить творчество русского гения. А ведь мог бы. Ов. Туманян очень хорошо изобразил в поэме "Поэт и муза" воздействие "денег" на художника. Вспомним, Нико Пиросмани, вероятно, погиб от голода, его же картины прославили прекрасную Грузию. Окружающий мир порой бывает беспощаден к людям творческим. Но, конечно не только в деньгах причина. Всё намного глобальнее. И на пространстве Русской цивилизации - зависимость художников от "нехудожественных" факторов намного сильнее, чем например, в Западных цивилизациях. Но как правильно заметила Автор - художнику в любом случае нужно оставаться самим собой. Другой вопрос - по силам ли это каждому писателю, поэту и иному странному существу. И драматизировать , конечно, ничего не нужно.
  15. в чём-то я согласен с вами, в чём-то - нет. Вот ещё такой аспект: кинематограф должен развлекать или, так сказать, уму разуму учить публику? Лично мне больше нравиться смотреть боевик с участием какого-нибудь Стивена Сигала, чем этот душераздирающий итальянский реализм. Только не подумайте, что мои предпочтения - отражение развития моего интеллекта. Просто Голливуд интереснее Мосфильма. Кроме того, разве сейчас на достоевщине литератор может заработать себе на жизнь? Очень сложен вопрос. Вообще, я думаю, что каких-то шаблонов для творческой деятельности нет и не может быть. Каждый творит в пределах своего потенциала. Но, для меня вне всякого сомнения -для творчества руских характерно самокопание в душе(иногда абсурдное) и даже у Тарковского это проявляется. Что до современного армянского кинематографа и литературы - то это в основном весьма мрачные продукты мрачных творцов. есть, конечно, и исключения. простите за сумбурные мысли.
  16. у меня сложилось такое мнение о прошедшем этапе армянского кинематографа: армяне не сумели самореализоваться в этой области в полней мере. и это, при их творческом то потенциале! Вне сомнения, в условиях Арм.ССР существовали многочисленные преграды, и не объязательно творческого характера. Многим талантливым армянским личностям так и не удалось преодолеть внешнее сопротивление (таких же как и они - армян): часть адаптировалась, часть - сломалась, иные - растратились по пустякам. Армянский гений на собственной земле подвергался прессингу и перекодировке. А потом, когда например не стало Параджанова - все "вдруг" поняли какой это гений! Все бросились восхвалять его (хотя многим из восхваляющих,его фильмы не нравяться). И никто не подумал, что тот же Параджанов возможно в Голивуде создал бы в десять раз больше фильмов, чем он создал в СССР... Но у армянского кино всё равно есть будущее. Потенциал не использован!
  17. Странно, почему это некоторые режиссёры сознательно снимают фильмы для таких групп, каторые в кино не ходют! Странная маркетинговая стратегия, вы не находите. Но с другой стороны, если режиссер начнёт снимать фильмы ориентируясь на интеллектуальные запросы дам в норковых шубах, то он такое наснимает! Может, покруче чем у Бюнюэля с Дали получиться. И эти дамы ещё поди - ничего ведь не поймут. Фыркать будут в рецензиях. Так, что уважаемые мастрояни, ориентируйтесь лучше на запросы таких умниц, как Автор. Такие кино смотрют. Точно. И так всё опишут читателям - прям всё-всё всем станет ясным-понятным, даже фильм смотреть не потребуется. Вот такое впечатление от прекрасной публикации.
  18. Возможное объяснение типичной "мрачности" армянского (да и грузинского) киноматографов - в менталитете этих народов, может быть. Гор Вербинских, снимающих "Пиратов Карибского цова" , на Южн. Кавказе почему-то не рождается. А если кто-то из туземцев пытается снять что-то развлекательное - получается скучная третьесортная подделка. С таким музыкальным сопровождением - хоть вой! Западный художник ныне намного талантливее, внутренне раскрепощенее своих "постсоветских коллег. Вот недавно посмотрел фильм Марка Аткинса "Алан Куотермен и Храм черепов" - понравилось! Режиссёр довел до полного абсурда сюжет"Копей царя Соломона" Хаггарта. Юмор - во всём.Талантливо! И такая уверенность у меня - подобный фильм типичному обитателю Южн Кавказа не понравиться. Отчего же?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты