№ 3 (162) Февраль (1-15) 2011 года.

Борис Гребенщиков: «У меня нет цели - только Путь»

Просмотров: 3090

Концертом в Ереване группа «Аквариум» завершила свое гастрольное турне Украина - Россия - Армения с программой «Красная Река». Лидер группы, Борис Гребенщиков, заранее договорился с армянским дудукистом Дживаном Гаспаряном о «совместных импровизациях» на тему знаменитых хитов. ...В битком набитом концертном зале звучание дудука обрело дополнительный нерв, пробудило взволнованную просветленность...

- Борис Борисович, Вы ведь не впервые выступаете с Дживаном Гаспаряном?

- Да, да. Бог нас все-таки свел. Впервые я услышал Дживана где-то в конце 1970-х, и музыка эта настолько взволновала меня, что я, представьте себе, даже боялся ее слушать. Уж слишком она была красива и печальна. Затем начались поиски Дживана, но я как назло никак не мог выйти на него. А теперь вот опять он было собрался с концертом в Краснодар, но, благо, решил отложить свой концерт. Потому что понял, что мы глубоко совпадаем в своем желании исполнять вместе. А еще, признаюсь, даже в самом невероятном сне я и представить себе не мог, что не только познакомлюсь с Дживаном Гаспаряном, но и не раз сыграю с ним.

- Однажды Вы сказали, что в человеке настолько силен информационно-чувственный импульс, что стоит ему что-нибудь от всей души захотеть, и это сбудется...

- Каждый может с помощью сверх-усилий отыскать источник желаний, жизни внутри себя и не пытаться упрощать задачу с помощью внешних приспособлений. Жизнь - это замкнутая память. Как только ты пытаешься все расставить по своим углам и полочкам, поверхность ее закрывается, схлопываясь, как створки волшебной раковины.

- Что же представляет собой та музыка, что звучит на ваших концертах? В конце концов, рок-музыка - это глубокое искусство? Или «игра в бисер» по Герману Гессе?

- Не забывайте, что авангард - оттого и авангард, что доходит до края и пробует культуру на разрыв. В нашей музыке (можете называть ее как хотите) очень важны слова, которые и есть растянутое колебание между звуком и смыслом. Идет логика образов, логика идей, которые и действуют на мозг как «освобождающее начало». К примеру, прислушайтесь к слогу Руми: «Зашей глаза, пусть сердце станет глазом». Как много здесь музыки, или, вернее, призвука нечеловеческой печали. Это звучит дудук. Но печаль дудука светлая, как молитва.

- В свое время Вы с головой ушли в буддизм - в этой религии, должно быть, и синтезируется духовное состояние.

- От буддизма я взял лишь то, что отвечало моим собственным стремлениям; главными для меня оказались - во-первых, чрезмерная чувствительность, выражающаяся в утонченной способности страдать, а затем - духовность. Это, безусловно, перекроило мое сознание. Для меня мир вещей стал отражаться в мире слов. Я понял, что надо любить существование вещи больше самой вещи... Бесконечное пространство тишины и понимания. Кстати, на Востоке известна форма молчаливого общения - даршан. Даршан - это встреча в молчании, это причастность просто человеческому присутствию, когда слова не нужны. Религиозные лидеры или духовно развитые люди проводят такие встречи со своими последователями и учениками, и провести даршан со святым равносильно получению от него благословения.

- Однако на-сколько мне из-вестно, во многих восточных системах такие чудеса не одобряются, так как человек как бы начинает высоко ценить себя, а это служит мощ-нейшей преградой на пути к духовному развитию…

- Не забывайте, что Бог в равной степени как трансцендентен, так и имманентен, т.е. он и внутри, и вне нас. А что касается человека, то можно быть оптимистом и не верить в чудеса, в отличие от Чуда (по слову Пастернака): «Когда мы в смятенье, тогда средь разброда оно настигает мгновенно, врасплох»…

- А как насчет армянской поэзии, насколько она Вам близка?

- Мне близка терпкость исаакяновской печали, чудесная раскованность, свобода Туманяна, его поэтический диапазон, естественное родство поэзии с прозой, которое, кстати, так любил и ценил в искусстве Пастернак, его лукавый обаятельный юмор. Терьяна же принимаю, трагического по самой своей природе, это при всем его жизнеутверждающем миропонимании. И его стихи, которые возникали сами по себе, как и должны возникать стихи…

- Как Вам удается отрываться от жизненных проблем и суеты и не вмешиваться в общий поток ссорящихся и ругающихся?

- Ссорятся люди от полноты жизни. Известно, что по-настоящему страдают люди только от досадных мелочей. У меня нет цели - только Путь. По жизни надо суметь отказаться от глупых мыслей и взрастить в себе подлинное безмятежное мышление.

- Вы говорите об этом, исходя из практического опыта или из рационального оптимизма?

- Опыт любого человека бесценен, особенно если ты самокритичен и открыт для новых идей. Я не стараюсь что-либо делать насильно или манипулировать чьим-либо сознанием, навязывая свои мысли другим. Я стараюсь быть таким, каков я есть в действительности. А если совсем честно, я поглощен своей тайной, которую и сам не в состоянии разгадать до конца.

Беседу вела Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Книжка классная!
  2. БГ - супер!
  3. Гребенщиков и армянская тема - сколько общего, духовного! Я в восторге!
  4. А ведь судьбе так было угодно, чтобы они оба встретились...
  5. а название Аквариум - как появилось? Очень загадочно звучит.
  6. предыдущему автору: Думаю,"Аквариум" - а значит прозрачный,чистый (душа),где есть рыба (христианский символ). А может просто простое,благозвучное и запоминаемое слово.
  7. Не спится. Вновь и вновь перечитываю интервью с Борисом Гребенщиковым. Как оказывается просто и ясно можно говорить о Боге и быть при этом понятным и интересным.
  8. почему люди ссорятся, не дают другому развиваться? да потому что тотальная грызня и нетерпимость в людских сердцах поселилась. выход таков - каждое домохозяйство должно максимально отгородиться от другого. Никаких тёщь, общежитий, колхозов! Проклятие тем, кто поселяет в родовом доме зятька, в ущерб своему сыну-наследнику!
  9. в публикации задаются вопросом: почему люди ссорятся?
  10. БГ - философ!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты