№ 4 (163) Февраль (15-28) 2011 года.

Дети Малаки-Тавуза

Просмотров: 3488

О роли Армении в формировании курдской национальной мысли

В нашем ереванском дворе жила девочка Лейла. У нее был брат и еще две сестры, и благодаря им все мы знали, кто такой Малаки-Тавуз, где находится Лалеш и что сюжет «Ромео и Джульетты» перекликается с древней йезидской легендой. В их семье соблюдали традиции, в том числе и кулинарные. Все дети окончили музыкальную школу и получили высшее образование. А потом их разбросало по всему миру. Уедет ли когда-нибудь Лейла в Киркук, неизвестно. Но ясно одно - с тех пор, как на карте появилась автономия Иракский Курдистан, армяно-курдские отношения подверглись серьезной метаморфозе.

В Армении больше курдов-йезидов, то есть сохранивших в чистом виде древнее верование - йезидизм. В период Советской Республики во всем Закавказье почти не осталось курдов-мусульман: незадолго до Великой Отечественной войны они были сосланы в Среднюю Азию как враждебная советской власти этническая единица. В Армянской ССР остались йезиды, сохранившие свою древнюю религию вплоть до эпохи атеизма. Кроме того, они строже своих исламизированных собратьев соблюдали чистоту крови. Преданность этого народа своим корням оставалась загадкой в глазах иных остряков: чтобы сохранить традицию в чистом виде, многие йезиды отказывались от советских благ вроде бесплатного образования и продолжали жить старым укладом. Между тем, национальная культура курдов сама по себе очень развита: и музыкальная традиция, и прикладное искусство, и устные предания. На самом деле этот народ жертвовал очень многим, чтобы в тайне от суровых цензоров и сохранить свою религию, и вести образ жизни, не оскорбляющий Малеки Тавуза - божества йезидов. Первый их бог находился слишком высоко и был безразличен к судьбам людей. Зато второй - Малеки-Тавуз, которого принято изображать в виде павлина, - слышит смертных лучше. В исламской традиции образ павлина считается интерпретацией падшего ангела, а к самим йезидам мусульмане относятся как к поклонникам сатаны.

Попытки получить собственную государственность предпринимались курдами несколько раз. В большинстве случаев - на территории Турции и приграничных с ней районах Ирака и Сирии. История советской автономии Красный Курдистан также была недолгой - с 1923 по 1931 год. На территории автономии не было крупных городов, поэтому все административные учреждения находились за пределами Красного Курдистана. И вот курдская карта разыграна. Север Ирака стал для них первым государственным образованием такого масштаба. Впрочем, на существующей карте Великого Курдистана эта автономия занимает лишь небольшую южную часть. Северные пределы включают восточную часть современной Турции, то есть Западную Армению, а также территорию бывшей автономии Красный Курдистан - Кельбаджар, Лачин. Собственно, это самый острый вопрос в армяно-курдских отношениях.

Виллайеты Восточной Турции застроены армянскими городами. Курды здесь жили издревле, живут и теперь. В основном это сельское население. В мемуарах Дживана Аристакесяна, записанных в 1960-е годы, рассказывается о курдско-армянском селе, на которое напали турки. После того, как армяне были вырезаны, несколько курдских семей забрали армянских сирот. А некоторые из них воспользовались оставшимся после убитых имуществом. Сегодня простому обывателю трудно понять, участвовали ли курды в Геноциде армян или же сами стали жертвой кровавых чисток. Все было неоднозначно: с одной стороны уничтожалось йезидское население, с другой стороны курдские карательные отряды участвовали в уничтожении неисламского населения. Прибывших в Советскую Армению йезидов приняли и обогрели, насколько это было возможно в разоренной и нищей стране.

Совместно пережитый страшный опыт негласно скрепил отношения двух наций. Именно в Армении издавалась йезидская газета, появилась передача на языке курмаджи, до сих пор в Армении есть йезидские школы. Но самое главное - именно в Армении формировалась йезидская интеллигенция. Озвучивать самую болезненную для обоих народов тему было нельзя, и это особенно сближало сознательную часть йезидской и армянской интеллигенции. Ни в Грузии, ни в Азербайджане не могло быть такой благодатной почвы для пробуждения национального самосознания йезидов. Только в Армении они находили понимание и поддержку в главной своей беде, а в других республиках СССР они оставались просто национальным меньшинством. Москва, так же, как и Ереван, формировала курдскую интеллигенцию. Тогда это были молодые люди из Сирии, Ирака, Ирана, которые приезжали в СССР за высшим образованием. Но в Москве курдский патриот получал диплом и коммунистическую политподготовку. А в Ереване еще и такой бесценный бонус, как образец национального самосознания, опыт сохранения генетической памяти в условиях тотального подавления. Во всех других странах они оставались обособленной этнической единицей со своими проблемами, и только в Армении они могли развиваться в среде, не чуждой их проблемам и пережитому прошлому. Именно здесь у курдов была свобода от прессинга, возможность развития своей культуры. Армянская патриотическая мысль была им близка и понятна.

В настоящее время многие йезиды выехали из Армении в Россию. И здесь они стараются по-прежнему сохранять старый уклад, насколько это возможно Нынешний мир сильно изменился. Сегодня нет никакой проблемы, живя, скажем, в Москве, быть в курсе последних событий небольшой деревни под Карсом. Современный курд из Москвы в курсе всех новостей об Оджалане, знает, в какой семье в Украине есть девушка на выданье для его сына и где ему лучше вести свой бизнес - в Тбилиси или в Киркуке. Общество во всем мире преодолевает границы, в частности, условные границы Курдистана, которые оказались шире фактических.

Курды слишком долго ожидали появления своего государства, это стало возможным сегодня, потому что оказалось в интересах мировых держав, много лет державших в запасе курдскую карту. Актуальным становится формирование интеллектуальной элиты. Значительную ее часть, скорее всего, составят именно армянские йезиды, гражданская позиция и политическое видение которых формировалось на армянской почве в прямом и переносном смысле. И как бы ни складывались в дальнейшем армяно-курдские дипломатические от-ношения, совершенно очевидно, что армянское влияние на формирование новой курдской мысли сильнее всех прочих.

Нарине Эйрамджянц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Умопомрачительная публикация. Никакого т. н. Курдистана на Армянских землях!
  2. Чтобы не было Курдистана на армянских землях, нужно рожать больше детей чем курды и эмигрировать в Россию и на Запад в меньшем количестве. А в противном случае Курдистан в обозримом будущем образуется на всех армянских землях и винить в этом надо будет не курдов а только самих себя.
  3. Спасибо редакции, что обратилась к курдской теме и теме армяно-курдских отношений. Как начало разговора на эти темы статья очень хорошая. Надеюсь, будет какое-то продолжение. Необходимо способствовать пониманию того, что курды не составляют какой-то монолитной массы. Они разделены по религиозному и многим другим признакам на разные группы. С каждой из них армянам нужно выстраивать свои отношения. Скажем, езиды вообще не считают себя курдами и имеют в курдами-суннитами очень напряженные отношения как в Армении так и в Ираке. Нам нужно искать союзников в курдской среде, при этом отдавая себе отчет, что не все курды могут нам ими стать.
  4. Разумеется, курды - не монолитный этномассив... И чёртопоклонники езиды (мелик-э-тауз,то есть в переводе, "величайший ангел", и есть сатана)- это ещё наиболее "добрый" сегмент курдской цивилизации. Поглядите, во что эти племена превратили Армянское нагорье! Разрушили, изгадили и опустынили всё, куда только ступала их нога; в некоторых районах даже трава уже не растёт. А столько курды армянской крови пролили, сколько испоганили армянских душ, разрушили родовых гнёзд! Нет числа. Но счета к оплате ещё не предъявлены... Стратегия заинтересованной стороны может быть примерно такой: способствовать дальнейшей эскалации конкуренции курдов и турков, с целью максимального взаимного ослабления этих этнических оппонентов армян.
  5. Стивен, не теряйте хладнокровие. Курды-сунниты действительно принесли нам много зла. В том числе в период геноцида. Но причем здесь езиды, подвергшиеся в те же годы таким же гонениям со стороны турков и курдов-суннитов? Они фактически разделили с нами нашу судьбу. Во время Сардарапатской битвы на стороне турков действовала курдская конница, а на нашей стороне езиды во главе с Джаангир-Агой. Есть еще курды-шииты (Заза), которые не участвовали в геноциде армян, принимали и прятали у себя уцелевших армян. Они хоть и говорят на одном из диалектов курдского языка, тоже (как и езиды) фактически курдами не являются и не считают себя их частью. Даже среди курдов-суннитов есть силы, резко осуждающие геноцид армян и участие в нем курдов. Пока это в основном только красивые слова, но мы, к сожалению, не в том положении, чтобы записывать себе во враги всех подряд без разбора. Нужно не забывая всё плохое искать общие интересы, координировать борьбу с общим главным врагом. А главное самим (как народу) набираться жизненных сил. При сохранении нынешних демографических тенденций мы без всякого геноцида просто исчезнем на своей исторической родине. А нам на смену в лучшем случае придут курды, а в худшем турки. Впрочем особой разницы нам уже не будет.(((
  6. Под турецкими курдами-шиитами, вы вероятно подразумеваете курдские племена Дерсимли. Они базируются в древней армянской области Дерсим - это полудикая горная страна к юго-западу от Эрзерума, к юго-востоку от Эрзинджана. Дерсимли, часть которых вероятно армянского происхождения, в свое время мирно соседствовали с армянским населением Дерсима и т. п. / А вот ваши демографические предположения относительно РА - действительно пессимистичны и ... маловероятны. Скорее, ваши прогнозы-тенденци исполняться на "плодовытых" курдах и турках, чей генофонд, в действительности, неуклонно истощается и признаки вырождения видны невооруженным глазом. А Армения превратится, думается, в эффективный центр управления мировой армянской диаспорой и, невиданых по объемов ресурсов./ Наверное,для армянских организаций было бы правильным не просто наблюдать за развитием тур.-курд. интриги, но и попытаться направить ее по определённому руслу. Но, я знаю, армяне этого никогда не сделают - маккиавелизм им не по душе. Ну что, пусть поступают с врагами по-армянски, то есть по-христиански. Возможно, это и есть самая лучшая из стратегий.
  7. Стивен, мои демографические предположения основываются на официальных данных. Согласно переписям населения, население Турции продолжает неуклонно расти причем довольно быстрыми темпами. В Армении же уже довольно давно другая ситуация. Рождаемость не обеспечивает даже воспроизводства населения и эмиграция продолжается. Какие тут могут быть перспективы? А самое печальное, что у нас мало кто осознает всю серьезность положения. Все мечтают о возвращении земель, но не думают, как их заселить. Мы даже освобожденные земли между НКР и Арменией заселить не можем. А это крошечная территория по сравнению с тем, что в Турции осталось. Нам нужно серьезно думать как пополнять имеющийся человеческий ресурс и не разбрасываться имеющимися союзниками, которых, к сожалению, и так мало. Езиды тяготеют к армянской государственности больше чем к курдской. С турками у них всегда отношения не складывались. Это наши союзники и надо к ним нормально относиться. С обычными курдами все сложнее. У нас общий враг, но и проблем друг с другом хватает. Тут нужна очень взвешенная позиция. И нужно быть готовыми, что завтра на западе нашим соседом станет не Турция а Курдистан. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Надо понимать, что такое развитие событий не исключено и просчитывать свои действия на этот случай.
  8. я не удивлюсь, если окажется, что население ТР в действительностй ок. 25 млн. чел.
  9. религия езидов - это невероятная смесь из трёх мировых религий, плюсь поклонение... дьяволу.
  10. армяне такие умные, что обманут даже главного шайтана, не говоря уже о дьявольски хитрых турках. Ничего удивительного.
  11. если перевести заголовок, то получиться - "Дети сатаны". об инкубах, что ли написано?
  12. По полученым мною сведениям, главный храм (капище) езидов расположено примерно в 30 милях от Мосула (Сев. Месопотамия). Название капища - Шейх-Аде; названо по имени главного езидского пророка,жившего в 12 веке. Описание капища: мрачная пещера; укращения отсутствуют. У входа, справа, священный родник. В глубине пещеры - алтарь, на котором находится святыня езидов - бронзовое изображение мелик-тауза (изображение павлина). При капище живёт главный жрец-шейх всех езидов мира - верховный авторитет езидов. Главный шейх хранит в пещере все сокровенные книги езидов ( в основном на арабск. языке, а также семь изображений мелик-тауза, которые по преданию собственноручно дьявол передал шейху Аде. Вход в алтарную комнату разрешается лишь главному шейху и т. д. В религии езидов всё еще много чего неиследованного и неизведанного и тайного.
  13. сегодня за чашкой кофе я сказал сэру Рэндольфу Дженкинсону: "Знаете, но в своей массе езиды - добрый народ". Шеф в ответ молча допил свой кофе.
  14. В Азербайджане курды быстро ассимилировались с азерами.Видно у этой нации нет чувства государственности,поэтому-то у них досих пор и нет государства.Кочевники одним словом.
  15. Когда Стивена (на время!) покидает хладнокровие, его можно и нужно читать. Браво! Все так и есть: курды попили нашей кровушки, а сегодня гадят на наших землях в Западной Армении. Они пасут своих баранов и овец на склонах Арарата, не испытывая при этом никаких чувств. Разве что жажда чобанов мучает в жару. А армяне пробираются к великой горе почти тайно, пряча за пазухой трехцветный флаг, который они гордо демонстрируют на вершине горы. В тот момент армянин готов умереть от счастья. Курд вряд ли испытывает какие-то высокие чувства. Когда совсем припрут власти, курды выходят на улицы Диарбекира и протестуют. И мало кто знает из них и вообще хочет знать, что некогда город сей был величествен и назывался Тигранакерт, в честь великого армянского царя... Неразвитые, как малые дети, они с недоумением наблюдают, как к развалинам Ани, где они пасут скот и сушат ватину и кожу, подъезжают дорогие автобусы. Из них выходят богато одетые нездешние люди, которые все ходят по этим развалинам, все фотографируют и вздыхают. Местным, вечным кочевникам и скотоводам, непонятны странные туристы, совсем непонятны:и чего туристов носит сюда, чего здесь потеряли?.. Я не говорю, что курды, как и турки, - наши враги. Просто вот такой малоразвитый и отсталый народ, не готовый к созданию собственного государства. Их насчитывается несколько десятков миллионов, а сами ведут кочевой (по Европе и Востоку) и полуассимилированный (в Турции) образ жизни... А все эти ученые разговоры про курдов-суннитов, курдов-шиитов, езидов, - вот это от лукавого. Да, мы заинтересованы в деятельности РПК, чтобы турки с курдами вели борьбу на взаимоуничтожение. Но Оджалан мотает срок на острове Имралы, ряды боевиков РПК поредели и дезориентированы, в руководстве курдов нет единства, идет пресловутая борьба за власть. И не факт, что курды - представим гипотетически! - в случае победы на турками и создания на НАШИХ землях Курдистана, поделились бы с Арменией властью или землями. Это очевидно... Курдам пожелал бы повышать не только рождаемость, но и уровень культуры своего крайне отсталого народа. Турки не признают курдов за нацию, называя их "горными турками". На деле, начиная с позапрошлого века, турки относились к курдам с опаской, как к большой головной боли. Но умело ими манипулировали, настраивая против гяуров. И в боях использовали этих диких кочевников, создавая полки вооруженных всадников хамиддие (что-то вроде русских казаков)... А Курдистан уже есть - в Северном Ираке. Только вот провозглашать независимость курды там как-то не торопятся.
  16. Stiven, дьяволопоклонство йезидов - это интерпретация исламских ученых, это их подача. курды масса очень неоднозначная, но поверьте сплотиться если надо они смогут. Их сила в перепетенных родственных связях, и это надо понимать.
  17. Stiven, дьяволопоклонство йезидов - это интерпретация исламских ученых, это их подача. курды масса очень неоднозначная, но поверьте сплотиться если надо они смогут. Их сила в перепетенных родственных связях, и это надо понимать.
  18. Уважаемая Наринэ, я не осмеливаюсь вступать с вами в полемику. Пусть будет по-вашему; даже несмотря на то, что мелик-тауз есть падший ангел, и езиды верят, что когда-нибудь Всевышний простит мелик-тауза./ Но да исполнится на курдской цивилизации тоже самое (и доброе и злое), что они исполнили на армянской цивилизации! Да ниспошлёт Господь на известные племена невиданный мятеж в пределах ТР, и внутренние распри! / А ваша публикация, конечно, интересна.
  19. Стивен, стойте, дайте подержаться за умного собеседника. А что вы скажите о втором йезидском божестве, которое слывет у них безразличным к людским делам?
  20. Уважаемая Наринэ, забыл добавить, что вся эта дисскусия под вашим текстом сконструирована таким образом, чтобы максимально позабавить автора. Ведь вы, неравнодушны к разного рода экстравагантсва, разве нет?
  21. Кстати, сегодня шеф за чашкой кофе вновь заговорил о езидах: "Мне кажется, что автор могла бы включить в публикацию некий сюжет - текст только выиграл бы". - Вы о чем это? - спросил я шефа. - О капусте, - ответил шеф и как-то странно улыбнулся.
  22. Езиды(верующие) не употребляют капусту - традиция запрещает им. Предание объясняет странный запрет так: давным-давно приключилась битва между езидами и персами. И вот, в самый решающий момент конь под езидским главкомом споткнулся о растущий на театре боевых действий кочан капусты. Стратегическая битва была проиграна езидами. С тех пор шейхи запрещают езидам прикасаться к капусте.
  23. О, вас это удалось))) Сдавая материал в редакцию я была уверена, что про девочку Лейлу уберут, куда уж там включать кОпусту. Ведь НК известен своим лютым консерватизмом, а я знаете ли, училась писать у легкомысленных американцев. Что до йезидов, до знавала я и таких, которые не только капусту, но даже курицу ели, а Лалеш на стеночке так и висел.
  24. И все-таки идея с капустой мне нравится. Тем более что я родилась в год кролика )))
  25. знаете, я не хочу вас провоцировать своими комментариями на продолжение переписки; меня это немного коробит; всё-таки вы - Автор, т. е. существо в некотором роде стоящее выше нас - простых форумчан; это примерно как если бы некая принцесса с балкона вступила в разговор с кем-нибудь из собравшейся у королевского дворца многотысячной толпы (аудитория НК - ведь тысячи и тысячи читателей - целая толпа). наш удел - выражать свое мнение о вашем платье, о улыбке и т. п. ваших литературных достоинствах. Пусть до вас долетают выкрики вроде этого: Иосиф Орбели приложил много усилий для развития курдоведения не только в Арм.ССР и т. п. В ответ машите веером и улыбайтесь. /знаю - вы не терпите, когда кто-то учит вас правилам. Ну, можете швырнуть с балкона чем-нибудь...
  26. Ну все, понесло некоторых форумчан. Пустой треп пошел. Весеннее обострение, наверное. Сказать людям нечего, теперь комплиментами друг друга одаривают.
  27. Нариночка, отложите веер в сторонку, лучше - отправьтесь в Нац. библиотеку. Там вы вероятно сможете углубить свой интерес о езидах, прочитав 2-ой выпуск книжки XIII Записок Кавказского Отдела Императорского Русского Географического общества, вышедщего в свет в Тифлисе, в 1891 году. Выпуск полностью посвящён курманджи и езидам. Вот библиография содержания: 1) Егиазаров С. А., Курды Эриван. губернии; Курманджийские тексты; Краткий этногр. -юридич. очерк езидов Эриванской губ.; Заметки о турецк. езидах; Краткий русско-курманджийск. словарь; 2) Карцов Ю. 3., Извлечения из заметок г. Сиуффи об езидах; 3) Загурский Л. П., Краткий руско-курмандж. словарь./ Существует и множество другой литературы о уважаемых езидах. /Спасибо автору за нестандартный очерк о курдах.
  28. И я, конечно же надеюсь, что Вы великодушно простите мне мою нестандартность, все-таки, с моей стороны не очень хорошо нарушать формат газеты...
  29. Миледи, пожалуйста не просите у меня прощения ни о чём! Тем более, что мне симпатичны именно подобные вам нестандартности (шат етакркирек дук)... Но, увы, я не могу дальше писать вам разные глупости - мое читательское сердце уже сложено перед ножками другого автора - Лерочки (с которой я даже не знаком) . Кроме того, мне кажется, что в публикации вы очень уж смешиваете вместе курдов и езидов и наивно полагаете, что езиды смогут занять руководящие посты в разных виртуальных Курдистанах.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты