№ 5 (164) Март (1-15) 2011 года.

Векторы воздействия арабских революций на Армению

Просмотров: 4184

В настоящее время «судороги глобального кризиса» сильнее всего проявляются в странах арабского мира. Подавляющее большинство исследователей рассматривает версии происходящего в панарабистском и даже панисламистском контексте.

«Неужели центр революции, модернизации и последующей консолидации перенесется на Арабский Восток и XXI век станет веком арабов?» – задается вопросом социолог Владимир Коробов.

По его мнению, «все новые сообщения с Востока свидетельствуют о том, что пожар революции разрастается и события происходят по радикальному сценарию. Арабский Восток неумолимо вслед за Ираном возвращается к своим фундаментальным ценностям. Может быть, это даже не возвращение, а возникновение нового – если революция победит – исламского арабского государства, способного поспорить с мировыми центрами силы».

Американский публицист и издатель Михаэль Дорфман считает, что «в арабском мире происходит давно предсказанный неоконсерваторами «эффект домино», какой произошел ранее в Советском блоке и Латинской Америке». Он придерживается того мнения, что западная цивилизация уже давно не «западная», а глобальная. Антизападные тенденции, по утверждению публициста, не являются оригинальной альтернативой, а лишь реакцией на различные аспекты этой цивилизации и, следовательно, хорошо укладываются в ее рамки. «Фундаментализм, по сути, является радикальным, а во многих аспектах и революционным движением, черпающим из Корана обоснование для своих актуальных и радикальных общественных идей».

Главный вопрос, по мнению профессора культурологии из Свободного университета в Берлине Ларисы Бельцер-Лисюткиной, можно сформулировать следующим образом: «сложится ли в ближайшее время единый антизападный фронт исламских стран?» Впрочем, «ответа на этот вопрос у меня нет. Пока можно наблюдать только то, что во всех этих странах есть влиятельные силы, выступающие за такую позицию. Но не менее влиятельны и их противники. В том же Иране последнее слово еще отнюдь не сказано. Исламизированным массам противостоят прозападные элиты и средний класс. Идет процесс размежевания политических лагерей и создания политических систем. Чем он завершится, в какой фазе наступит стабилизация исламского мира, будет ли этот мир политически единым или в нем будут продолжаться скрытые и явные процессы брожения – это пока открытый вопрос», – считает профессор.

По мнению большинства исследователей, речь идет о восстании против неоколониализма под антиамериканскими, антиевропейскими и антиизраильскими лозунгами. «Израиль с волнением наблюдает за разворачивающимися событиями, для этой страны есть реальная угроза оказаться в окружении исламских недружественных стран, а значит – угроза новой опасной войны или военного противостояния», – заключает социолог Владимир Коробов.

Как эти процессы могут воздействовать на Армению? Ведь нельзя исключить возможность того, что к власти в ряде арабских государств могут прийти радикально настроенные исламистские силы, представители которых воевали против армянского народа в Карабахской войне.

В первую очередь - это угроза формирования общего негативного фона в отношении Армении, как государства, находящегося в конфликте с исламскими странами и отторгнувшего исламские земли. Не секрет, что Турция и Азербайджан изначально стремились придать армяно-азербайджанскому противостоянию характер «джихада» и тем самым подчинить панисламизм идее пантюркизма и

паназербайджанизма, ставшего его неотъемлемой частью. Подобный курс не был поддержан большинством арабских стран и Ираном. Однако исключить возможность того, что с приходом к власти в ряде стран представителей радикальных структур ситуация может измениться, нельзя. Тем более с учетом происламистского характера правящей в Турции политической элиты, ее усилий поддержать именно радикальный фронт арабских революций. Кроме того, азербайджанское руководство само работало и продолжает работает в пантюркистском, панисламистском и даже панкавказском направлениях.

В контекст братства мусульманских народов Кавказа вписывается уже панкавказский тезис, который просматривается на фоне активизации усилий по удержанию северокавказского фактора в перспективной войне против Армении. Гейдар Алиев был готов воспользоваться любым удобным случаем, например, на торжественном вечере, посвященном двухсотлетию Шамиля, он сказал: «Мы в Азербайджане считаем шейха Шамиля героем борьбы за национальную свободу народов всего Кавказа. Одной из самых значительных сторон борьбы шейха Шамиля является то, что она объединила кавказские народы, сделала их солидарными, сроднила… Мы принадлежим одной религии. Исламская религия, ее моральные ценности, обычаи и традиции веками объединяли наши народы, укрепляли дружбу и братство… Но Армения совершила агрессию против Азербайджана, нанесла нашей республике очень большой урон. 20% территории оккупировано вооруженными силами Армении. Более одного миллиона азербайджанских граждан насильственно изгнаны из мест проживания, живут в палатках. Все это удар, нанесенный единству Кавказа».

Возможный приход к власти исламистских структур в ряде арабских стран создаст потенциальную угрозу армянской безопасности. Международные усилия, направленные на предотвращение прихода к власти радикалов, соответствуют интересам Армении.

Кроме внешней опасности, существует и внутренняя. Каким образом захлестнувшие арабский мир революционные волны могут отразиться на внутриполитических процессах в Армении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять характер самих событий.

В первую очередь надо исходить из того, что арабские революции продиктованы мировым экономическим кризисом. Отнюдь не все проявления протестного движения в этом огромном регионе рассматриваются, а уж тем более интерпретируются в религиозном или панарабистском контексте. Иначе как объяснить откровенно выжидательную позицию исламистских структур в том же Египте? Очевидно, что исламисты не подготавливали это движение. Более того, в первые дни беспорядков радикальные структуры вообще не вмешивались в процесс, не предпринимали попыток возглавить революционное движение. Акции протеста изначально носили социальный характер, причем с одной стороны выступали широкие разночинные массы, с другой – силовые структуры.

Очевидно, что и Запад не был подготовлен к подобным событиям. Он до сих пор не разработал четкой позиции на предмет целесообразности проведения в этих странах всеобщих выборных мероприятий – базового механизма западной демократии. Отсутствие четкого курса объясняется неопределенностью перспектив в связи с возможным приходом к власти радикальных религиозных структур. Стратегия Запада основывается на перенаправлении протестного движения в контролируемое русло посредством внедрения в конкретные страны «приемлемых лидеров».

Например, в Египет был срочно командирован бывший директор МАГАТЭ, физик-ядерщик, лауреат Нобелевской премии Аль-Барадеи, который не имеет понятия о сути противоречий в египетском обществе. За неимением другой возможности, именно его – «страшно далекого от народа» человека - пытались навязать восставшим массам в качестве политического лидера. Или другой пример: в Тунис вдруг вернули из шестнадцатилетней лондонской эмиграции Рашида Ганнуши – вождя исламского движения «Возрождение», который предложил восставшим соотечественникам некую модель «исламского либерализма». Все это указывает на то, что Запад, действительно, не подготовлен к таким масштабам и формам революционного движения.

В локальном смысле речь идет о восстании против национальных режимов, неспособных в условиях глобального кризиса обеспечить работой и нормальным заработком народ, и в первую очередь - образованную молодежь. Показательно, что на транспарантах протестующего населения мирно сосуществуют изречения из Корана и знаменитый портрет Че Гевары – свидетельство того, что к движению примкнули и левые силы. Едва ли это обстоятельство сочетается с сугубо исламистскими лозунгами, как раз наоборот - оно демонстрирует разнообразную природу восстаний. Можно привести еще много других примеров, свидетельствующих о разнохарактерности событий, о невозможности объяснить происходящее лишь отдельно взятым религиозным или панарабистским фактором.

Несмотря на обилие версий происходящего, в целом можно признать, что именно мировой экономический кризис является причиной всех революционных движений.

Мировое разделение труда привело к появлению стран с периферийной экономикой, полуколониальных государств, которые, с одной стороны, являются полноправными субъектами международного сообщества, членами ООН, с другой – находятся в прямой зависимости от иностранных топливных, коммуникационных, банковских и прочих структур. Кризис последних непосредственно сказывается на периферийных странах. Отсюда – рост цен на товары первой необходимости, усугубление социальных противоречий, дальнейшее расслоение общества, неумение властей противостоять «метастазам системного кризиса». Все это в конечном итоге и способствует формированию революционной ситуации. События в арабском мире нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от мирового кризиса.

Воздействие этих процессов на Армению уже становится серьезным внутриполитическим фактором. Резкий рост цен на основные товары (в отдельных случаях наблюдается троекратное повышение розничных цен - например на картофель) лишь усугубляет социальную напряженность. В настоящее время в Армении завершился процесс классообразования, самоопределились антагонистические слои общества, хотя этот факт теоретически не зафиксирован. Разрыв между теорией и практикой удобряет внутриполитическую почву Армении семенами демагогии. В частности, захлестнувшие арабский мир революционные волны преподносятся радикальной оппозицией исключительно как борьба против диктаторских режимов, которая вскоре охватит и Армению.

Неадекватное толкование событий обуславливает альтернативные сценарии развития, становится предметом внутриполитических спекуляций. Очевидно, что причины, обусловившие кризис в Греции, и причины панарабского протестного движения – одни и те же. Различия продиктованы преимущественно региональными особенностями.

Выделяется, например, латиноамериканское движение, причем в этом регионе развита и мощная теоретическая мысль. Еще в середине прошлого века там сформировалась концепция периферийной экономики: аргентинец Рауль Пребиш выдвинул понятия «центр» (ведущие развитые страны) и «периферия» (экономически отсталые районы мира) и заявил о необходимости разработки новой стратегии сопротивления. Детищем развитой латиноамериканской мысли стал легендарный Че, портрет которого сегодня сопровождает арабские массы почти наравне с изречениями из Корана. Проблема в том, что в отсутствие теоретических объяснений происходящих событий все протестные силы в Армении рассчитывают на «статус Че Гевары».

18 февраля лидер радикальной оппозиции Левон Тер-Петросян, выступая на многотысячном митинге в Ереване, заявил: «Я совершенно не сомневаюсь в том, что парад освобождения от ненавистных диктаторских режимов путем мирных общенародных демонстраций, начавшийся в Киргизии, Тунисе, Египте, Алжире, Йемене и продолжающийся повсюду, рано или поздно дойдет и до нас, так как положение нашего народа не лучше, чем положение народов в этих странах, а режим в Армении не менее диктаторский и ненавистный, чем режимы в этих странах… Единственный способ избежать нежелательного развития событий – президентские и парламентские выборы, которые уже из политической необходимости переросли в задачу нации и государства».

Таким образом, вырисовываются векторы воздействия арабских революций на внутриполитическую жизнь Армении. В настоящее время трудно предугадать, какой из векторов – внешний или внутренний окажется более жизнеспособным.

Арис Казинян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Вот что я прочитал про Азербайджан в обзорной статье субботнего выпуска "The Wall Street Journal" - "В этой небольшой закавказской республике алиевский династийный клан победил один раз и больше никому не даст не то что победить,но даже покуситься на его власть.Это общее правило исламской "демократии",однако,не распространяется на христианский анклав - Нагорно Карабахскую Республику"
  2. А в этом и заключается наше преимущество перед Азербайджаном. У нас хоть убогая, хоть и не очень честная, но демократия. В перспективе возможен новый президент, новый национальный лидер. У азеров - Алиев навсегда. Если его не скинут после неудачного нападения на Арцах.
  3. В Армении не демократия,но классический олигархический авторитаризм! При демократии, сменяемость власти гарантирована и неизбежана, а в Армении, в ходу только ее квазиформа не более. Где сменяемость то? Неужели кто-то верит что если победит не Саркисян, он все равно не будет президентом? Давайте признаемся, что это не реально! А если так ,то и демократии никакой нет просто узурпация власти происходит путем проведения псевдо-выборов которые все рано ничего не решают. Просто азеры пошли еще дальше у них уже создана целая полит. династия и узурпация власти без давления извне, будет продолжаться еще очень долго.
  4. Автору, на мой взгляд, так и не удаётся объяснить причины т. н. арабск. восстаний. Ничего удивительного - поток доступной информации позволяет лишь строить разные гипотезы в т. ч. даже с духом Че в качестве персонажа; плюсь рассуждения о неоколониализме. Роль России в событиях не обозначена... И в результате, читатель ещё больше запутывается в происходящем; единственное, что в тексте вполне достоверно - картошка значительно подорожала. Правда, без ответа -почему? /Пусть уважаемый Модератор нажмёт на кнопку с цифрой "пять/"
  5. Стивен ты глуп как пробка от шампанского. Причем здесь россия и ее роль в этих событиях. Арабы хотят жить как полноправные члены мирового сообщества - вот истинная причина всех этих недовольств с их стороны. Своими природными ресурсами они не один десяток лет содержат европу со всеми ее демократическими институтами, а сами влачат жалкое существование. Разве это справедливо.
  6. Никто Европу, особенно разные нищие государства, не содержит. Процветание Европы - в её высокой конкурентноспособности, в относительно высоком интеллекте населения, традициях, умении хозяйствовать и создавать такие ценности, создание которых, например в Непале, очень проблематично.
  7. Господь Бог,создавая человечество,четко руководствовался принципом-одним мозги,а другим углеводороды.Исключения,типа Турции,у которой нет нефти и газа или Норвегии,у которой они есть, лишь подтверждают правило.Что касается того,что мусульмане содержат Европу,клянусь Аллахом-сущая правда,эти ленивые христиане-европейцы только и делают,что лежат,курят кальян,пьют чай,почесывают филейные части и развлекаются с многочисленными женами,тогда как талантливые и работящие муслимы,спроектировав и построив мощную нефтегазовую инфраструктуру,содержат деградирущую старушку-Европу. А какие чудо-небоскребы,искуственные острова,фешенебельные отели,современные самолеты и лайнеры,роскошные яхты и автомобили создают мудрейшие из мудрых муслимы.А какая у них высокая культура,чего стоят хотя бы танец живота или мугам.Кстати,насчет мугама-эти противные дикари-европейцы нанизывают на антенны своих радиоприемников кусочки свиного сала,дабы не слышать божественное пение исполнителей мугама-хананде.Особое место в мировой культуре занимают азерцы, у них целых две книги-"Китаби Деде Горгуд" и "Али и Нино",а эти совсем плохие европейцы утверждают,что первая книга-поздняя компиляция с фарси,а вторую написал еврей Лев Нуссибаум,чего никак не может быть,поскольку азерцы самая древняя,самая культурная,самая мудрая и толерантная нация на свете,клянусь,очень честное слово.
  8. Прошу прощенья,я непростительно забыл одну важную деталь.В то время,как трудолюбивые, европокормящие муслимы строят Большой Адронный Коллайдер,добиваются фантастических успехов в генной инженерии,нанотехнологии,кибернетике,криогенной технике,космонавтике,компьютеризации,пересадке человеческих органов и т.д.,эти бездельники-европейцы пять раз в день,задрав задницы молятся,после чего режут на улицах баранов и досыта наевшись призывают к священной войне против миролюбивых,всепрощающих,кротких и толерантнейших муслимов.Несправедливо,клянусь,совсем честное слово.
  9. Вася, инфо на схожую тему. По данным ЮНЕСКО, Израиль и Армения лидируют по количеству научных публикаций в американо-европейских научных журналах! Азерцы от зависти удавятся! Они же у нас такие умные куда деваться, нефть есть, мозгов не надо! Тем и живет их жалкое стадо koyun-oв, во главе с ильхамчиком первым.
  10. Уважаемый constantine,подумаешь удивили-научные публикации.Да кому они нужны.Вот общенациональный №1 прислал с того света очередную рукопись "Гейдар Алиев:дружба грузинского азерского народов- пример в мире" (не меньше,не больше).Творческим коллективом,то-есть "литературными неграми" еврейского происхождения,руководил сам Фуад Бабаев-гендиректор(!!!) серии "Издание центра исследования наследия великого Гейдара Алиева"(!!!!!!!!),уср...ся можно,а вы говорите научные публикации.
  11. Вы допустили одну ошибку,говоря об отсутствии мозгов у азерцев,вы должны были уточнить,что речь идет о головном мозге,который у большинства из них отсутствует,в отличии от костного мозга,который у них в избытке.
  12. Восточные страны по природе своей далеки от демократии. Отсюда и нечестное перераспределение благ, в частности, общего природного богатства - нефти. Если бы азеры были умнее, то скинули алиевский клан. А они все орут про "гарабах бизимдир!". Вся провинция там - НИЩАЯ. А Алиев сотоварищи прибрал к рукам всю нефть. Т.н. ГНКАР (гос.неф.ком.АР) на самом деле - частная компания Алиева. "Государство - это я". Хи-хи-хи, как пишет тут один умник с Апшерона.
  13. Если начнутся в Азербайджане революционные события по ликвидации Алиевского режима,власти ничего не останется,как начать военные действия с НКР.Арцах и Армения должны быть готовы к такому повороту событий.
  14. в воздухе всё ещё витают мысли о возобновлении арм -азерб войны. Как вы полагаете, где источник, генерирующий эти мысленные образы?
  15. Азербайджан-страна (скорее ее подобие,то-есть failed state-несостоявшее государство)в которой узаконен режим династийного султаната.Как заявила султанша Мехрибан Ариф-кызы,она была невесткой "президента",стала женой "президента" и надеется стать матерью "президента".Я уверен, что "общенациональному вождю" №2 в настоящее время ничего не угрожает.Помните притчу о человеке, которого наказали,привязав его к дереву,чтобы его ели муравьи.Пришел добрый человек и сказал,что он не может развязать его путы,но может очистить его от муравьев.Наказуемый взмолился и попросил не делать этого,потому что эти мурввьи уже сытые,а придут новые... Алиев II уже достаточно подгреб под себя,да и папаша,вождь№1-Гейдар Алирза-оглы за годы царствования основательно подсуетился.А придет новый султан,приведет с собой новых голодных везиров и нукеров-сами понимаете.Я уже не говорю о том,что активная часть азерского поголовья эмигрировала из султаната,чтобы прокормить оставшихся парнокопытных особей.Так что делать революцию в Азеристане некому.
  16. Я,хоть и не профи,но постараюсь ответить.Я полагаю,что в Азеристане,хотя бы в администрации султана есть с десяток консультантов-референтов,то-есть особей,оличающихся от среднестатистических азерских парнокопытных,наделенных только костным мозгом, наличием головного мозга.Так вот они и информируют султана о том,что пара десятков ракет земля-земля,выпущенных с противоположной стороны по давно уже пристрелянным целям,пошлют всю нефтегазовую структуру Азеристана на предмет из трех букв,которые любят писать дети на заборах.А особи,типа Абиева и другие милитари-петушки,время от времени,с подачи султана,кукарекают "Карабах бизимдир".
  17. ВАСЯ,браво,брависсимо.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты