№ 6 (165) Март (16-31) 2011 года.

Хыдыреллез – христианская традиция донских армян

Просмотров: 4062

«Самым большим народным праздником считался день святого Геворка - 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Новой Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров». Так отписывает Мартирос Сарьян народный праздник Хыдыреллез.

Церковный праздник, посвященный Георгию Победоносцу (Сурб Геворг), Армянская Церковь празднует 9 октября. По армянской версии, Георгий жил во второй половине II – начале III вв., служил в римской армии при императоре Диолектиане, был христианином. В годы правления Диолектиана возобновились гонения на христиан. Подвергся гонениям и Георгий. Его обезглавили после восьмидневных пыток.

Позже житие св. Георгия превратилось в легенду. Согласно ей молодой воин-христианин Георгий убил копьем дракона, опустошавшего палестинские земли и съедавшего детей. С тех пор он стал именоваться Георгием Победоносцем. 23 апреля православные христиане, в том числе и греки, празднуют день св. Георгия Победоносца. В этот же день, а не в октябре, по традиции празднуют и армяне Крыма.

В турецком фольклоре праздник Хыдыреллез тоже отмечается 23 апреля, в день встречи пророков Хыдыра и Ильяса. По турецкому поверью, они братья, договорившиеся вернуть на землю Весну. Они встречаются всего лишь раз в году. От соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны - Хыдыреллез.

Веротерпимость и толерантность характерна была для всех народов Крыма, праздник Весны их объединял. Христиане отдавали дань своему святому Георгию, татары - Хызыру и Ильясу, турки - Хыдыру и Ильясу.

Множество поверий связано было у нахичеванцев с этим праздником. Считалось, что человек, попробовавший в этот день мясо молодого ягненка, наполняется силой и здоровьем. Также верили, что если в этот день собрать лекарственные травы и цветы, приготовить из них настой и выпить его, то исцелишься от всех болезней. А если этим настоем вымыть лицо, то обязательно помолодеешь.

Праздновали нахичеванцы Хыдыреллез во дворе церкви святого Георга с 23 по 30 апреля. Церковь находилась между Нахичеванью и Ростовом, несколько ниже здания Северо-Кавказской железной дороги, ближе к Ростовской границе. В дневниковой тетради «Давтар» Иосифом Аргутинским было записано: «В году 1783 в воскресенье 10 основал св. Георг». Вот при этой церкви и проходил Хыдыреллез.

Иосифу Аргутинскому не по нраву был нахичеванский праздник, но все его попытки отменить его успеха не имели. Многочисленное духовное сословие крымских по происхождению армян рьяно ограждало старозаветные обычаи от проникновения чуждых нравов.

Светлана Хачикян, историк, Ростов-на-Дону

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. весьма интересно. Шат лава грвац.
  2. В статье «Хыдреллез – христианская традиция донских армян», к сожалению, допущены некоторые исторические неточности. Хыдреллез является не христианским, а мусульманским праздником. В Турции его ежегодно отмечают 6 мая. Сведения об этом празднике можно найти во всех справочниках и календарях, выпускаемых в Турции. Армяне Причерноморья, то есть армяне, выходцы из Трабзона, Самсуна, Джаника, Орду и из других мест, ныне проживающие в Абхазии, Краснодарском крае, Адыгейской республике отмечают этот праздник также 6 мая. Этот праздник в Турции посвящен началу весенних сельскохозяйственных работ, а 8 ноября – подводится итог всей трудовой деятельности. 6 мая празднуется еще один праздник – греки отмечают день Святого Георгия Победоносца. Совместное проживание турок, армян и греков в Причерноморье привело к тому, что армяне были вынуждены наравне с турками и греками принимать участие в проводимых празднествах. И эта традиция сохранилась до сих пор.
  3. нор-нахичеванские армяне, о которых речь в публикации - это потомки крымских армян (бытовой язык, в основном был половецкий); последние - переселенцы, как считается, из Ани и Верхней Армении...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты