№ 7 (166) Апрель (1-15) 2011 года.

Сочи: когда людям не хватает любви, они идут в церковь

Просмотров: 8250

История армянства Сочи крепко связана с двумя городскими церквями. Одна из них - Сурб Саргис находится в самом шумном и пестром по национальному составу районе, в адлерском. Здесь гудит не прекращающаяся ни днем, ни ночью олимпийская стройка, живут тысячи рабочих из разных регионов России, стран СНГ. Прежней идиллии, безмятежного спокойствия нет и в помине. Но армянская церковь в Адлере до сих пор, несмотря на перемены, сохранила приподнятую, даже праздничную атмосферу, несмотря на свое скромное внутреннее убранство. А теперь, в нынешнем «столпотворении народов» отец Езник - настоятель Сурб Саргиса задумал проводить и церковные праздники армянского календаря.

Обряд должен отражать евангельскую истину: «человек - высшее существо по замыслу Бога, не понимать этого, значит прогневить Господа, пойти против природы, следовательно - против самого себя» – объясняет Тер-Езник.

На Сретенье- «Трндез» 14 февраля погода в Сочи была плохая, дождь со снегом, пронзительный ветер. Народ, собравшийся в церкви Сурб-Саргис, в праздничном оживлении окружал костры, разожженные прямо в церковном дворе. А 19 февраля был впервые торжественно отмечен праздник святого полководца Саркиса (Сурб Саркис) . Многие с удивлением узнали, что существует специальный обряд благословения молодых. И совершается он именно в этот день.

На Крещение прихожане армянской церкви не стали устраивать заплыв в море, хотя адлерцы ежегодно в ночь на 19 января по традиции проводят «массовые погружения в море». «Не обязательно воспринимать обычай так буквально, - говорит священник армянской церкви Тер-Наири. - Омываться надо изнутри, очистив свои помыслы и сердце от всего дурного». Армянская Церковь имеет ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её от византийского православия. Это, как ни удивительно, притягивает в единственную армянскую церковь адлерского района многих представителей других конфессий. Привлекает людей и открытость, радушие священников.

Святых отцов интересно слушать, их суждения и проповеди стоят на фундаменте богословия, однако полны живых, верных наблюдений за окружающей жизнью, за людьми. Тер-Езник Казарян закончил духовную семинарию при Эчмиадзине, потом учился в Православно-социальном институте в Армавире. В Сочи священник рукоположен на пастырское служение в 1991 году. Его стараниями и на средства армянской общины Сочи построено в 1993 году оригинальное здание новой церкви по проекту архитектора Ованеса Задикяна.

Службы здесь проходят ежедневно. Приход растет. В праздники заполнен до отказа церковный двор, украшенный звонницей и четырьмя хачкарами - памятными крестами. Один из хачкаров - в память о жертвах катастрофы самолета Армавиа, случившейся над Черным морем пять лет назад. Символический «жертвенный» крест, сложенный из множества маленьких крестов, стал местным символом. Большая заслуга в воодружении хачкара принадлежит армянской общине Сочи, и Грачу Макеяну, нынешнему председателю сочинского отделения САР, который финансировал работы по его доставке и установке. Памятник работы скульптора Григора Григоряна везли через границы трех государств на специальном транспорте. Церемония поминовения погибших в авиакатастрофе проходит ежегодно 3 мая. Начинает его всеобщая молитва «за упокой», а поминальная проповедь священника всегда заканчивается ободряющим : «память дает силы жить».

Отец Езник стремится участвовать во всех общегородских церковных праздниках, когда в богослужениях участвуют священники сочинских христианских церквей, – русской, греческой, грузинской, армянской. «Главное сейчас уберечь душу от соблазнов, - говорит он. - Праздники - своего рода проповедь Писания через обряды. Не обязательно часто ходить в церковь. Но каждый армянин обязательно должен знать молитву «Отче наш» - наизусть». Тер-Езник хочет всей душой, чтобы церковь стала духовной опорой, оплотом и центром общения, объединения людей. При церкви Сурб Саркис работает воскресная школа, где дети изучают армянский язык и учатся постигать смысл слова Божьего. Небольшое здание школы уже не удовлетворяет количеству желающих приобщиться к основам веры. Отец Езник собрал довольно внушительную аудио- и видео библиотеку. «Мне бы хотелось, чтобы люди шли в церковь не толкло на службу (служба, как и положено, ведется на благозвучном «грабаре»-древнеармянском), но чтобы приходили со своими вопросами, в жажде узнать что-то главное о жизни, выслушать совет священника, пообщаться. Мы всегда к этому готовы».

«Вообще, – после паузы неожиданно добавляет отец Езник. - людям не хватает любви».

Он пишет стихи о любви, на армянском. Все не хватает времени, чтобы найти переводчика на русский…

Другой сочинский поэт Ашот Кочконян посвятил свои строки:

«Мы взяли тяжкий крест Христа на плечи,

И клятва вере в нас была свята,

А впереди сияло счастьем вечным

Великое учение Христа».

строителям первой армянской церкви в Сочи Сурб Хач. Она была возведена построена на народные деньги, добровольные взносы и благотворительные пожертвования.

В трудные, полные испытаний 90-ые годы из охваченной войной Абхазии в Сочи бежали тысячи армян. Армянская церковь стала своего рода «штабом», где распределялась гуманитарная помощь, оказывалось содействие в обеспечении временным жильем, дежурили медики.

Сейчас церковь, как десять лет назад — небольшой молитвенный дом. Вечером в пятницу в Сурб-Хач можно зайти, чтобы наверняка встретить здесь друзей. Многие армяне Центрального района Сочи приходят и на службу, и просто так — пообщаться, друг с другом и с настоятелем Тер-Комитасом Хачатряном. Он служит здесь уже больше 10 лет, после того, как был переведен епархией из Пятигорска.

Прямо за молитвенным залом церкви «Сурб-Хач» скрывается уютная и просторная гостиная с телевизором. На стенах комнаты и полках книжных шкафов - рисунки и скульптура, работы самого настоятеля. Поначалу они касались лишь духовных тем. Теперь отец Комитас пишет пейзажи и исторические сюжеты.

Ранним утром, когда многие ещё спят, он приходит в церковь, где тишине рождаются его картины и скульптуры. Сейчас Тер- Комитас увлечен живописью. Художники, научные сотрудники Сочинского художественного музея не раз предлагали ему провести персональную выставку в музее. Это в перспективе, а сейчас у отца Комитаса множество неотложных задач. Тер-Комитас признается, ему интересно работать с людьми. Откуда берутся силы? «Силы дает Господь»…

«Приходят люди другого вероисповедания: католики, евангелисты. Я думаю, их притягивает атмосфера церкви, ее аура» - говорит отец Комитас. Общаемся с ними, разговариваем. Я никого не убеждаю и не агитирую. Каждый человек свободен в своем выборе». Нередко потом эти люди высказывают желание стать прихожанами армянской апостольской церкви», - рассказывает он. В церковном служении , где каждое намерение и действие на виду, надо следовать жизнеутверждающим и спасительным истинам веры. «Мы можем жить радостно» - это кредо священника.

Тер-Комитас второй год издает духовную литературу. Недавно вышли три новые книги: «Христианская вера», «окно в мир Армянской Церкви», с рисунками самого Тер-Комитаса.

Не раз глава епархии Юга России епископ Мовсес Мовсесян отмечал, что благодаря расположению армянской церкви в Сочи ей суждено стать центром духовного возрождения не только армян , живущих здесь, но и их соотечественников из ближнего зарубежья. Армянская церковь давно, выражаясь официальным языком, участвует «в духовно-нравственном воспитании сочинцев». При администрации города создан общественный совет, в который входят настоятели многих церквей Сочи , в том числе и отец Комитас. Значение церкви, если оценивать процессы последних двух лет, растет.

Натэлла Саакова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отличный материал.Спасибо автору,которая представила нам настоящих армянских священнослужителей.
  2. Не бывал в Сочи,но узнал многое из статьи Натэллы Сааковой.Особенно поразила разнообразность таланта Тер-Комитаса,он хорошо рисует и издает духовную литературу.Традиции великих духовных лидеров сохраняются,значит нас невозможно победить.
  3. Издевательство над нашей традиционной церковной архитектурой! Что это вообще за церкви? Кто их строил? В Иране, до чего дошли что церкви похожи на мечети, это форменное безобразие!
  4. Уважаемая Натэла Сааковна хотя Вы написали про Сочинские Армянско Апостольские церкви . но к сожалению нет духовности в Вашей статье. Каждое воскесенье и ежедневно люди ходят в церковь. Где интересно Вы увидели телевизор ? Почему нет фотографии Тер Комитаса и Тер Норайра . Ваша статья очень слабая. Вы наверно очень далеи от церкви. Рекомендую :"Не пишите больше об этом"
  5. Я ПРОЧИТАЛ СТАТЬЮ; ХОРОШАЯ СТАТЬЯ, НО ЕСТЬ НЕДОЧЕТЫ! 1. ВЫ ПИШИТЕ, ЧТО В ЦЕРКОВЬ ХОДЯТ ЛЮДИ С ДРУГОЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕЙ. ДРУГИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ЭТО БУДДИСТЫ МУСУЛЬМАНЕ, А КАТОЛИКИ И ЕВАНГЕЛИСТЫ ТОЖЕ ВЕРОИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО. МОЖЕТ Я НЕ ПОНИМАЮ, НО ЧТО ТАКОЕ "ДРУГИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ"? 2. ПЯТИГОРСК ЭТО НЕ ЕПАРХИЯ ЦЕРКОВЬ, В ПЯТИГОРСКЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЕПАРХИ ЮГА РОССИИ В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ. МНЕ КАЖЕТСЯ ,ЧТО ПЕРЕД ВЫПУСКОМ СТАТЬИ СВЯЩЕННИКИ ДОЛЖНЫ ПРОСМОТРЕТЬ ВСЮ СТАТЬЮ И ТОГДА НЕ БЫЛО БЫ ТАКИХ НЕЛЕПЫХ ОШИБОК
  6. Да здравствуют армяне Сочи!!!!!
  7. Очень приятно, что СМИ уделяют внимание духовной составляющей нашего города. Но желательно предварительно тексты публикации согласовывать с настоятелями церквей. Надеюсь в дальнейщем будет более плодотворное сотрудничество СМИ с религиозными организациями г. Сочи.
  8. Хочу тепло поприветствовать Всех, кто счел необходимым высказаться на счет прочитанного! Отрадно, что все что связано с духовной жизнью армянского народа вызывает неподдельный интерес у многих читателей этого издания и тем самым подтверждает необходимость в такого рода публикациях. Не в обиду журналистам (чей нелегкий труд заслуживает большого уважения), скажу, что статья задумана интересно, но реализация явно не дотянула до высоты ее сути... Призываю Всех, кому статья чем-то не угодила: - Братья, родные, прошу, будьте терпимее и сдержаннее в своих высказываниях... По теме статьи же, хочу добавить следующее: такие священники как Тер-Комитас - истинное украшение и надежда ААЦ да и всего нашего народа, а его многочисленные таланты лишь подтверждение его тонкой душевной организации и безусловного соответствия его незаурядной личности тому непростому предназначению, которую ему избрал Господь! Любите и прощайте друг друга! С Уважением, Гайк Бегларян
  9. Да благословит Господь армян Сочи и всего Краснодарского края!
  10. в любом случае очень даже хорошая публикация. Армянское духовенство, как и ирландское, всегда было богато на ученых и богословов и деятелей культуры.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты