№ 7 (166) Апрель (1-15) 2011 года.

Проблемы становления политических институтов в Армении

Просмотров: 3651

Еще несколько лет назад мы были вправе утверждать, что страны постсоветского пространства в своем большинстве все еще находятся в периоде социально-политического транзита. На сегодняшний день, картина прояснилась: часть стран уверенно пошла путем северно-европейских политических тенденций; другие страны явно копируют авторитарные тенденции, условно говоря, ближневосточного типа. То есть, очевидна разница между принципами и способами ведения политики в Литве и, скажем, Узбекистане. При этом конституции этих стран могут и не отличаться разительно, что говорит о вторичности текстов и первичности исторически слагаемой, политической культуры каждой нации.

В этих обстоятельствах, политическую ситуацию в Армении можно охарактеризовать как нечто промежуточное между этими двумя тенденциями. С одной стороны в Армении вряд ли возможно пожизненное президентство или передача этого поста по наследству, в пределах одной семьи, или запрет оппозиционных политических партий. С другой стороны, очень даже можно предположить передачу власти «по наследству», в пределах одного политического клана, «партии власти» и злоупотребление информационными, финансовыми, а также административными ресурсами во имя этой цели. Слабость демократических традиций и институтов, гонения на особо активных правозащитников или организации и, в целом, коррупционные традиции, непотизм придают стойкий восточный «акцент» каждодневной политической и общественной жизни Армении. Все знают, что реальная политика делается вдалеке от здания парламента. Сам парламент, как институт демократии и как ветвь власти, явно не пользуется высоким рейтингом в стране. Наше «полупрезидентское» государство на самом деле, в основном президентское. Парламентские выборы, воспринимаются обществом, как «выяснение отношений» между ведущими политическими силами, а парламент - не как политическое явление, а как казенный клуб на правительственном содержании. И дело не только в том, что люди видят, что парламентские дебаты зачастую не имеют ничего общего с реальными социальными проблемами, это присуще и европейским парламентам. Процесс партийного строительства и выборов тоже не внушает доверия обществу, и было бы удивительно, если бы орган, образованный в результате такого избирательного процесса, обладал общественным доверием.

Предсказуемость выборов дает основание не только  радикальным либералам, но и широким слоям электората заявлять и о монополизации власти, и об узурпации ее одной политической силой. Чем не Восток? В таких условиях, на развитие парламентаризма, как реальной, движущей силы становления демократических институтов и традиций, никто серьезно не надеется. Более того, те эксперты, которые пытаются увидеть в реальных процессах зерна будущего оптимистического сценария, вряд ли могут рассчитывать на серьезное обсуждение и общественный отклик. А ведь без этого невозможно реальное разделение властей законодательной, исполнительной и правовой и создания фактора противовесов как общественного баланса.

Призывы к свержению негибкой и неотзывчивой власти имеют право на существование но, беда в том, что многие в простом факте изменения властных фигур видят решение всех проблем. между тем, если общество не видит в чем его реальная задача оно, вряд ли сможет использовать даже фактическую смену власти в целях долгосрочного общественного блага. Если взглянуть на не давние революционные перевороты в странах севера африканского континента и Ближнего Востока то, в основном, они как раз и явились выражением крайне обострившегося недовольства людей, и более всего, их отчужденностью от реальной политики и процесса принятия решений. Власть в верхних эшелонах бесконечно оторвались от народа, и игнорировала реальные социальные процессы, в результате, на «грешной» земле образовались политические лакуны, которые и были заполнены новыми, исподволь созревшими политическими силами. Бунтующие массы только так могли донести до правящей верхушки свои мысли.

И, тем не менее, после того как революционные страсти улягутся, народам предстоит строить новую жизнеспособную политическую систему – сбалансированную, прозрачную, ориентированную на приоритет закона. Более того, как бы тут не наступить на те же грабли: никто не может гарантировать, что овладевшая умами масс свежая политическая сила не захочет прочно удерживать власть на протяжение еще многих десятков лет, на основании своей «всенародности», что есть категория внеполитическая, как не крути.

Пожалуй, есть смысл попытаться увести общественный процесс от этой пассионарной ловушки. Ведь процессы кристаллизации политической системы имеют свои объективные законы, и даже в Армении они исподволь работают. Избирательная власть является, в какой-то степени, зеркалом политической культуры и продуктом становления и развития многопартийной системы.

В этой сфере в Армении есть сдвиги. Общественно-политический климат явственно меняется. Несмотря на инертность и неповоротливость системы, идет кристаллизация системных явлений, процессов. Многие крупные партии, под давлением мнений и ожиданий электората, вынуждены точней обозначать свое место на «шахматной доске» политики и отказываются от двойной игры. Незначительные партии, партии «одного лидера», партии с невнятной позицией, уходят с арены или входят в блок с крупными, и фактически уже не удостаиваются отдельного упоминания. Сколь-нибудь значительные партии, явно сбиваются в три, условно говоря, мобилизационно-идеологические группы: республиканского типа (т.н. «правящая коалиция»), либерального (Армянский Национальный Конгресс), и социалистического (Народная партия, АРФ Дашнакцутюн, Оринац Еркир). То есть, они начинают выступать носителями явно конкурирующих друг с другом политических курсов, и служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Все это, в принципе, может вылиться в систему двух с половиной партий (как, например, в ФРГ), при которой какая-либо третья обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести порой существенные коррективы в борьбу двух основных партий, вместе собирающих голоса около 80% избирателей. А это означает уже совсем другой парламент по сравнению с нынешним, где явное превалирование голосов правящей коалиции не позволяет развернуться настоящей политической борьбе, имеющей (в идеале) целью общественное благо и поиск оптимальных путей к его осуществлению.

Несмотря на явный тренд, тенденция укрепления и укрупнения формальных и естественных политических блоков, явно не осознается армянскими партийными лидерами и политически-активным населением, как начало нового общественно-значимого процесса. Между тем, осознание может привести к сознательному овладению процессом, что могло бы в какой-то степени его ускорить, и вывести избирательную власть в первый ряд политического процесса, как легитимную силу социального представительства, что опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои, и является их представителем на политической арене.

В принципе, такой процесс может вывести нашу нацию и общество к более рельефному и структурно-обозначенному гражданскому поведению, которое и приводит людей к осознанию себя гражданами, делает более значительной их роль в формировании устойчивых и дееспособных политических институтов, политического сознания и культуры страны и, в конечном счете, ликвидирует ту пропасть, которая отчуждает их от публичной политики (что подтверждает история европейского парламентаризма).

Многим такой путь, кажется долгим и непредсказуемым, но гораздо менее предсказуем путь периодических «бессмысленных и беспощадных» бунтов-однодневок, которые ничего не дают конструктивного для становления гражданского общества и демократии, но дают карт-бланш на продление сомнительной политической жизни разным сомнительным политикам, для которых жизни людей – разменная монета в их игре. Конечно, и в правящей элите не меньше людей сомнительной репутации. Тем более, общество должно научиться мыслить категориями, а не одномоментными эмоциями, иначе его очень легко увлечь красиво оформленными бессмысленными призывами. Акции гражданского неповиновения даже в европейских странах, где велико уважение к закону, зачастую выливаются в бессмысленные разрушительные бунты (вспомним стихийные молодежные выступления в Афинах, Мальме, Лондоне). Однако в целом, система там достаточно сильна, чтобы выдержать такие удары. И коммуникация в рамках «власть-общество» не идеально, но все же функционирует. В наших условиях, трата времени на уличные побоища как форму коммуникации, не кажется сколь-нибудь осмысленным действом. Надо выбирать между эволюцией и топтанием на месте. Надо приветствовать, даже небольшие шаги по направлению к более разумно устроенному обществу.

Выборы не за горами, и на сей раз подготовка к ним политических сил началась раньше, чем обычно. Означает ли это что партии стали более серьезно воспринимать электорат и его роль в выборах? Или просто хотят перестраховаться? В любом случае, общество на сей раз вряд ли допустит пренебрежительного к себе отношения. Те силы которые не видят этого, которые полагают что «политика есть искусство удерживать людей от участия в делах, которые их прямо касаются» в итоге могут потерпеть жестокое поражение.

Шушан Хатламаджян, аналитик, координатор программ ереванского Института гражданского общества и регионального развития

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. В Армении настоящей оппозиции нет. Левон такой же, как власть. Только еще хуже. Нужна третья сила!!!!!!!!!!!!
  2. АНК спекулирует социальным недовольством народа. А власть ничего не делает, чтобы погасить страсти. Президент должен сделать более решительные кадровые шаги, удалив всех одиозных и коррумпированных деятелей из своего окружения.
  3. Хороший был бы союз - партия НАСЛЕДИЕ, движение САРДАРАПАТ, партия ДАШНАКЦУТЮН. Ну и Карапетыча за компанию можно взять. Он клоун, но Раффи поддерживает, власти критикует, Левона на дух не переносит. И у его НПА свой, пусть малограмотный, но электорат. Свои 3-4 процента КАрапетыч внесет в общую копилку. Вот такой блок нужен - Наследие-АРФД-Сардарапат-НПА. Как думают форумчане?
  4. я например думаю, что нужна эволюция, а не революция в РА. Армянским государственникам можно изучить например опыт гос. преобразований в Грузии, которая достигла внушительных успехов по гуманизации административных структур - путём импорта европейских моделей менеджмента и стандартов. Это мои наблюдения. И применить опыт в условиях РА. Весь т. н. криминальный налёт (сильно преувеличенный в сознании форумчан) в РА может быть ликвидирован за короткое время. Нужно в т. ч. малость европеизировать сознание населения.
  5. Вы правы, нужно европеизировать и сознание народа, и нравы в стране. Но криминала в Армении хватает, вы тут не правы. Чтобы выпустить пар, Серж Саргсян немедленно должен отправить в отставку - своего брата, депутата САШИКА САРГСЯНА, спикера парламента ОВИКА АБРАМЯНА, руководителя фракции РПА ГАЛУСТА СААКЯНА. И вообще в депутатском корпусе от РПА нужно провести капитальную ЧИСТКУ. Там многие депутаты занимаются только лоббированием интересов своих фирм. На народ им глубоко НАПЛЕВАТЬ. Президент просто обязан предпринять решительные кадровые шаги. Всех деляг - в отставку!!!!
  6. Опять эти пустые разговоры о эволюции! Откуда это у вас Стивен? Эволюция возможна там, где есть СМЕНЯЕМОСТЬ власти, а в Армении это не возможно в принципе! Кто по вашему, должен эволюционировать? Президент или его олигархическое и криминальное окружение? Так что ли? Но это же, несерьезный разговор и банальная демогогия! Саркисян может пойти на косметические изменения , но глубинных преобразований, от него ждать не стоит!
  7. Саркис, ваше предложение мне больше нравится , чем вариант АНК где собрались одни реваншисты и аодовские разрушители государства! Проблема однако в том, что Раффи не та личность готовая на реальную борьбу, а дашнаки будучи достаточно долго в союзе с коррумпированной властью, потеряли практически весь свой электорат и доверие многих национально мыслящих людей. Что до Карапетыча, то вы сами все сказали, он просто клоун с небольшим числом малограматных, маргиналов-избирателей...
  8. Мне нравится этот "расстерльный список"! Сашик Саргсян, Овик Абрамян, Галуст Саакян. Еще бы сюда добавил главных коррупционеров страны - председателя Госкадастра имущества Ерванда Захаряна, который разворовал фонд "Возрождение Шуши" и с землей та-а-а-а-акие сделки делает, мама не горюй! И еще начальника полиции Алика Саркисяна - он просто не тянет. Это не полиция независимого государства, а примитивные менты образца 70-х годов, начиная их формой, их профессиональной подготовкой и философией мелкого взяточника. И гнать этих господ президент должен НЕМЕДЛЕННО. Видите, вчера очередной митинг АНК прошел. Надо президенту взять инициативу у ЛТП в свои руки.
  9. Нет, ВСЕХ-ВСЕХ бизнесменов-олигархов надо гнать из парламента. Они только личными делами занимаются. Дураку понятно - принимай законы, чтобы не было конкурентов, ты монополист, делай бабки. Временщики долбаные! Это не парламент. РПА превратилась в партию коррупционеров и карьеристов. Они доиграются, что левоновские реваншисты смогут взять до 30-40 процентов на выборах. Что, честных и профессиональных людей в Армении не осталось?
  10. Сашик Саргсян ногой открывает дверь любого кабинета и ведет себя, как наглый сицилийский мафиози. Он неприкасаемый, потому что родной брат президента. И это можно терпеть????????????
  11. Меня забавляет стиль ереванских экспертов. Понятно, русский язык для них неродной. Вот и стараются писать слишком мудренно и по научному. Г-жа Хатламаджян все изложила тоже чересчур крсиво, но в целом толково. Про ее институт слышу впервые. Там надо быть честным и активным. ПОнятно, что все эти организации существуют за счет западных грантов. Так вот если в эти институты и центры идут только за деньгами, то они только дискредитируют демократию. Завтра с трибуны НС демагоги от РПА будут клеймить их, "пособников ЦРУ и Моссада". А забитый колхоз этого демагога поддержит, потому что у нас европейцев и черсечур культурных не очень любят. Им карапетычей подавай.
  12. Мне нравится эта коалиция Наследие, Дашнакцутюн и Сардарапат. Вместе процентов 15 они наберут без проблем. Еще бы две другие исторические партии - Рамкавар Азатакан и Гнчак - ушли бы от бандита ЛТП с его АНК! Ну а всех коррупционеров давно пора к стенке. Только кто это будет делать, не Серж же?
  13. А что 15-ть процентов что-то могут решить в стране где нужны коренные реформы? Нет,конeчно же! Реально к власти ,может прийти только реваншист Левон со своей аодовской бандой и спокойно набрать 30-40 процентов голосов... Естественно, Армения как государство, ничего от этого не выиграет,а властям то выгодно иметь вот такого слабовольного и коррумпированного деятеля как Левон, сами точно такие же! Ни Сержа ни Левона страна как таковая ,мало интересует, им нужна только власть что бы спокойно хапать!
  14. Согласен с вами, третья сила должна объединиться, чтобы попасть в парламент. А среди коррупционеров надо к стенке мэров почти всех городов, особенно Еревана и Гюмри. Нынешнего мэра Еревана Карапетяна нужно только поддерживать. А вот два его предшественника настоящие бандиты. У Гагика Бегларяна и физиономия была соотвествующая, бандитская. А благообразный и с виду интеллигентный Ерванд Захарян принес вреда Армении больше, чем все азеры вместе взятые. Если бы не этот ворюга, наш Шуши давно бы отстроили. Этот урод Захарян столько наворовал из фонда возрождения Шуши!!!!!!! А президент его не трогает. Странно.
  15. ну и лексикон - "к стенке! " вы что в КНДР живёте? там недавно двух министров расстреляли. и что хлеб с бастурмой от этого увеличился в стране. это всё рецидивы ленинско-троцкисткого образа мышления. государственного, державного мышления у армян не хватает. вот в чём проблема!
  16. А что, усиленное питание этим казнокрадам надо давать? К стенке никого ставить не надо, но вот близко подпускать таких к власти нельзя. Они работают ТОЛЬКО НА СЕБЯ. У народа нет веры в них.
  17. а что народ? На всех не угодишь. Все будут недовольные. Люди сами не знают чего в действительности хотят.
  18. а что народ? На всех не угодишь. ВСЕГДА будут недовольные. Люди сами не знают чего в действительности хотят .
  19. Недовольство у народа возникает так. Ты честный человек, пашешь круглыми сутками, но еле сводишь концы с концами. И вместе с тем прекрасно видишь, что на тебе паразитируют десятки, сотни человек. Разве это справедливо? Так почему человек не может быть недовольным? Это его законное и конституционное право. Но простой труженик должен и добиваться, чтобы Родина избавилась от нагноения. И начать надо очищение с коррупционера N1 под названием ЕРВАНД ЗАХАРЯН. Бывший мэр прославился тем, что налево-направо продавал земли в центре Еревана под элитные жилые дома. В итоге эти уродства торчат то в одном, то в другом месте, уродуя все вокруг. За годы правления этого мэра центр ЕРевана просто задохнулся, а остальные районы города превратились в шанхай. Еще много подвигов совершил Захарян на посту мэра. А вместо нар его посадили в кресло министра Госкадастра имущества. Он же спец по земле - кому какой кусок продать. Этот деятель скоро всю землю Армении распродаст! А главный подвиг Захарян совершил, будучи главой фонда "Возрождение Шуши". Монте, Леонид, тысячи азатамартиков отдали жизни за освобождение Арцаха, а эта мразь под названием Ерванд Захарян разворовала все деньги, поступавшие из спюрка на восстановление Шуши. Таким не место среди честных армян!!! Захаряну полагается 10-15 лет строгого режима. А все конфискованное имущество - на восстановление Шуши!!! Только тогда народ может поверить властям, что лед тронулся, что-то в стране делается в верном направлении. А зэк Захарян будет предостережением остальным крупным чиновникам. Хотят богатства - пускай в бизнес идут. Чиновник должен служить своему народу, своей стране, своему городу.
  20. очень интересно узнать конкретный пример, когда на одном работающем армянине паратизируют десятки и даже сотни(!) людей!
  21. каждый должен начать совершенствование своей Родины с самого себя. нужно спросить себя: какую пользу я принёс стране? Не губил ли флору и фауну? не мешал ли соседу свободно дышать? и т. д. Всё остальные способы реформирования (внешней среды) - это путь утопий.
  22. К сожалению, Закарян не один такой крупный коррупционер. Все повязаны друг с другом. Своих не выдают. Такая сложилась система.
  23. А есть ли в Армении такая структура, как Антикоррупционный комитет? Кто знает?
  24. коррупция расшатывает фундамент государства. из соображений государственного самосохранения политическое руководство РА должно пресечь проявления подобных деструктивных актов.
  25. А возможно, что это самое руководство само погрязло в коррупции. Во всяком случае упомянутый выше бывший мэр Еревана, а ныне министр Ерванд Закарян точно коррупционер. И в Армении был в первой десятке руководства. Как и следом за ним Гагик Бегларян. И посмотрите, как из-за своей жадности эти двое изуродовали наш люимый город. Вся их деятельность сводилась к продаже жирных кусков земли в центре города. В результате появились незаконные (против них возрожали архитекторы и специалисты) "элитны шенкэ", которые совсем не вписываются в ансамбли. И живет там "цвет нации", которым западло где-то в Норкском массиве жить. И торчат эти нелепые элитные жилые дома и все портят. Закарян и Бегларян должны эти дома себе в задницу засунуть! Как и рестораны, которые они разрешили построить в зеленой зоне. Весь город изгадили эти двое...
  26. если какая-либо правящая в государстве группа (группы) желает сохранить свою власть, то она должна ограничивать коррупцию в своих подсистемах до терпимого уровня. Иначе - разложение группы и как следствие неконкурентноспособности, потеря ею власти. Группа Главы РА ради собственных интересов должна бороться с коррупцией.
  27. А они этого не понимают. Жадность, банальная жадность движет этими людьми.
  28. А разве Ерванд Захарян еще не сидит в тюрьме? Туда ему дорога.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты