Пророссийские силы должны консолидироваться
Интервью с президентом Ассоциации политологов Армении, доктором политических наук Амаяком Ованнисяном
Серьезные политические сдвиги, произошедшие в Армении за последние полтора месяца, это первые попытки изменить политический ландшафт страны после предстоящих в мае 2012 года парламентских и в феврале 2013 года президентских выборов. Граждане страны озабочены катастрофическим ухудшением условий своей жизни, безудержным ростом цен, увеличением внешнего долга и перспективой в ближайшие годы выплачивать огромные средства для его обслуживания. А политики спешат начать армянский дебют на кавказской «шахматной доске».
– Амаяк Константинович, как Вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Армении?
– Настораживает, что игроки, разыгрывающие нынешнюю партию - те же самые лица, которые в конце 80-х годов прошлого века сыграли роль в геополитическом гамбите, приведшем к неизбежному и исторически оправданному краху СССР. Так нынешний председатель Общественной палаты при президенте РА, а тогда - главный идеолог Армянского общенационального движения (АОД) и первый после прихода движения к власти премьер-министр Армении Вазген Манукян в опубликованной в 1990 году программной статье «Настало время спрыгнуть с поезда» недвусмысленно указывал на свойственную М. Горбачеву манеру подбрасывать тему – например, о том, что он никогда не допустит отделения республик Прибалтики от Союза – и ждать, как на нее откликнется общество. Сам Манукян признавался, что, когда Горбачев внезапно заговорил о том, что никогда и ни при каких обстоятельствах не допустит отделения республик от Союза, ему и его единомышленникам стало ясно: Советский Союз обречен на гибель и, следовательно, необходимо идти навстречу этой перспективе.
Я вспомнил эту историю, потому что в политике, как и в шахматах, иногда приходится делать неожиданный ход и затем, в зависимости от способности противника разгадать замысел, выстраивать тактику игры. Если, конечно, ходы делаются самими игроками, а не подсказаны остающимися за кулисами геополитическими секундантами. Так, например, специалисты Ассоциации политологов Армении провели текстуальный анализ программной статьи Вазгена Манукяна, и результат оказался ошеломляющим: эта статья никак не вписывается в стиль автора и, судя по всему, была подготовлена в недрах серьезного западного мозгового центра.
– Вы не боитесь оказаться в плену конспирологического анализа? Какие, к примеру, «геополитические секунданты» стоят за нынешней «шахматной партией»?
– Геополитические секунданты после реализации проекта разрушения «империи зла» засучив рукава взялись за новый проект – выдавливание России из постсоветского геополитического пространства, в частности с Кавказа. И если бы не выдающиеся волевые качества, мужество и целеустремленность Владимира Владимировича Путина, эта задача была бы решена уже в нулевые годы и за распадом СССР последовал бы распад Российской Федерации...
– Вы обещали апеллировать к фактам...
– Ну, например, в разгар обсуждения членами правящей коалиции нового меморандума о лишении пророссийской партии «Процветающая Армения» возможности самостоятельного участия в предстоящих парламентских и президентских выборах, а также после первого в нынешнем году общенационального митинга оппозиции 19 февраля в Армении появился Жирайр Липаритян, пионер американского влияния, занимавший в 90-е годы в аппарате первого президента Армении Левона Тер-Петросяна пост главного советника по внешнеполитическим проблемам. Липаритян был первым гражданином США, кому удалось в одной из советских республик в 1990 году занять высокий государственный пост. Этот булгаковский Воланд и на этот раз приехал с миссией: наметить контуры нового вестернизированного поствыборного расклада политических сил в Армении.
После возвращения Левона Тер-Петросяна в политику это не первый и даже не второй визит Жирайра Липаритяна, но зато самый продуктивный. Челночные походы от Сержа Саргсяна к Левону Тер-Петросяну принесли результат: в следующем составе парламента не только не будет ни одной пророссийской политической фракции, не будет ни одного пророссийского политика. Картина будет аналогичной той, которая сложилась в Грузии. И если удастся добиться нормализации армяно-турецких отношений и разблокирования государственной границы, подписанная президентами России и Армении в августе 2010 года пролонгация договора о российской военной базе не помешает под звуки духового оркестра выпроводить российскую военную базу...
– Но ведь принято считать, что Серж Саргсян сам является вполне пророссийским президентом...
– Да, но ведь и Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе также позиционировал себя в качестве вполне пророссийского президента, но в результате его пророссийской деятельности весь политический класс Грузии, за исключением одного-двух маргинальных политиков, вестернизировался и повернулся спиной к России. Шеварднадзе тоже уверял Кремль в том, что засилье во власти в Тбилиси выпестованных в западных образовательных кампусах «молодых волков» уравновешивается его «лисьей» хитростью и хваткой. На поверку эта «хитрость» обернулась против России, а Шеварднадзе благополучно просидел в президентском кресле десять лет, спекулируя на том, что, кроме него, на властном Олимпе нет и не может быть других гарантов сохранения российского влияния.
– Вы считаете, что между президентом Сержем Саргсяном и Левоном Тер- Петросяном произошел сговор о разделении мест в будущем составе парламента?
– Если бы этот диалог и даже сговор произошел без посредников, если бы он состоялся не за счет пророссийской партии «Процветающая Армения», его можно было бы приветствовать как приемлемую цену за сохранение политической стабильности в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса. Однако попытка лишения партии «Процветающая Армения» перспективы самостоятельного участия в выборах в качестве альтернативной пророссийской политической силы свидетельствует о намерении Сержа Саргсяна исключить возможность формирования пророссийской альтернативы собственному курсу. В Армении силен «синдром Шеварднадзе»: альтернатива президенту и возглавляемой им РПА должна быть представлена лишь командой прозападных политиков. Поэтому вполне вероятно, что под патронатом посла США в РА Мари Йованович Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян уже пришли к соглашению о распределении мест в составе будущего парламента.
Судя по всему, предполагается «силовым методом» заставить партию «Процветающая Армения» отказаться от выставления собственного списка на парламентских выборах и согласиться на участие в общем списке с РПА и «Страной законности», что означает фактическое уничтожение этой партии как самостоятельной политической силы.
С другой стороны, на роль политической альтернативы выдвинулся блок партий АНК во главе с Левоном Тер-Петросяном. В результате по аналогии с американским Конгрессом будет сформирована двухпартийная парламентская система, при которой АНК может рассчитывать на 20-25% мест. Наличие у тер-петросяновского конгресса столь солидного представительства, с точки зрения заморских авторов этого проекта, станет для Сержа Саргсяна весомым аргументом для решения своей основной задачи: убедить второго президента Армении Роберта Кочаряна не выставлять своей кандидатуры на президентских выборах 2013 года.
Если учесть, что Левон Тер-Петросян на митинге 17 марта во всеуслышание отказался от радикальных вариантов борьбы за досрочные президентские выборы, очевидно, что власти благополучно дотянут до очередных выборов, и тогда Серж Саргсян со ссылкой на фактор Тер-Петросяна попытается убедить Роберта Кочаряна отказаться от борьбы за президентское кресло.
– Возможность выдвижения Роберта Кочаряна Вы считаете реальной?
– Важно, что эту возможность считает реальной и опасается ее сам Серж Саргсян. Он даже счел для себя наименьшим злом нарушение договоренностей с Кочаряном, которые у них, несомненно, были. В частности, достоверно известно, что Роберт Кочарян одним из главных условий своей поддержки кандидатуры Сержа Саргсяна в качестве своего преемника в президентском кресле выдвинул предоставление твердых гарантий самостоятельной роли и благоприятствования в развитии пророссийской партии «Процветающая Армения» во главе с Гагиком Царукяном.
Я думаю, что попытка уничтожить партию Гагика Царукяна как самостоятельную силу, слить ее с РПА и партией «Страна законности» может лишь раззадорить Кочаряна и заставить его поднять брошенную перчатку. Зная его характер, можно почти наверняка сказать, что именно так и произойдет. И если Роберт Кочарян выступит как противовес плану закабаления и выдавливания пророссийских сил из парламента, то, несомненно, он получит весомую поддержку как в России, так и от пророссийских сил в самой Армении.
– Но почему Вы не рассматриваете в качестве пророссийской партии возглавляемую Сержем Саргсяном РПА?
– Россия является правопреемницей Советского Союза, и я не думаю, что подавляющее большинство россиян могут воспринять в качестве пророссийской правонационалистическую партию, которая была основана радикальными сторонниками разрушения СССР.
Может быть, именно по этой причине в свою бытность президентом страны Роберт Кочарян не стал претендовать на роль председателя РПА, хотя, к сожалению, всячески содействовал упрочению ее позиций.
Во всяком случае, очевидно, что присвоение партией с такой маргинальной идеологией монополии на власть является серьезным препятствием на пути становления в Армении дееспособной современной политической системы. Именно поэтому пророссийские силы в Армении должны консолидироваться и в уже начавшейся игре сделать свои собственные ставки. Нельзя, наступая на одни и те же грабли, играть чужими фигурами. Необходимо жестко потребовать от кормящейся за счет трансфертов из России администрации Сержа Саргсяна прекратить политику ослабления пророссийских сил, в частности, единственной представленной в нынешнем составе парламента Армении пророссийской партии «Процветающая Армения».
Беседу вел Григор Григорян
Оставьте свои комментарии