№ 8 (167) Апрель (16-30) 2011 года.

В Болгарии армян называют своими

Просмотров: 11585

История армянской колонии в Болгарии берет начало с V века. Во времена Византийской империи правившие в этой стране императоры армянского происхождения начали распространять свою власть на формирующееся Болгарское государство и поселили там армян. В IX веке усилиями византийской императрицы-армянки Теодоры Мамиконян христианство было провозглашено в Болгарии государственной религией. Первыми обосновавшимися в этой стране армянами были воины армянских подразделений византийского войска.

В 997-1018 гг. Болгарией правила армянская царская династия Камитопули (армян. Комсадзаг), происходящая от Комита и Рипсимии Армянской. Это была династия православных армян, оставившая заметный след в истории Болгарии. Сыновья основателя династии армянина Комита - Давид, Моисей, Аарон и Самуил правили в разных частях государства, в состав которого входили территории нынешней Албании, Греции, Македонии и Турции.

Царь Болгарии Самуил – сын Комита правил в 997-1014 гг. и за это время, как и его отец, переселил в Болгарию тысячи армянских семей из разных уголков Византии. В его окружении находились армянские военачальники, армяно-халкидонские духовные лидеры, общественные деятели.

Во время царствования Самуила в Болгарии появилось множество топонимов с армянскими названиями, часть которых сохранилась и поныне, например: Арменцо, Арменци, Арменика, Арменио, Эрменци, Армецио и т.д.

В последующие годы в Болгарии появлялись все новые группы переселенцев. Так, зародившееся в VII веке в Армении мощное религиозно-еретическое «павликианское движение» из-за гонений и притеснений частично переместилось в Болгарию. В поисках безопасного убежища семьи этих армян обосновались в разных частях Болгарского царства.

Византийские императоры армянского происхождения Константин V и Иоанн Цимисхий организовали переселение части павликиан во Фракию и южные регионы современной Болгарии. Переселенцы должны были сдерживать наступление скифов на Византию в обмен на свободу вероисповедания. По историческим сведениям, армяне-сектанты верно служили Византии вплоть до падения Константинополя (1453 г.). Впоследствии общины павликиан стали переселяться не только в Болгарию, но и в Грецию, Македонию. Известно, что павликиане из греческого города Никополис, сохранившие свою веру и традиции, после турецкого нашествия вынуждены были сменить место жительства и оказались в Банате на побережье реки Дунай, в регионе между Румынией и Сербией. Эту группу армян исследователи ныне называют банатскими болгарами, их численность достигает 40 тысяч.

Кроме того, в Пловдиве и Бургасе проживают болгары-католики, которые являются прямыми потомками павликиан и даже сохранили некоторые особенности армянских традиций. Представители другого христианского сектантского течения армян - тондракийцы также находили пристанище в этой стране. Часть тондракийцев византийский император армянского происхождения Иоанн Цимисхий насильственно переселил во Фракию и на территорию нынешней юго-западной части Болгарии.

Проживающие на юге Болгарии в Родопских горах помаки считаются потомками тондракийцев и павликиан, переселенных сюда византийцами. Об истории болгарских помаков, имеющих армянские корни, писали многие ученые, но примечательно, что и современные болгарские исследователи в последние годы стали активно заниматься изучением самобытности помаков, которые во время османского ига попали под турецкое влияние.

Нужно также отметить, что почти все болгарские цари были связаны с армянскими царскими домами, и этническое взаимопроникновение сыграло значительную роль в образовании современного болгарского общества. Ассимиляционные процессы среди армян Болгарии протекали интенсивно. По данным переписи 1878 года, только в болгарской части Румелии проживало 5300 армян – последователей Армянской Апостольской Церкви и почти 2000 армян-халкидонитов. В дальнейшем халкидонитов стали считать частью болгарского этноса.

Особенно много армян появилось в Болгарии после резни 1890 года, когда, спасаясь от зверств Абдула-Хамида II, наши соотечественники оказались и на территории Болгарии. Во время балканской войны 1912-1913 годов армянская община насчитывала свыше 40 тысяч человек, многие из которых вместе с болгарами эмигрировали в Латинскую Америку, особенно в Аргентину, Уругвай и Чили. Позднее часть армян из Болгарии оказалась также во Франции и в США.

Легендарный армянский полководец Андраник Озанян храбро сражался во время балканской войны, оставив добрую память и в Болгарии, где его подвиги оценены на государственном уровне - Андраник является национальным героем Болгарии. Он же организовал переселение армянских беженцев из некоторых регионов Западной Армении, которые благодаря его охране безопасно добрались до болгарской границы. Геноцид армян 1915 г. увеличил численность армянского населения Болгарии.

Беженцы из Западной Армении начали активно интегрироваться в болгарское общество, открывая школы и благотворительные организации. В Софии, Варне и Пловдиве выходят в свет армянские газеты. Армянские церкви есть во всех крупных городах, а также в Сливене, Шумене, Старе Загоре, Ямболе, Руссе и др. Армянская евангелическая церковь действует в Пловдиве.

В начале 90-х прошлого

столетия в Болгарию стали переселяться армяне из самой Армении и стран бывшего Союза. Как указывает болгарский исследовательский ресурс, переселялись в основном молодые семьи из Еревана. Миграция армян в Болгарию продолжалась вплоть до 1996 года, а с 2001-го наметился значительный отток переселенцев обратно в Армению.

По данным 2001 года, в стране официально проживало 10832 армянина, однако неофициальные источники указывают иную цифру – 28-32 тысячи армян. По данным армянских организаций Болгарии, к сегодняшнему дню это число выросло и достигает 30 тысяч. Самая большая община сосредоточена в городе Пловдив, в нее входят и католики-болгары, и протестанты, считающие себя предками армян. Сами болгары последних, впрочем, как и всех армян, называют своими.

Многие видные армяне, проживающие в Европе, США и в других частях мира, родились именно в Болгарии, например, певица и актриса Сильви Вартан, американский конгрессмен из Нью-Йорка Стивен Дерунян, российский певец Бедрос Киркоров и др.

Среди известных армян Болгарии – имена Юлии Берберян-Малеевой, сестер-теннисисток Катерины, Магдалены, Мануэлы Малеевых-Берберян, заместителя председателя высшего суда Болгарии Мелкона Мелконяна, министра социального обеспечения Болгарии Тиграна Тебеяна и других.

Болгария, в свое время сильно пострадавшая от турецкого нашествия и оккупации, смогла выстоять, более того, построила национальное государство, которое сейчас переживает сложный переходный период адаптации в семье Евросоюза. В этом национальном государстве свое место нашли и представители различных этноконфессиональных групп, в том числе и армяне. Армянская община в самые трудные для страны времена была рядом с болгарским народом и защищала интересы государства. Впрочем, есть и болгары, защищающие ныне интересы армянского народа и государства, - это видный журналист и общественный деятель Цветана Паскалева, которая свою жизнь посвятила карабахскому движению. Обосновавшись в Ереване, Цветана Паскалева, а вместе с ней и малочисленная, но активная община болгар в Армении символизируют армяно-болгарскую дружбу.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 43 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Замечательная статья!
  2. Называют своими, но вот геноцид так и не признали до сих пор.
  3. Какие симпатичные ребята, эти армяснкие скауты Болгарии!
  4. интересная публикация. добавлю: например во "Всеобщей истории" армянского вардапета Степаноса Таронеци (10-11вв.) читатель найдёт ценные сведения об армянском присутствии в Болгарии.
  5. Комсадзаги (т. е. в переводе примерно "графские дети", а по греч. - Комитопуло) - это ~"фамилия" двух братьв-армян, Самвела и Манвела ( происходят из армянской области Дерджан). Они, военачальники Василия Болагобойца, были отправлемы императором с войском в Македонию для борьбы с царём болгаров. Там они перешли на сторону болгарского царя Алосиана, а после гибели последнего - возглавили болг. гос. образования. И т. д. (о событиях см. сочинения армянских и греческих средневековых историков).
  6. Теннисистки Малеевы никогда не носили двойную фамилию. Юлия Берберян - их мама и тренер, но сестры всегда были только Малеевы. Потом Мануэла вышла замуж и стала Малеева-Франьер. Только на армянских сайтах три сестры значатся почему-то как Малеевы-Берберян. Но это неверно! Нужно все тщательно проверять, не писать лишнего, чтобы наши недруги не говорили, что армяне, мол, всех знаменитостей себе приписывают.
  7. Да, сестры, конечно же, всегда выступали под фамилией отца, а Мануэла потом и под фамилией мужа. Все правильно Армен написал. Фамилию Берберян они никогда не носили. Если есть желание показать незнающим их принадлежность к нашему народу, то Берберян уж хотя бы в скобках надо давать, но никак ни через черточку. Если кто-то интересуется этой семьей могу порекомендовать зайти на сайт ее теннисного клуба. Там есть очень красивые фотографии (http://www.maleevaclub.com/en/club_events_gallery.html).
  8. Статья в целом неплохая, но как можно было умудриться забыть упомянуть в числе известных болгарских армян Норайра Нурикяна? Ведь и сам "НК" в свое время публиковал материал об этом выдающемся тяжелоатлете (http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2006-07/38.html). Его имя надо было первым назвать. Среди выходцев из Болгарии можно было вспомнить также Алис Паникян (http://www.alicepanikian.com/biography/index.html). Ну а активной общиной болгар в Армении прямо заинтриговали. Про Ц. Паскалеву естественно многие знают, это большой друг нашего народа. А вот про общину что-то даже не слышал никогда. Хорошо бы развить эту тему на страницах "НК", если такая община действительно существует и даже проявляет активность.
  9. В середине 80-х годов, когда в Болгарии тоже началась перестройка, самым популярным телеведущим в стране был Кеворк Кеворкян. Острые передачи вел.
  10. Во первых спасибо редакции за статью.Главная информация преподнесена качественно а что касается Малеевых, то если в них течет армянская кровь, почему же не писать? Тем более что они были в Армении в 2005 году и громко говорили о своем происхождении.А тут некоторые наши представители диаспоры начали комплексовать.Есть в Ереване кроме Паскалевой и Альберт Дружинов - знаменитый врач-невропатолог.Он активный член болгарской общины в Армении.
  11. Не писать только потому, что наличие армянской крови никак не отразилось на фамилии сестер, соответственно давать Берберян через черточку это искажение их настоящей фамилии. Бывшая (девичья) фамилия или фамилия матери указывается только в скобках, а через черточку пишется используемая в настоящий момент двойная фамилия. Если считать искажение чьей-то фамилии неправильным является проявлением закомплексованности, то извиняюсь... Больше не буду. А про приезд Малеевых в Армению нельзя ли поподробнее. Кто из них приезжал? Об этом где-то писали? Что-то не могу вспомнить и поисковики ничего такого не выдают.
  12. Спасибо парон Акопян за очень хорошую статью. На мой взгляд все же следовало указать, что после Балканской войны 1912-1913 годов, толпы турков оттуда сбежали на свою историческую родину. Их заселяли в Западной Армении, на землях армян. Именно эти беженцы наравне с курдами проявили невиданное зверство во время геноцида. Это конечно нисколько не умаляет вины других турок- каннибалов. По Геродоту, который доказательств не приводит, прародиной армян являются Балканы, где находится и Болгария. Но это чушь. Именно армяне являются автохтонами этих терориторий, обратного никто не доказал ещё. А вообще ребята, в армянстве мне кажется все ж главное не фамилии, а национальная идентичность и конечно же армянский язык. Если их нет - нет армянского духа, нет общества, нет армянина. Это мои многолетние наблюдения. Нечасто, но такие мне встречались.
  13. Читайте внимательно! Люди указывают на ОШИБКУ, а не комплексуют, как вы говорите! Наши журналисты вообще страдают небрежностью, то есть непрофессионализмом. К Арману Акопяну это относится в меньшей степени, он пишет просто и интересно. Но вот с Малеевыми оплошность вышла.
  14. Уважаемый Уфаеци! Вы правы! Главное национальный дух, иначе идентичность в 21 веке не основывается на фамилии.Примером сказанного является автор этой статьи, который если я не ошибаюсь вообще является этническим греком, но пишет патриотичнее, чем многие армяне.Я читал его давние статьи в греческих журналах и изданиях.Так что главное,кем ты себя чувствуешь а ни кем ты родился.А автору и редакции особая благодарность. Малеевы или Берберян, все равно течет армянская кровь.
  15. Жаль, что болгары с турками так тесны в последнее время..совсем позабыли о том, что сними сотворили нелюди.А ЗА СТАТЬЮ СПАСИБО
  16. Ту, к сожалению, пракматизм берет верх. И болгары, и греки, и грузины, все они были обижены турками, но стараются найти выгоду от дружбы с турками. К тому же в Болгарии 10 процентов турецкого населения. Всегда так было. А сегодня этнические турки представлены в парламенте Болгарии. Вот наши братушки и не поднимают вопрос о признании Геноцида армян.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты