№ 8 (167) Апрель (16-30) 2011 года.

Ври, пока не поверят

Просмотров: 3743

Азербайджанское общество решило свою главную задачу – оно определилось с врагом. В свое время была популярна поговорка: «Если в кране нет воды – воду выпили жиды». В варианте «Если нету воды в кране – воду выпили армяне» она вполне может обрести популярность в Азербайджане. Одним словом, есть враг, есть султан, великий и мудрый, за тебя думают, и нет никакой необходимости думать самому, мучаясь и ошибаясь. Живи – не хочу!

Теперь о грустном. По информации Aze.az от 9 марта 2011 г., 8 марта снайперы вооруженных сил Армении открыли огонь и смертельно ранили игравшего в своем дворе девятилетнего ребенка - жителя села Орта Гервенд Агдамского района Фариза Ариф оглу Бадалова. Пуля попала мальчику в голову. Он был жив после ранения, и родственники повезли ребенка в больницу. Однако по дороге ребенок скончался. Прокурор Агдамского района сообщил журналистам, что мальчик «был доставлен в больницу, однако медикам не удалось спасти ему жизнь». Пресс-секретарь МО Азербайджана Сабироглу полагает, что ребенок погиб на месте, мгновенно. Т.е. медики за его жизнь не боролись. О расследовании ничего не говорится. Какого калибра пуля, если это пуля, из какого оружия выпущена? Как потом выразился азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров: «А что тут расследовать? Как будто в том направлении, откуда был произведен выстрел, сидят не армянские снайперы, а инопланетяне. Как будто в Армении по результатам этого расследования тут же арестуют того детоубийцу и станут судить. Хорошо хоть не наградят медалью! Ведь объявили же в Армении героями убийц ходжалинцев, террористов из АСАЛА, взрывателей московского метро».

Вот с этого места поподробнее. Произошла трагедия, информация противоречива, однако г-ну Джафарову все ясно. Нам – нет. Прежде всего, ребенок играл во дворе своего дома. Т.е. находился в безопасности. Как выяснилось, двор этот находился на расстоянии около полутора километров от армянских позиций и, естественно, существенно ближе – от азербайджанских. Для снайперского огня цель на расстоянии полутора километров недосягаема, на такое расстояние из стрелкового оружия могут стрелять только пулеметы крупного калибра, но в этом случае, как это ни кощунственно говорить, голову ребенка просто разнесло бы и версия о том, что ребенок скончался по дороге в больницу, не могла бы возникнуть. Но вид оружия, из которого выпущена роковая пуля, азербайджанскую сторону не интересует – расследования нет. Тут вспомним, что версия о мгновенной смерти была «вброшена» МО Азербайджана против версии агдамской прокуратуры, фактически опровергающей версию об участии в смерти ребенка армян. Потому-то, скорее всего, г-ну Джафарову и не нужно расследование. Удивительно, что для известного военного эксперта категория презумпции невиновности не существует. Из многочисленных возможных причин смерти мальчика, таких как шальная пуля с азербайджанских позиций, откуда двор Бадаловых, в отличие от армянских позиций, простреливается, игра с боеприпасами, достаточно распространенная среди детей в прифронтовой полосе, неосторожное обращение с оружием жителей села, не говоря о преднамеренности, и т.д., он выбирает недоказуемую армянскую. И в таких категориях мыслят не члены какой-либо националистической группировки, для которых логика на последнем месте, а эксперты. Дальше по традиции идет нагромождение обвинений. Ходжалу, трагедию жителей которого азербайджанская сторона, выждав определенную паузу, когда события были свежи и не все азербайджанцы думали одинаково, пытается спихнуть на армян, привлекая как доказательство зверств армян снимки убитых в Косово. Дальше – террористы из АСАЛА, членство в которой приписывается практически всем армянам, и «взрыватели московского метро». Джафаров имеет в виду дело Затикяна времен советской власти с многочисленными вопросами, но ведь как хорошо звучит в современном контексте! Человек темный, а такие встречаются и среди образованных, невольно может соединить в своем сознании недавние взрывы в метро с армянами.

Член исполкома Азербайджанской общины Нагорного Карабаха (АОНК) Эйваз Гусейнов вообще считает, что «отрицание армянской стороной убийства армянским снайпером девятилетнего азербайджанского мальчика Фариза Бадалова во дворе его дома – образец варварства, соразмерного с отрицанием ответственности армянской стороны в совершении ходжалинской резни». Красиво. Т.е. не совершение преступления, а отрицание его уже варварство. Обвинили – согласись, не раздумывая, чтобы не быть варваром. Дальше – опять Ходжалу. Понятно, что глупо, но может подействовать.

В той же информации «представитель офиса МККК (Международный комитет Красного Креста) в Азербайджане Илаха Гусейнова заявила «Зеркалу», что защита гражданских лиц, живущих в конфликтных зонах, входит в сферу деятельности Международного комитета Красного Креста», и сами они собираются на место трагедии, поговорить с людьми. Отметив при этом, что «власти Азербайджана не обращались к Красному Кресту по данному вопросу».

Получается, что расследование азербайджанской стороне не нужно. И председатель постоянной комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним сношениям Ваграм Атанесян, безуспешно призывая к объективному расследованию, вынужден заметить, что на трагедии семьи Бадаловых делается гнусная политика.

Шаварш Кочарян, замминистра иностранных дел Армении, в своем недавнем интервью программе «Айлур», подчеркнув, что «азербайджанская сторона сделала все возможное, чтобы этот и другие подобные инциденты не были расследованы, потому что истина могла быть раскрыта», делает вывод, что «Азербайджан постоянно себя изолирует подобными шагами. Подняли большой шум, а затем чинят препятствия проведению расследования. Ведь невозможно было армянскому снайперу с этих позиций попасть в ребенка». Насчет того, что Азербайджан себя изолирует, у меня есть некоторые сомнения. Прежде всего, в своей информационной политике он является усердным учеником Турции, которую трудно назвать страной, оторванной от остального мира. Более того, тезис «ложь, повторенная многократно, становится правдой» принадлежит европейцу Геббельсу, и его еще не отменили. Исходя из знания азербайджанской пропаганды, можно достаточно уверенно прогнозировать, что смерть мальчика потеряет актуальность, поскольку отказ от расследования говорит сам за себя, но через некоторое время для азербайджанского агитпропа станет фактом участие в этом армянского снайпера. Примерно как Ходжалу. Информационный взрыв, потом – молчание, поскольку позиция проигрышная, а когда тема несколько потускнела - наступление по всему информационному фронту. Хуже всего то, что в основе – трагедия бедной азербайджанской семьи, потерявшей сына.

Второе относительно новое событие – это реакция азербайджанской стороны на открытие аэропорта в Степанакерте. Тут трагедии нет, есть только угроза эту трагедию сотворить. Как известно, в Степанакерте скоро будет введен в эксплуатацию новый аэропорт вместо старого, закрытого в начале 1990–х в ходе вооруженного конфликта. Первоначально будет налажено авиасообщение с Ереваном, дальше – как дело пойдет. Учитывая, что начальником управления гражданской авиации НКР является Дмитрий Атбашян, опытнейший летчик и организатор воздушного сообщения, география полетов со временем будет серьезно расширена. Азербайджанская сторона, может, и должна была как-то отреагировать на это событие, например, предложить открытие рейса Степанакерт – Баку, но опять из всех вариантов она выбрала самый истеричный. Директор же Азербайджанской государственной администрации гражданской авиации Ариф Мамедов пригрозил сбивать самолеты, идущие курсом на Степанакерт.

Как гражданский авиатор Мамедов собирается сбивать самолеты, он не пояснил. Вряд ли азербайджанские гражданские самолеты оснащены системами ведения воздушного боя. Тогда остается идти на таран. Конечно, нельзя исключать, что в составе гражданской авиации Азербайджана есть подразделение камикадзе, которые садятся за штурвалы гражданских самолетов, зная, что не вернутся на землю. Но как-то не верится, ибо высока вероятность при небольшой путанице посадить за штурвал рейсового самолета вместо обычного гражданского летчика – камикадзе с ленточкой на голове и фанатичным блеском в глазах.

Азербайджанская сторона, по заявлению того же Мамедова, пожаловалась в ICAO – Международную организацию гражданской авиации, однако ответ получила уклончивый. Руководство ICAO всего лишь «рекомендовало проявить усилия во избежание возможных негативных случаев в регионе». Т.е. заправляться керосином перед взлетом, не садиться пьяными за штурвал, придерживаться объявленного курса и т.д. Добавим, что запреты на авиаперелеты между двумя странами при их добром согласии не являются компетенцией ICAO, о чем г-н Мамедов должен бы знать. Но даже если бы знал, все равно бы обратился, исходя из пропагандистского тезиса «всякий шум на пользу». Что же касается угрозы сбивать самолеты, то осуществить это может только армия с применением средств ПВО и истребительной авиации. Война, одним словом. Правда, этого слова представители власти обеих армянских республик тщательно избегают. Руководитель главного информационного отдела аппарата президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян заявил: «Мы будем использовать воздушное пространство Арцаха вне зависимости от того, нравится это кому-то в Азербайджане или нет. А если азербайджанская сторона хотя бы попытается осуществить сказанное, то это будет чревато непредсказуемыми последствиями для самого Азербайджана».

31 марта в ходе совместной пресс-конференции с президентом Швейцарии Мишлин Кальми-Рей президент Армении Серж Саргсян в ответ на угрозы азербайджанской стороны обещал быть первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт. После чего day.az публикует электронное письмо ведущего эксперта фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики, члена экспертного совета АМИ Trend Ариэля Коэна, считающего, что «территория Нагорного Карабаха, в том числе и воздушное пространство над ним, согласно международному праву и по признанию международной общественности, принадлежат Азербайджану». «Международная общественность» - это, надо полагать, официальный институт с печатью. Ариэль Коэн позиционирует себя как демократ и Россию обвиняет в недостаточной приверженности демократическим ценностям. Мог бы использовать звучное имя по специальности, типа «Демократические идеи от Ариэля Коэна». Но почему-то предпочитает выглядеть замшелым феодалом. И территория, и воздух НКР, оказывается, принадлежат Азербайджану, не исключено, что и вода. Флора, фауна – все, что там есть и может быть. Естественно было бы ожидать, что и фонд «Наследие» (Heritage Foundation) придерживается таких же взглядов. И симпатизирует Азербайджану во всех мыслимых и немыслимых начинаниях. Однако в ежегодном рейтинге свободы экономики Heritage Foundation за прошлый год Армения заняла 38-е место, а Азербайджан - 96-е. Может, потому, что не может в достаточной мере воспользоваться своим феодальным правом на все, что есть в НКР? Сказать затрудняюсь.

Конец истории оптимистичен. Буквально на следующий день пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил агентству Trend, что «Азербайджан никогда не применял и не применит силы против гражданских объектов». «В Баку как будто начинает побеждать здравый смысл», - заметил по этому поводу Шаварш Кочарян. Одно плохо – заявление МИД Азербайджана сделано 1 апреля, типа «а у вас спина вся белая».

Так зачем же было огород городить? И, что особенно обидно, еще и человека с красивым именем приплели?

Впрочем, признанный «международной общественностью» День дурака оказался весьма плодотворен. Именно в этот день азербайджанский ученый Джамиль Гасанлы признался Aze.az, что обнаружил в Государственном военно-историческом архиве России секретный отчет генерала Леонида Болховитинова, опровергающий геноцид армян 1915 года. «Все эти документы, как и имеющиеся в азербайджанских архивах материалы, позволяют официальному Баку выступить в Международном суде с иском по делу «геноцида армян», полагает азербайджанский ученый.

Особенно актуальными в суде, надо полагать, окажутся материалы азербайджанских архивов. Что же касается Леонида Болховитинова, то такой генерал действительно был. Согласно Википедии, 2 октября 1914 г. он был назначен генерал-квартирмейстером штаба Кавказской армии, а 31 января 1915 года стал исполняющим дела начальника штаба Кавказской армии. Однако генерал Н. Н. Юденич не включил Болховитинова в состав полевого штаба Кавказской армии, т.е. не взял с собой на войну, и он остался при штабе наместника на Кавказе князя И. И. Воронцова-Дашкова. Далее, повоевав на Западном фронте, в 1918 г. Болховитинов перешел на сторону красных, после чего попал в плен к белым. Те сперва решили его казнить, но Деникин пощадил бывшего генерала и отправил его рядовым к дроздовцам. В 1920-м Болховитинов, восстановивший генеральский чин, поднялся до должности военного министра Кубанского правительства. После войны сбежал в Болгарию, где в 1925 г. покончил жизнь самоубийством. Причиной чего называются статьи чекиста Владимира Черного, в которых Болховитинов предстает агентом ЧК, внедренным в Добровольческую армию. Мутная, одним словом, биография, но это ничего не значит. Бывает, что человек и предает, и флаг меняет, и шпионит, но в секретных отчетах честен до невозможности. Так и представляешь себе виртуальный диалог г-на Гасанлы с генералом Болховитиновым:

– Ваше превосходительство, дорогой, а был ли геноцид?

– Не было, манолум, не было. Клянусь всеми данными мною присягами.

С одной стороны – практически вся «историческая рать», в том числе и турецкие историки, с другой – Гасанлы с Болховитиновым. Круто.

Все-таки не все так плохо, как кажется. В азербайджанском обществе появляются и трезвые оценки, что доказывает его жизнеспособность. Правда, они ни на что и никак не влияют, но одно их наличие уже дорогого стоит. Так, на границе зимы и лета политолог Зардушт Ализаде в своем интервью, отметив, что «армия Азербайджана в ужасном состоянии», призывает к миру. Но на основе не безоговорочной капитуляции, а компромисса. «Пора кончать с конфликтом. А для этого есть два пути. Один – войны, и его мы уже испробовали, и другой - примирения. А для того чтобы примириться, надо перестать ругать, оскорблять и угрожать. Этого требует элементарная логика. А мы не видим ни того, ни другого… Ничего из того, что делают другие страны для разрешения конфликтов, наша страна не делает. Элементарно озвучивается, что мы готовы дать армянам НК самый высокий статус автономии. Армяне отвечают: самый высокий статус для нас - это независимое государство, мы не хотим с вами жить. А наши отвечают: нет, вы должны с нами жить, но для этого мы сначала должны завоевать вас. Да не бывает так!»

Неразрешенный конфликт – это мощный ресурс власти, полагает Ализаде, и потому власти всячески избегают его урегулирования. Т.е. великий и мудрый султан, вместо того чтобы вести свой народ к процветанию, бессовестно эксплуатирует конфликт. Понятно, что подобные высказывания ничего не формируют - описанные события произошли уже после этого интервью. Да и картина мира в представлении Зардушта Ализаде тоже может оказаться спорной. Есть азербайджанские интеллигенты, предлагающие свое видение мира, в основе которого – разоружение Карабаха перед лицом милитаризованного Азербайджана. А гарантия выживания для карабахцев – честное слово Азербайджана, данное любимой Ариэлем Коэном «международной общественности». Типа «мамой клянусь!» Но все равно всякое отклонение от единомыслия есть доказательство жизни.

С одной стороны – общество, в котором все ясно. Известны друзья, известны враги, на которых можно скинуть собственные неудачи, и есть историки, которые подгоняют под это дело великое прошлое. Правда, из-за того, что они присваивают все, что попадается под руку, у них вместо скромного, но прочного исторического здания получается поросячий домик, который стоит, пока на него не дунут. Точно так же поступала Турция, но с тех пор, как для части турецкого общества оказался востребован интеллект, вдохновляющее сияние формулы «счастлив тот, кто может сказать о себе: я – турок» несколько померкло. Чем это кончится – не знаю, но есть надежда, что бесконечная любовь к самим себе, воспеваемая азербайджанским агитпропом, несколько потеснившись, допустит в соседство и уважение к другим. Вот тогда и забрезжит надежда на мир, который без взаимного уважения просто не живет.

И немного не в тему – откровения внука одного из организаторов геноцида Джемаля-паши – Хасана Джемаля. 31 марта он принял участие в конференции «От Дер Зора до Цицернакаберда» в Лос-Анджелесе и несколько раз во время своего выступления произнес слово «геноцид». Оказывается, в

2008-м он возложил цветы к мемориалу в Цицернакаберде, а в 2010-м написал, что отрицание резни сотен  тысяч армян  означает стать соучастником преступления, осуществленного против человечества. И это пишет внук палача. Жизнь гораздо сложнее пропагандистских клише, и иногда высказывания турецких интеллигентов поражают глубиной нравственного понимания. Это опять-таки, может, ничего не значит и ни на что не влияет, но согласитесь, приятно сознавать, что есть на планете такие люди. И это вдохновляет.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. отлично.
  2. Снаряд,как бумеранг настигнет того азера,который посмелиться подойти к зенитной установке.Самолеты сбивать-не орешки щелкать!.
  3. статьи сего автора всегда читаются с интересом, потому что в них присутствуют и ум и юмор. Вчера, например перечёл в номере 10 от 2007 года статью "Таджики и армяне" и остался доволен.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты