№ 10 (169) Май (16-31) 2011 года.

Подобно клятве Гиппократа...

Просмотров: 1972

Во второй  половине ап­ре­ля в Боль­шом за­ле До­ма Паш­ко­ва Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки про­шла тор­же­ствен­ная це­ре­мо­ния вру­че­ния Меж­ду­на­род­ной пре­мии «Звез­ды Со­дру­же­ства». Премия эта существует всего два года, но уже завоевала признание на всем постсоветском пространстве. Награду учредил российский Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ. Премия присуждается за крупный вклад и достижения в области науки и образования, гуманитарной деятельности, культуры и искусства. На этот раз сре­ди ла­у­ре­а­тов был заслуженный деятель искусств СССР, председатель Союза композиторов Армении, композитор Роберт Амирханян. Он был удостоен премии в области гуманитарной деятельности.

– У Вас множество званий и наград, но, похоже, церемония в Москве произвела на Вас особое впечатление?

– Когда руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой вручал мне премию, у меня было ощущение, что я даю концерт и слышу аплодисменты в зале... Я был необычайно рад, что моя работа, моя музыка получили такой резонанс, такое признание. Однако при этом приходит осознание того, что надо быть еще строже к себе.

– Можно ли говорить, что сегодня в Армении есть полноценная музыкальная среда?

– Ни для кого не новость, что нынче восприятие музыки полностью изменилось. И это тема для большого отдельного разговора. Сегодня очень важно попытаться сделать все, чтобы люди больше слушали армянскую профессиональную музыку, чтобы она не оказалась рядом с рыночной, низкопробной музыкой, тотально проникающей в общественное сознание и быт апофеозом вульгарности и безвкусия. К сожалению, приходится признать, что сегодня рынок армянской музыки переполнен такими, с позволения сказать, «шедеврами», а музыкальная продукция, предлагаемая сегодня эстрадниками, далека от армянской национальной музыки, которая зиждется на христианской культуре и имеет свои музыкальные принципы.

– К тому же из года в год в Армении увеличивается число представителей шоу-бизнеса, пропагандирующих тюркскую и арабскую музыку: всюду преследуют мугамы, тюркско-арабские мелизмы и элементы восточной культуры. Рекламные ролики, клипы, эстрадные выступления насыщены танцами живота и восточными мелодиями в армянской интерпретации...

– К сожалению, среди авторов шлягеров нередко оказываются и профессионалы, которые также предпочитают не отставать от моды и, «украшая» свои творения чуждыми нам элементами восточной музыки, выносят их в мировой эфир под видом армянской песни. Поэтому я за то, чтобы впредь деятелям культуры предоставляли лицензию, в которую, подобно клятве Гиппократа, будут вписаны строки о моральной ответственности перед своей национальной культурой и народом. В сфере музыки, да и культуры в целом, должны функционировать ограничения-запреты, как это имеет место в сфере продовольственной или фармакологической. Ведь без санитарной проверки никто не допустит появления на прилавках еды и лекарств. А ведь национальная культура – это то, что делает нас известными миру, это наше лицо, наша визитная карточка, наше достоинство.

– Ну вот Вы собственным примером, выступая с концертными программами, составленными из собственных произведений и лучших образцов современной армянской музыкальной культуры, доказали, как можно целенаправленно трудиться над улучшением качества современной национальной музыки.

– Дело даже не во мне. Только само общество, не прибегая к цензурным запретам, способно поставить заслон отвергаемым им явлениям, так как именно общество в данном случае является и заказчиком, и потребителем музыки, оплачивающим или не оплачивающим труд композитора. Общественное мнение должно быть способно, к примеру, вынудить певцов отказаться от услуг того или иного композитора, воздействовать на теле- и радиоруководителей с тем, чтобы они бойкотировали тех или иных исполнителей или их репертуар. Само общество должно наконец продемонстрировать свою волю – ясно и однозначно.

– В советский период Союз композиторов откровенно стимулировал творчество, предоставлял возможность поездок за рубеж, творческие командировки по стране. Как нынче проявляет себя СК?

– После распада СССР Союз композиторов, обессиленный экономическими неурядицами и прочими напастями, чуть было не прекратил свое существование. Но он выжил. В те годы даже в самых экстремальных условиях армянскими композиторами были созданы подлинные художественные ценности. Опера «Путешествие в Арзрум» Эдгара Ованесяна, балет «Снежная королева» Тиграна Мансуряна, Скрипичный концерт Александра Арутюняна, новые симфонические, камерные, эстрадные сочинения. Все это – одно из лучших проявлений духовного потенциала, стойкости духа нашего народа.

Многие произведения армянских авторов получили известность за пределами республики, исполнялись и издавались за рубежом. Это сочинения Эд. Мирзояна, Ал. Арутюняна, А. Тертеряна, Э. Ованесяна, В. Бальяна, М. Мависакаляна, К. Орбеляна, А. Зограбяна, С. Лусикяна, А. Делаляна, Э. Айрапетяна, В. Аджемяна, Э. Садояна, А. Агароняна, Л. Чаушяна, Р. Саркисяна, М. Исраеляна. Нынче мы пытаемся сделать все возможное, чтобы донести до людей армянскую профессиональную музыку, сделать так, чтобы она не оказалась рядом с рыночной, низкопробной музыкой.

Нынче Союз композиторов каждый год устраивает по два фестиваля – осенний и весенний. В столице проводятся концерты, объединяющие исполнительские и творческие силы, демонстрирующие потенциал наших музыкантов и композиторов.

– На Вашем же счету не так давно созданное новое трио, которое исполняет современную армянскую музыку, и еще – создание Государственного камерного ансамбля солистов, которым руководит Завен Варданян.

– Я убежден в том, что новые составы должны на совесть представлять традиции армянского исполнительского и композиторского искусства в рамках наших фестивалей. Один концерт может заменить начинающему автору множество уроков, ведь он слушает свою музыку в хорошем исполнении и чувствует реакцию публики. Что касается фестивалей, то они призваны к тому же представлять находящееся в тени и недостаточно востребованное в последнее время явление под названием композиторское искусство. Их цель – связать поколения и дать молодым возможность оценить творчество выдающихся мастеров. Прямое доказательство тому – фестиваль «Сарьян-ФЕСТ». С него началась череда концертов, посвященных музыке разных армянских композиторов. Фестиваль этот имеет серьезную идеологическую основу, которая заключается в популяризации достижений армянских композиторов в Армении и за ее пределами.

– Вы преподаете в консерватории. Многие талантливые студенты, не успев доучиться, начинают думать о том, как уехать за бугор. Зачем же мы «выращиваем» такой огромный потенциал, которого в итоге должны лишиться?

– В последнее время к нам из-за границы приезжают прекрасные симфонические оркестры – наши оркестры не идут ни в какое сравнение с ними. Все это конечно же влияет на психологическое состояние молодых музыкантов, которые невольно устремляют свои взоры в сторону зарубежья. Да, у нас существует переизбыток кадров, а вакантных мест нет. Но я встречал многих молодых людей, которые окончили консерваторию, а в настоящее время занимаются унизительной для себя работой за границей. Я не оправдываю их, но понимаю.

– Вы написали очень много разной музыки. Но по эмоциональному воздействию и патриотизму нет для меня ни одной песни, равной Вашей «Стране моих грез – Армении». Именно с этой песней шли на войну в Карабахе. Такую музыку очень трудно слушать нашему соотечественнику, проживающему вне Родины, настолько она ностальгическая, тонкая, настолько наша, армянская...

– Однажды мой приятель из Лос-Анджелеса, наш соотечественник, известный за границей хирург-глазник, заявил мне, что собирается подать на меня в суд из-за того, что мои песни, и в частности эта вот самая песня «Армения», «теребят» его душу и странным образом действуют на его нервную систему... Вот так-то вот... Но что касается этой песни всерьез – она для меня особая веха. Мотив ее незаметно жил во мне целых 23 года, и вдруг в одночасье родилась эта песня и зажила. В ней, с одной стороны, ощущение наших народных корней, с другой – время, в котором мы живем, плюс к тому же еще и европейская эстетика, а именно: особенности гармонии, многоголосия, чисто исторический дух и т.д. В итоге все это, вместе взятое, скрепилось в единый образ. Эта работа мне тоже очень близка и созвучна.

– Недавно Вы опубликовали сборник песен на стихи русских поэтов: Марины Цветаевой, Артура Горина, Роберта Рождественского, Ирины Пановой… Откуда такая увлеченность поэзией?

– Что касается русской поэзии, то она для меня насквозь духовна, образна и императивно внушает прямоту откровения. Вообще же, к слову отмечу, что мы, армяне, будем чувствовать себя лучше и увереннее, если сумеем адаптировать рационализм западной цивилизации и русскую духовность – именно русскую духовность!

Так вот, когда я прочел стихотворение Марины Цветаевой, я был поглощен потрясающей образностью, динамичностью строк: «Вчера еще в глаза глядел – сегодня все косится в сторону». Дочитав это стихотворение до конца, я уже стоял перед фортепиано...

– Лариса Долина на концерте, посвященном недавнему торжеству, взялась было спеть эту песню, но все-таки выбрала мультяшную песенку – «Ух ты, говорящая рыба!» Что же она так «опростоволосилась»?

– Вовсе нет! Эту песенку из мультфильма Роберта Саакянца очень сложно исполнять. Но Лариса – прекрасная певица, у нее такой «слуховой кругозор», что диву даешься. Помимо неординарных вокальных данных, она еще и усвоила самое важное, на мой взгляд, условие для певца. В музыке главное – свобода. Отсутствие этой свободы ведет к тому, что творчество заменяется культурой обслуживания в музыке... Если взять судьбу человека в целом, то в ней заключена вся полнота нашего ощущения «я». Только нам никогда не удается оценить себя, разобраться в себе изнутри. Как правило, мы отвлекаемся на разные мелочи, детали, на разные дорожки. А ведь рядом проходит большая Дорога. Но мы ее почему-то все не замечаем. И ничего, если мы отвлекаемся или застреваем, страшно другое: когда, найдя ту главную дорогу, вдруг сворачиваем, возвращаемся в никуда.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек