№ 11 (170) Июнь (1-15) 2011 года.

Сад незабытых вишен, бабочек, людей

Просмотров: 5259

В московском киноцентре «Ролан» Министерство культуры Республики Армения, Союз кинематографистов Армении, Союз армян России, посольство Республики Армения в РФ, Союз армянских женщин России при поддержке ГК «Ташир» и кинокомпании «Парадиз» представили ленту Рубена и Ваге Геворкянцев «Осень волшебника». Она о великом итальянском сценаристе, поэте, художнике, большом друге армянского народа Тонино Гуэрре.

Это уже стало доброй традицией – при упоминании его имени говорить об эпохе Возрождения. И намекать, что родился он позже положенного на несколько веков. По счастью, мы не сами выбираем время и место своего рождения, что Тонино доказал еще с пеленок: мама носила его одиннадцать месяцев, ей было сорок семь лет.

Ставить его в один ряд с мастерами Ренессанса, конечно, хочется, ведь, кроме киносценариев для Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Витторио де Сики, Франческо Рози, Микеланджело Антониони, он создавал еще и удивительные фонтаны, фонари, украшал склоны гор мозаиками, писал пьесы, стихи, сказки, романы, эссе на классическом итальянском и на родном диалекте романьоло. Одна из самых удивительных его рукотворных сказок – «Сад забытых фруктов», разбитый на месте городской свалки, где плодоносят редкие фруктовые деревья и где есть его главные солнечные часы – в центре циферблата может встать человек, и тень покажет время. Тонино и по сей день просыпается в восемь утра, чтобы взять в руки перо или краски.

И все же он из века двадцатого. Был в немецком концлагере в Тройсдорофе, где сочинил свои первые рассказы и стихи, чтобы поддерживать жизнь в товарищах, а позже в «Амаркорде» сказал о своем неприятии фашизма, описав жизнь приморского Римини в тридцатые годы.

Фильм Рубена и Ваге Геворкянцев удивительно тонкий, импрессионистический. Авторы пренебрегли линейным автобиографическим повествованием, оно строится как бы на узелках дружбы с Андреем Тарковским, Сергеем Параджановым, Микеланджело Антониони… Конечно, «Осень волшебника» повествует и о жене – Лоре Гуэрра (Яблочкиной), благодаря которой маэстро, как он сам признается, «приобрел целый континент любви и дружбы», исколесил всю Россию и многие республики Советского Союза. В фильме Лора рассказывает о своих предках: оказывается, ее дед по матери был губернатором Карса и Армавира, был женат на армянке.

Армению Тонино называет единственной страной, перевернувшей его всего, откуда он начал свое путешествие по вертикали. А Параджанова – мастером, оказавшим на него большое влияние. В 1989 году, когда Сергей Иосифович лежал в реанимации после операции, к нему пускали среди немногих Лору и Тонино, вопреки запретам врачей. Параджанов начинал разговаривать, радоваться. Конечно, после ухода из жизни знаменитого кинорежиссера Тонино не порывает дружбы с общими друзьями и с Арменией, про древние храмы которой он говорит, что они появились, потому что слезы первых христиан-монахов размыли скалы.

Личность Тонино оказалась для Рубена Геворкянца такой магической, что он неожиданно для себя и зрителя оказывается внутри своего фильма, превращаясь в героя. И тогда в этой документалистике проявляются черты игрового фильма.

Удивительно, но сам Тонино, которому в прошлом году исполнилось девяносто лет, мечтает еще снять кино при помощи очень маленькой камеры. «Осень волшебника» приоткрывает секрет его творческого долголетия: он в Больших Словах, которые он сказал всему человечеству, призывая создать единую мечту.

Валерия Олюнина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прекрасная новость! Живи долго, дорогой Маэстро, большой друг армян!
  2. как всегда содержательно, информативно; относительно малый объем текста максимально насыщен смыслом, правильным слогом и ещё чем-то таким, отчего заметка оставляет у читателя впечатление чего-то большего. Читать легко и приятно; "чего-то большего" с моей точки зрения: звучание от текста Валерии можно например сравнить со свежим горным воздухом Памира. в любом случае ставлю "отлично".
  3. Стивен, здравствуйте! Как долго от вас не было вестей..... вот ссылка ... как всегда, жду критики - пожестче на этот раз....http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=13095:2011-06-04-08-18-06&catid=4:2009-06-06-11-23-02&Itemid=7
  4. знаете, переходить по интернет-ссылкам - это выше моих возможностей. / и этот "политработник" одно время служил под началом Д. Дудаева, в Прибалтике, если не ошибаюсь.
  5. т. е. прочесть вашу публикацию в Новом времени - для меня технически невозможно . мне достаточно и в НК.
  6. хорошо, Стивен, речь шла о моем дебюте "Русский брат приходит и уходит", а не о культурологических опусах...
  7. ладно, прокомментирую вашу публикацию. Это чисто женская, т. е. легкомысленная попытка описания сущности конфликта в Восточном крае Армении. Это бытовой взгляд на мир, в котором "добро" по алгоритму подставляет шёку. Разумеется, идёт война сил "зла" с силами " добра", но линия боёв проходит не по географической местности и не этническому массиву. Всё намного сложнее и ужаснее. вам лучше не знать, что из себя представляет "зло", её практика и активные её служители. Армяне, конечно не ангелы, среди них так же имеются влиятельные служители т. н. зла и т. д. И азербайджанцы, конечно, не демоны. вопрос в миссии каждого и в миссии групп. Феномен янычаров - как раз и есть образец проявления дьявольских сил в нашем трёхмерном мире. Что до Арцаха - то это один из фронтов не только физической войны, но и духовной. Причём, противостоят друг другу не столько армяне и азербайджанцы, а армяне, азербайджанцы, остальное человечество - другим армянам, азербайджанцам и остальному человечеству. плюс - ангелы и демоны, в прямом и переносном смыслах. /сами просили критично писать - вот и раскритиковал на свой манер, фрагментарно, хорошо написанную статью "русский брат приходит и уходит."
  8. Тонино Гуэрра - великий писатель и человек!!!!!!!!!!!!!
  9. Ах, какой трогательный диалог между мистером Стивеном и девушкой Лерой! Мастер-класс виртуальный. Я аж прослезился. Автора почему-то не смущает, что наш шотландский брат не всегда вменяем и порой такую пургу тут несет - хоть стой, хоть падай! Впрочем, девушкам видней.
  10. вообще-то, принимаю упрёк в чрезмерном умничании. отныне постараюсь писать только "вменяемые" тексты.
  11. Здравствуйте, уважаемый Саркис! Почему трогательный-то? самый рядовой..... из области "читатель - автору".... вообще, знаете, писать в глухую стену очень не хочется....все эти "пятерки" и "двойки" ничто по сравнению даже с самым некорректным отзывом....
  12. и, кстати, Саркис, по нашим временам быть девушкой в 36 лет большая роскошь :))) мысленно с вами....:))
  13. А причем тут Тонино Гуэрра? Явно у уважаемых форумчан что-то с головой не в порядке. Или жара так действует? А итальянец, в самом деле, великий. И большой друг нашей Армении.
  14. Нет, вы не поняли. Автор этой заметки, Валерия, попросила прокомментировать совсем другой ее материал. А Гуэрра великий, согласен с вами.
  15. Валерия, вероятно мой комментарий Вам будет не столь интересен как комментарий Стивена, но если Вы действительно цените отзывы и готовы к конструктивной критике... Я уже читал многие Ваши работы, нравится Ваш стиль, радует, что Вы интересуетесь Арменией, сопереживаете нашему народу. При этом хотелось бы попросить Вас внимательнее относиться к некоторым фактам, чтобы избегать неточностей. В статье "Русский брат приходит и уходит" неточностей набралось аж три. Нельсон Степанян конечно же не единственный дважды Герой СССР из Закавказья. Только в Азербайджанской ССР были еще Иван Баграмян и Ази Асланов. Черчиль говорил не об азербайджанской, а об иракской (если быть точным мосульской) нефти. Ну и наконец совершенно непонятно о каких почти 400 убитых в марте 1920 года идет речь в статье? Точная цифра убитых тогда жителей Шуши неизвестна, но приблизительно можно говорить о 25-30 тысячах жертв. Вы все-таки старайтесь перепроверять себя, давать кому-то почитать свои материалы до публикации.
  16. лично для меня, ценность публикаций Валерии, заключается не в сообщаемых ею историко-географических справках и их достоверности, а в некоем общем "звучании" текста. Автор своим письмом вносит посильный вклад в упорядочивание нашего хаотического социального мира. Это свойство творчества Валерии несравненно важнее фактографической стороны создаваемых текстов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты