№ 11 (170) Июнь (1-15) 2011 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 10322

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

126 Матевос II (Измирлян) (1908–1910 гг.)

Начальное образование получил в частном училище Св. Павла и Варвары. Учился в школе Гум-Гапу, а затем в школе Погосян. По окончании учебы Измирлян был назначен учителем в одно из константинопольских церковно-приходских училищ. В 1871 г. Измирлян был избран депутатом Национального собрания западных армян. В мае 1876 г. возведен в сан епископа в Эчмиадзине.

Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Измирлян развернул активную деятельность в политической и общественной жизни армян, оказал большое содействие Патриарху Нерсесу Варжапетяну в подготовке документов об армянском вопросе, представленных Берлинскому конгрессу в 1878 г.

В ноябре 1894 г. подавляющим большинством голосов был избран Патриархом Константинополя.

В этой должности он решительно отстаивал права и свободы народа, выступал за проведение коренных реформ в Западной Армении, горячо поддерживал организаторов мирной политической демонстрации в районе Баб Али – резиденции турецкого султана, гневно осуждал чудовищную резню сасунских армян 1894-1896 гг.

С тех пор и обострились отношения Патриарха с кровавым султаном Абдул-Гамидом II, в результате чего в июле 1896 г., против народной воли, Измирлян подал в отставку. Затем был изгнан в Иерусалим, где прожил 12 лет.

После того как произошел младотурецкий переворот 1908 г., в августе Измирлян был возвращен из ссылки и в октябре вновь был избран Константинопольским Патриархом. В ноябре 1908 г. избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян.

6 июня 1910 г. Матевос II освятил фундамент нового здания Патриаршей резиденции. 24 августа 1910 г. – армянской церкви в Молдавии, строительство которой завершилось после его кончины в 1913 г. Автор ряда трудов теологического характера.

127 Геворк V (Суренянц) (1911—1930 гг.)

Учился в одной из престижных школ Эчмиадзина. Он один из тех, кто поднимался по всей иерархической лестнице церкви. В частности, был епископом Армянской Апостольской Церкви Карабаха (1875-1876 гг.), Ширака (1878-1881 гг.), Арарата (1881-1894 гг.), Астрахани (1895-1899 гг.) и Грузии (1899-1904 гг.). После избрания Католикосом вместе с видным армянским политическим деятелем и меценатом Погосом Нубаром возглавил армянскую делегацию, которая подняла армянский вопрос в Европе. Геворк V был свидетелем геноцида армян. Именно в период его церковного правления территория Западной Армении лишилась автохтонного армянского населения. Католикос всячески пытался помочь армянским беженцам. В 1918 г. находился рядом с армянскими солдатами, которые продолжали бороться против турок. Моральная поддержка Геворка V в эти дни была неоценимой. В 1925 г. основал Высший совет Армянской Апостольской Церкви. По распоряжению Геворка V 24 апреля было объявлено Днем геноцида армян.

128 Хорен I (Мурадбегян) (1932—1938 гг.)

Окончил школу Нерсисян в Тифлисе. Затем обучался в Швейцарии. После возвращения начал преподавать в армянских школах Грузии. Находился на разных церковных должностях. В качестве спецпосланника Католикоса отправился в Южную Америку урегулировать организационные вопросы Армянской Церкви. После смерти Геворка V (Суренянца) в 1930-1932 гг. руководил делами Церкви. Его роль в Армянской Церкви особенно значима по сохранению единства нации после геноцида армян в Западной Армении и поднятию духа среди армянских общин мира. По его инициативе в армянских общинах начали вести уроки истории и армянского языка. Целью Католикоса было укрепить связь Армения – диаспора. Стал жертвой сталинских репрессий.

129 Геворк VI (Геворк Чорекчян) (1945—1954 гг.)

Выдающийся армянский церковный деятель. Родился 2 декабря 1868 года в Нахичевани-на-Дону (ныне — Ростов-на-Дону). Учился в Лейпциге, где успешно окончил университетские курсы теологии и философии, а также местную консерваторию. В 1894 году вернулся в Эчмиадзин, работал учителем музыки в духовной семинарии Геворгян, а с 1895 по 1913 год — учителем музыки, истории церкви и этики в семинарии Нор-Нахичевана. В июне 1913 года Католикосом Геворком V (Суренянцем) был рукоположен в архимандриты. С 1922 по 1927 г. был епископом Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Избран Католикосом 16 июня 1945 года.

В годы Первой мировой войны принял активное участие в оказании помощи армянским беженцам. В Великую Отечественную войну епископ отличился при создании танковых подразделений «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян».

Обращался с посланием к главам СССР, США и Великобритании с просьбой о рассмотрении передачи Западной Армении Армянской ССР.

При нем снова открылась семинария в Эчмиадзине.

130 Вазген I (Левон Палчян) (1955—1994 гг.)

Родился 20 сентября (3 октября) 1908 в Бухаресте, Румыния.

В 1924-1929 годах учился в Торговом училище Бухареста. В 1932-1936 годах – на факультете литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике». В 1936 году окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета. Посещал семинары Педагогического института имени Титу Маиореску и в 1937 году благополучно окончил его. В 1929–1943 годах преподавал в армянских школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с советской Арменией. В 1955 году в Эчмиадзине избран Главой всех армян. В 1950–1960 годах побывал во всех армянских диаспорах мира, обращался к нации с призывом о сохранении единства Армении и диаспоры. Принимал активное участие в межцерковных и экуменических движениях. Автор религиозных и философских трудов. Участник влиятельных церковных собраний. В 1994 году стал первым Национальным героем Армении.

131 Гарегин I (Ншан Саркисян) (1995—1999 гг.)

Родился 27 августа 1932 года в Кесабе (армянский город в Сирии).

С 1946 по 1952 год учился в семинарии Киликийского католикосата. С 1957 по 1959 год изучал теологию в Оксфордском университете.

В 1969 г. был рукоположен в сан епископа. Несколько лет был архиепископом ирано-индийской и североамериканской епархий Армянской Апостольской Церкви. В 1983 г. был избран Католикосом Великого Дома Киликии под именем Гарегин II. Благодаря Гарегину I спустя 80 лет свои двери снова приоткрыла семинария Геворкян. Автор множества трудов по философии и религиоведению. Почетный член Академии наук Армении. Был известен своей экуменической деятельностью.

4 апреля 1995 г. был избран общенациональным церковным съездом Верховным Патриархом и

131-м Католикосом всех армян под именем Гарегин I. Святительство Гарегина I оказалось непродолжительным, он скончался в начале 1999 года после операции, проведенной в США.

132 Гарегин II (Ктрич Нерсисян) (с 27 октября 1999 г.)

Родился в селе Воскеат Эчмиадзинского района Арм. ССР. В 1965 году поступил в богословскую семинарию Эчмиадзина, которую окончил в 1971 году, в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии. В 1970 году был рукоположен в дьяконы, а в 1972 году — в сан священника. В 1975 году по указанию Католикоса Вазгена I выехал в ФРГ, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете. В 1979 году вернулся в Эчмиадзин. Учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской православной церкви. В марте 1980 года, в годы патриаршества Католикоса всех армян Вазгена I, архиепископ Гарегин (Нерсисян) был назначен главным викарием Католикоса всех армян.

27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина (Нерсисяна) 132-м Патриархом и Католикосом всех армян. Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.

В 1989 г. основал семинарию Вазгенян в Севане. Построил церковь Святого Григория Просветителя в Ереване. Имел церковные встречи с представителями других церквей, в частности Русской, Грузинской, Коптской, Румынской, греко-православной, католической. В начале мая 2008 года, находясь с визитом в Ватикане по приглашению главы Римско-Католической церкви Бенедикта XVI, призвал все страны мира признать геноцид армян 1915 года в Османской империи. Лауреат множества премий, в том числе лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Материалы о Католикосах Армении подготовил Арман Акопян, отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. спасибо автору за благородный труд по сбору и систематизации биографических сведений об Армянских Католикосах.
  2. Спасибо редакции и автору за чудесный материал!!!!
  3. Это Великий труд уважаемого автора.Бесподобно,системно,доходчиво и ненавязчиво.Хвала автору!
  4. Уважаемая редакция! Огромное спасибо Вам и конечно Арману Акопяну за замечательный материал!
  5. Спасибо "НК" за познавательную статью! Особое спасибо автору Арману Акопяну.Его статьи читаю с удовольствием!
  6. Спасибо за цикл. И Арману спасибо. Он работает спокойно, квалифицированно, без кривляния, не как горе-политобозреватели НК.
  7. Статья хорошая, подобная информация полезна, без сомнения. Но вот что хочу сказать. Наша армянская пресса в России работает на максимальных оборотах и представляет фактически только положительных персонажей нашей истории. А отрицательных героев и откровенных изменников обходят стороной. Наприер, хочется знать подробности возникновения патриархата в Константинополе. Ведь этот патриархат специально был создан указом турецкого султана Мухамеда Фатиха второго для управления армянским обществом и в противовес Эчмиадзинскому католикосу специально для раскола нации. Он явно не был дураком и у него были проводники подобной политики из наших. Почему не пишут о них, нужно, чтобы страна знала не только своих героев, но и анти-героев. Ведь таких пастырей, какими являются вышеуказанные выдающиеся люди, не всегда было. А может, это и является одной из основных причин того, что наша нация фактически никогда не смогла организованно противостоять османцам?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты