№ 14 (173) Июль (16-31) 2011 года.

«Вторая жизнь» академика Адамяна

Просмотров: 2816

Фигурки из дерева и камня – одно из увлечений известного армянского хирурга и ученого академика Арнольда Арамовича Адамяна.

Умение что-то мастерить или создавать собственными руками, доставшееся ему от отца – Арама Амбарцумовича Адамяна, проявилось с раннего детства, когда он увлеченно мастерил для себя кораблики, игрушечные автомобили, постоянно повышая свою «квалификацию».

Время шло, и одно хобби сменялось другим. Неизменной оставалась лишь неуемная тяга к творчеству, созиданию. Увлечение поделками из коряг и камней, начавшееся примерно в 1973 году, продолжалось около пятнадцати лет.

Первые находки материала для будущих фигурок имели черноморское происхождение, где щедрое море выбрасывает на берег оригинальные коряги, камни, ракушки. Интерес к камню у Адамяна с детства: его привлекали и волновали структурные особенности и цветовая гамма камней, их необычная природная форма. Особенно поражало, как они преобразуются под руками мастеров.

Вторая, более интенсивная волна увлечения поделками возникла после посещения музея-мастерской С. Т. Коненкова в Смоленске. Монументальные, волшебно-сказочные изваяния из корней и выкорчеванных пней вековых сосен казались фантастическими. Знакомство с работами неповторимого мастера стало тем неугасаемым творческим запалом, без которого, возможно, и не было бы большинства работ, приведенных в альбоме.

Об альбоме и его авторе рассказывает народный художник СССР Александр Шилов.

– С большим интересом и чувством удовлетворенности ознакомился с альбомом работ А. А. Адамяна. Название альбома «Вторая жизнь» касается подобранных им и слегка доработанных камней, фрагментов дерева, тем самым получивших право на «жизнь». С другой стороны, название альбома великолепно раскрывает вторую жизнь (в искусстве) самого автора альбома – известного хирурга, академика Российской академии медицинских наук Арнольда Арамовича Адамяна.

В своих проявлениях и возможностях воздействия на духовный мир человека искусство весьма многогранно. Арнольд Арамович для реализации своих эстетических возможностей избрал путь, весьма близкий к народному творчеству, не изменяя в то же время принципам классики. Созданные им образы, при внешней простоте, исполнены удивительной притягательной силы.

Автор с одинаковым мастерством реализовал прекрасные образы в камне – «Вильям Сароян», «Этуш», «Фрунзик», «Отец солдата»; в дереве – «Насреддин из Бухары», «Терьер», «Львица», и, что особенно интересно – в комбинации этих индивидуально специфичных материалов – «Тricеrарtos», «Удар, еще удар!..», «Маньяк», умело демонстрируя достоинства и дерева, и камня. Наряду с ними в альбоме представлены также заслуживающие большого внимания поделки, выполненные из самых различных материалов – «Одиссей», «Мандарин», «Абориген», «Скотный двор» и другие.

Интересно, как, не внося серьезных корректив в свои находки, А. А. Адамяну удается порой создать образы особой выразительности: «Доносчик», «Склочник», «Плюшкин», убеждающие в том, что природа сама достойный особого уважения ваятель. Благодаря наблюдательности и выраженной ассоциативной памяти на образы Арнольду Арамовичу удалось донести их до нас.

Особое место в альбоме занимают композиционные работы, раскрывающие утонченный вкус и художественный настрой автора: «Неандертальцы», «Вампиры», «Пираты», «Горцы», «Скорбь», «Cмex и слезы», «Отпущение грехов». Композиция крокодилов – «После обеда» поражает оригинальностью выполнения задумки, позволившей добиться неповторимого сходства земноводных со своими сородичами.

Арнольду Арамовичу мастерски удается усилить образы за счет контрастов. «Феминистка» и «Муж феминистки», приведенные на соседних страницах, отличаются особой выразительностью, отвечающей замыслу автора.

Ряд работ характеризуется большой динамичностью, придающей экспрессию и живость образам - «Гладиатор», «Лезгинка», «Сиртаки», «Сельский клуб». Нашедшие в альбоме отражение герои детских книжек и мультфильмов – «Микки-Маус», «A меня зовут Гена», «Ну, погоди!» – весьма забавны и представляют интерес и для взрослых.

В работе «Прометей» А. А. Адамяну удалось с поразительной точностью показать гонимые ветром языки пламени, фигуру твердо стоящего на гранитном пьедестале бога огня.

В искусстве, независимо от его жанра, желательна умеренность во всем: в масштабах, в красках, контурах и во многом другом. Достоинством работ А. А. Адамяна является проходящее красной нитью чувство меры автора, не допускающего ничего утрированного, равно как и недоработанного, позволяющее ему во всех поделках достичь желанной выразительности. Неудивительно, что созерцание и углубленное погружение в представленные в альбоме работы уносит в прекрасный, своеобразный мир красоты и чувств, созданный Арнольдом Арамовичем Адамяном.

Альбом представляет большой интерес, а приведенные в нем работы характеризуются вызывающей отраду особой индивидуальностью.

Подготовил Григории Григорян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Браво! Армянская земля всегда была богата на таланты.
  2. Браво, маэстро!
  3. Красота-то какая! Только наши армяне могут быть такими умельцами и мастерами...
  4. Вот мы проходим мимо такой красоты, а герой этого очерка видит прекрасное в природе. Ему можно только позавидовать.
  5. Я поражаюсь мастерству и таланту Арнольда Адамяна. Спасибо редакции за эту публикацию.
  6. Я просто восхищен!
  7. Вот это фантазия у человека!!!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты