№ 15 (174) Август (1–15) 2011 года.

Обильный урожай «Золотого абрикоса»

Просмотров: 2690

В Ереване завершился Восьмой международный кинофестиваль

Победителем Восьмого Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» стал фильм «Надер и Симин: развод» иранского режиссера Асгара Фархади. «Нам понадобилось совсем мало времени, чтобы определить победителя, – сказал, вручая награду, член международного жюри, известный британский критик Дерек Малколм, – за победителя жюри проголосовало единогласно». На последнем Международном Берлинском кинофестивале этот фильм получил главную награду – «Золотого медведя». В основе сюжета фильма – семейная драма, где мораль, как это положено, подкреплена религиозными атрибутами и единственный императив – нравственный. Фильм поражает психологизмом, вниманием к деталям, которые заставляют зрителя по-другому взглянуть на происходящее, давать иные моральные оценки. Картина иранского режиссера апеллирует к ценностям и душевным качествам, которые были и остаются важными и для нашего общества.

На ереванском фестивале были представлены четыре конкурсные программы: «Международное игровое кино», «Международное документальное кино», «Армянская панорама» и новинка – программа короткометражных фильмов «Кориз» («Косточка»), в которую вошли 25 фильмов молодых армянских режиссеров.

Второй приз был присужден корейскому режиссеру Парк Чун Буму за фильм «Мусанские дневники», рассказывающий о судьбе беженца из Северной Кореи.

«Золотой абрикос» в конкурсе документальных фильмов получил Александр Нанауи за картину «Мир, согласно Йону Б.», «Серебряный абрикос» – фильм «Летнее пастбище» Лин Ми И, Нельсона Уокера и Церинг Перло. Диплом достался Ахмаду Сейедкешмири за работу «Ничего сверхъестественного».

Победителем в номинации «Армянская панорама» стали Арут Шатян за фильм «Загружая мою жизнь», второй приз и приз имени Гранта Матевосяна за лучшую сценарную идею достался Эмилу Мкртчяну за «Космический корабль», а Анастасия Попова за фильм «Последний хиппи розового города» была удостоена специального диплома.

В новой конкурсной программе короткометражных фильмов «Косточка» приз достался Петру Субботкину за фильм «Глазго», а специальный приз – турецкому режиссеру Серхату Карааслани за фильм « Велосипед».

Организованная недавно Армянская национальная киноакадемия также учредила собственный приз, в этом году он достался мексиканскому режиссеру Паоле Маркович за картину «Приз».

Фильмы оценивали также FIPRESCI и экуменическое жюри. Соответственно призы получили Ибрагим Саиди за картину «Манду» и Корнел Георгит за фильм «Европолис».

Восьмой раз в Ереване стартовал Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Были, конечно же, и красная дорожка на площади Шарля Азнавура, по которой, как полагается, прошли всемирно известные актеры, режиссеры и представители аккредитованного в Армении дипломатического корпуса; были и взаимные приветствия организаторов и участников ереванского кинофестиваля, и откровение премьер-министра Тиграна Саркисяна, признавшегося, что «уже стало невозможным представить лето без этого фестиваля, который заставляет Ереван жить другим настроением».

На этот раз было рекордное количество заявок – 631 из 81 страны, из которых было отобрано 150 фильмов из 45 стран.  Ереванскому зрителю выпала уникальная возможность посмотреть лучшие картины этого года, получившие высокие награды на престижных европейских фестивалях.

На этот раз помимо спелых и сладких абрикосов для гостей и участников кинофестиваля был приготовлен сюрприз. «Одними абрикосами сыт не будешь», – подумали организаторы «Золотого абрикоса» и  присоединились к первому Общеармянскому фестивалю толмы, прошедшему в Сардарапате. Фестиваль этот прошел в виде конкурса с участием 20 опытных мастеров, которые приготовили блюдо по своим оригинальным рецептам. Приняли в нем участие (в смысле дегустации армянского национального блюда) не только официальные лица, но и все гости и участники кинофестиваля.

УЧАСТНИКИ И ФИЛЬМЫ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»

Фестиваль открылся показом фильма-драмы иранского кинорежиссера Аббаса Киаростами «Заверенная копия» с Жюльет Бинош в главной роли, ставшего лауреатом Каннского фестиваля 2010 года и удостоенного «Серебряной пальмовой ветви» за лучшую женскую роль. «Ложь должна быть близка к истине, а не к реальности. Режиссер должен уметь врать так, чтобы ему безоговорочно верили», – считает Киаростами. Режиссер признался, что главный импульс, который заставляет его снимать кино, – страх перед непонятным. «В фильме «Заверенная копия» я пытаюсь разобрать такую непонятную вещь, как отношения мужчины и женщины, и с ужасом прихожу к выводу, что мужчина и женщина никогда друг друга не поймут», – сказал он. Фабула фильма, больше построенная в стиле экзистенциальных бесед, разворачивается по ходу путешествия главных героев по старинным городкам Италии. «Искренность – это большей частью лишь темная махинация с ложью, страховка других тайн», – считает Киаростами.

Во время фестиваля режиссер вдруг заявил, что один из своих фильмов собирается снять в Армении. Посему именно для воплощения этой идеи специально для него был организован тур по Армении.

Из новинок в программе «Ереванские премьеры» был показан последний фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Меланхолия», завоевавший в Каннах приз за лучшую женскую роль. Фильм фон Триера сделан в жанре «исчерпывающего фильма об устройстве Вселенной». «Меланхолия» – это название гигантской планеты, которая последние тысячелетия скрывалась за Солнцем и вдруг изменила свою орбиту и понеслась к Земле… Картина построена на провидческих снах главной героини. Сплошной апокалипсис. За два часа до всемирной катастрофы режиссер дает возможность своим героям попрощаться со всеми надеждами и мечтами. Основная мысль фон Триера сводится к тому, что во Вселенной мы одиноки и жалости ждать не от кого.

В отличие от Ларса фон Триера, американский режиссер Терренс Малик, чей фильм «Древо жизни» («Золотая пальмовая ветвь» Каннов) также был показан на ереванском фестивале, искренне верит в связь эпох, в единство природы и человека, в существование иной жизни. В этом фильме также появляются астероиды, одноклеточные организмы и динозавры… Сюжет фильма строится вокруг истории жизни подростка, который наблюдает этот мир с чистотой и непосредственностью взрослеющего ребенка. В главных ролях – Шон Пенн и Брэд Питт. Здесь есть все – от зарождения Вселенной до параллельных миров, полно ассоциаций и аллюзий. Этот фильм – притча-проповедь о двух путях в жизни – пути природы и пути благодати.

Избегающий публичных выступлений и общения с журналистами, Терренс Малик после долгих переговоров дал согласие на показ фильма в Ереване. И если бы Ларс фон Триер оказался на ереванском «Абрикосе», он наверняка был бы тронут тем, как зрители аплодировали после просмотра и потом долго не расходились, обсуждая фильм.

В ретроспективном показе «абрикосовые» зрители смогли посмотреть фильмы Эдмонда Кеосаяна, Дмитрия Кесаянца, Романа Балаяна, Белы Тарра, Войцеха Марчевского и Бертрана Тавернье. На закрытии фестиваля венгерскому режиссеру Беле Тарра был вручен специальный почетный приз «Мастер» за фильм «Туринская лошадь». Приз вручил специально прилетевший из Канады известный канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян.

В рамках фестиваля были отпразднованы и несколько юбилеев: 70-летие Романа Балаяна, 80-летие Дмитрия Кесаянца и 75-летие Эдмонда Кеосаяна. В этом году к числу юбиляров организаторы отнесли не только выдающихся армянских кинематографистов, но и саму Республику Армения, 20-летию независимости которой была посвящена специальная программа документальных фильмов, снятых отечественными режиссерами. К праздничной дате приурочен был и показ фильмов об Армении и армянах, созданных зарубежными кинематографистами. Программа была озаглавлена так: «Взгляд снаружи». Так, американский режиссер Брейден Кинг признался, что снятый им игровой фильм «Здесь» является проявлением его любви к Армении. Это рассказ о путешествии картографа Уила в Армению и его духовной связи с армянкой Катарине. «Я могу сравнить свое отношение к Армении с влюбленностью, когда ты мало знаешь кого-то, но любой ценой стремишься сохранить эту связь», – признался Кинг на пресс-конференции. Поначалу Кинг и не думал делать конкретный фильм – была задумка о некоем путешествии в неизвестность. Он даже подумывал создать своеобразную кинематографическую карту, не более. И когда он еще в 2004 году начал путешествовать по миру в поисках подходящей натуры и оказался в Армении, у него возникло дежавю – ощущение, что он хорошо знает эту страну. «Мы сразу узнали друг друга», – признался режиссер. Брейдена изумила своим благородным великолепием гора Арарат, которая, будучи армянской, так незаслуженно находится по ту сторону границы… Много впечатлений у американского режиссера осталось и от Карабаха. Частично фильм этот демонстрировался в прошлом году на Национальном американском фестивале и Берлинале и получил широкий отклик. В Берлине «Здесь» победил в номинации «Панорама».

Впервые на «Абрикосе» была представлена внеконкурсная программа «Кино стран СНГ: 20 лет независимости». Были показаны десять лучших фильмов стран СНГ, снятых за последние два года.

В первый же день «Золотого абрикоса» открылась армяно-турецкая киноплатформа (АТКП). Эта девятая по счету рабочая встреча была направлена на поддержку документальных фильмов. В рамках встречи Армения – Турция состоялись презентации, практические исследования, представления кинопроектов и просмотры кинофильмов. «Для нас очень важно составить представление друг о друге», – сказал на открытии «Золотого абрикоса» основатель кинофестиваля Арутюн Хачатрян.

Не обошлось на «Абрикосе» и без дебатов. Узнав о предстоящих съемках фильма о Параджанове, Роман Балаян, близкий друг и коллега Сергея Параджанова, откровенно высказал свое недоверие по поводу готовящегося фильма. И хотя на роль Параджанова он когда-то предложил французского режиссера и актера армянского происхождения Сержа Аведикяна, тем не менее, нынче он отказался от предложения стать режиссером фильма с его участием. «Я вам скажу, он абсолютно не подходит для этой роли! Сергей был совсем другим, опасно-свободным человеком, мог позволить себе рифмовать слова «фашисты-коммунисты». И вообще, я думаю, что не время снимать сейчас про Параджанова, – заключил Балаян, добавив напоследок: – Личность Параджанова намного интереснее его фильмов, имейте в виду!»

Тем не менее в посольстве Франции состоялось подписание соглашения о съемках украино-армяно-французского полнометражного игрового фильма «Параджанов, любитель красивого», главную роль в котором исполнит франко-армянский актер и режиссер Серж Аведикян. Он же вместе с автором сценария и первым продюсером Еленой Фетисовой являются сорежиссерами фильма. Сопродюсером стал француз Корюн Априкян. Картина охватывает 25 лет жизни Параджанова. Съемки фильма будут проходить в Украине, Франции, Грузии, Армении, Нидерландах.

В прошлом году российский кинооператор и кинорежиссер-документалист Павел Костомаров привез на «Золотой абрикос» фильм «Как я провел этим летом», вскоре принесший ему «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. В этом же году Костомаров прибыл в Армению уже в качестве члена жюри, а также познакомил зрителей со своей новой картиной «Я тебя люблю», снятой совместно с Александром Расторгуевым. Режиссеры провели большой кастинг в Ростове-на-Дону и раздали нескольким людям камеры, чтобы они снимали себя и свою жизнь сами. Участникам была предоставлена полнейшая свобода – они снимали все, что хотели. В результате режиссеры собрали картину из различных фрагментов-отрывков.

«Я успел полюбить ваш город с прошлого года, – заявил Павел, – а потом мне предложили привезти и новый фильм. Я согласился, взял «Я тебя люблю», а вместе с ним и тех, кого я лично люблю – жену и детей, и незамедлительно привез знакомить их с Арменией».  Еще с прошлого года он сделал множество съемок в Конде и в других кварталах армянской столицы и в этом году продолжил свою работу, которая, в конечном итоге, возможно, перерастет в микрофильм. Но более всего его поразил Конд. «Попадая туда, забываешь, что ты в центре столицы. Узкие каменистые улочки, неасфальтированные дороги, маленькие домики и тишина.

Здесь обитает неповторимый дух маленького мира, в котором потолок твоего жилища может быть верандой соседа сверху, а в крохотном дворике могут жить сразу девять семей. Двери в Конде непременно открывают новую реальность», – сказал Костомаров.

Особый интерес на «Абрикосе» вызвал фильм «Лающий остров, или История собак» Сержа Аведикяна. Он специально поехал в Стамбул, чтобы снять этот фильм. Это история об отношении в Стамбуле к уличным собакам, которые, по преданию, считаются грязными существами. Фильм основан на реальных событиях. Совмещающий акварельные рисунки и «ожившие» дагерротипы, режиссер рассказывает историю, которая произошла в Константинополе в 1910 году. В городе было много бродячих собак, и городские власти решили от них избавиться. Всех собак изловили и вывезли на четырех кораблях на необитаемый остров. Эту историю автор считает в какой-то степени предвестницей драмы армянского геноцида 1915 года…

На кинофестиваль в Армению приехал и известный польский режиссер Войцех Марчевский. Вместе с легендарным Анджеем Вайдой он сооснователь Высшей школы режиссуры. «Режиссура – это не только профессия, это особая миссия. Для меня это способ общения с кинозрителем посредством кадров», – сказал Марчевский.

По мнению польского кинематографиста, истинный режиссер должен уметь скрыть некоторые детали, чтобы содержание фильма в какой-то мере оставалось тайной. «Фильм, который рассказывает обо всем сразу – это не фильм, это информационное агентство. Чем больше ты стремишься подражать действительности, тем скорее скатишься к подделке, – говорит он. – В фильме цвет – это идея, концепция, чувство, как в настоящей серьезной живописи; это одно из измерений памяти».

«По-моему, истинный армянин – тот, кто по-настоящему чувствует себя армянином», – заявил на фестивале кинорежиссер Акоп Кутсузян, автор фильма «Армянская летопись», ответив тем самым на главный вопрос героя своего фильма, который на протяжении всей картины ищет ответ на заданный вопрос.

Стимулом для творчества Кутсузяна стало обретение независимости Армении в 1991 году. И он совершает самую важную одиссею в своей жизни – в поисках собственных корней приобщается к мифической стране своих предков. «Армянская летопись» – это путешествие вместе с Кутсузяном навстречу Армении, навстречу своим корням.

Сотрудничая с TVOntario TFO, Кутсузян снял несколько телециклов. Его влечет и профессиональная фотография – работы Акопа были выставлены в Национальной библиотеке Квебека, в разных художественных галереях Северной Америки. Верный себе и своему мироощущению, Кутсузян в настоящее время работает над трилогией, первой частью которой является все та же «Армянская летопись», своеобразный видеоавтопортрет, вдохновивший его на создание нового фильма «Мой сын будет армянином» в его французской версии.

За несколько дней до открытия «Золотого абрикоса» представители оргкомитета – сознательно или нет – не стали назывть актеров, которых можно будет увидеть во время торжественного открытия фестиваля. И когда на красной дорожке появилась Фанни Ардан, собравшаяся у кинотеатра «Москва» фестивальная публика восторженным рукоплесканием приветствовала изящную и необычайно красивую французскую актрису. В Музее Сергея Параджанова, должно быть, ее эмоциональное состояние совпало с энергетикой музея, а может, как знать, здесь сыграл роль врученный ей параджановский талер (серебряная копия «монет-талеров», которые, находясь в заключении, изготовил из алюминиевых молочных крышечек маэстро Параджанов). На «Абрикосе» же был показан фильм «Кровь и пепел», где Фанни Ардан дебютировала как режиссер. Еще привезла она на кинофестиваль короткометражный фильм о любимых ею цыганах – «Химеры, которых нет», в котором Ардан выступала как актриса. В итоге Арутюн Хачатрян пообещал, что во время следующего «Золотого абрикоса» состоится ретроспектива 15 фильмов Фанни Ардан, и уже сейчас пригласил актрису в Армению.

Во время церемонии закрытия «Золотого абрикоса» небо над Ереваном было все таким же ослепительно-синим, хорошо просматривалась гора Арарат. И вдруг в одночасье подул ветер, началась самая настоящая метель, полил дождь. Откуда ни возьмись, тут же участникам фестиваля были розданы желтые плащи. Через мгновение все присутствующие облачились в желтую униформу. Для стороннего глаза могло показаться, что идут съемки фильма под стать «Меланхолии» Ларса фон Триера. Но в отличие от «свидетелей конца света», участники ереванского кинофестиваля были веселы и счастливы. Когда закончился дождь, на улице рядом с кинотеатром вновь заиграл оркестр. Зрители не расходились до поздней ночи.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень грамотная и со знанием дела написанная статья. И вообще к Кари Амирханян никаких претензий быть не может. На тему культуры она пишет отлично. Очень рад, что "Золотой абрикос" стал нашим раскрученным БРЕНДОМ. К этому кинофестивалю, который проходил уже в восьмой раз, стали с уважением относиться во всем киномире. А раскрутил этот бренд, конечно же, Атом Эгоян. Спасибо ему за это! И Арутюну Хачатряну спасибо, он старается вовсю. Еще бы и армянские режиссеры радовали нас. Ведь пока радуют только фильмы армян из диаспоры...
  2. Да, этим кинофестивалем мы вправе гордиться.
  3. Фанни Ардан просто красавица! Так прекрасно выглядит, хотя уже в возрасте. Особенно приятно, что у нее тоже армянские корни. Обожаю эту актрису!!!
  4. "Золотой абрикос" - еще одно подтверждение того, что Армения встала на ноги. Теперь армян знают не по геноциду и землетрясению, а как культурную и древнюю нацию. Спасибо Кари и редакции газеты "НК"
  5. Правильно, этот кинофестиваль - наш новый бренд, который надо всячески развивать. Еще бы кино наши научились снимать - совсем хорошо бы стало. А еще нашими мировыми брендами остаются коньяк и гора Арарат, временно оккупированная.
  6. На данный момент вовсю идут переговоры с кинотеатром "Наири". Так что фильмы будущего фестиваля уже будут смотреть не на DVD, а в кинотеатрах!
  7. А что с кинотеатром "Россия ("Урарту")? "Москва" и "Наири" - позорные с архитектурной точки зрения. Да и саму площадь Азнавура изуродовала жилая многоэтажка, которая там ни к селу, ни к городу.
  8. есть такой французский актёр Николя Сильбер (играл например в "Графиня де Монсоро", 1971). могли бы и его пригласить на кинофестивал. хотелось бы прочесть в НК интервью с этим актёром.
  9. Надо кругом ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ фестиваль "Золотой абрикос". Особено в социальных сетях. Вперед, блоггеры!!!!!
  10. Посмотрите фильм "Граница" президента фестиваля Золотой абрикос Арутюняна Хачатряна. Всем рекомендую.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты