№18 (177) Сентябрь (16–30 ) 2011 года.

Ислам и христианство призывают к миролюбию

Просмотров: 2020

Установление согласия в межэтнических и межнациональных отношениях так или иначе не может развиваться без учета межрелигиозного согласия. К сожалению, в обыденной жизни мы чаще сталкиваемся с нетерпимостью, проявлениями ксенофобии. Вопросы гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в России сегодня в центре внимания руководства страны, которое вполне обоснованно считает, что религиозные деятели должны принимать активное участие в достижении межрелигиозного и межнационального согласия. Такой подход представляет интерес в контексте карабахского конфликта, в котором религиозный фактор играет не последнюю роль. Наш корреспондент попросил ответить на ряд вопросов первого заместителем председателя Центра духовного управления мусульман России муфтия Альбира Крганова.

– Уважаемый г-н муфтий! Прежде всего, хотелось бы, чтобы Вы представили наиболее крупные, с Вашей точки зрения, достижения ЦДУМ России за последние годы, как координируется работа мусульманских общин России, которым была свойственна определенная разобщенность?

– ЦДУМ России – историческая объединяющая мусульман страны структура. В ее состав только официально входят более 2500 приходов и 20 муфтиятов, в том числе и ДУМ г. Москвы и Центрального региона. Основная цель, которую поставил перед собой Московский муфтият, – это строительство мечетей и просвещение мусульман. Наша структура не соперничает с существующими центрами. ЦДУМ России более 220 лет, и мусульманские организации Москвы исторически входили в состав этого управления. В начале 1990-х некая группа пыталась расколоть наше единство, и мы все видим результат. Это ущербное действие было не на пользу мусульман… Создание Московского муфтията ЦДУМ России де-юре не означает, что мы новая структура с неясными идеями, это больше возобновление исторической миссии управления в столице страны, объединения мусульман вокруг оправданных идей добрососедства христиан и мусульман, апробированных ЦДУМ России за 220 лет.

– В отличие от других конфессий РФ, мусульманская включает в себя большое количество народов и национальностей, имеющих свои особенности и ментальность. Фактически только вера является объединяющим их стержнем. Насколько эффективно используется этот фактор в решении межнациональных и межэтнических разногласий?

– Эксперты утверждают, что 52 этноса России так или иначе связывают себя с исламом и разделяют его ценности. Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний, говорил: «О люди! Поистине ваш Господь – один, поистине ваш отец – один. Все вы происходите от Адама. Адам же из глины. Араб не имеет преимущества перед ажамом (не арабом). Ажам не имеет преимущества перед арабом. Так же как красный не выше белого, белый не выше красного. Все определяется благочестием». Следовательно, от того, что люди ныне принадлежат к разным национальностям, отличаются друг от друга цветом кожи, никуда они не денутся от своего изначального происхождения, не станут один лучше или выше другого. По исламу нет преимущества по национальному признаку. Ислам ценность человека определяет по тому, как он умеет сдерживать себя от дурных поступков и совершать как можно больше добрых дел в интересах общества. Это очень важный фактор, духовный тормоз и стимул к благочестию одновременно.

– Рост ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости в России заставляет предпринимать конкретные шаги на государственном уровне. Насколько они, на Ваш взгляд, эффективны?

– Рост ксенофобии, о которой Вы говорите, наблюдается не только в России, но и по всему миру. Последние события в Лондоне, а до того во Франции, тому подтверждение. Одними карательными мерами государства исправить ситуацию невозможно. Люди и мир должны измениться, этическая оценка действий должна поменяться. Исконные ценности добрососедства, сострадания, миролюбия, вежливости должны преобладать над дешевой кичливостью и показным превосходством. Как мы видим, руководство страны в лице президента и премьера постоянно держит в своем поле зрения вопросы межнациональных отношений. И это правильно. Состоявшееся зимой 2010 года заседание Госсовета под руководством президента Д.А.Медведева в Уфе целиком было посвящено этой теме. В свою очередь премьер В.Путин на площадке ВНФ обсуждал эту же тему в широком формате. Фактически посылов по данной теме много, но эти знаковые. В правительстве РФ появился новый орган, призванный координировать вопросы межнациональных отношений.

– Политика мультикультурализма в Европе признана провалившейся. Об этом говорила канцлер Германии Ангела Меркель, это же подтверждает президент Франции Николя Саркози. В основном из-за игнорирования особенностей мусульманского населения. В чем разница совместного существования разных конфессий в России и Европе?

– В европейских странах межнациональная политика сводилась к конечной ассимиляции мигрантов из мусульманских стран, к растворению их особенностей и культуры. Но из этого ничего не вышло. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. В России же все наоборот, по-другому. Дело в том, что мусульмане в России не гости, а, как и наши братья-славяне, тысячелетиями живут на одной территории и вместе создавали единое государство. На протяжении многих веков мы взаимопроникались и приспосабливались друг к другу. Это бесценный капитал. Мы, россияне, держатели золотых акций дружбы народов. Поэтому пример мультикультурного сосуществования в России является примером для многих.

– ЦДУМ не раз официально заявлял, что у террористов и экстремистов нет ни религиозной, ни национальной принадлежности. Между тем статистика показывает, что наибольшее число террористов и экстремистов используют исламские лозунги. Как борется с этим явлением ЦДУМ?

– Один старец очень просто нам это объяснил: нет вины чистого источника в том, когда живительную воду некто принесет в грязном сосуде. Да, экстремисты пытаются очернить имя веры в своих корыстных целях, истинно верующие люди должны научиться их распознавать, дабы не стать игрушкой в их руках. Как говорят в народе, клин клином вышибают, здесь действенным элементом может стать только просвещение и религиозное образование. Грамотных, интеллигентных людей трудно заманивать террористам в свои сети.

– Наша газета не может обойти такие острые вопросы, как явную национальную и религиозную нетерпимость между армянами и азербайджанцами и турками. Каким Вам представляется решение этой сложной и болезненной проблемы?

– Оба народа очень древние, с богатой историей и просто очень хорошие люди. Всевышний создал и поселил всех нас на одной земле. Мы живем в одном общем доме. И в Коране Всевышний говорит: «О люди, Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Всевышним – самый благочестивый». Все зависит от нас самих, нельзя вечно враждовать, настало время простить друг друга и начать жизнь с чистого листа. Ведь идеалы христианства и ислама учат прощению и призывают к миролюбию. И политики должны услышать наставление, не играть на болезненных ранах народов, не ожесточать отношения, а помочь прийти к диалогу и взаимопониманию.

– Эксперты и политологи не видят выхода из сложившейся ситуации вокруг Нагорного Карабаха через военные действия. Судя по всему, не нужна война и азербайджанской диаспоре России. Почему же постоянно звучат угрозы о возобновлении войны со стороны руководства Азербайджана?

– Мы не можем вмешиваться в политику. Азербайджан, как и Армения, суверенная страна, которая сама решает и сама отвечает за свои действия. Конечно же, было бы намного мудрее решить этот сложный вопрос политическими методами, через переговорный процесс. В мире достаточно войн и крови, народам обеих стран нужен мир, стабильность и покой.

– Выступая на встрече с религиозными деятелями, премьер-министр В.Путин отметил, что религиозные деятели должны принимать активное участие в адаптации приезжих, а сами мигранты должны уважать язык, культуру и обычаи этнического большинства. События в Сагре показали актуальность этих высказываний. Какие шаги будет предпринимать ЦДУМ РФ в связи с этим?

– Мы ведем консультации с эмигрантскими организациями, помогаем им адаптироваться к российским реалиям, помогаем выстраивать отношения с местными властями и гражданскими институтами. И работы здесь – непочатый край…

Эдуард Сахинов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. "my ne mojem vmeshivattsya v politiku Aserbajana...."-tak skazal muftiy.Na fone voinstvennykh zayavleniy rukovoditeley sultanata azeri ,ikh ugroz nachatt voennye deystviya protiv Armenii,Vy prosto OBYAZANY skazatt etim nedalnovidnym gore-politikam,chto proizoydet,esli oni nachnut voennye deystviya.Tak kak armyane budut s samogo nachala oboronyayusheysya storonoy,da eshe s uchetom gornNeoy mestnosti ,poteri azerbajantsev budut vo mnogo raz bolshe,kak v jivoy sile,tak i v tekhnike.I vas,gospodin muftiy,ne volnuet smertt vashikh edinivertsev?A,chto stanet s ekonomikoy,kotoraya derjitsya tollko na nefti i gaze?Potok darmovykh neftedollarov prekratitsya,tat kak ABSOLYUTNO VSE NEFTYANYE OBIEKTY BUDUT UNICHTOJENY.Vayo budut gorett dolgo.Neujeli vas ne volnuet suddby vashikh edinovertsev?Ne stoyte v storone.Prosite Allakha datt etim gore-pravitelyam nemnogo mudrosti.Da i sami vrazumita ikh.Vy je dukhvnoe litso.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты