№18 (177) Сентябрь (16–30 ) 2011 года.

Скандалы были, есть и будут. Любовь останется

Просмотров: 3364

Проблемы курдов и езидов армении порой преувеличены средствами массовой информации

В армянском пристоличном селе Зовуни со смешанным армяно-езидским населением 17 августа произошла драка. Грузовик через участок, принадлежащий езиду, проехал на соседний участок, где строился армянин. Было это, видимо, не в первый раз, и езид выразил по этому поводу свое мнение, подтвердив его пинком по грузовику. Сосед езида, который армянин, поддержанный своими, пришел разбираться. Но сын езида тоже не терял времени даром и призвал на помощь своих. У обеих сторон агрессии оказалось больше, чем мозгов, произошла драка по типу «стенка на стенку». Итог – возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», шесть человек подвергнуты судебно-медицинской экспертизе. Жертв и разрушений нет.

Сперва была запущена версия, что к голове председателя Союза езидов мира Азиза Тамояна, участвовавшего в драке в статусе миротворца, был приставлен пистолет. Далее пистолет, по версии уже самого Тамояна, был заменен мобильным телефоном. Поскольку мобильный телефон если и может напоминать пистолет, то только цветом, надо полагать, что его держали особым образом, как бы за рукоятку.

Однако армянская сторона в драке выглядела солидно, сразу появилась версия, что она представляла олигарха, претендующего таким способом на расширение земельных владений, однако имя его упомянуто не было. Лозунгов типа: «Езиды, вон из Армении» либо «Армения для армян» не звучало. Сказать, чтобы езиды убирались из Армении, кроме чисто человеческих переживаний, означает еще и обречь себя на жизнь без отборной ягнятины, овечьего сыра и замечательного езидского юмора. Не могу сказать за всех, но у подавляющего числа армян эта информация сидит в подкорке. Были только ругательства на понятном сторонам армянском языке. Лозунги появились только в поздних публикациях, и тут уже можно совершенно точно определить цели авторов. Кстати, в откликах на тему драки появилось несколько новых журналистских имен, которые руководителю аппарата правительства по вопросам национальных меньшинств Вардану Асцатряну так и не удалось установить.

Люди с хорошо развитым конспирологическим мышлением полагают, что освещение драки в СМИ носило спланированный характер. Вряд ли кто специально ее устроил, чтобы потом провести информационную операцию, но то, что фактом драки воспользовались недоброжелатели, чтобы раздуть ее значение до события международного масштаба – определенно. Как в дальнейшем говорил Тамоян на пресс-конференциях, конфликт был сугубо бытового свойства, из тех, которые были, есть и будут, а национальность участников ни при чем. Причин же для конфликта, как и во всякой жизни, множество, и главное – это цивилизованно убирать причины, а не запускать их, доводя до драк. И вообще, бытовая ссора и этнический конфликт – суть разные вещи, каким бы ни был национальный состав дерущихся.

Однако в искренность г-на Тамояна поверили не все, полагая, что он как бы скрывает истинные причины конфликта, имеющего суть национальную природу, не желая дискредитировать армян, от которых зависит. И далее уже обсуждалась не драка, а сама личность Азиза Тамояна. Выразился по этому поводу и глава Союза курдов Грузии Виталий Набиев (Анкоси), который признался в том, что он «езид, и разумеется, горжусь этим, но признаю, как и положено езиду, в качестве главы езидов всего мира Мира Тахсин Бека, носящего титул как эмира, так и бека». Это внутренние езидские дела – кто кого почитает за главного, но почему глава Союза курдов не курд, а езид – не совсем понятно.

Вообще говоря, разница между езидами и курдами заслуживает обсуждения. Само этническое определение «курд» появилось в XX веке. Согласно этнографии, и в частности этнологу Рануш Харатян, в домусульманскую эру это были племена, объединенные не только языками, но и общей религией, в основе которой – поклонение солнцу. Потом большая часть курдов приняла ислам, и на сегодня езиды – это те, кто остался верен прежним верованиям. Если курды сегодня разделены по языковому принципу на три группы, которые говорят на трех близких, но самостоятельных языках: курманджи, заза и солани, то езиды говорят только на курманджи. Т.е. отличие езидов и курдов, говорящих на курманджи, религиозное, но со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во время геноцида, например, курды-мусульмане, ставшие одним из инструментов геноцида, не делали особой разницы между армянами и езидами, и в Армению бежали как армяне, так и езиды, разделившие общую судьбу. И во время Сардарапатской битвы, и во время карабахской войны езиды сражались на стороне армян, полагая Армению своей родиной. С курдами же, несмотря на языковую общность, езиды жили изолированно.

В 1926 году перепись населения фиксировала и курдов, и езидов по отдельности. Но после войны пункт «езид» был из переписи удален, и езидов стали фиксировать как курдов. Не исключено, что советское правительство, симпатизировавшее курдскому освободительному движению, решило поднять на территории страны количество курдского населения в ущерб езидскому. Но к 1989 году, когда центр ослаб, езиды на территории Армении потребовали, чтобы их внесли в лист национальностей, и перепись 1989 г. зафиксировала на территории Армении около 60.000 езидов.

Курды-мусульмане уехали из Армении вместе с азербайджанцами. Произошла удивительная вещь – на территории Армении большинство курдов вместо того, чтобы ассимилироваться с армянами, ассимилировались с азербайджанцами, поменяв свое курдское самосознание на азербайджанское. Как если бы во Франции арабы, ассимилировавшись, становились, например, турками. В Варденисском районе Армении, где азербайджанское население составляло значительную часть, в некоторых селах выдавались азербайджанские метрики. Секретарша знала только азербайджанский и потому заполняла метрики армян на азербайджанском. Вот только откуда им удалось подогнать азербайджанские бланки – остается неясным. Говорит ли это о толерантности, равнодушии или глупости армянской власти – тоже подлежит обсуждению.

Следующая удивительная вещь состоит в том, что многие езиды, в основном из числа интеллигенции, те, которые настаивали на своем езидском самосознании, стали требовать, чтобы их записали курдами. Курдское самосознание в Армении, по словам людей знающих, поднимается, и начало процесса связано с арестом Оджалана. Может, перспективы создания курдского государства, что было бы логично в свете американской атомизации мира, стимулируют говорящих на курманджи считать себя курдами. И если Армения получит эту проблему, то разбираться с ней будет сложно. Как сказал в свое время иранист Гарник Асатрян, для того, чтобы иметь безопасные отношения с курдами, с которыми армян никак не связывает общая судьба, а если и связывает, то палача и жертвы, необходимо иметь такие спецслужбы, которые могут позволить себе только мощные государства.

Вообще говоря, с точки зрения национального состава, Армения уникальна – у нас только 2,5% не армян. Это никак не связано с толерантностью, о которой мы сказали, а со скудными ресурсами страны, армянское население которой, так же как и иные национальности Армении, и сами армяне, стало ее покидать в 90-е в поисках лучшей жизни. По данным 2001 года, в Армении осталось 42.000 езидов и примерно 1500 курдов. Езиды компактно проживают в селах Арагацотнского марза, где занимаются скотоводством. В долинах, где они проживают с армянами, езиды занимаются еще и обработкой земли. Курды же в основном проживают в городах, пополняя ряды интеллигенции страны, как и часть езидов.

Отношение к национальным меньшинствам определяется не только толерантностью армян, но и обязательствами, данными международным организациям. Это, в частности, «Европейская хартия региональных языков и языков нацменьшинств», согласно которой Армения взяла на себя обязательство по их защите. Это учебники, СМИ и прочие возможности самовыражения на родном языке. Этих языков оказалось 5 – русский, греческий, ассирийский, курдский и езидский. В начале тысячелетия каждый подписанный международный документ как бы прибавлял Армении значимости, и армянская сторона не обратила внимания на то, что фактически один и тот же язык – курманджи – упоминается дважды. Но почему на это не обратила внимания европейская сторона – остается вопросом. В итоге, видимо, следует защищать курманджи с двойным усердием. Насколько это возможно – неясно. Учебники пишутся здесь, и судить об их качестве сложно. Если другие меньшинства, родина которых представлена состоявшимся государством, могут пользоваться ее достижениями, то езиды и курды этой возможности лишены. И в учебники попадают интерпретации, вызывающие жаркие споры, в которых армянской стороне приходится быть наблюдателем. Несмотря на штаты в Национальной академии наук, университете и госаппарате, квалифицированного езидского или курдского экспертного сообщества в Армении нет. Армянское квалифицированное экспертное сообщество в стране есть, однако и оно не в состоянии воспрепятствовать печатанию плохих, иногда отвратительных учебников от математики и до языка для армян.

Ларичев свой задачник по математике совершенствовал 30 лет, но у нас появилась целая артель людей, которым ничего не стоит написать любой учебник, хоть по языку, хоть по математике, за 30 дней и, пользуясь административным ресурсом, сделать достоянием детишек, отвращая их от учебы. Так что проблема эта общая. И там, и там в учебники привносятся личные переживания авторов. Для езидов это в основном Азиз Тамоян, который получает осуждение зарубежных организаций соплеменников и сам осуждает их с не меньшим усердием. Для армян это, как мы уже сказали, артель, избегающая публичности. Кстати, в Армении, при всей консервативности родоплеменной структуры езидов, зарегистрировано 5 езидских общественных организаций, находящихся между собой в достаточно сложных отношениях. Что понятно, будь они едины и организация была бы одна. Максимум – 2, из уважения к плюрализму. При этом в иерархическом езидском обществе, представленном пирами (это верхний, малочисленный этаж структуры), шейхами (теологами-практиками), миссия которых может быть сравнена с миссиями священников или мулл, стремительная карьера мюридов – светского большинства, представители которого возглавили общественные организации, воспринимается либо с напряжением, либо со снобизмом. Лидеры же общественных организаций решают не только общественные, но и личные вопросы. Как водится. Это все к тому, что жизнь сложна не только по стране в целом, но и внутри национальных меньшинств в частности.

Кстати, греческих и русских организаций в стране – по 9, что еще раз говорит о близости наших народов – в начале независимости число зарегистрированных партий и политических организаций в Армении приближалось к сотне. Правда, греки создали еще и ассоциацию своих организаций, что позволяет им объединять усилия в нужное время. У евреев 2 организации, с разделенными сферами деятельности, и т.д. Естественно, что эти организации строятся чаще всего под своего лидера. И если кому-нибудь захочется заняться общественной деятельностью, но при этом придется несколько ущемить личные амбиции, то гораздо проще открыть свою организацию, чем пойти на ущемление собственного «я» в другой.

Понятно, что положение нацменьшинств в Армении отнюдь не блестящее, как и положение самих армян. Однако восприятие их как украшение национального состава очень распространено.

Молокане в Армении являются высококлассными строителями, воспринимаются как люди безупречной честности, это производители лучших солений, и вообще, достоинствам их несть числа.

Езиды, как уже было сказано, замечательные производители мяса и овечьей брынзы, люди с достаточно изощренным мышлением и замечательным чувством юмора. В Армении очень распространены анекдоты с участием езидов, многие из которых инсценированы знаменитым юмористом Ашотом Казаряном, умеющим замечательно воспроизвести езидский прононс. Так вот, в этих историях езид, как правило, оказывается гораздо смышленее армянина.

Занятия других этнических меньшинств не имеют выраженной этнической окраски, но все равно делают разнообразнее и интереснее нашу жизнь, несмотря на то, что иногда может случиться и драка. Бывает…

Теперь о будущем. В Армении, несмотря на далеко не блестящее экономическое состояние, появились гастарбайтеры, в том числе и турки. При разумном управлении Армения достаточно скоро может стать привлекательной страной для гастарбайтеров из Ближнего Востока и Турции, и это потребует уже колоссальных усилий со стороны правительства для обеспечения безопасности страны. Впрочем, это слишком ответственное заявление, потому что добавляет чиновникам аргумент в защиту низких темпов экономического развития.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Наиболее смешная из публикаций этого номера. Особенно запомнился эпизод в селе, с приставлением к голове уважаемого предводителя езидов мира сотового телефона. Здесь есть какой-то смысл. Ведь по конспирологической теории, "сотовые телефоны представляют большую опасность в качестве радиоизлучающего устройства для мозга. Для спецслужб мобильный телефон представляет собой идеальную идею, ибо они в любой момент могут усилить его радиоизлучение в 20 тысяч раз и сжечь мозг испытуемого. Так например, Чеченский лидер Дудаев умер общаясь по мобильному телефону." Единственное, что требуется для успеха - так это наличие мозга.
  2. у этих курдов еще 16 век в сознании. мобильники на таких не действуют - только дубинки из твёрдых пород баобаба.
  3. А вот по мне, так не самая смешная, а самая полезная и содержательная статья номера. Жаль только, что изложение немного сумбурное и поэтому плохо читается. А вообще о нацменьшинствах в Армении, об отсутствии в стране продуманной политики по отношению к курдам и езидам надо писать как можно больше. Этот вопрос требует внимания и профессионального подхода. Профессионалы у нас в этой области есть, но их влияние на реальную политику не так велико как хотелось бы. Жаль, что упомянутый Гарник Асатрян только наукой занимается. Его бы на одну из руководящих должностей в МИД, для курирования иранского и курдского направления... Впрочем в нашем МИДе уже все места заняты блатными, так что для Асатряна место вряд ли найдется. Как и внятной политики в отношении курдов РА не видать. Не могут ее выработать люди, не обремененные большим объемом знаний по курдской тематике.
  4. самое меньшее, что может терпеть курд - приставленный к его голове "стингер".
  5. вот только турков-гастарбайтеров нам не хватало... пусть валят в херманию, лизать грязные немецкие сапоги
  6. Да, Арен прикольную статью выдал. Спасибо. Вот только на счет турок - гастеров в Армении, это что, на самом деле?!
  7. А если приставить что откроют границу-то турок и курдов через пару лет станет больше и они захотят провести ,,референдум и демократическим ,, образом присоединиться с братьями турками (на примере подражания азеров)....фантастика!? Косово пример -так наплодились и ассимилировались местные , итог плачевный.Настоящая жизнеспособная стратегия строится на десятилетия и на века в перёд..
  8. Действительно. Учитывая то, как они размножаются.
  9. Какие турецкие гастарбайтеры в Армении???? С дуба упал автор!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты