№ 20 (179) Октябрь (16–31) 2011 года.

В Азербайджане с Симом обошлись по-хамски

Просмотров: 3392

Шотландский научный работник Стивен Сим описал свои впечатления от визита в Нахиджеван - историческую армянскую территорию, оккупированную Азербайджаном. Поскольку обличительный доклад Сима 2006 года не освещался в международной прессе в достаточной степени, мне хотелось бы в этой статье представить некоторые важные моменты из этого доклада.

Сим сообщил, что он приехал в Нахиджеван на автомобиле через турецкую границу и двинулся к селу Абракунис, расположенному в долине Ернджак. Когда он спросил мальчика лет 12, где находится сельская церковь, то мальчик показал на пустующий участок земли.

Затем Сим посетил село Бананияр, которое армянам известно под названием Апаранк, где, по его словам, «в центре села, по крайней мере, до 1970-х годов находились развалины  большой средневековой церкви. Теперь на месте бывшей церкви построена мечеть». В Норашене, у северо-западного края деревни, были когда-то две армянские церкви и кладбище. Никаких следов церкви или кладбища он там не обнаружил.

На третий день, когда Сим ехал в Джульфу, то заметил руины кладбища Джуги. Он сообщил, что видел «покрытые каменными плитами три горных хребта и холм. Все без исключения надгробные плиты были перевернуты».  

В Ордубаде Сим подвергся приводу в полицию, где его допросили относительно цели визита и обыскали сумку. Затем на следующем автобусе его отправили в город Нахиджеван. Оттуда он поехал в Шурут, который «в конце Средневековья был маленьким армянским городом со своими церквями, школами, монастырями, библиотеками и населением в несколько десятков тысяч человек».  

Следов местной армянской церкви, расположенной по соседству с деревней Крна, уже не было. Та же ситуация была и в селе Гах. Когда у нескольких прохожих Сим спросил о церкви в селе Шурут, то один из них ответил, что церковь была уничтожена.

В селе Шурут Сим столкнулся с группой сельчан. Когда он сказал, что приехал посмотреть на старинную церковь, те ему ответили, что в деревне никогда церкви не было. Как только он выехал из Шурута, водитель такси сказал Симу, что жители деревни  позвонили в полицию Джульфы и что сотрудники правоохранительных органов, вероятно, ждут его на дороге.

 Полицейские действительно уже ждали Сима. «Полицейский сел в такси на заднее сиденье и спросил, есть ли у меня топографическая карта и этнографическая книга», - рассказывает шотландский исследователь. Когда Сим ответил отрицательно, полицейский быстро обыскал его сумку. В Джульфе Сима остановили возле отделения полиции, где его сумку вновь досмотрели. Некоторое время путешественник простоял в коридоре, после чего его отвезли в гостиницу города Араз. Продержав Сима три часа, его освободили. Из его сумки «вытащили все вещи и тщательно осмотрели, чтобы выяснить, нет ли в сумке потайных карманов».

Сима спросили о его работе: сколько он зарабатывает, кто спонсирует его визит в Нахиджеван и почему он потратил собственные средства на приезд сюда. Полицейские скрупулезно проверили записи Сима, а также все фотографии на его цифровом фотоаппарате. Их внимание особенно привлекла фотография, сделанная в городе Нахиджеван. «Это была каменная плита, которую я видел в саду напротив усыпальницы Момина Хатун, окруженной каменными надгробиями в форме капители. На этом камне был высечен крест, который устремлялся ввысь из прямоугольной основы».

Азербайджанские должностные лица сказали ему, что это не крест. Сим ответил, что прочитал о церкви в одной армянской книге. Они рассерженно ответили: «Это неправда. Там написана ложь. Понимаете, армяне всегда обманывают, всех обманывают».

Они также отметили, что «в Нахиджеване никогда не существовало ни одной армянской церкви. Ни один армянин здесь никогда не жил, следовательно, откуда здесь могли взяться церкви?» Азербайджанцы сказали Симу: «Думаем, что вы приехали в Азербайджан с недобрыми для нас намерениями».

Сим отметил, что неприятные впечатления от визита в Нахиджеван «в некотором плане приоткрыли отношение азербайджанцев к армянам и ко всему армянскому».

В докладе видно, почему для армян Арцаха вновь жить под игом азербайджанцев невозможно.

Если азербайджанцы проявили подобное отношение к шотландскому путешественнику, то представьте, насколько хуже азербайджанцы обращались с армянами до освобождения Арцаха.

Арут Сасунян, редактор газеты «Калифорнийский курьер», специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Ублюдки! Они только с камнями воевать могут. Бог их накажет за такое кощунство.
  2. Да пошли эти азики... куда подальше.
  3. помните "проклятие фараонов"? это когда погибали по неизвестным причинам археологи-египтологи. наверное скоро появиться и феномен "проклятие Джуги".
  4. некоторые христианские храмы в Нахичеванском дистрикте ванадалы разрушили, а вот на советских крупномасштабных картах местонахождение этих храмов указано с большой точностью.
  5. Друзья, это всему миру известно, что мы - нация созидателей, а азеры - разрушителей.
  6. А что тут собственно, необычного произошло? Все как всегда варвары наводят свой "порядок"! Если будем и дальше слабеть, то они и в Армении за точно такую же "работу" возьмутся!
  7. было бы для армян правильным снять в Голливуде остросюжетный триллер под названием "Проклятие Джуги". Примерно такое содержание: разрушив хачкары по совету беса, открыли путь демонам из паралельного мира в наш мир; нематериальные сущности (злые духи) проникают в тела рядовых азербайджанцев; битва людей (армян) с зомбированными демонами жителями АР; в итоге армянам всё-таки удаётся с помощью спецподразделений монахов нейтрализовать на подступах к Еревану бесноватых и отбросить их к берегам Каспия; армянские войска устанавливают контроль над Джугой. демоны опять закупорены под землю. Всё это сопровождается эмоциональной музыкой и разными проявлениями мистических способностей персонажей и компьютерными спецэффектами.
  8. Стало обидно и тоскливо от этого материала. Неужели это весь их менталитет, уровень взгляда на мир? Уничтожать невинные надгробия, каждое из которых произведение искусства, много ума и достоинства не надо... Ясно одно - хачкары, как вернейший след 2 тысячелетней армянской культуры здесь, являются досадным препятствием для обоснования их "автохтонности". Что им они могут противопоставить? Отрицая проживание армян здесь, отрицают самих себя, поскольку попадают в тупик - если с ними согласиться что армян здесь раньше вообще не было, то откуда появились здесь их хачкары, церкви? А вас, уважаемые форумчане прошу обратить внимание на фотографию. Очевидно, что здесь солдаты. А люди в гражданском, очень напоминают местных чиновников. Ведь не пойдет же местное население, пусть хоть и не любящее армян, одевшись в одинаковую форму, громить никому не нужные здесь хачкары? Очевидно, что простой сельчанин везде озабочен своими проблемами и вовсе не является ревностным носителем идеологии, граничащей с вандализмом. Таким образом, друзья, здесь явно присутствует направляющая рука "сверху", пусть хоть и даже районного звена. А автор, парон Арутюн Сасунян, с кем я имею честь быть знакомым, виделись несколько лет назад в Ереване, настоящий высокообразованный искренний и честный человек, в чем я убедился в беседе с ним. Так что я не думаю, что написанное неправда. В его лице я тогда я впервые встретил армянина который ни слова не знает по русски, знает лишь английский и армянский, поскольку родился в штатах. Это было здорово. Так что привет, господину Сасуняну.
  9. Дорогой друг!Обидно и тоскливо не от материала,а от варварства азеров.Что поделаешь,не повезло армянам с такими соседями.
  10. Это точно, с соседями нам не повезло...
  11. В Ереване 5 минут назад был шок - сильное землетрясение! Почти все местное население высыпало из домов на улицы. Только сейчас стало ясно, что землетрясение было в Турции: эпицентр на территории Ани. Армении нужны такие подготовленные для экстрима люди как Павел.И чем больше, тем лучше. Всетаки Армения - это сейсмически опасная зона,котлован, окруженный горами. В любую минуту может произойти сокрушительное землетрясение. Нам очень нужны специалисты высшего класса,такие как Павел!
  12. нужно усилить меры безопасности на ААЭС. И ещё, нужно уменьшить уровень негативных эмоций и недовольства внутри общества (можно, например раздать каждой семье продовольственный ваучер на 50-100 долл.) - природа очень чутко реагирует на проблемы в обществе.
  13. Вы правы, природа реагирует. Но КАК снизить накал страстей, если в обществе много несправедливости, если власти заботятся не о благе народа, а о своих карманах, КАК???
  14. будем молиться, чтобы Всевышный даровал нынешным и будущим правителям Армении мудрость и умение эффективно править государством.
  15. Сколько бы азеры не уничтожали наши хачкары, сколько бы они не старались стереть следы пребывания армян на этой древней земле, у них ничего не получится. Мы НИКОГДА не забудем, что Нахиджеван - это НАША древняя земля. К этому вопросу мы еще вернемся. Непременно вернемся. И землю нашу ВЕРНЕМ!Этого недоразумения, этого азербайджанского анклава не будет!!!
  16. Апшеронские чушки - это диагноз. Неизлечимая болезнь, хоть у них и появились мерсы, по-английски начились некоторые говорить, на Запад ездят... Но чушками были - чушками и сдохнут.
  17. Такие фото-обвинения варварам и вандалам надо печатать регулярно. Пусть весь мир знает об этих дикарях. Спасибо! Читатель из Бостона, USA
  18. Вчера 29-го октября министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян выступил на 36-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, в ходе которой обсуждались основные направления деятельности организации на ближайшие два года, сообщает пресс- служба МИД Армении. В сообщении говорится, что в своем выступлении министр Налбандян, в частности, осудил политику уничтожения армянского культурного наследия со стороны Азербайджана и призвал международное сообщество предпринять совместные шаги для предотвращения подобной деятельности.
  19. НАХИДЖЕВАН БУДЕТ НАШИМ! Как бы зеленщики не злились, как бы они не уничтожали нашу память, нашу историю на этой древней армянской земле.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты