№ 20 (179) Октябрь (16–31) 2011 года.

Протоиерей Владимир Амбарцумов – священномученик Русской Православной Церкви

Просмотров: 4831

Протоиерей Владимир Амбарцумов, сын армянина Амбарцума Амбарцумянца и немки Каролины Кноблох, выросший в лютеранской семье и принявший позже православие, Деянием юбилейного освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 г.) о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских XX века был канонизирован и причислен к лику святых в чине почитания – священномученик.

Корнями своими Амбарцумовы восходят к армянской фамилии Амбарцумянц. Отец Владимира – Амбарцум Крикорович Амбарцумянц родом из города Шемахи Бакинской губернии Российской империи, которого почетным гражданином чести был удостоен.

Прижив от разных жен семерых детей, дед Крикор, что правда, то правда, дал им всем достойное образование. Наибольшую известность из детей Крикора снискал себе Саркис, старший брат Амбарцума, став одним из лучших варжапетов-учителей Шемахи. Он же основал в городе первую лютеранскую общину. Что до Амбарцума, то, получив высшее специальное образование в Швейцарии, он вернулся в родной город, где и женился.

Из дневниковых записей внучки Амбарцума Крикоровича, дочери Владимира – Лидии Каледы, в монашестве матушки Георгии:

«От жены-армянки дедушка имел двоих детей: Аршака, 1878 года рождения, и Наталью, родившуюся двумя годами позже. В 1882-м при родах эта несчастная женщина и один из двух новорожденных скончались».

Овдовев, Амбарцум подался с малышами в волжский город Сарепта, немецкую колонию под Царицыном,

подыскать им воспитательницу. В местной кирхе ему нашли добропорядочную девицу из лютеранской семьи – Каролину Кноблох. Своей заботой о детях Каролина вытеплила сердце Амбарцуму Крикоровичу и, по взаимной приязни, они составили семью. Новая жена подарила ему двоих детей – Амбарцума-младшего и Лидию.

Жизнь в тихой Сарепте протекала размеренно. После обеда Амбарцум любил поспать, и вместе с ним погружалось в сон все его многодетное семейство. А когда он устраивал застолья на армянский манер, было весело. Кончались они импровизированными концертами. Темпераментный и импульсивный Амбарцум Крикорович, надо сказать, страдал от своей педантичной немецкой родни.

И снова слово Лидии Каледе:

«Когда случалось дедушке жить в Сарепте у немецких родителей второй жены, теща то и дело умеряла его южный пыл и порывы, зовущие непременно и тотчас идти к кому-нибудь в гости. «Ам-бар-цум, – распевно говорила теща, – ту-да нельзя сейчас идти: там обедают, ту-да не звали».

В скором времени Амбарцум с семьей перебрался в Саратов, где 20 сентября 1892 года на свет появился сын Владимир, записанный на немецкий манер Вольдемаром. К моменту его рождения отец уже держал в Саратове школу-пансион для воспитания и обучения глухонемых. Бескорыстный по натуре и сердобольный, Амбарцум с бедных денег не брал, богатые же родители за отпрысков своих раскошеливаться не торопились, почему дело и развалилось. Пришлось переехать в Москву. Поселившись на Шаболовке, в доме Варваринского сиротского приюта, Амбарцум связал свою судьбу с Арнольдо-Третьяковским училищем для глухонемых, которое возглавлял известный педагог и ученый Федор Андреевич Рау. Вместе они заложили основы системы обучения глухонемых в России.

На работу Амбарцум ходил пешком, не спеша, благо училище находилось рядом. По дороге он заглядывал в лавки и лавчонки, успевая отсылать «мальчиков» с продуктами для возлюбленной своей Каролины Андреевны.

Владимир обладал редким слухом, умел играть на скрипке, фисгармонии и хорошо пел. Иностранные языки давались ему играючи: помимо немецкого, знал он греческий, латынь, английский. Особую склонность питал к математике и физике, «колдовал» с электричеством. Создал даже электрическую «пушку», которая проделала под окном приличную дыру, до смерти напугав домашних.

Окончив училище при Петропавловской лютеранской церкви, Владимир подает на физико-математический факультет Московского императорского университета, а проучившись три семестра, в 1913 году, по настоянию матери, едет продолжить образование в Берлин, где жили братья Каролины Андреевны. Учится в Высшем политехническом училище, зарабатывает на жизнь частными уроками. Вовлекается в христианское молодежное движение, уходит из лютеранства в баптизм (вероучение так называемых «мирных перекрещенцев»).

В последний день июля 1914 года, чуть свет, неведомая сила подбросила Владимира в постели. Он вскочил и сломя голову бросился на вокзал: его неодолимо потянуло домой. Как оказалось, успел он на последний поезд, отходивший в Россию перед началом Первой мировой… Вернувшись, продолжил учебу в Московском университете. Несмотря на незаурядные способности в области физики, Владимир целиком посвятил себя бого-

искательству, активно участвуя в работе христианского студенческого кружка.

Там же знакомится с будущей женой своей – Валентиной Георгиевной Алексеевой. В 1916 году, сыграв свадьбу всем кружком, молодожены дают клятву проповедовать Слово Божье. Возможно, нестерпимая обстановка в купеческой семье, где царил культ денег, и подвигла Валентину перейти из православия в баптизм.

В 1917 году, едва окончив университет, Владимир тут же становится отцом: рождается сын Евгений. Забросив науку, дает частные уроки, плодотворно работая в христианском кружке. Летом того же 1917-го в Самаре открывается пединститут, почти тотчас превратившийся в притягательный центр баптизма. Созванный в скором времени самарский съезд бывших кружковцев принимает решение вызвать из Москвы опытных работников для создания новых кружков и укрепления движения. В 1919 году молодая семья Амбарцумовых с двумя детьми на руках (Виктор только-только родился) едет в Самару, где Владимир с головой уходит в дело: открывает новые кружки, сам ведет занятия и приглашает читать лекции известных богословов. Здесь сближается с Владимиром Марцинковским, который активно проповедовал в среде учащейся молодежи.

Гражданская война в Советской России породила армию сирот, и Владимир ратует за создание приюта в Самаре (в это время в семье появляется приемный сын Никита). А еще раздает Владимир Евангелие в больницах и тюрьмах. Религиозное рвение Амбарцумова, видимо, пришлось властям не по душе: в 1920-м его берут под арест и увозят в Москву, где, продержав месяц, отпускают, но… под подписку о невыезде из столицы.

Смерть от скарлатины младшего сына Виктора вынудила Валентину Георгиевну с группой кружковцев в 1921 году возвратиться в Москву, где Владимир уже завершал ремонт старого дома в Кречетниковском переулке. В одной половине дома жила семья, в другой проводились занятия и собрания кружка.

После высылки за границу Марцинковского Амбарцумов возглавляет Российское студенческое христианское движение. Проводятся ежегодные съезды. В 1924 году под запретом оказывается уже само движение. Одни кружковцы диктату властей подчиняются и отходят от движения, другие – среди них и Владимир Амбарцумов – продолжают действовать нелегально. На хлеб насущный он зарабатывает как физик в Московском рентгеновском институте, а позже – секретарем инженерной секции в Союзе коммунальщиков.

В начале 1922-го семья пополняется Лидочкой, названной в честь родной тети. В мае следующего года, когда Валентина Георгиевна была на восьмом месяце беременности, почти вся семья отравилась ливерной колбасой. Женю с Лидой откачали, а их мать не смогли. Перед смертью, прощаясь, она сказала мужу: «Володенька, я ухожу, но ты не печалься обо мне. О детях думай. Теперь ты им не только отец, но и мать. Поручаю тебе их – и Женечку, и Лидочку, и Никиту». Позже Никиту найдет его чувашская родня и он уедет.

Из дневника Лидии Каледы:

«Папа очень любил маму и часто повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Переживая смерть жены, папа, как мне рассказывали его друзья, внешне держался спокойно… Мама умерла баптисткой, и папа после перехода в Православие очень из-за этого расстраивался. Но мамины православные подруги уверяли его, что будь она жива, вернулась бы в Православие».

Детей Владимира Амбарцумова воспитывала в христианских традициях Мария Алексеевна Жучкова, подруга их матери, глубоко верующая православная душа. Дети ее звали мамой, но только на «вы». 14 лет Владимир и Мария прожили бок о бок, как брат и сестра, поднимая чад Божьих.

Переломным моментом в жизни Владимира Амбарцумова стало его знакомство с протоиереем Валентином Свенцицким, который оказал определяющее влияние на его духовную жизнь. В декабре 1925-го о. Валентин крестил в Никольской церкви на Ильинке детей Владимира – Евгения и Лидию. Откровенное душевное общение со Свенцицким привело Владимира Амбарцумова в православие. Что же тогда подвигло Амбарцумова отойти от баптизма? Не его ли собственное признание, что «Баптизм – это первый класс, но нельзя всю жизнь ходить первачком»?

Ответ на этот вопрос и дает протоиерей Глеб Каледа, муж Лидии Владимировны:

«Рационалистический примитивизм протестантизма его не мог удовлетворить… В баптизме нет духовного развития, и личность консервируется, нет преемственности благодати и таинств… Владимир Амбарцумов решительно и твердо переходит в православие, где… имеется динамика духовной жизни, постепенное восхождение по лестнице к Богу».

И пришло осознание этого к Амбарцумову в годы, когда гонения на православие усилились.

Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, Владимир Амбарцумович начал прислуживать и читать в церкви, приняв участие в организации паломничеств в Дивеево и Саров. Семью, как и прежде, содержит на средства от частных уроков по немецкому языку и общеобразовательным предметам.

В конце 1927 года по протекции о. Валентина Амбарцумов попадает в город Глазов, где 4 декабря в кафедральном Преображенском соборе был рукоположен в диакона, а 11 декабря – в иерея епископом Ижевским Виктором Островидовым и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова… В 1928 году протоиерей Владимир Амбарцумов уже настоятель церкви св. князя Владимира в Старосадском переулке Москвы. Через год после закрытия храма о. Владимир остается без места. А еще через год ведет службу в церкви Святителя Николая у Соломенной Сторожки, все в той же Москве.

В 1931 году в церковных кругах разгорается спор о формуле повиновения советским властям, введенной Временным Патриаршим Синодом.

О. Владимир, признавая иерархическую власть владыки Сергия, сомневался в каноничности его формулы повиновения властям. После тяжелых раздумий в сентябре того же 1931-го он ушел за штат, вернувшись к инженерной работе.

5 апреля 1932 года Владимира Амбарцумова арестовывает ОГПУ, как «активного участника Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-Православной Церкви». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край сроком на три года. По ходатайству Академии наук, где он в то время работал, его освобождают и срок считают условным.

В 1933 году, с началом массовой паспортизации, он убывает в город Россошь, где живет и работает. Вернувшись через год в Москву, устраивается в Институт климатологии в поселке Кучино, где снимает две комнаты. Туда к нему и приезжает семья. Потом они перебираются поближе к Москве, в село Николо-Архангельское, что позволяет им ходить на моление в храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка. Из своих скудных средств Владимир Амбарцумов посильно помогает семьям арестованных и загубленных властями священнослужителей.

* * *

В ночь с 8 на 9 сентября 1937 года чекисты являются в Николо-Архангельское, дом 22, к Владимиру Амбарцумову с ордером на обыск и арест. Допрашивают его в Бутырской тюрьме.

Из «Дела № П-63970»:

«– Назовите известных вам по 1920 году членов христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время.

– Руководителями этой организации были: Марцинковский Владимир Филимонович – лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу; где он находится, мне неизвестно, и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) – умерла примерно в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным…

– Назовите круг ваших родственников и близких знакомых и укажите, где они живут, чем занимаются.

– Брат – Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живет в городе Москве, Вспольный переулок, дом № 19, квартира 9, работает инженером Главугля; сестра – Амбарцумова Наталья Амбарцумовна, проживает в городе Москве, Владимиров проезд, дом № 6, работает учительницей глухонемых; что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой...

– Ваше отношение к советской власти?

– Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть».

Достойны почитания стойкость и благоразумие человека, не поддавшегося давлению следователей и не выдавшего никого из знаемых им людей. Праведным оком глубоко верующего Владимир Амбарцумов словно предрек конец и советской власти.

Научному сотруднику Института им. Обухова, изобретателю-физику Владимиру Амбарцумову вменили в вину, что был он «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников — последователей «Истинно Православной Церкви», среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР».

3 ноября 37-го «тройка» при УНКВД СССР по Московской области постановила: «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». Приговор привели в исполнение 5 ноября на Бутовском полигоне под Москвой. На запрос родных ответили: «Осужден на 10 лет без права переписки». В 1956 году, спустя почти 20 лет, Евгений, сын Владимира Амбарцумова, получит на руки сухих строк документ от Прокуратуры СССР о том, что отец его умер 21 декабря 1942 года в лагере от заболевания почек.

Владимир Амбарцумов был реабилитирован президиумом Московского городского суда в феврале 1960-го, а спустя 40 лет – канонизирован в сонме 1154 мучеников и причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Из воспоминаний Лидии Каледы:

«Ведет меня сегодня (20 августа 2000 г. – Г.М.) моя дочка, матушка Иулиания, в храм Христа Спасителя, где за торжественным богослужением прославят новых святых… Два пресвитера выносят из алтаря новописанную икону Новомучеников и исповедников Российских, и Святейший Патриарх Алексий благословил ею всех присутствующих на четыре стороны. Хор поет тропарь и кондак Новомученикам и исповедникам Российским… Перед Причастием матушка ведет меня приложиться к иконе Новомучеников. Я знаю, где там образ моего отца, но ничего не вижу…»

* * *

Владимир и Валентина Амбарцумовы чаяли иметь 12 детей – по числу апостолов. Молились, чтобы чада их служили Господу. И Он услышал их молитвы: Евгению Бог дал семерых детей, Лидии – шестерых. Число священнослужителей в роду Амбарцумовых-Калед давно перевалило за 12.

В 19 лет Евгений начал самостоятельную жизнь. Учась на филологическом факультете, подрабатывал репетиторством, давая уроки… математики. Испытания, выпавшие на долю семьи, озлобили его настолько, что в дни октябрьских праздников он срывал советские плакаты на улицах, как и бросил ходить в церковь… В 1939-м женился, прошел всю войну, участвовал в форсировании реки Свирь, в десанте на озере Балатон, был санинструктором, получил медаль «За отвагу» и… в 1951-м принял священство. О. Евгений стал благочинным православных приходов в Финляндии, настоятелем Князь-Владимирского собора в Ленинграде, а в последние годы жизни преподавал в Ленинградской духовной академии.

Три его старших сына – Алексий, Дмитрий и Николай – встали на путь отца и деда, приняв священство.

О. Алексий служит настоятелем храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Бернгардовка Всеволожского района Ленинградской области. Отслужив на флоте, Дмитрий поступил в семинарию. Стал многодетным отцом: в его семье 11 детей. До самой кончины своей протоиерей о. Димитрий был настоятелем храма Святителя Николая в поселке им. Свердлова в том же Всеволожском районе. Николай начинал инженером, за пять лет вырос до начальника отдела, после – посвятил себя Господу. Первым в Ленинградской епархии он словом Божьим пришел на помощь людям, попавшим в лапы к шарлатанам-экстрасенсам, вытаскивая их из этого омута. И боролся с этой оккультной заразой до тех пор, пока не доконало его белокровие. Умер 37 лет от роду. Мария, дочь о. Евгения, стала матушкой. С супругом священником Александром Ильяшенко они воспитали 12 детей и 18 внуков. Дабы дети ее росли здоровыми, Мария Евгеньевна выучилась на врача-педиатра.

Стали на церковную стезю и внуки о. Евгения, сыновья о. Димитрия: о. Иаков – настоятель храма апостола Павла при Мариинской больнице в Санкт-Петербурге, а о. Илия – настоятель храма св. великомученицы Варвары в поселке Рахья Всеволожского района, кандидат богословских наук. Пошли учиться в семинарию и другие внуки о. Евгения.

Доброй памяти монахиня Георгия (Лидия Владимировна Каледа), насельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, была женой духовного сына о. Владимира, протоиерея Глеба Александровича Каледы, профессора, доктора геолого-минералогических наук.

Пошли по стопам родителей и дети о. Глеба и матушки Лидии: протоиерей Кирилл Каледа служит настоятелем храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, где был предан смерти его дед, а протоиерей Иоанн Каледа ставлен настоятелем храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот в Москве. Мать пятерых детей при пяти внуках матушка Александра трудится врачом в Покровской общине при Мариинской больнице в Санкт-Петербурге. Ее сестра – игуменья Иулиания (Мария Глебовна), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Встать на путь милосердия подвиг Господь и Василия Глебовича Каледу, психиатра, доктора медицинских наук.

По иному сложилась судьба племянника о. Владимира, Евгения Аршаковича Амбарцумова: многие годы он редактировал журналы «Новое время» и «Проблемы мира и социализма» (Прага), был народным депутатом РСФСР, депутатом Государственной думы РФ первого созыва, Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Мексиканских Соединенных Штатах.

* * *

Мог ли помыслить жизнелюб и весельчак, учитель школы, а затем и училища для глухонемых Амбарцум Крикорович Амбарцумянц, почетный гражданин Шемахи, что в православии будет писана икона с ликом его сына-мученика, а потомки прославят род благими делами?!

Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 110 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Многие армяне посвятили себя служению России.Пусть об этом знают и армяне,и россияне,читающие "НК".
  2. Спасибо автору и редакции за интересный и познавательный материал!
  3. Странно.Жена стала баптистом,а муж продолжал служить православию.Светлая личность-Владимир Амбарцумов,но он не мог предположить,что большевики безжалостны и не моргнув расстреляют.
  4. Вот, оказывается, как бывает в жизни! Спасибо за публикацию.
  5. Остаётся сожалеть, что таких подвижников в нас всё меньше и меньше. Уж больно погрязли в делах сиюминутных. А ведь немало духовных лиц из наших и на Соловках осталось.Зато пример служения перед нами. Кстати, по телевидению вчера передача прошла по Амбарцумову. Так что газета и впрямь порадовала своих читателей, упредив ТВ.
  6. Помолимся за Павла Флоренского.
  7. Действитеьно,за таких СВЕТЛЫХ и СВЯТЫХ во всех отношениях людей,как Павел Флоренский и Владимир Амбарцумов, надо молиться !!! Наследникам Амбарцумова--Доброго здоровья!!! Спасибо Г.Мирзояну за статью!
  8. Судьба человека!
  9. На днях будут освящать крест на куполе большой церкви, строящейся в Москве. Прибудут Католикос и Президент Армении. А тут такая своевременная публикация - о святости подвижников из армян.Гордость пробирает, что есть среди нас такие праведники.
  10. Освящение креста на куполе большого храма Армянского собора на Олимпийском проспекте в Москве состоится 23 октября - в воскресенье 15-30. А за публикацию о Владимире Амбарцумове благодарность автору и редакции.
  11. Соборным духом веет от жертвенной натуры Амбарцумова. Нам бы его и Павла Флоренского стойкости и несгибаемости в испытаниях судьбы!
  12. Хочется надеяться, что после освящения нового армянского храма на Олимпийском, мы получим и библиотеку, и место для исповеди.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты