№ 21 (180) Ноябрь (1–15) 2011 года.

В Ереване начал работать новый посол США

Просмотров: 1941

17 октября новый посол США в Армении господин Джон Хефферн (John Heffern) вручил верительные грамоты президенту Сержу Саргсяну.

Во время протокольной съемки и короткой пресс-конференции для армянских журналистов в посольстве Дж. Хефферн обозначил следующие основные приоритеты своей работы:

– региональная стабильность,

– стимулирование двусторонней торговли и инвестиций,

– внутренние реформы, нацеленные на обеспечение соответствия предстоящих выборов международным стандартам.

В контексте последнего пункта посол также подчеркнул важность проведения в Армении в 2012 и 2013 гг. парламентских и президентских выборов на высоком уровне в соответствии с международными стандартами.

Касаясь внутриполитической ситуации в Армении, Дж. Хефферн сослался на свою предшественницу Мари Йованович, которая полагала, что за последние 6 месяцев внутриполитическая ситуация в Армении улучшилась. Под этим, видимо, следует подразумевать, что были отпущены на свободу политзаключенные, сняты ограничения на проведение митингов и других массовых акций оппозиции, президент страны сделал заявление о том, что следствие продолжит работу по выявлению виновных в гибели людей 1 марта 2008 года в центре Еревана.

Видимо, под улучшением ситуации посол имел в виду и 6 раундов диалога между партиями правящей коалиции и делегацией внепарламентской оппозиции в лице Армянского национального конгресса (АНК). Как известно, диалог был прерван в конце августа и с тех пор не возобновлялся. Тем не менее, американский дипломат, видимо, полагает, что он сыграл позитивную роль в улучшении внутриполитической ситуации в Армении.

На пресс-конференции он также заявил, что США продолжают оставаться приверженными мирному решению нагорно-карабахского конфликта.

Комментируя милитаристскую риторику Баку и инициированную им гонку вооружений, Дж. Хефферн напомнил о Довильском заявлении глав США, России и Франции по нагорно-карабахскому конфликту, которое, по его мнению, дает однозначную оценку и милитаристской риторике, и гонке вооружений.

Обращаясь к президенту

С. Саргсяну, он заявил: «Президент Барак Обама особо ценит Вашу решимость в урегулировании региональных вопросов, и мы тверды в намерении продолжить работать с Вами в этом направлении».

Таким образом, первое публичное появление посла США в Ереване дало немалую пищу для размышлений и выводов, которые, на наш взгляд, можно свести к следующим пунктам:

– США и их партнеры в Европе приняли решение не только оказывать всемерную поддержку администрации С. Саргсяна и возглавляемой им Республиканской партии Армении, но, видимо, сделают шаги по их международной легитимизации по итогам выборов 2012-2013 гг., прежде всего через такие структуры, как ОБСЕ. Напомним, что все последние общегосударственные выборы в Армении США признавали де-факто. Из слов посла следует, что выборы 2012-2013 гг., скорее всего, будут признаны и де-юре. Столь теплое отношение Вашингтона С. Саргсян заслужил за последние 4,5 года благодаря проводимому внешнеполитическому курсу,

– день вручения верительных грамот послом США удивительным образом совпал с назначением на пост главы администрации президента Армении Вигена Саркисяна. Летом прошлого года во все сколь-либо влиятельные СМИ Армении было разослано анонимное письмо, подготовленное якобы бывшими сотрудниками спецслужб страны. Согласно письму Виген Саркисян во время своей учебы в США был завербован американскими спецслужбами. Спецслужбы Армении опровергли это сообщение. Однако мнение о том, что одна из центральных фигур правящей администрации – «american boy», укоренилось в армянской оппозиционной прессе достаточно прочно. Если даже чисто теоретически предположить, что данное мнение имеет хоть незначительную основу, то можно констатировать большой успех американцев в Армении по проталкиванию в элиту страны подконтрольных себе «умелых менеджеров» и «молодых реформаторов»,

– очевидно, что эффективность демократических реформ в Армении, которые поддерживают США, – крайне низкая, поэтому разговоры об этой поддержке ведутся не первый год, но набор проблем не меняется: сфальсифицированные выборы, полный контроль над телеэфиром со стороны администрации президента и правящей коалиции, преследование прессы «по закону» через подконтрольные суды и пр. Так что нужно ставить вопрос об эффективности американской поддержки демократических реформ в Армении. Пока эффективность этих реформ низкая или крайне низкая, и мы не можем не зафиксировать этого обстоятельства,

– сотрудничество в сфере торговли и инвестиций также пока проблематично. Начнем с того, что торговля – дорога с двусторонним движением, а сегодня Армении нечего продавать в США за исключением алкогольных напитков и минеральной воды. Основная часть индустрии Армении, которая сформировалась в советский период, была не модернизирована, как того требовала элементарная логика, а в основном ликвидирована под бдительным оком Всемирного банка и Международного валютного фонда. Нормальных условий для инвестиций так и не было создано.

Любой зарубежный инвестор, желающий сделать инвестиции в Армении, должен получить не только «добро» и «крышу» от правящей администрации, но и сделать своим партнером в бизнесе в Армении одного из местных олигархов. Естественно, что весь процесс ведения бизнеса сопровождается крайне высоким уровнем коррупции и судебной системой, которая просто выполняет указания исполнительной власти. Кроме того, вся экономическая система страны увязана с импортом и перекачиванием денежных трансфертов от гастарбайтеров из России в карманы олигархов, притом что внутренний рынок Армении крайне ограничен,

– вопросом региональной стабильности США занимаются уже почти 20 лет, с момента развала СССР, и имеют в этом вопросе определенный опыт, наработки и, может быть, достижения. На наш взгляд, главные задачи Вашингтона в регионе не изменились, среди них: вытеснение России либо ограничение ее влияния, так же как и влияния Ирана, нормализация армяно-турецких отношений, урегулирование нагорно-карабахского конфликта. В решении этих вопросов администрация президента С. Саргсяна полностью устраивает Вашингтон.

В сравнении с Россией у США есть преимущество при планировании своей политики в регионе Южного Кавказа. Это преимущество обусловлено хорошими и ровными отношениями США со всеми тремя странами региона. Все вышеизложенное указывает на то, что соперничество в регионе между США и их западными партнерами с одной стороны и между Россией и Ираном с другой – будет продолжено.

Давид Петросян, политический обозреватель информационного холдинга «Ноян Тапан»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек