№ 21 (180) Ноябрь (1–15) 2011 года.

Венгрия: жизнь армянской общины возрождается

Просмотров: 3566

Массовое появление армян в Венгрии объясняется несколькими факторами.

После гибели столицы Армении Ани тысячи семей были вынуждены переселиться в более безопасные уголки мира, в том числе в Европу. Многие семьи обосновались в области Трансильвания, в то время входившей в состав Венгрии. Именно в Трансильвании в дальнейшем возникнет самая активная община армян Восточной Европы. В этом же регионе армяне основали 4 города. Со временем армянское население увеличилось и в других регионах Венгрии. В XVII веке армяне занимали по численности 3-е место среди этнических меньшинств страны, уступая лишь немцам и славянским группам. Более того, в некоторых городах, которые основали армяне, например в Арменополисе (Герла) или в Елизаветуполисе, численность армян настолько возросла, что власти административного округа решили содействовать армянской общине в построении церквей и образовательных учреждений. Армянам была предоставлена внутренняя автономия со своими судами. Городами управляли только армяне. Вплоть до конца XVIII века продолжали строиться церкви, школы, культурные заведения. В основной массе своей армяне Венгрии и, в частности, армяне Трансильвании были яростными католиками. Венгры считали армян потенциальными мадьярами (мадьяр - самоназвание венгров) или румынами, так как в армянской среде интенсивно протекали ассимиляционные процессы. Наши соотечественники начали менять фамилии на венгерские, появились смешанные браки, которые стали основой утраты национального самосознания. Еще в XVII веке член администрации округа Самошуйвар написал письмо австрийскому католическому священнику, в котором указывал на поразительную склонность армян к ассимиляции, отмечая, что его армянские соседи в Самошуйваре стали мадьярами до такой степени, что окончательно утратили связь с прошлым.

Венгерский чиновник, конечно, был прав. Армяне, проживающие в таких городах, как Арменополис, Елизаветуполис, Пирошка, Рагода, Буда (часть современной столицы Венгрии Будапешта), а также в районах Пешт и Тимишоара, ассимилировались полностью. До сих пор, однако, венгры различают своих сограждан – этнических армян, которые иногда вспоминают о своем армянском происхождении.

Сами венгры весьма уважительно относятся к армянам, так как ценят вклад, который они внесли в развитие венгерской государственности.

Армяне помогали венграм в освободительной борьбе против турецких оккупантов. В частности, в 1686 г. огромный вклад в освобождение от турок города Буды внес церковный деятель Нерсес Ереванци (1655-1705). Он расшифровывал и переводил с армянского языка секретные сведения, которые посылал из осажденного города. В освобождении Буды участвовал также Габриел Тохатеци. С помощью зашифрованных писем он передавал венгерской армии важные данные о военных действиях турок. Делу освобождения Венгрии от турецкого владычества служил и дипломат Петрос Апетик (Карагезян).

Армяне помогли венграм также в войне против Австрии в 1848-1849 гг. В этой войне прославились военачальники-генералы Вилмош Лазар (Лазарян), Эрне Киш (Кишян) и Янош Цец (Цецян). В национально-освободительной борьбе участвовали также 1200 армянских солдат и 70 офицеров. Армяне оказывали большую материальную помощь армии. Публицист Иштван Горове (Горовян) вместе с двумя венграми составил Декларацию о независимости Венгрии. 

Примечательно, что армянские католические семьи, такие как Гарагуй, Лукач, Карачони, Корбули, Лазар, Таронович, Вирабовские и другие, стали получать от короля дворянские титулы. До начала XIX века армяне все еще продолжали играть существенную роль в венгерском обществе. Из отличившихся в этот период венгерских армян следует назвать историка и политического деятеля Антона Молнара (Молнарян) драматурга Гергея Чики (Чикиян), юриста Ласло Гопча (Гопчанян), прозаика Ласло Горове (Коровян), прозванного «венгерским Тургеневым», писателя Иштвана Петелеи (Петелян), художника Шимона Холоши, певицу Корнелию Холоши (Агравян), которую называли «соловьем Венгрии»…

Армяне активно начали переселяться в Венгрию и в 1911 – 1918 гг. Новые общины в основном образовались в районах столицы, в Будапеште.

Стоит отметить, что наши соотечественники проникали и во властные структуры страны, были дипломатами, военными деятелями, учеными, деятелями культуры и спорта.

В Венгрии до сих пор помнят Ара Ерецяна, который в 1944-м, при нацистском режиме, руководил больницей, где находилось около 350 евреев, и, рискуя жизнью, спас их. 

Этническими армянами являются также знаменитый фармацевт Бела Ишекуц, писатель Аладар Ласлофи, актриса Илона Дайбукат, оперная певица Штефания Молдован (Ангелесян), народный артист Венгрии, или, как именуют венгры, «актер нации», – Габор Агарди, знаменитая актриса Эрика Марозчи и др.

В 2001 году в Венгрии был издан Атлас народов страны, где вся восточная часть округа Пешт (часть столицы Венгрии – Будапешта) была отмечена, как зона проживания этнических армян. Правда, зона эта давно уже считается мадьярской, так как армяне этого региона «благополучно» ассимилировались.

Лишь новая волна мигрантов оживила частично общественную и культурную жизнь венгерских армян. Численность армян в Венгрии, по разным оценкам, составляет от 6000 до 35.000. По словам местных армянских организаций, за последние годы десятки людей, имеющих армянское происхождение, начинают интересоваться деятельностью общины, интегрируются в общинные структуры или просто знакомятся с историей, культурой и традициями своего народа.

В Будапеште функционируют армянские организации. Издаются газеты. Проводятся национальные культурные мероприятия. В парламенте страны заседает этнический армянин. В регионах, в соответствии с законом, община может иметь свой представительный орган на уровне местной администрации, причем выборный. Одним словом, жизнь общины возрождается, что поможет укрепить также армяно-венгерские исторические связи. Все же Венгрия имеет прочные позиции в Восточной Европе и может сыграть позитивную роль в поддержке интеграционных процессов Армении с ее европейскими партнерами.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

  1. С интересом прочел статью, сколько же талантливых людей в нашем народе! Приятно! Очень надеюсь, на скорейшее возрождение нашей общины в Венгрии!
  2. Салаши Ференц — венгерский нацистский деятель армянского происхождения
  3. Ну ты даешь,всю малину обкакал.Ты еще бы вспомнил князя Цепеша-Дракулу.
  4. А что Саша такого сказал плохого? Просто исторический факт. Я тоже об этом прочитал у Юлиана Семенова много лет назад. "Натурализированный армянин" Ференц Салаши (Салахян). Это был не просто "нацистский деятель", это был венгерский "фюрер".
  5. Ничего плохого ,если сравнивать солоникских иудеев из организации " дёнме" в лице Талиат -паши,Анвар-паши,Назым-бея.....,Ференц Салаши им лишь скромно ответил 370 тыс. против 1,5 миллионов .
  6. Саша ничего плохого не сказал. Если он азер, то просто понимает азербайджанский патриотизм как тиражирование всевозможных антиармянских бредней в интернете. Ну а если он армянин... Ну, наверное, очень хочет погордиться известными соотечественниками, но кроме якобы армянина Салоши никого не знает. Печально, конечно, но он такой, увы, не один у нас. Что касается Салоши, то в этом человеке, считавшим себя венгерским националистом, было намешано очень много кровей. Сам черт ногу сломит в его происхождении. Есть предположение, что он на четверть или даже на одну восьмую армянин. Но то что Салоши это переделанная армянская фамилия Салосян или Салахян это откровенный азерский бред или красивый художественный вымысел замечательного писателя. Что касается статьи, то отрадно, что «НК» снова обратился к такой интересной теме как армянская община Венгрии. Конечно, хотелось бы ее более полного и качественного раскрытия. Жаль, что «НК» видимо даже не пытается для статей об общинах искать новых авторов в самих этих странах. В той же венгерской общине есть люди, владеющие русским языком и способные достойно представить читателям газеты ситуацию в своей стране. Только по источникам в интернете это сделать сложнее. Хотя даже на их основе можно было подготовить более качественный материал. Издаются газеты (названия не приведены), в парламенте страны заседает этнический армянин (оставшийся безымянным), фото руководителей общины (у которых, видимо, тоже нет имен и фамилий)… Мне хорошо понятны трудности издания такой газеты как «НК», и всё же нельзя так опускать планку. Надо стараться держать ее на определенном уровне.
  7. Вы затронули болевые точки НК. Конечно, нужно иметь своих людей на местах, чтобы писали для редакции. Но у газеты нет денег или не хотят платить корреспондентам. Поэтому предпочитают силами Армана Акопяна и через интернет публиковать такие "ознакомительные" заметки о спюрке. В Канаде происходит масса интересного в армянской общине, но никто в НК не пишет об этом. Зато все чаще газета пишет о российских армянах, об их президентах. И давно стала не международной, а российской армянской газетой. Это факт. И спорить тут не о чем. А пишут о российских и малозначимых для спюрка регионах, потому что там НК, видимо, читают и покупают.
  8. Он вынужден пользоваться только интернетом. Поэтому немного суховато получается. Нужны материалы о наших общинах с мест. Но это затратное дело.
  9. Интернет всем доступен. В этом и беда автора "НК".
  10. То, что у "НК" есть серьезные проблемы с тем, чтобы материально заинтересовать новых авторов, вполне понятно. Но если газета позиционирует себя как армянская и международная, то по идее статьи об армянских общинах в разных странах мира должны быть гвоздем номера, а не отпиской по материалам интернета. Ради таких статей можно было бы пойти на какие-то финансовые траты или попытаться найти людей, готовых бесплатно подготовить статьи об общинах в своих странах. Уверен, что такие люди есть. В том числе и в той же Венгрии. Да и в самом "НК" еще несколько лет назад можно было почитать довольно интересные статьи Элеоноры Мандалян из США. А сейчас похоже даже не пытаются искать новых авторов на местах. Ну и повторюсь, что и по материалам интернета можно готовить более качественные статьи. Писать о людях, не называя их имени и фамилии, это неуважение и к этим людям и к читателям. Я себе такого даже на форуме не позволяю, а тут в газете сплошь и рядом. Должна же быть какая-то профессиональная культура и этика!
  11. Салаши своей "дружбой" с Адольфом спас Венгрию от него. Никаким он нацистом не был в принципе. Как мог быть армянин нацистом венгров? И кого он подвергал гонениям? Не обливал же инородцев бензином и сжигал, как поступали азербоны и не подкрадывался ночью к спящим с топором.
  12. Величайший венгерский математик Янош Бойли чистокровный армянин. Величайший венгерский химик, лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьёрдь тоже армянмн... это он открыл витамин С. МОЖНО НАЗВАТЬ СОТНИ ИМЁН ЗНАМЕНИТЫХ ВЕНГЕРСКИХ АРМЯН!Молодцы!
  13. Постоянный читатель НК прав: такая проблема с кадрами у редакции существует. Ну и обходиться БЕЗ названий, имен и фамилий - это нонсенс для международного издания! Арман Акопян старается по мере возможностей показать всю палитру спюрка. Делает - как может. Увы, возможности его ограничены. Отсюда и ляпсусы... А мой предшественник, назвав знаменитых армян Венгрии, тоже прав. Одно дополнение: если, скажем, в соседних Болгарии и Румынии армяне оставались нацменьшинством, не растворялись в общей массе "местных", то в Венгрии (как и в Польше, впрочем) произошла самая настоящая ассимиляция армян. Не было "подпитки" с родины! Вот и сегодня, говорят, в Польше почти 40 тысяч армян (огромная цифра!), но что вы знаете о тамошней обшине? Да практически ничего. Есть небольшая группа коренных интеллигентов, которые восстанавливают свои корни. А основная масса армян - гастарбайтеры, среди которых хватает нелегалов. Им не до культуры и пропаганды Армении. Напротив, чтобы меньше об их происхождении знали власти. Грустная картина... Ну а вот таких национальных прорабов духа, о которых пишется в статье, Миндиаспоры РА должно всячески поддерживать.
  14. Во первых не соглашусь с критикой в адрес моего любимого автора. Арман Акопян пишет все четко и лаконично! А что вы хотели, чтобы он освещал события на местах? Не забывайте, что это всего лишь газета и формат газеты предполагает свой стиль.Большое спасибо автору, который освещает жизнь наших общин в мире.Это очень познавательно и интересно! Не все знают про армян Венгрии и не все читатели такие критики как некоторые тут из "академиков" Респект Акопяну!
  15. А что за дешевые подколы "академиков"? Люди высказались, молодцы. Нельзя планку опускать. Так до уровня апшеронских зеленщиков опустимся.
  16. А мне нравится как пишет Арман Акопян.Он пользуется интернетом,разве это плохо?Но многое у него и с мест.Вот из Монреаля наш соотечественник сообщает,что там происходит много интересного.Отлично,вышлите в "НК" материал и мы все узнаем об этом или предложите редакции журналиста,пишущего на русском.Здесь, в Германии за 15 лет в общине ничего интересного не происходит,кроме сборов в день Геноцида у церкви.Судить легко,попробуйте помочь.У нас принято делать наоборот.
  17. Бегоев, ведите себя прилично и не бросайте фразы желчи и зависти в адрес тех, кто знает и читает больше вас. Лучше учитесь у тех, кто больше знает. Не солидно! Планку, конечно же, нельзя опускать. Хотя мой тезка Арман Акопян старается.
  18. Я слышал что первая династия венгерских королей-Арпадов имела так же армянские корни.Если не так,то докажите?
  19. Спасибо Арману Акопяну за статьи! Спасибо за материал!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты