№ 21 (180) Ноябрь (1–15) 2011 года.

Взгляд на мир сквозь объектив

Просмотров: 3956

Сегодня агентство «Фотолур» хорошо известно в Армении как высококлассный поставщик качественной и оперативной фотоинформации для многих отечественных и зарубежных СМИ. По мнению специалистов, это стало возможным благодаря тому, что здесь на протяжении века профессионально работает целая династия фотографов, которые, передавая из поколения в поколение секреты своего мастерства, одновременно создают фотоисторию своей страны.

«Вообще-то основателем нашей профессиональной династии можно считать моего деда Ованнеса Багдасаряна, - говорит директор агентства «Фотолур» Мелик Багдасарян. – Художник по образованию и призванию, он до событий 1915 года преподавал в ванской школе эстетику художественной красоты». Впрочем, художественное чутье видеть и осязать прекрасное он сумел привить не только своим ученикам, но и своим наследникам. Непосредственно фотографией (новым по тем временам чудом технического прогресса) всерьез увлекается шестнадцатилетний сын Ованнеса – Немрут, работавший подмастерьем у «фотографа-минуточника» в центре Эривани. В начале 20-х годов, уже поднабравшись опыта, он начинает сотрудничать с газетой «Пионер канч». Работая громоздкой деревянной фотокамерой, он создает удивительно живые снимки героической эпохи, в которой жили его молодые динамичные герои. По словам Мелика, сегодня в архивах и музеях Армении довольно часто можно увидеть фотографии и более зрелого периода, сделанные его отцом, для таких престижных тогда изданий, как газета «Коммунист» и журнал «Советакан Айастан». Когда в начале 60-х годов в Ереване открывается армянское отделение «ТАСС–Арменпресс», называвшееся тогда «АрмТаг», Немрута Багдасаряна и его сына Герберта приглашают в штат одними из первых. И хотя старшего Багдасаряна сегодня называют основателем школы армянских фотографов, тем не менее, Мелик с этим категорически не согласен, каждый раз подчеркивая, что его отец является лишь одним из основателей в плеяде известных армянских фотографов. «Другое дело, что у него был свой почерк, свой стиль. Он действительно умел создать фотокадр, фотокартину, фотокомпозицию за счет невидимых на первый взгляд, но зато акцентных штрихов», – считает он, хотя тут же добавляет, что фотокорреспондент (в отличие от фотографа – портретиста, пейзажиста или мариниста) должен уметь, во-первых, фотографировать все, а во-вторых, не просто фотографировать, а находить то, что превращает ремесло фотографа в фотоискусство.

В этом плане довольно интересной можно назвать коллекцию фоторабот Герберта Багдасаряна. В свое время он немало поездил по Советскому Союзу. Одной из больших творческих удач было журналистское турне по приграничным районам СССР – начиная от Мурманска и заканчивая южными рубежами СССР. Из трехмесячной командировки он привез массу уникальных фотографий, которые в буквальном смысле слова были мгновенно разобраны и профессионалами, и любителями. Кстати, в семейных архивах сохранилась история еще об одной уникальной, как сказали бы теперь, фотосессии. В 1965 году Герберт Багдасарян готовит фоторепортаж об известном армянском клоуне Леониде Енгибарове. Чтобы кадры получились более живыми, они вышли в ближайший сад, где экспромтом придумали новый этюд под условным названием «Охота на девушек». По замыслу, Енгибаров встречает в саду незнакомую девушку (на самом деле это артистка цирка), которую должен «охмурить» городской денди. Шея Енгибарова обмотана модным длинным шарфом. Он, как «удочку», закидывал его на шею проходящей девушки, медленно притягивая красавицу к себе. В конце концов, парочка, связанная одним шарфом, дружно удаляется по аллее парка. Однако на последней фотографии лукавое – в камеру – подмигивание мима красноречиво выдавало плутовской характер его героя. В дальнейшем Леонид Енгибаров больше никогда не возвращался к этому номеру, а этюд остался только в оригиналах фотографа. Правда, в Ереванском цирке хранятся копии, которые воспитанник Енгибарова, а ныне директор цирка Сос Петросян показывает своим гостям с особым удовольствием.

Одной из значимых наград фотографа родные называют Гран-при берлинского фестиваля «Интерпрессфото-75», посвященного 30-летию Великой Победы. Черно-белый снимок «Внук вернулся» даже спустя более полувека продолжает завораживать проникновенной реалистичностью военного времени. «А еще брат принимал участие в составе делегации ТАСС на «Олимпиаде-80», – вспоминает Мелик Багдасарян. – Вообще-то у меня тоже была мечта поснимать олимпийских спортсменов армянской сборной. Всегда притягивала динамика спорта. Но мечте, видимо, не суждено сбыться». И причина не только в том, что Олимпиады стали теперь дорогим удовольствием. Просто армянский спорт уже давно не занимает тех лидирующих высот, которых он достиг в советские годы. Разве что футбол или шахматы. Кстати, к шахматам у Мелика особый пиетет. Он уже много лет работает фотолетописцем в издании «Шахматный бюллетень Армении». С теплотой вспоминает о том, что в его биографии была встреча с чемпионкой мира Нонной Гаприндашвили, но не в качестве «фотомодели», а на шахматном турнире, где она давала сеанс одновременной игры на 35 досках. К концу матча 34 игрока выбыли. Последним сдался Мелик Багдасарян. «Сдался, потому что джентльмен?» – интересуюсь я и слышу в ответ: «Нет. Потому что передо мной была Великая шахматистка». Кстати, его фотографии долгие годы украшали спортивный стенд главной улицы армянской столицы. Старожилы Еревана помнят, что когда-то на перекрестке улиц Абовяна и Туманяна Госкомспортом был установлен длинный стенд на железных столбах, где ежемесячно вывешивались глянцевые снимки с достижениями армянских спортсменов. «Конечно, работать было труднее. Тогдашние технологии предполагали длительный по времени процесс создания фотографий. С появлением же «цифры» и интернет-связи многие проблемы ушли на второй план. А это очень важно, так как в фотожурналистике наряду с качественным материалом важна оперативность», – говорит собеседник.

Переход от пленочной фотографии к цифровой пришелся примерно на тот период, когда Герберт Багдасарян создает в независимой Армении свое агентство «Фотолур» – фотоновости, которое сразу же заявило о себе традиционным профессионализмом. «Имя Герберта Багдасаряна связано с формированием фотохроники агентства «Арменпресс», а после становления агентства «Фотолур» его имя приобрело международную известность. Он создал восхитительную школу армянской фотожурналистики. Без него уже нельзя представить журналистское поле Армении», – не раз писали об известном фотографе местные газеты. После смерти брата в 2007 году Мелик Багдасарян возглавил компанию и, как сам признается, определенную часть времени теперь занят административной работой. Однако это нисколько не мешает ему развивать фамильное дело. В качестве преемников с гордостью называет сыновей Айка и Ваграма, которые работают вместе с ним. На предположение, что, возможно, династия продолжается под родительским нажимом, спокойно отвечает: «Ни в коем случае. Ведь в нашей профессии очень важно любить свою работу. А ребята по-настоящему влюблены в свое дело. Конечно, должны быть и дар от Бога, и терпение, и прилежание. Только тогда рождается Мастер. Знаете, где бы я ни работал, мне всегда хотелось быть первым, причем не из чувства тщеславия. Эта планка высоты профессионализма была и у моего отца, и у моего брата. Эту планку они ставили мне. О такой же ответственности в работе и к работе я говорю своим сыновьям». Мелик Багдасарян признается, что прошел хорошую школу под началом известных мастеров. Да и поездки по Армении позволили познакомиться с родной землей намного ближе. Особенно поражали расположенные высоко в горах древние армянские монастыри. Когда в прошлом году армянская делегация впервые отправилась в Турцию на церемонию открытия церкви Сурб Хач на острове Ахтамар, то в ее составе паломником был и Мелик Багдасарян. Для него Ван, гора Сипан и Ахтамар являются символами Родины его предков, где прожили часть своей жизни его дедушка и бабушка. «Оттуда я привез с собой святую воду Вана и землю Ахтамара, чтобы отнести на могилу своего деда, – говорит фотограф. В следующий раз я поеду туда с детьми, ведь они обязательно должны увидеть свою Родину». Из Вана он привез очень много фотографий, которые пополнили и без того обширную коллекцию семейного архива. «Я прекрасно осознаю, что любой фоторепортаж преподносится через мой фотообъектив. Поймать хороший кадр – секундное дело, упустишь – потом не найдешь, – говорит директор агентства «Фотолур», а затем, немного подумав, добавляет фразу, которую когда-то любил говаривать его брат: «Объектив – продолжение глаза. Впрочем, он и есть глаз».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

  1. О, Немрут Багдасарян является целой эпохой в армянской фотожурналистике...
  2. Настоящая династия замечательных фотографов Багдасарянов!
  3. А какие замечательные были фотографы Экекяны, Акопь(дядя Яша) и Рафик! Великие мастера!
  4. В Армении всегда была сильная школа фотожурналистики. И вообще армяне "фотографический" народ. Один Юсуф Карш чего стоит...
  5. Династии - это всегда здорово. Ты передаешь по наследству свое мастерство, свой профессиональный опыт.
  6. Спасибо, Наталья, за статью о замечательной семье Багдасарянов. Помню их снимки в ереванских газетах и журналах.
  7. А дядя Яша (Экекян) жив? Кто знает?
  8. Прекрасная стать о прекрасных профессионалах.
  9. Респект Багдасарянам!
  10. Спасибо Наталье Огановой за прекрасную статью!
  11. МОЛОДЦЫ БАГДАСАРЯНЫ!!! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!
  12. Спасибо, Наталья! Вот такие статьи мы ждем от вас всегда. Или острые социальные. Но только не подхалимаж в виде т.н. интервью с насквозь коррумпированными представителями РПА. Республиканцы хуже, чем турки. Те понятно, враги. А эти республиканцы выдают себя за своих, спасителей Родины. А сами... Дербанят ее вместе со своей семейной кодлой, ненасытной и наглой. Возьмите интервью у этого депутата, Сашика Саргсяна. Пусть народ посмеется. :)))
  13. Статья в общем-то не об Огановой. А о нашей национальной гордости - династии Багдасарянов.
  14. Нет, статья Огановой. Раньше она писала острые социальные статьи, потом вдруг стала обслуживать бандитскую правящую партию РПА. А эта статья про выдающуюся династию фотографов показывает, что Наталья еще не совсем потеряна для общества. Успехов ей! Больше смелости и честности! РПА тоже можно хвалить, но ЗА ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, и писать, что материал публикуется на правах рекламы. С этих не убудет, все они богатые, наворовали...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты