№ 22 (181) Ноябрь (16–30) 2011 года.

Интервью между рейсами: за что изгнали из театра Роберта Стуруа

Просмотров: 5587

Скандал вокруг увольнения из Тбилисского академического драмтеатра им. Руставели одного из законодателей современного театра режиссера Роберта Стуруа не утихает. Множество коллег и просто любителей театра выступили в защиту всемирно известного мастера, все спектакли которого проникнуты идеями добра, справедливости и милосердия.

Но намерение взять интервью у мэтра для нашей газеты казалось практически неосуществимым. Был бы я последним в длинной череде желающих услышать правду из уст Стуруа, который изрядно подустал отвечать на одни и те же вопросы о своем «ксенофобском деле». Как всегда, выручил случай. В середине октября, возвращаясь из Киева, в аэропорту Борисполь за чашкой бессовестно дорогого кофе высматривал в череде ожидающих тбилисского рейса возможных знакомых. Мое внимание привлек добродушный пузатый дядька в панаме с опущенными полями, с вислыми усами, откровенно похожий скорее на героя «Сорочинской ярмарки», чем на франтоватых соотечественников. И только ближе рассмотрев «гоголевского персонажа», я вздрогнул от неожиданности и радости – им оказался всемирно известный театральный режиссер, народный артист СССР Роберт Робертович Стуруа, «грузинский гений с чеховской душой», Робико – так его с любовью называют в Грузии.

Я ринулся навстречу мэтру, признался, что являюсь давним поклонником его таланта и журналистом «НК». Режиссер приветливо пожал мне руку и предложил вместе дожидаться рейса. Рассказал, что возвращается с юбилея своего давнего друга, выдающегося украинского актера, народного артиста СССР Богдана Ступки. Пожалуй, впервые в жизни я просил небеса о задержке рейса, чтобы успеть задать мэтру все вопросы. Но и получаса общения было достаточно, чтобы отмести любые сомнения в несправедливости предъявленных ему обвинений.

Все факты его богатейшей биографии, начиная с раннего детства, говорят об обратном. Родился в Тбилиси, детство и юность прошли в Сололаке, в многонациональном «итальянском» дворе на улице Табидзе, где его воспитывали бабушка и тетя-армянка, учился в знаменитой 43-й школе.

Дедушка с бабушкой были старыми большевиками, дед давал Сталину рекомендацию в партию большевиков, за что и поплатился жизнью в годы репрессий. Двоюродный дядя режиссера – известный журналист-международник Мэлор Стуруа. Это та особая городская среда, в которой по определению не могут прижиться ядовитые семена национализма и ксенофобии.

В непринужденной беседе со мной мэтр не оправдывался, но факты его биографии горожанина били карты тех, кто пытался пришить ему ярлык армянофоба. Роберт Робертович почтительно вспоминал Исая Питоева, армянского нефтепромышленника и мецената, который построил и подарил городу один из лучших по красоте и акустике театров мира – академический театр им. Руставели, и приму этого театра Виржинию – мать великого Рубена Мамуляна. Рассказывал о дружбе с главным дирижером своего театра Левой Оганезовым. О работе над одним из первых своих спектаклей «Мученичество Шушаник», посвященного трагической судьбе первой грузинской святой – дочери Вардана Мамиконяна, павшей от рук своего мужа – грузинского царя, принуждавшего ее отказаться от христианства. Перечислял своих многочисленных друзей-армян из театрального мира Армении и России.

И неожиданно сам перешел к главному вопросу – за что его объявили армянофобом? По мнению режиссера, вырванная из контекста его интервью фраза о том, что «президент Грузии является этническим армянином и потому не может прочувствовать всех проблем грузинского государства», явилась, выражаясь на тбилисском слэнге, той «солдатской причиной», по которой его наказали за оппозицию нынешним властям Грузии. В том же интервью он говорил о своем прекрасном отношении к армянской нации, что недоброжелателями было оставлено за кадром. Почему-то никого не тронуло его высказывание о том, что Батуми превратился в турецко-чеченскую уборную, и никто не поспешил навесить на него еще пару фобий.

Гражданской позицией режиссера, по его глубокому убеждению, остается принцип неприятия тех, кто из конъюнктурных соображений скрывает свое происхождение. У нас с грузинами должно быть одинаковое отношение к тем, кто из шкуры лезет, чтобы казаться «большим католиком, чем папа римский».

Недоумение режиссера вызвал и тот факт, что «телега» с обвинениями его в ксенофобии была сочинена в офисе Общегражданского движения «Многонациональная Грузия», которое до недавнего времени находилось в оппозиции к находящемуся у власти «Национальному движению» и именно его обвиняло в наплевательском отношении к этническим меньшинствам, но вдруг потребовало от режиссера извинений за «оскорбление президента». Очень похоже на попытку «засветиться» и получить одобрение руководства страны. В одном из последних интервью в поддержку Роберта Стуруа руководитель информационного агентства Грузинформ, известный журналист и политик Арно Хидирбегишвили назвал «Многонациональную Грузию» «театром одного актера». Действительно, рядом с факсимиле Арнольда Степаняна не было подписей никого из глав общин, формально входящих в совет «МГ», например Гарри Аугуста – руководителя немецкой общины, Гарольда Шмальцера, возглавляющего чешскую общину, Регины Якобидзе – лидера латышской общины или Зинаиды Карухнишвили – лидера литовского союза. Никто из них не требовал объявить бойкот Театру Руставели.

Во-первых, все спектакли театра проходят с неизменными аншлагами и никакие бойкоты им не страшны; во-вторых, объявление бойкота одному из лучших театров мира равносильно объявлению бойкота мировому театральному искусству и грузинскому в частности; и в-третьих, функционеры «МГ», за исключением вышеперечисленных интеллектуалов, никогда не слыли заядлыми театралами и не были замечены в очередях в театральные кассы.

Но руководитель «МГ» призывает великого режиссера извиниться перед президентом. Спрашивается, за что? Может, он его обозвал каким-то непотребным словом? Так ведь сам Михаил Николаевич не раз прилюдно заявлял в ответ на версии о его якобы армянском происхождении: «Я – не армянин, но если был бы им, то только бы гордился!» И еще: «С армянами – я армянин, с азербайджанцами – азербайджанец!» Так что автор подметного заявления несколько ошибся, отнеся имя собственное своей же славной нации в разряд бранных слов.

К несчастью, «телега» сработала и знаменитая на весь мир грузинская театральная школа лишилась своего главного кормчего, которого еще при жизни с полным правом можно назвать в числе тех, кто составляет национальное достояние. Имена великих Верико Анджапаридзе, Вахтанга Чабукиани, Серго Закариадзе, Эроси Манджгаладзе, Додо Абашидзе навсегда останутся в нашей истории. На днях в эту когорту бессмертных вступил и главный герой лучших спектаклей Роберта Стуруа – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, любимец всего Тбилиси Рамаз Чхиквадзе, последними словами которого были слова в защиту Роберта Стуруа.

Режиссер Роберт Стуруа не нуждается ни в защите, ни в сочувствии. И без работы он точно не останется, уже сегодня целый ряд лучших московских театров предлагает ему свои сцены и лучшие условия для постановки его спектаклей, нет недостатка предложений и из-за рубежа. На этот раз из всех предложений он выбрал приглашение своего давнего друга, руководителя московского театра «Et cetera», председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина занять должность приглашенного художественного руководителя театра.

Но в сочувствии нуждаются Тбилиси и тбилисцы, которые невозвратно теряют тех, кто десятилетиями составлял гордость национальной культуры. Мажорной нотой в этой некрасивой и грустной истории могло стать воскресное событие в жизни армянской общины Тбилиси, представители которой собрались в Культурном центре «Хайарттун» при епархии ААЦ в Грузии, с тем чтобы сделать очередную попытку консолидации интеллектуального потенциала общины, на этот раз в форме Союза армянской интеллигенции Грузии.

К собравшимся в зале вновь отстроенного Культурного центра с приветственными словами обратились глава грузинской епархии ААЦ епископ Вазген Мирзаханян и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Грузии Ованнес Манукян. Оба оратора подчеркнули важность и своевременность создания союза, призванного, прежде всего, наладить конструктивный диалог с общественными организациями Грузии для предотвращения любых проявлений ксенофобии, разрушительных для грузинской государственности.

Уж очень хотелось бы верить, что организация нового союза станет успешной попыткой решения актуальнейших проблем общины, а не очередным трамплином для очередного «лидера» в представительные органы власти Грузии, где они все, без исключения, исправно отрабатывают депутатские зарплаты в роли безмолвных «кивал».

Георгий Бергман, Тбилиси

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 52 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Антиармянские настроения в Грузии повсюду.Начиная от дврника и кончая президентом.Стуруа не исключение.Это от того,что они отстают от армян лет на сто.Поэтому они с бостаном в хороших отношениях(дружат против нас).Но мы положили и на них и на азиков.Пусть исходят ядом.А Бергману совет не лезть не в своё дело.
  2. Без бергманов счастья нет.
  3. Спасибо Бергману.Думаю,в нем все-таки течет часть армянской крови,он действительно печется об армянах,это видно по статье.
  4. Я не понял, этот человек друг или враг? Он гениален??? Не смешите клопов Семипалатинска! Талантлив, наверное. Не более. Не любит армян, ради Бога! Значит, помутневшего ума человечище. Хотя бы по этой причине он не может быть шибко умным. У нас тоже есть такой гении, АБД. Но он не шовинист, а космополит. Здоровья пожелаем маэстро! Пусть Грузия процветает! Мы, нелюбимые, добра желаем грузинам! Но не забывайте, мы - сила!!!
  5. Robik.Potvoim glazam vidno ,chto ty "khoroshiy chelovek"I ne imeetznacheniya,chto u tebya fashistskaya ideologiya,chto ty rasist ,podonok i negodyay.My,armyane tebya "lyubim" i znaem tebya.Ty "khoroshiy" Vot i Bergman govorit,chto ty "khoroshiy"Ty skazal to,chto ty skazal.Slovo-ne vorobey.Vyletit-ne poymaesh.Ty-fashist? ny,chto j takogo.Obychno ,my takikh.... Nu ne stanu govoritt! Sam znaesh! SUKA.
  6. Я опять не понимаю автора, который пишет про тётю -армянку и бабушку армянку.По автору выходит,армянские бабушка с тетей сами по себе, а вот в самом Р.Стуруа ну ничего армянского. Напомню для автора, что тетя - это либо родная сестра отца, либо родная сестра матери.Следовательно сам г-н Р.Стуруа как минимум наполовину армянин.А вторая его половина менгрельская (судя по фамилии).Т.е. Р.Стуруа по крови такой же как и г-нСаакашвили, которого Р.Стуруа упрекал в непонимании грузин и Грузии из-за армянского происхождения.Так не лучше ли на себя сперва оборотиться?. Я встречал таких людей с комплексом неполноценности, которые, чтобы доказать всем и себе свою "полноценность" стремяться во чтобы то ни стало казаться "большими католиками чем сам Папа".Г-н Стуруа из их числа.Именно такие вот закомплексованные выродки с армянской кровью в своем неуемном желании "доказать преданность" господствующему этносу и наносят самый большой вред армянскому народу.Логика проста: - все знают, что у Р.Стуруа армянское происхождение, но он этого стесняется, т.к. в Грузии армяне не в фаворе.Г-н Стуруа хочет быть грузином и хочет доказать, что ничего армянского в нем нет, а только грузинское.Следовательно он должен где только может заявлять о своей нелюбви к армянам, чтобы все подумали и поверили, что армяне ему не родные.Вот г-н Стуруа и гадит.
  7. Быть армянином - это надо еще заслужить. Этим надо гордиться. А Стуруа еще шарахается... Новая забава для грузинских интеллектуалов - "Найди в себе армянина". Детские глупости. Стуруа прекрасный режиссер, а в общественной жизни и политике ему делать нечего. Как и Джигарханяну.
  8. Иногда меня просто удивляет восхищенный тон, свойственный некоторым "прордвинутым" российским интеллигентам либерального толка, как только речь заходит о Грузии. Не хотят эти долбоебы видеть крайний национализм, граничащий с фашизмом, пронизавший все грузинское общество и особенно т.н.грузинскую "интеллигенцию".Не хотят выдеть притеснения, которым подвергается ААЦ и другие церкви, не хотят видеть силовые захваты храмов, переписывание истории, не хотячт видеть проводимую политику ассимиляции, выражающуюся в том, что людей вынуждают всеми правдами и неправдами менять свою фамилию на грузинсий лад, сьановится "грузинами", отказываться от своей национальности.Не хотят видеть негласные запреты на изучения армянского языка в школах, не хотят видеть проблемы армян Джавахка и тд. и тп. Чуть что - в Грузии, видите-ли, победили коррупцию! Бред.Это сколько же надо выпить чачи, чтобы на полном серьезе утверждать такое.Проблема коррупции и ее решение - это дело поколений, и за 2-3 года ее не решить.Даже при наличии американской фининсовой помощи, из которой выплачивают зарплату "правительству" этой страны.
  9. Sturua-meshok s gavnom
  10. Что же вы под одной статьей возмущаетесь,что редакция не убирает нецензурщину,а здесь сами выражаетесь непристойно?
  11. Дай бог, чтобы у нас так шли реформы, как у грузин! Дай бог, чтобы у нас так снизилась коррупция. А про российских либералов вы глупости говорите. Никто Саакашвили не восхищается. Они не обязаны в деталях разбираться в шагах его режима. Но вот наш Джавахк грузины угнетают, наши храмы грузины себе приписывают - вот за это должны ответить! Но все грехи сваливать на Мишу не нужно. Все постсоветские лидеры хороши! Особенно наш Серж. Рубен Торосян, Дилижан
  12. У Берия среди армян были пара-тройка друзей-сподручников, но это не значит, что он любил армянский народ. Мало ли что, если у него тетка армянка? Стуруа доказал, что он гавнюк и провокатор, считая, что армянин, живущий в Грузии не может быль патриотом Грузии. Брешет он. Все зависит от личности, а не национальной принадлежности!
  13. Послушайте Вы, аноним "продвинутый"!Прежде чем обвинять меня в написании "глупостей" про российских либералов, сперва с логикой подружитесь и прочитайте и послушайте как взахлеб восторженно говорят и пишут эти самые российские либералы при Грузию, про ее нынешнее руководство.Они, видите-ли, "не обязаны в деталях разбираться в шагах режима".Какое-то избирательное получается разбирательство.По поводу борьбы с коррупцией, они, да и Вы, почему-то считают, что прекрасно разбираются и не ставят под вопрос пропагандистскую болтавню, а вот про притеснения армян - не разбираются, бедные.Между тем для нас армян именно последнее - притеснения наших соплеменников, является главным и именно это должно определять отношение к нынешним властям.А у т.н.российских либералов, орущих вечно о нарушении прав человека, проевших плешь своими стенаниями по поводу Ходорковского и тд, почему - то невызывает негодования преследования и притеснения целых народов в Грузии.Лицемеры с двойной бухгалтерией.Не дой бог нам таких "реформ" как в Грузии.
  14. Grant djan,ne obijaysya na "predydushego". On je choknutyi. ,shiza. A na takikh nellzya obijattsya.
  15. Жаль, что НК опустился до таких дурацких статеек в поддержку дурака и арменофоба. стуруа не раз повторял свои слова про "президента-армянина", и грустно, что вместо твердой позиции редакции газеты мы читаем эту чушь! кого вы защищаете, Григорий?
  16. Редакция дает возможность высказаться всем сторонам и это правильно.Грузинская пресса муСсировала слухи,якобы Стуруа обвинял президента в его армянском происхождении и армянофилии.Кому выгодно все это? Грузинским националистам.
  17. Извините,Предшественнику
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты