№ 23–24 (182–183) Декабрь 2011 года.

Дорогу осилит идущий

Просмотров: 2318

С назначением епископа Вазгена Мирзаханяна главой грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви армянская община обрела уверенность в перспективе не только сохранения, но и развития исторической общности нации с Церковью, в значительной степени утраченную в десятилетия безбожия и последовавшего за ним лихолетья. Молодому и энергичному пастырю за несколько лет удалось сделать значительно больше своих предшественников.

Это фактическое возрождение храма Сурб Эчмиадзин на Авлабаре, реконструкция здания церковной канцелярии, возведение армянского Культурного центра при епархии, а также инициирование целого ряда проектов. Отдельно следует отметить тесное взаимодействие руководителя епархии в решении казавшихся в недалеком прошлом непреодолимыми вопросов с руководством столицы, Министерством культуры и департаментом охраны памятников Грузии.

– Ваше преосвященство, прежде всего, от имени редакции поздравляем Вас и Вашу паству с приобретением замечательного Культурного центра, которого община ждала не одно десятилетие. Его открытие было приурочено к визиту в Грузию Католикоса всех армян Гарегина Второго, по итогам которого парламент Грузии принял решение о предоставлении всем религиозным конфессиям юридического статуса публичного права. На какой стадии находится принятие этого долгожданного статуса?

– Ряд религиозных конфессий, в том числе католическая и мусульманская, прошли государственную регистрацию этого права. Мы также завершаем доработку устава и до окончания этого года пройдем процедуру регистрации. И чтобы предупредить Ваш следующий вопрос, поясню, что решение всех имущественных прав, в том числе возвращения епархии так называемых спорных культовых объектов, будет проходить поэтапно после присвоения нового юридического статуса.

– За последние годы Тбилиси буквально преобразился за счет вложения огромных средств в капитальную реставрацию исторической части города и его инфраструктуры. Однако на фоне этого можно увидеть заброшенные или полуразваленные христианские храмы, присутствие которых не делает чести ни гражданам города, ни его руководству. Что нового в решении судьбы храмов Сурб Ншан, Норашен и Сурб Аствацацин?

– И здесь хочу успокоить читателей «Ноева Ковчега», болеющих как за свой родной город, так и за судьбу его исторического наследия. До 15 декабря этого года будут готовы пакеты технической документации по полной реабилитации двух первых храмов. Причем исследовательские работы были поручены грузинской фирме, которая на высочайшем уровне произвела весь комплекс реабилитационных работ по восстановлению тбилисского Сурб Эчмиадзина. Исследования подтвердили опасения по поводу состояния фундамента Норашена из-за высокого уровня подземных вод. Проблема будет решена с использованием последних достижений науки и техники, которые были применены при реабилитации Сурб Эчмиадзина, пребывавшего в гораздо худшем состоянии. Как исследования, так и капитальная реабилитация производятся за счет госбюджета Грузии. Прогресс в решении этой наболевшей проблемы достигнут на основе консенсуса между епархией и госструктурами, на балансе которых и находятся исторические памятники. Параллельно продолжаются переговоры по возвращению их на баланс епархии. Важно, что мы совместными усилиями гарантированы от их окончательной утраты, как это произошло с замечательным тбилисским храмом Шамкорецоц Сурб Аствацацин, рухнувшим в одночасье по так и не установленным причинам.

– Кстати, какова дальнейшая судьба этого величественного культового сооружения, находящегося в эпицентре древней части города? Уцелевшие фрагменты стен и сегодня взывают к нашей памяти.

– Решение проблемы восстановления этого храма находится в более далекой перспективе по причине его катастрофического разрушения. Главное, что нам удалось предотвратить окончательную утрату храмовой территории, которая при прежнем руководстве страны хищнически растаскивалась чиновниками под строительство личных хором и гостиниц. Решение может быть найдено в форме консервации уцелевших фрагментов стен или включения их в качестве фрагментов в современную архитектурную форму. Так, к примеру, в Праге бережно сохраняют все, что связано как с германским, так и с еврейским присутствием. Грузия уже сегодня переживает туристический бум, и туристов сюда привлекает отнюдь не архитектура спальных районов, но истинная старина, важной и неотъемлемой частью которой являются все памятники, в том числе и нашей истории.

– А какие решения принимаются по реабилитации одной из самых древних тбилисских церквей – Сурб Геворк? Помнится, лет 10 назад президент Союза армян России, известный меценат и общественный деятель Ара Абрамян предлагал материальную помощь в осуществлении капитального ремонта кафедрала.

– И этот вопрос окончательно решен, завершены все исследовательские работы и составлена техническая документация. И, самое главное, есть спонсор, предложивший помощь в реабилитации нашего главного храма, вплоть до реставрации внутренней росписи. Уверен, что не позже конца следующего года обновленный храм примет своих прихожан.

– В последние годы резко сократилось число армянских школ в связи реализацией Министерством просвещения и науки Грузии политики «оптимизации». В Тбилиси осталась лишь одна армянская школа. С этого года отменена программа преподавания армянского языка, как иностранного, в 98-й тбилисской русской школе, которую к тому же лишили имени Саят-Новы. Как, по Вашему мнению, должна решаться проблема сохранения молодым поколением армянской общины своей национальной идентификации и, прежде всего, знания родного языка и прошлого исторической родины?

– Любая оптимизация бессильна перед стремлением родителей дать полноценное образование своим чадам. К сожалению, в том числе и по объективным причинам, большинство тбилисских армянских семей отдавало предпочтение русскому образованию, как более перспективному в советский период. Теперь же предпочтение отдается грузинскому образованию, как более востребованному и конкурентоспособному. И истина в том, что каждый гражданин страны должен в совершенстве владеть государственным языком, для чего в Грузии прилагаются максимальные усилия. И в то же время не должны создаваться препятствия по изучению языка своих предков, который единственный не позволит нам забыть, какого мы племени и рода. С обретением Культурного центра у нас созданы все условия для полноценного преподавания армянского языка и истории на базе воскресной школы. И мы, откровенно говоря, не ожидали столь многочисленного притока городской молодежи, выразившей желание приобщиться к родным истокам, восстановить утраченные связи. И мы будем и в дальнейшем стремиться к тому, чтобы наше новое поколение уверенно и комфортно чувствовало себя как на обретенной, так и на исторической родине.

– Можно ли считать признаком возросшей активности армянской общины растущее число общественных организаций, если учесть то обстоятельство, что в большинстве своем они никак не связаны, действуют автономно, а нередко и враждуют друг с другом?

– Активность однозначно возросла, в том числе на волне протеста против тех деятелей, кто злоупотреблял статусом руководителя общественной организации в личных целях и мимикрировал соответственно политической конъюнктуре. На смену им пришла в меру амбициозная молодежь, исполненная желания заявить о себе, как о полноценном члене гражданского общества, знающая свои права и готовая выполнять свои обязанности. Помехой к объединению является пресловутый менталитет с его традиционным набором отрицания авторитетов и претензиями на истину в первой инстанции. Думаю, и эта тенденция преодолима, так как логика априори подсказывает, что сила исключительно в единстве.

– За крайним исключением представители армянской общины, одной из самых многочисленных в Грузии, лишены возможности участия в дискуссиях практически на всех каналах местного телевидения, в связи с чем в грузинском обществе отсутствует информация о позиции общины в отношении актуальных проблем гражданского общества, что позволяет рассматривать членов общины в качестве пассивного электората, удобного в смысле манипулирования в период выборных кампаний. Как, по-Вашему, можно и нужно преодолеть эту тенденцию и вернуть общине право ее голоса?

– Прежде всего, осознанием своего достоинства. Армянские диаспоры во всем мире не только способствуют приумножению экономического потенциала стран присутствия, но и принимают самое активное участие в общественной и культурной жизни. В ведущих странах мира активная позиция армянской общины влияет в том числе и на итоги президентских выборов. Конституция Грузии декларирует право каждого гражданина на участие как в общественной, так и политической жизни страны. Надо научиться этим правом пользоваться. Дорогу осилит идущий. И этим все сказано.

– Спасибо, Ваше преосвященство, за уделенное время и все Ваши благие деяния и помыслы.

– И Вам спасибо за актуальные вопросы и постоянный интерес «Ноева Ковчега» к нашим проблемам. Бог с нами, и вместе у нас все получится.

Беседу вел Георгий Бергман

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 90 человек

Оставьте свои комментарии

  1. приятно было прочесть интервью с многоуважаемым српазаном Вазгеном Мирзаханяном.
  2. "Помехой к объединению является пресловутый менталитет с его традиционным набором отрицания авторитетов и претензиями на истину в первой инстанции." ПОМЕХОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ЕЩЕ И НЕКОТОРЫЕ ЕРЕВАНСКИЕ ФУНКЦИОНЕРЫ, КОТОРЫЕ ВИДЯТ ЗДЕСЬ ЛИШЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ ИМ ВИДЕТЬ, ПОМОГАЮТ ЛИШЬ ТЕМ, КОМУ ХОЧЕТСЯ ИМ ПОМОГАТЬ, ДАЖЕ ВНИКАЯ В ПРИЧИНУ ВРАЖДЫ МЕЖДУ ЗДЕШНИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ АРМЯНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЛИДЕРОВ ЭТИХ ОБАНКРОТИВШИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭТИХ "ГЕНЕРАЛОВ" БЕЗ АРМИИ, ВИДЯТ НАШУ ЦЕРКОВЬ СВОИМ ГЛАВНЫМ КОНКУРЕНТОМ.
  3. Молодец, тбилисец, именно так! Эмиссары из Еревана поддерживают в спюрке связи только с теми, кто ИМ выгоден. Взаимный корыстный и деловой подход у них. И так не только в Тбилиси. Об этом постоянно говорят все мои друзья, живущие в постсоветских республиках. ЕРеванские функционеры думаю только о себе, о своих интересах. А глубже они не вникают, им это до лампочки. ОБщенациональные интересы заменили корыстные, личные.
  4. Армянская апостольская церковь служит только себе. живет для себя, но никак не для армянского народа.
  5. Завен, ты вообще когда был в последний раз в армянской церкви, общаешься ли там со священниками, с паствой? И что бы ты хотел получить от армянской церкви и дать ей взамен?
  6. Српазан Вазген достойно представляет в Грузии и армянскую церковь и армянский народ.С его приходом пришел конец осиному гнезду Мурадянов и Байбуродов-вайуродов,которые видят в нем своего главного врага.Патва со своим пастырем, а уроды они и в Тифлисе - уроды.
  7. Тбилисец абсолютно прав!!!
  8. Сейчас важно, чтоб Српазан-джан не посадил себе на голову свою новую команду, в которой есть и потенциальные бюрократы, и махровые соглядатаи. В их руках АЙАРТУНУ грозит превратиться в обычное корыто для личного благоденствия и для очень узкого круга приближенных. А также для зарабатывания жирных галочек в отчетах перед Ереваном.
  9. Так они уже давно оседлали его - похожий на официанта из трактира Миша Авакян и вездеССУЩИЙ Арнольд Степанян. Оба за счет надбавленной стоимости за свечки гуляют по путевкам српазана по Парижу.
  10. Так они уже давно оседлали его - похожий на официанта из трактира Миша Авакян и вездеССУЩИЙ Арнольд Степанян. Оба за счет надбавленной стоимости за свечки гуляют по путевкам српазана по Парижу.
  11. Спасибо автору за добрые слова о Добром человеке - епископе Вазгене Мирзаханяне.
  12. Наконец-то дождались позитивного материала из Грузии.А то все сопли да нытье.Не в нашем это характере.
  13. Епископ Вазген - будущий Католикос. Кецэ мер сирели Српазанэ.
  14. Раз - армянин, значит,читает.
  15. Какие светлые лица в храме! И вообще тифлисские армяне, как и сочинские, гораздо светлее. Климат лучше. Айастанские смуглее.
  16. У тифлисских и душа светлее,без зависти.Спасибо Бергману.
  17. Ереванцы всегда считали за знак качества,если у них бабушка или мать были из Тифлиса/Тпхиза,Пайтакарана/.
  18. Ереванцы всегда считали за знак качества,если у них бабушка или мать были из Тифлиса/Тпхиза,Пайтакарана/.
  19. Наши тифлисские братья сильно ассимилировались. Все эти Оганезашвили, Мурадели, Саакашвили, Азарашвили и пр. Ну да ладно, Бог им судья! Они остались в Тифлисе после всех потрясений двух последних десятилетий. Это их родина, их страна. Надо с уважением принять этот факт. Но помогать Армения и весь спюрк должны нашим братьям. Всячески проявлять солидарность - будь то вопрос наших церквей или проблема Джавахка. Армяне со всего мира просто обязаны проявлять поддержку наших собратьев - писать в социальных сетях в поддержку армян Грузии, протестовать перед грузинскими посольствами в своих странах и т.д. Мы - реальная сила! Ну и правильно заметили форумчане, что Армения ведет по отношению к армянам Грузии какую-то странную политику. Понятно, не хотят поднимать вопрос принадлежности Джавахка. Но почему не оказывают поддержку политзаключенным-армянам и не требуют их освобождения? Почему не добиваются, чтобы в Джавахке не были губернаторы исключительно грузины? Почему в Тбилиси официальный Ереван поддерживает отпетых предателей, проституток, на которых клеймо ставить негде, типа Ван Байбурт? ПОЧЕМУ? Да потому, что армянская власть НЕПРОФЕССИОНАЛЬНА.
  20. Полностью с тобой согласен,брат.Ереванская власть позорно примитивна и потому без какого-либо анализа принимает правила игры,которые ей навязывают грузины.А те,в свою очередь,действуют по принципу,по которому "ишаков на переправе не меняют".Вот и понукают ишаками - Байбуртами,Мурадянами и Степанянами,которые за 30 лари,читай - серебреников,продали и родину и Айдат, как продавали их при коммунистах,Гамсахурдии,Шеварднадзе,а теперь и Саакашвили.Ушел лучший из армянских послов в Грузии - Сильванян,и вся эта позорная тусовка вновь обжила армянское посольство.Впору взывать к армянским мстителям.
  21. Вчера в Тбилиси в Культурном центре при Сурб Эчмиадзине прошло презентация "книги",посвященной Александру Манташеву.Назвать книгой эту жалкую брощюрку было цинизмом,каким является и подобие памятника Великому гражданину и меценату во дворе этой же церкви.Там же был показан и фильм о Манташеве,текст к которому был слово в слово "слизан" с прекрасной статьи Гамлета Мирзояна из "НК".Там же нам сообщили о том,что српазан переназначил начальника "тифлисской энтилэгэнции"-вместо продавца "ктор ев юбкацу" Алика Утмазяна назначил бывшего инструктора РК КП Грузии Енока Татевосяна.Очевидно по рекомендации его старшего товарища Ваника Байбурта,члена ПолитБюро ЦК КП Грузии времен Автандила Маргиани.Бардак продолжается!!!
  22. по мне, так вы и сами не знаете чего хотите. этакая мания критиковать всех и вся при любом развитии событий. угадал?
  23. tak vso je chto izdali - knigu ili broshuru???
  24. ой-ой-ой! какие слова о мистере Манташеве: "Великий гражданин и меценат". Наконец-то, дожили до дня, когда армянин без всякой задней мысли, т. е легкомысленно, называет другого (богатенького) армянина "великим". Поздравляю весь наш народ! Всего лишь 100 лет потребовалось на то, чтобы образ олигарха Манташева выкристализовался в нераздражающую его соплеменников фигуру. На другие личности уходило в 5-6 раз больше времени. И сейчас, для утоления национального самомнения тифлисского армянина даже брошюрки недостаточно об Манташеве. Да, да, нужна книга в переплёте, объемом в том из сочинений Лео. Такая толстенькая книжица нужна. Но сдаётся мне, что живи Вы до 1912 года, обязательно написали бы о Манташеве совсем другое - примерно как нынешние форумчане о Царукяне и прочих "ненавистных" олигархах пишут. / можете считать меня человеком, ослеплённым собственной глупостью. я не обидчивый - я сегодня циничный немного:-)
  25. A etim detjam takoe nado?
  26. Дорогие соотечественники!Игнорируйте врага армянского народа Вана Байбурта!
  27. Обижаешь,Евно Азеф - злой гений,а Ваник так, сявка из подворотни.
  28. уважаемый модератор! под этим прекрасным интервью, в комментариях, начали появляться некоректные реплики о Байбурте. просим метлой очистить эти реплики, мотивированные, видимо низкими чувствами комментатора.
  29. А почему вы защищаете этого жалкого человечка, которому кроме денег ничего не нужно? Давно пора этого старого пердуна поганой метлой, как вы говорите, а он все на плаву, как говно! Пока Байбурт имеет влияние, ничего хорошего в армянской общине Грузии не будет. Байбурт - это символ, а не человек. Байбурт - это алчность, жадность, лизоблюдство, заигрывание перед грузинами во власти, выслуживание перед ними. Во время войны коллаборационистов к стенке ставили. Байбурт - это позор нашего древнего народа. Семья Пехлевуни, Бостон.
  30. Дорогие мои,по-моему,всех вас не в ту степь занесло.Вместо комментариев к максимально интересному интервью с прекрасным человеком - его преосвященством,епископом Вазгеном,вы увлеклись бичеванием тех,кого история давно списала.За этим хором я не слышу оценок тех "благих деяний и помыслов" духовного пастыря армян Грузии.Поговорим об этом.
  31. Вот вы пишите что Байбурт такой-сякой.А что сделал каждый из вас,чтобы такие всевдолидеры не пришли бы во власть? Ничего.Будьте активнее,вспомните ваших земляков 19-20 веков!
  32. Ваш Байбурт только деньги любит. Все за деньги продаст, мать, нацию, совесть.
  33. Наш Српазан есть олицетворение армянского духа - и внешне и внутрене.Дай Бог ему терпения и мужества.
  34. Терпенья и мужества в противостоянии стае шакалов:Байбурту,Мурадяну,Баяндуряну.
  35. Вся беда даже не в них, а в той кучке мелких тварей, которые пресмыкаются и заискивают перед ними, все еще упорно считая их личный цех главным армянским "амайком" в Тбилиси.
  36. Апрес,я также думаю,что именно нестройный хор лизоблюдов поддерживает миф о "хамайке" Мурадян энд Байбурд.
  37. Успехов вам, братья, тифлисские армяне!
  38. Спасибо газете и автору за добрую весть из любимого города.
  39. Долгие лета нашему Српазану,мы за ним единственным,как за стеной.Спасибо автору за интервью.
  40. Вы вообще, Рипсимэ, понимаете, что говорите????? Сколько можно этой восточной азиатщины???? Сколько может боготворить каких-то людей????? Српазан - единственный, неповторимый, отец родной, как за стеной за ним... Что за чушь! Хорошо, когда духовный лидер - человек порядочный. Не сомневаюсь, что уважаемый српазан Вазген именно такой. А если подлец? Опять армяне должны, как слепые и безмозглые, слушать одного какого-то вождя, гуру и идти за ним??? Примера с Тираном вам мало? Да и сегодня в иерархах ААЦ есть откровенные и корыстные златолюбцы-сладолюбцы, которым грош цена. Не надо, Рипсимэ, так истерично признаваться в любви к духовным пастырям. Этот стиль характерен для забитых исламистов. Мы - древняя христианская нация. Больше самоуважения! МЫ - ЕВРОПЕЙЦЫ. МЫ - НЕ АЗИАТЫ-МУСУЛЬМАНЕ. Спасибо за понимание. А грузинским армянам - счастья и благополучия в наступающем году.
  41. А вы можете назвать хоть одного для себя наиболее авторитетного армянина?
  42. За добрые пожелания в наступающем году спасибо и Вам всего доброго в Новом году!Однако позвольте не согласиться с оценкой моего эмоционального отношения к српазану Вазгену.Надо побывать на нашем месте,чтобы убедиться,насколько сильна наша потребность в лидере,которого мы,грузинские армяне,обрели в лице нашего Српазана.Ведь по сей день в большинстве грузинских СМИ провокационно величают лидерами общины тех, которых армянские СМИ и, прежде всего, "Голос Армении" называют не иначе как тварями,паразитирующими на теле армянской общины.Сегодня "твари" тоскуют по тем временам,когда они двери в храм открывали ногами.Это было при прежнем српазане,славном, но больном и потому беспомощном человеке.Српазан Вазген очистил Храм от этой скверны,как когда-то Исус изгнал из него менял.Ну а по поводу того, европейцы мы или азиаты можно поспорить, тем более если судить о поведении наших соотечественников в быту и на форумах.Удачи и достоинства всем нам!
  43. Уважаемая Рипсимэ! Конечно, надо думать о достоинстве нашей нации. И не надо делать богов из живых людей. Српазан простой смертный, не нужно его боготворить. В армянской общине должен быть активным каждый, должно быть гражданское общество. Только тогда можно будет на равных говорить с грузинскими властями, а разных проходимцем байбуртов и близко нельзя подпускать к руководству общиной. Все в ваших руках. А српазана так восхваливать нельзя. К вам с критикой обратились вполне по делу.
  44. хочу отметить, что српазан Вазген добрый духовный пастырь.
  45. Только на Српазана надежда - отличить имитаторов и тварей от истиных патриотов. Не сумеет,тогда однозначно опоздаем в последний вагон последнего поезда.
  46. Вниманию патриотов! Несмотря на все наши усилия,датируемые 2001 годом,обращения к Католикосу,Президенту Армении и нашей диаспоре,не был решен вопрос возвращения нашей истории мемориальной квартиры Ованеса Туманяна. На днях выяснилось,что бывшее помещение городской библиотеки им.Туманяна - большая часть его квартиры по улице Вознесенской №18 выставлено на продажу.Единственным приобретателем является президент зарегистрированной в Турции фирмы "Туран",в планах которого оборудовать квартиру под общежитие для турецких рабочих.Все, причастные к этому позору, посыпьте головы пеплом и перепишите свои фамлии на чужие с приставкой оглы или задэ. Вот где проявить Српазану свою волю.
  47. это сам Туманян ошибся, надо было поселиться не в Тифлисе, а в Эривани.
  48. разве бакинские армяне, построившие пол-баку, не оказались у разбитого корыта? нужно строить только на родине!
  49. Мой дед,шушинский армянин,присказывал:баквум пити пох ашхатес,тифлис гнас - харджес,ереван гнас - какес.
  50. Хватить лить елей! У вас все они "добрые пастыри". Српазана Вазгена не знаю, но среди иерархов ААЦ много деляг и алчных типов. Один глава Араратской епархии, любитель дорогих блюд, красивых баб, бентли-шментли и стильной одежды, один этот српазан Навасард Араратский чего стоит. Еще десяток высокопоставленных священников могу назвать, у которых смысл жизни - жить богато и красиво. А вы тут, Стивен, поповскую пропаганду ведете. В ААЦ вы говорите - все прекрасно. Во власти вы говорите - все прекрасно. Вы провокатор, высокопоставленный чиновник или блаженный идиот??? Вот, пожалуйста, турки нам такой плевок наносят - библиотека, дом-музей великого Туманяна превращается в общагу турецких рабочих. Позор!!!!!!!!! Уверен, что они специально купили именно эту квартиру! Чтобы унизить нас. А что српазан Вазген, почему он не спасает положение? Всем известно, что в диаспоре все денежные потоки аккумулирует и контролирует церковь. Все финансы в их руках. Разве српазан Вазген не мог своим авторитетом убедить богатых тифлисских армян, что дом Туманяна, нашего классика, надо спасать?!!! Но он этого не сделал.
  51. за подобные антицерковные речи, попадись вы мне на правом берегу Меконга, я не раздумывая ... ну, не важно. Живых, подобные вам поносят, а мёртвых - славословят. О српазане я говорю по собственному впечатлению.
  52. за подобные антицерковные речи, попадись вы мне на правом берегу Меконга, я не раздумывая ... ну, не важно. Живых, подобные вам поносят, а мёртвых - славословят. О српазане я говорю по собственному впечатлению.
  53. Ребята,кончайте юродствовать и оскорблять друг друга.Вопрос поставлен более,нежели серьезный.Если сделка с библиотекой имени Ованеса Туманяна - его мемориальной квартирой состоится,то это будет смачный плевок в наши армянские сипаты.У кого есть выход в социальные сети - бейте во все колокола,может глухие услышат.
  54. и вопрос ребром поставил, надо думать, некий Татевосов?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты