№ 23–24 (182–183) Декабрь 2011 года.

Остров Кипр в истории армянских переселенцев

Просмотров: 4836

Вместе с маронитами и римскими католиками армяне составляют одну из основных этнорелигиозных групп Кипра и по Конституции страны имеют представителя в парламенте. Также армяне пользуются всеми привилегиями государственного строя. Государство охраняет памятники, церковные и культурные сооружения, реставрирует школы и больницы армян.

О присутствии армянского населения на острове напоминают многочисленные памятники архитектуры и исторические сведения, сохранившиеся в архивах Кипра и Греции. Известно, что в 578 г. из региона Ахдзник каппадокийскими правителями были взяты в плен 10.090 армян, 3.350 из которых были отправлены на Кипр. В дальнейшем плененные армяне основали колонии, названия которых сохранились до сих пор. Арменохори – поселение в районе Ларнака, Армину – в районе Пафоса, Корнокипос – в районе Фамагусты и другие ныне оккупированные турками населенные пункты: Патрики, Платани, Спатарико, Мусере и др. Особенно активными были контакты киликийских армян с жителями острова Кипр.

Во время византийского правления армянское население Кипра только увеличивалось за счет различных переселенческих групп, в том числе военнопленных, армян-халкидонитов, духовенства, городских и сельских жителей, которые переселялись на Кипр из-за преследования турок-османов и арабов. Значительное количество армян появилось на острове во время правления византийского императора армянского происхождения Ираклия (610–641 гг.). Во время так называемой «латинской эпохи Кипра» в 1192–1489 и 1489–1570 гг. были построены армянские церкви в Никосии, Фамагусте, Спатарико, Корнокипосе, Платани и в других армянских населенных пунктах острова. А монастырь Макараванк, который ныне находится в оккупированной турками северной части Кипра, на протяжении уже нескольких столетий является самым известным местом паломничества для армян Ближнего Востока. На острове некогда существовали сильные католические общины, в которых было заметное число генуэзцев, корсиканцев, мальтийцев и французов. Известно, что армяне-католики также имели свою общину и со временем растворились в среде левантийцев. По крайней мере, уже в период правления османов на острове оставалось незначительно число армян-католиков. А вот число исламизированных и так называемых «скрытых армян» продолжало расти. Это в первую очередь было связано с агрессивной политикой османского государства по уничтожению христианского присутствия на острове. Известно, что греки, армяне, марониты и римские католики острова массово принимали ислам, чтобы сохранить свое имущество и не стать жертвой османов. Появился этнотермин: линопамбаки, который включал в себя жителей острова, в том числе армян, тайно исповедовавших христианство. В конце 19 века жители ряда армянских населенных пунктов Кипра, таких как Арменохори, Артеми, Айос Яковос, Айос Харитон, Корнокипос, Мелунда и Платани, приняли ислам. В дальнейшей переписи населения острова они уже значились как турки. В 19 веке число армян – последователей Армяно-григорианской церкви на острове резко сократилось, составив всего 250–300 человек.

Во время управления островом британцами число армян снова увеличилось. Этому способствовали благоприятные условия, которые создавали британцы для армянского населения, упрощая выдачу кредита кипрскими банками, предоставляя гранты успешным предпринимателям и вовлекая их в управленческий аппарат.

В результате геноцида армян со стороны турков в 1894–1896, 1909-м, 1915–1923 гг. на острове оказалось свыше 10.000 армян. Часть из них после 1923 года покинула Кипр, расселившись в разных странах. В 1956 г. на Кипре уже проживало 4.549 армян – последователей Армяно-григорианской церкви и 1120 армян – католиков и протестантов. В том же году в Великобританию выехало свыше 900 армян-киприотов. Нужно добавить, что во время британского мандата армяне занимали высокое положение в обществе Кипра. После провозглашения независимости острова для наших соотечественников появились новые возможности. Члены общины начали консолидироваться. Остановились ассимиляционные процессы, которые во время британского мандата были сильны. Начали открываться национальные школы, клубы, кружки. В 1962–1964 гг. свыше 600 армян с острова Кипр организованно переехали в Советскую Армению.

В 1963-1964 гг. армянская община Кипра значительно пострадала от варварских действий турецких экстремистов, которые оккупировали часть армянского района столицы Кипра Никосии. В общей сложности 231 армянская семья, в том числе 30 армян-евангелистов, стали мишенью турецких оккупантов и вынуждены были покинуть свои дома, переехав в Канаду, Великобританию, Австралию и США.

Оккупация турками северной части острова принесла новые беды армянскому населению.100 армянских семей стали беженцами в Фамагусте. Были разрушены армянские национальные клубы в Фамагусте, Курении и Никосии. Армянское кладбище в Айос Дометиос было стерто с лица земли. Ракетному обстрелу подвергся знаменитый армянский колледж Мелконян. Армяне понесли значительные материальные и человеческие потери. Начиная с 1975 г. на остров начали переезжать армяне из Ливана, Сирии, Эфиопии, Турции. После развала СССР многочисленные семьи из Армении также выбрали для жизни остров Кипр.

Кипр стал первой европейской страной, признавшей в 1975 г. геноцид армян. С тех пор взаимоотношения между Кипром и армянским населением перешли на новый уровень сотрудничества.

В столице Никосии периодически собираются представители традиционных армянских партий для обсуждения панармянских задач. Именно Кипр является одной из европейских стран, поддерживающих армянские интересы во всех международных инстанциях.

Одной из влиятельных политических фигур Кипра является Мариос Гароян, который занимает пост спикера парламента страны. Этнические армяне занимают также места в правительстве и президентском аппарате страны.

В стране действуют армянские церкви, школы, культурно-национальные учреждения; выходит в свет множество армянских печатных изданий. Число армян на Кипре составляет 5000-6000 человек, включая представителей смешанных семей, которые традиционно пользуются уважением и поддержкой кипрского общества.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Да, трудно рассказать об армянской общине Кипра в сжатом виде. Большая и интересная тема. Все-таки стоило уточнить, что Мариос Гароян был, а не является спикером парламента Кипра (покинул этот пост еще в начале июня). Ну и о гимназии Мелконян безусловно следовало рассказать подробнее. Ее судьба представляет собой ярчайший пример того, что по разрушительной силе турецкие ракеты не могут даже сравниться с жадностью и беспринципностью отдельных представителей нашей национальной элиты.
  2. отличная публикация.
  3. Спасибо за отличную статью!
  4. Обожаю статьи Армана Акопяна!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо "НК" за материалы!!!!
  5. Я был на Кипре в 2005 году, когда в аэропорту разбился самолет, выполнявший рейс из Праги. Среди погибших был один армянин. Так по всем местным каналам постоянно показывали "армянский сюжет". Подчеркивали, что погиб и наш брат армянин... Да, киприоты очень хорошо к нам относятся. Постоянный читатель прав: так сжато об этой общине не расскажешь. Там - наша история, а, к примеру, в Ярославле, которому в этом номере уделили неоправданно много места и внимания, - всего лишь армянский "новодел", экономическая миграция последних дет. Ничего более. Ну и плюс интересы редакции НК, которой, видно, выгодно выходить на первых лиц в регионах. Но ярославская община меня совсем не трогает. Да, желаю соплеменникам счастья там. Но обидно, что они покидают Родину, обескровливают ее. А САР и НК этому потакают - об этом много раз говорили форумчане. И еще прав в одном Постоянный читатель (мой давний единомышленник!): нельзя походя говорить о гимназии "Мелконян". Ей почти сто лет, там получили образование наши выдающиеся умы. Но армянская жадность и алчность взяла верх - гимназию решили закрыть и продать. Это наша колоссальная боль!
  6. Я вообще не понимаю, что делать армянам в России????? Сам с семьей переехал на Родину в Армению из Пскова. Так уж получилось, что моя семья стала мигрантом в начале 90ых. Этот скверный национализм русский и тяга к Родине - основная причина нашего переезда обратно в Армению и я не понимаю, когда люди бросают свой очаг и выезжают в Архангельск в Улан-Уде и др. в абсолютно серые города, где наши дети становятся в последствии "русскими".Сколько это должно продолжаться??? А ведь обидно за Родину, за Армению. Мы ее должны любить не за то что власть там плохая а за то что она наша Родина. А власть выбираем мы. Кстати такая же власть и в армянских общинах России. Пора понимать, что Армении нужны все армяне со всего мира. Только так мы станем сильными.А чуваши или коми - пермяки сами пусть строят свои регионы. Целые армянские семьи стали странниками.И где гордость армянская? Что касается материала,спасибо. Очень интересно! Пропагандируйте за переезд в Армению а не за хорошую и горе-сытую жизнь в России,где наши дети пропадают.
  7. Молодец, Артем, правильно сказал. Не хочу обидеть Россию и русских, но если армянин живет в столице или Питере, то его дети растут в культурной обстановке. Это хорошо. Но когда армяне разбредаются по всей необъятной России, устраивая грандиозную цыганщину, от этого становится просто дурно. Чего армянам делать в Барнауле или Улан-Удэ, на Сахалине или Камчатке, в Коми, Пензе, Чувашии, Мордовии - краю тюрем и лагере??? Либо возвращайтесь на Родину, либо живите в цивилизованных местах, соотечественники! А то планку опустите ниже плинтуса.
  8. А какая тварь продала гимназию Мелконян на Кипре?
  9. Ответственность за это позорное решение закрыть гимназию несут Луиз Манукян Симон (Louise Manoogian Simone) и её подельник Перч Седракян (Berge Setrakian). Луиз Манукян является дочерью нашего известного мецената Алекса Манукяна, когда-то говорившего, что "закрытие какого-либо очага просвещения - национальная катастрофа для нас". К сожалению, внушить эту простую истину своей дочери он не смог. В результате фамилия Манукян ассоциируется теперь не с благими делами Алекса, а с перечеркнувшим их поступком его дочери. Без сколько-нибудь серьезных причин нарушить волю мецената Карапета Мелконяна и лишить диаспору такого образовательного центра мог только враг нашего народа. Луиз Манукян Симон несомненно заняла достойное место в списке наших национальных предателей всех времен. Выпускники гимназии долго боролись за ее сохранение, даже сайты создавали (http://www.savemelkonian.org/ и http://www.melkonianforever.org/), но всё тщетно.
  10. Уважаемый друг!Конечно вы правы.Армяне должны жить на Родине или хотя бы в Москве и Монреале.Но к сожалению,не все могут устроиться в Питере,Москве и Сочи.Я пытался,но не получилось наладить бизнес в столице и я уехал в Сибирь.А в Армении,где я бываю каждый год,нас не ждут,если мы приедем и сунемся в бизнес,нас сожрут.И таких как я,десятки тысяч.
  11. Не думаю, что решение принимала одна Луиз Симон Манукян (ее отец, долгие годы возглавлявший Всеобщий армянский благотворительный союз, не Алекс, а АлеК, Национальный герой Армении). Обычно вокруг таких организаций ошиваются разные проходимцы. Вот и на решение продать гимназию "Мелконян" (а братья Мелконяны подарили ее ВАБС только при условии, что там всегда будет армянское учебное заведение!) повлияли такие проходимцы. Ну и Луиз Симон пошла у этой алчной и хитрой шантрапы на поводу. И весь спюрк преступно молчал, кроме протестовавших учащихся!!! Кто бы опубликовал фамилии этих уродов, продавших интернат??? И что сейчас там?
  12. А армянский комплекс (посольство, церковь, школа и пр.) расположен на улице Armenian street, в престижном районе, где живут состоятельные киприоты.
  13. Макс, официально решение принимал Перч Седракян (как действующий глава ВАБС), но он является креатурой Луиз и без ее согласия не пошел бы на это. Насколько я знаю, здание им продать пока не удалось, так как против них были поданы судебные иски и кипрские армяне смогли заблокировать сделку. Сейчас там временно действует обычная кипрская гимназия. Борьба еще не закончена, хотя надежд на возрождение гимназии всё меньше. Что касается отца Луиз, то мы его привыкли называть Алеком, но официально он Alex Manoogian. Если мне не верите, можете посмотреть на сайте ВАБС (http://www.agbu.org/aboutagbu/default.asp).
  14. Это хорошо, что суд заблокирован решение о продаже. Пусть хоть обычная греко-киприотская школа будет, ее потом проще будет вернуть армянам(тут уже отмечали, что к армянам на острове хорошее отношение). Так что проблему владельцев можно решить. А вот если гимназию "перепрофилируют", если ее кто-то купит и сделает там гостиничный или развлекательный центр, тогда пиши пропало... А вообще гимназия "Мелконян" - серьезная проблема для армянской культуры и армянского языка. Ею должны заняться в правительстве Армении - минобразовании и миндиаспоре. В 90-е годы там было около 200 учащихся, причем среди них были и дети состоятельных родителей из Еревана. Почему бы и сейчас их отправлять не в Англию с Швейцарией, а в Никосию. Пока не все потеряно...
  15. Я в шоке, как она могла ТАК поступить...? Неужели эта Луиза настолько алчна и космополитична?
  16. Да, друзья, это проблема всего армянства - мало внимания мы уделяем образованию. Даже в богатой Калифорнии, где так много состоятельных армян, образование не является главной заботой армянских организаций. А история с гимназией Мелконян меня огорчила. Почему Армения не поднимает этот вопрос?
  17. Во-первых, Армении не очень интересны проблемы армянской диаспоры (тем более такие, которые ее прямо не касаются), во-вторых, что руководство Армении может сделать? Какие-то позитивные подвижки могут быть только в случае отстранения всей этой шайки-лейки от руководящих постов в ВАБС. Армения не правомочна решать эти вопросы. Этим должна заниматься диаспора и прежде всего американская. К сожалению, у нас это достаточно распространенная ситуация, когда на руководство общественных организаций нет никакой управы, даже если это руководство (как в данном случае) занимается откровенным саботажем. Раньше с такими саботажниками дашнаки по своему разбирались, но теперь и они выродились в партию болтунов, которые только чесать языком и умеют. В 2005 году, когда всё это безобразие происходило, я задал вопрос про гимназию члену Бюро АРФД Ваану Ованесяну. Вот что он мне ответил: "Само по себе закрытие такого учебного центра, конечно, беспокоит многих армян, и не только в Диаспоре. С другой стороны, в конце концов, это дело Армянского всеобщего благотворительного союза. Если последующие, несколько запоздалые уверения о том, что школа в полном масштабе и с таким же высоким уровнем преподавания будет просто перенесена в Армению, реальны, тогда остается только ждать осуществления этих программ". При том что уже тогда было понятно, что разговоры об открытии равноценного учреждения в Армении это треп, рассчитанный на доверчивых дураков и на таких как Ованесян, которым нужен был этот мифический проект для оправдания своего бездействия.
  18. Армен из Риги правильно написал. Нужно активизироваться в этом вопросе министерствам образования и диаспоры. А богатые армяне могут посылать туда своих детей. Это даже смешно слышать - всего 200 армянских детей собрать со всего мира. Не только в спюрке, но и в самой Армении сейчас много состоятельных людей. И тщеславных к тому же. С этим надо что-то делать. Я понимаю, что правительству лавочников во главе с Сержем Саркисяном не до этого. Но общественность, интеллигенция, церковь должны вмешаться, трясти их. Хватит думать только о своем пузе, тряпках и марках машин. Армяне, проснитесь!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты