№ 23–24 (182–183) Декабрь 2011 года.

Дом мудрости в сердце Сюника

Просмотров: 5097

К 730-летию основания Гладзорского университета

Мир знает, что армяне, возводя храм Божий, закладывают рядом еще и храм просвещения. Одним из таких очагов знаний и стал университет в Гладзоре, Гайледзоре – Волчьем логове, близ монастыря Танат-Танаде, что в сердце исторического Сюника, в уезде Вайоц Дзор. Бытуют две версии о местонахождении университета: одни полагают, что размещался он в Танат-Танаде, другие – в монастыре Ахберц-ванк «по прозванию Гладзор, под сенью Сурб Стефаноса», от которого остались лишь покрытые мхом камни.

НЕРСЕС МШЕЦИ И ЕСАИ НЧЕЦИ

Первый ректор Гладзорского университета, ученый муж и педагог Нерсес Мшеци, как писано в его «Житии», «родом из Тарона, города Муша, воистину превосходно изучил греческую письменность, свободно владел языком ромеев и знал историю их иерейства». Величали его Нерсес Гладзореци.

Овладев языками, едет Нерсес за знаниями в высшую школу Хор Вирапа, что под горой Арарат, к Вардану Аревелци, славному добрыми делами философу и богослову, автору «Всеобщей истории» – от сотворения мира и до середины XIII века. Завершая свое «Толкование Даниила», Аревелци упоминает «господ благодетельных… Смбата Орбеляна, Проша», добавляя: «и брата моего вардапета Нерсеса, с которым корпели мы над книгой». Проходят годы, и уже Нерсес сам преподает в Хор Вирапе, неся в души свет Священного Писания.

После смерти Вардана Аревелци в 1271 году школа перебирается в Тарон, в монастырь Сурб Аракелоц (Святых Апостолов). Но кочевые курды не дают покоя, то и дело разоряя обитель. Оставив монастырь и родной край, Нерсес Мшеци уезжает в Каджберуник: «И увидел область Каджберуник погрязшей в невежестве без учения и сильно побуждал черноризцев следовать учению Священного Писания, и сам отправился в область Сюник, в святую обитель Гладзора…». Весну 1282 года Нерсес Мшеци и его воспитанники встречают в монастыре Ахберц. Так была установлена более или менее точная дата основания университета.

За короткий срок Нерсесу Мшеци удается собрать большую библиотеку, создать хранилище рукописей и скрипторий, а также основать художественную школу с живописной мастерской. Они-то и составили гордость университета.

Нерсеса Мшеци, почившего в глубокой старости, с почестями предают земле Гладзора 6 февраля 1284 года. Незадолго перед кончиной он рукополагает Есаи Нчеци в вардапеты, объявив ученого монаха своим преемником. Впервые мы застаем его в 1279 году в монастыре Сурб Аракелоц за переписыванием рукописей. В одной из них он просит помянуть «грешного писца Есаи и счастливого владыку, учителя своего и наставника… получателя сей рукописи вардапета Нерсеса».

* * *

Университет, где учились юноши из коренной Армении, а еще из Киликии, Крыма, Грузии, Персии и других стран, не мог существовать без поддержки духовенства и нахараров, владетельных князей. Есаи Нчеци упоминает о сюникских нахарарах Орбелянах и Прошянах: «Мы с нашими учениками знали от них щедрое милосердие и неисчислимые блага». Но как ни щедра была княжеская рука, питомцы тем не менее испытывали нужду.

Вот признание одного из них:

Одолевают холода,

И кров высок, и нет огня,

И черствый хлеб… Он – не еда.

Что за Гладзор средь бела дня?

Я притеснен, а выход где?

Я – странник, я б клобук надел…

Запись сделана в 1314 году поэтом Мхитаром Ерзнкаци.

Сам Есаи Нчеци ютился в «тесной и холодной каморке», а закуток воспитанника Момика, ставшего величайшим зодчим и миниатюристом, и «вовсе ни на что не годился». Лишения и неудобства, однако, никак не мешали наставникам учить, а слушателям – учиться. Гладзор дал стране армянской триста шестьдесят пять вардапетов – философов и поэтов, миниатюристов и зодчих, математиков и астрономов. Согласно другому источнику, было их намного больше – семьсот двадцать три.

ТРИВИУМ И КВАДРИУМ ВТОРЫХ АФИН

Обучение в Гладзоре, ставшем Вторыми Афинами (с древними Афинами связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии), длилось обычно семь-восемь лет. Сошлемся на историка XIV-XV веков Товму Мецопеци: он упоминает, что изучали грамоту у выпускника университета Ована Воротнеци двое юношей из Каджберуника, которые уложились в срок. Но бывали и исключения. Так, преуспевающему в науках Степаносу наставник вручил пастырский посох уже через три года, направив его в родные места, «ибо край тот был оставлен без призора». Другому воспитаннику, Ованесу, учение давалось с трудом и промаялся он в стенах университета целых двенадцать лет.

Непременным условием поступления в университет была трехлетняя подготовка, предусмотренная для начинающих иноков. В курс наук, помимо богословия, входили «тривиум» – грамматика, риторика, логика, как основа гуманитарного знания, и «квадриум» – цикл точных наук, включавший арифметику, геометрию, астрономию и… теорию музыки.

Принципы образования в Гладзоре Нерсес Мшеци изложил в своей проповеди «О пустынниках»: «Четыре вещи необходимы для учебы: учителям должно быть одержимыми желанием нести знания и обучать, чураясь жадности и тщеславия; нужна горячая к тому любовь; чаемо, чтоб мир царил; место должно быть пустынным и тихим», ибо там постигали «двенадцать частей философии».

* * *

В Гладзоре наставниками Ована Воротнеци, будущего ректора Татевского университета, были Есаи Нчеци и старший учитель Тиратур Киликеци. Есаи Нчеци рукоположил его в священники, а Тиратур – в вардапета. «Светлейший вардапет наш Тиратур сиял в свое время, как солнце среди звезд», – вспоминал впоследствии Ован Воротнеци.

БЛЕСК «ВНЕШНИХ» НАУК

Отдавали в университете Гладзора должное и «внешним» наукам, то есть привнесенным извне. Курс включал изучение так называемых «тонких сочинений» – трудов нехристианских языческих авторов, античных философов, а также христианских богословов с комментариями отцов Церкви.

Донесли до нас рукописи и списки тех книг – «Внешние труды, входящие в обучение». В перечне «тонких сочинений» Киракоса Банасера, армянского богослова XV века, мы нашли пятьдесят трудов с указанием их авторов и количества глав, содержащихся в них:

9 книг Филона Александрийского (Филона Иудея): О провидении (40 глав), Жизнь мудрецов, или Святых патриархов (1), О святых ессеях, или О жизни созерцательной (1), Об аллегорическом понимании Божьих установлений (1), Первая книга Толкования Бытия (98), Вторая книга (92), Третья книга (62), Четвертая книга (243), Толкование Исхода (169);

5 книг Дионисия Ареопагита:

О небесной иерархии (15 глав), О церковной иерархии (14), О божественных именах (12), О мистической теологии (4), Десять посланий (12);

7 книг Григория Нисского:

О природе человека (34 речи), Учение о строении человека (32), О детстве (20), Об Екклезиасте (8), О Песне песней (14), О девяти блаженствах (8), Толкование «Отче наш» (6);

3 книги Григория Богослова:

О рождестве Христовом (12 глав), Сим победиши (8), К пришедшим из Египта (11);

3 книги Василия Кесарийского (Василия Великого): О посте (31 глава), Книга вопрошений и ответов (361), Беседы на Шестоднев (9);

2 книги св. Евагрия: «Определения философии» (24 главы) и книга «О сущем» армянского ученого Давида Анахта (V-VI вв.);

Сочинение Прокла Диадоха: «Элементы теологии» и анализы Амелахоса (211 глав);

«Искусство грамматики» Дионисия Фракийского (24 речи);

«Определение» Гермеса Трисмегиста (1 глава);

«Введение» Порфирия (51 глава);

5 книг Аристотеля: Категории (140 глав), Об истолковании (78),

О добродетели (1), О мире (1), Аналитика;

«Книга Хрий» армянского философа Мовсеса Кертога (VII-VIII вв.);

3 книги армянского философа Мхитара Айриванеци (XIII в.): Поучение жизни, Исповедание веры, Ноемак;

Толкование Ветхого и Нового заветов – св. Ефрема Сирина, св. Епифана Киприйского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского;

Толкования армянских патриархов и других отцов Церкви.

В университете проходили и курс, именуемый араспелаваржутюн, мифологии, включавший доскональное изучение басен Олимпиана вкупе со сказанием «О разрушении Илиона и основании Рима»…

Не уступали авторам «тонких сочинений» и труды гладзорских рабунапетов-наставников. Так, по книгам, «сверстанным» учителем Акобом, обучал в Гладзоре технике составления рукописей «сын Григора – Абаси». По своду правил Есаи Нчеци штудировали и «Анализ грамматики». В списках вспомогательной литературы значатся имена армянских ученых Давида Грамматика (V-VI вв.), Григора Магистроса (XI в.), Вардана Аревелци (XIII в.), Ованеса Ерзнкаци-Плуза (XIII в.).

«Златочрев» Есаи Нчеци, вобравший в себя более 250 поучительных текстов, стал учебным пособием и помогал усвоению знаний. Наряду с богословскими сочинениями свод текстов излагал «причины» философских, художественных, мифологических и математических книг, а сами произведения с их толкованиями приводились в раскладе, рассчитанном на каждую из ступеней образования.

Автор «Жития Мхитара Саснеци» оставил запись о порядке обучения в Гладзоре: «...учились путем вопрошений и ответов. Ибо при вопрошениях и ответах не только становится известным мудрое Слово Божие,

но и укрепляется и соединяется оно с разумом и душой, ибо, где нет рассуждения, там нет и совершенного знания».

Занятия вели рабунапеты Мхитар Ерзнкаци, Давид Саснеци, Григор, Мартирос, Ованес, Киракос, Кюрег…

* * *

Умудренный опытом зодчий Сиранес, главный строитель и скульптор княжеского дома Орбелянов, передавал своим университетским питомцам знания по архитектуре, приобщая их к искусству ваяния.

На берегу реки Воротан, близ Татевского монастыря, на одиноком хачкаре у обрыва надпись 1274 года гласит, что владетельный князь Сюника Тарсаич Орбелян наделил зодчего и каменотеса Сиранеса и его потомков до седьмого колена землями и прочими благами в селах Але и Шынгер, дав в придачу пятьсот монет серебром, ибо Сиранес на свои средства возвел в вайоцдзорском монастыре Амагу-Нораванк великолепную церковь-усыпальницу Сурб Григора.

На северной ее стене Тарсаич повелел оставить напоминание о том, что он пожаловал своему зодчему Сиранесу крестьянина Агазара Ыгуерцеци – служить ему «из поколения в поколение». Оброк же, взимаемый с села Але-Алидзор, князь ограничил шестьюдесятью драмами серебром, освободив от всех прочих налогов. Сиранеса, уже отошедшего от дел и передавшего все секреты мастерства ученику своему Момику, тянет в родное село Але, где с братом Хзармели ставят они хачкар, крест-камень, в память об отце своем Горке и матери Тенике.

ПОЧЕМУ АДАМ В РАЮ СЪЕЛ ЯБЛОКО, А НЕ ГРУШУ?

Примечательно, что в одно время с Гладзорским университетом открываются подобные высшие школы и в Европе – в Париже, Севилье, Оксфорде, Кембридже, Тулузе, Неаполе, Валенсии, Болонье и других городах Старого Света, где можно было встретить как юнцов, так и умудренных жизнью.

Авторитет университетской науки – схоластики – был достаточно высок. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в познании мира. Однако с течением времени схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, выродилась в догму: ее положения, считавшиеся непогрешимыми и окончательными, к началу XIV века стали тормозом для развития естественных наук.

В отличие от всеобъемлющей программы обучения в Гладзоре, в западноевропейских университетах, где кафедрами заведовали монахи-доминиканцы и францисканцы, процветали дискуссии на темы: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу?» и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?»

Слава Богу, в затерянном в горах Гладзоре о схоластике даже понятия не имели. А это открывало путь для размышлений и экспериментов, о чем свидетельствует и сам процесс обучения, куда, в отличие от европейских высших школ, принимали в основном одаренных юношей.

ПИТОМЦЫ ГЛАДЗОРА

Знания, полученные в Гладзоре, позволили Мхитару Саснеци основать на юге Армении, свою, Мецопскую, школу, где он «провел в трудах праведных и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять из коих посвятил ученикам, жаждущим причаститься Священного Писания, и многих прославил, и семи из них вручил посох вардапета». В пятнадцати его проповедях, написанных «для пользы и блага любознательных отроков Святой Церкви», наряду с перечислением общепринятых христианских добродетелей проскальзывают и резкие выпады в адрес униатов-католиков – «лжебратьев, клевещущих на армян». Воздавая должное памяти учителя, воспитанники Мецопской школы и вардапеты через сто восемь лет после смерти Мхитара Саснеци поставили в память о нем хачкар.

Открывали новые и возглавляли старые школы и другие выпускники Гладзора. Так, Ованес Арчишеци принял Айридзорскую школу, оставив после себя «Толкование литургии». Прославились добрыми делами Аракел Ахбатеци, глава Тифлисской школы, Маттеос Мличеци из школы Кохбского монастыря, переписавший «Нарек» – «Книгу скорбных песнопений» Григора Нарекаци, Мкртич, главный наставник Техеникской школы, Степанос Арчишеци, наставник в Каджберунике, соавтор «Жития Мхитара Саснеци».

Что до рабунапета Ованеса Ерзнкаци-Цорцореци, тоже вышедшего из стен Гладзора, астронома, философа, поэта, переводчика, каллиграфа, баснописца, то он прослыл поборником католицизма в Армении. Его перу принадлежит перевод труда Фомы Аквинского «О семи таинствах церкви». Тот же университет выкормил и другого Ерзнкаци – Киракоса, который вырос в богослова, энциклопедиста, толкователя смыслов, поэта, педагога. Не отдавать всей полноты своих знаний ученикам он считал преступлением.

Стараниями архиепископа Ованеса Аркаехпайра, брата царя Киликии Хетума I, в монастырях Киликии – Акнер, Грнер и Бардзраберд были открыты школы словесности. Их выпускники, прознав о высоком качестве знаний в Гладзорском университете, прославленном как Дом мудрости, тянулись туда за высшим образованием. Шел оживленный обмен рукописными книгами и учебными программами. Особым прилежанием выделялся Вардан Киликеци из Акнера. По возвращении на родину он целиком посвятил себя учительству и искусству каллиграфии.

* * *

Едва ли не самым известным выпускником Гладзора оказался Степанос Орбелян, позже митрополит Сюника и любимец народа. Его соученик поэт Хачатур Кечареци в молитвах своих просит Пресвятую Богородицу заступиться за Степаноса – «цвет креста, просветителя армянской нации, многострадального мученика похвального». Пастырские дела не мешают ему всерьез заняться наукой и литературой. В своей «Истории Дома Сисакан» – «Патмутивн танн Сисакан», повествующей о Сюнике, Степанос Орбелян дал не просто обзор исторической жизни родного края, но и обрисовал характер народа, быт и нравы его, отчего исследование это вышло далеко за рамки труда чисто исторического. Архивные документы высокочтимых лиц, церковные купчие, податные книги гаваров-уездов, памятные записи в рукописях, письма царей и католикосов, епископов, князей, а еще народные предания, песни, спаянные многообразием форм изложения, позволили ему создать настоящий памятник своему народу. Труд охватывает период с начала царствования династии Аршакидов (III в. до Р.Х.) вплоть до XIV века, современником которого он был. Завершал историк свою работу уже прикованным к постели: «майрамац», с лицом увядшим, и «шарагунац», сизо-багровым. Слова эти взяты нами из эпилога его «Истории», которая впервые увидела свет в 1859-м в Париже, а через два года и в Москве как «История области Сисакан сюникского епископа Степаноса». Подготовил ее к печати профессор Мкртич Эмин в типографии Лазаревского института восточных языков.

Помимо «Истории Дома Сисакан» его перу принадлежат труды – «Хроника», «Опровержение диафизитов», «Книга Екклезиаста», лирико-эпическая поэма «Плач у врат Сурб Катогикэ», в которой митрополит возжелал «…Нашего обновления… Восстановить престол царя. А также посох патриарший…» На «Плач…» Степаноса Орбеляна поэты позднего Средневековья ссылаются как на «Плач Сурб Эчмиадзина Степаноса Сюникского».

Незадолго до своей кончины в 1303 году, митрополит Степанос Орбелян в «Послании по поводу веры и обрядов Церкви…», обращенном к Католикосу Всех Армян Григору VII Анаварзеци (1293-1307), пишет, что ему, патриарху, «отцу всего рода Айка», не пристало держаться гибельной для нации идеи и что пора во всеуслышание опровергнуть слухи «празднословых» о том, будто «наш католикос стал ромеем и в союзе с ними». Далее он придерживается мысли, что негоже никому, даже Патриарху, уклоняться от исполнения литургических обрядов, принятых в Армянской Церкви. Обобщая сказанное, митрополит восклицает: «Зачем же нам разглагольствовать дальше: мы с отцами нашими готовы скорее сойти в ад, нежели с ромеями вознестись на небеса». Остается предположить, что Степанос Орбелян заподозрил Католикоса Григора Анаварзеци в готовности переметнуться к католикам-ромеям, якобы ради того, чтобы противостоять натиску мусульманских захватчиков, которые к тому времени плотно обложили Киликию.

* * *

Многие работы, созданные или переписанные выпускниками Гладзора – Тиратуром Киликеци (один из первых питомцев университета, переписавший «Нарек»), Погосом, Паронлуйсом, Зуатом, Давидом Геткеци, Нерсесом Саснеци, Давидом Ахбатеци, дошли до наших дней и занимают достойное место в ереванском Матенадаране им. Месропа Маштоца и других крупнейших книгохранилищах мира.

История Армении донесла для нас имена и других выпускников Гладзорского университета – Мкртича Техенаци, Погоса Киликеци, Акоба Тагораци, Саргиса, Симеона, Воскана, Карапета, Ефрема, Кюриона, Унана…

ЛИКИ ЧАРОДЕЯ ТОРОСА

Растили в университетской школе цахкохов-живописцев, творцов миниатюр. Здесь создавали свои шедевры Ованес, Маттеос, Момик, Торос Таронаци, Аваг.

Чародея цвета Тороса Таронаци (Мшеци), «мужа-ученого, умелого каллиграфа и переписчика», его однокашник Мхитар Ерзнкаци окрестил «добромыслящим и благостным… исполненным всякой премудрости и особенно сведущим в литературе и живописи».

Притягательна сила его работ. Зачаровывают лица с выразительными, красивыми миндалевидными глазами, оттененными дугами бровей. Золото на пергамент миниатюрист наносил своим, особенным способом: его хоран (стилизованное изображение архитектурного свода в армянских миниатюрах) светился и сиял. В Библии 1318 года, более чем щедро изукрашенной, скорее всего, под сильным влиянием западноевропейской книги, изобиловавшей изображениями рыцарей и придворных, королей и монахов, мы находим образцы оружия и мебели, силуэты готики. Случай этот в нашей книжной графике уникальный. Но и при всем при этом книга, по сути, осталась армянской. В его же Евангелии 1323 года хораны проиллюстрированы весьма содержательными сценками: архангел ослепляет скрученного сатану, св. Георгий поражает змея, орел бьет куропатку.

Уцелели двадцать четыре манускрипта Тороса Таронаци: одиннадцать из них хранятся в ереванском Матенадаране, в том числе шедевр Гладзорской школы письма – Библия, заказанная Есаи Нчеци.

Миниатюры своего друга Момика, начавшего терять зрение, завершал уже Торос Таронаци.

ШЕДЕВРЫ СКИТАЛЬЦА АВАГА

Крым, Султания, Марага, Пайтакаран, Ортубазар – таков путь творческих исканий художника-скитальца Авага. В середине XIV века он уже в Киликии, где овладевает техникой живописи и учится у тамошних умельцев. В его миниатюрах трава словно колышется от ветра, а цветы благоухают. Люди жестикулируют, танцуют – все живо настолько, что чудится – вот-вот повернутся к тебе эти фигуры и заговорят…

Восемь дошедших до нас рукописей Авага, а в них более двухсот миниатюр – подлинные шедевры. Матенадаран Еревана бережно хранит четыре его работы – две Библии и два Евангелия. Еще одна Библия его письма – достояние мхитаристов на острове Сан-Лазаро в Венеции. Гордятся Евангелиями Авага Британский музей в Лондоне и матенадаран кафедрального собора Святых Иаковов в Иерусалиме. И, наконец, чудом уцелевшая книга нотных знаков – Хазгирк – стала собственностью берлинской Кайзеровской библиотеки.

* * *

Есаи Нчеци, философ, оратор, богослов, грамматик, полиглот и знаток истории словесности, без малого шестьдесят лет возглавлял университет. Еще при жизни прославил он имя свое как «просветитель армянской нации», «светозарный вардапет», «великий рабунапет». После смерти ректора в 1338 году, в период политического и экономического упадка в стране, жизнь в Гладзоре глохнет, но свет его знаний наследуют школы-университеты Гермона, Воротнаванка, Апракуниса, Татева.

* * *

К 700-летию основания Гладзора решением правительства Армении в церкви Сурб Акоба в вайоцдзорском селе Вернашен, неподалеку от живописного горного плато, на котором некогда высились стены Вторых Афин, был открыт музей Гладзорского университета. Экспонаты его, дыша стариной, скупым языком фактов рассказывают о становлении науки и образования в средневековой Армении.

Марина и Гамлет Мирзояны (фото авторов)

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 142 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Замечательно! Очень много новой и неизвестной мне информации. А фотографии и миниатюры просто шикарные. Огромное спасибо за полученное наслаждение.
  2. Честь и хвала Мирзоянам за пропаганду истории и культуры Армении!
  3. Впервые я читаю такой обширный, интересный и познавательный материал о Гладзорском университете. Спасибо авторам!
  4. Интересная и полезная публикация. Из незначительных недостатков отмечу лишь, что авторы некритично воспроизводят приписывание сочинений богослова 6-7 вв. Иованнеса Майраванеци вардапету Мхитару Айриванеци (13 в.), а также путают вардапета и космографа Ованеса Ерзнкаци по прозвищу Плуз, отстаивающего интересы армянской церкви с другим вардапетом - Ованесом Цорцореци (до сер. 20 в. считали, что это одно и тоже лицо)... В любом случае, очень хорошая публикация.
  5. Спасибо за публикацию . Как всегда познавательная и интересная.
  6. Хорошая статья. Жаль, что как это часто бывает в армянской действительности, в независимой Армении не нашлось ни ума, ни желания восстановить Гладзорский университет. В Англии сохранили свои средневековые Оксфорд и Кембридж, в Польше - воссоздали Ягеллонский университет, даже на Украине попытались восстановить Могилевскую Академию. У нас же - словно у голодранцев без роду и истории - нкакой серьезной попытки со стороны никчемнго государства воссоздать Гладзорский Университет. Была лишь какая-то жалкая попытка каких-то проходимцев-частников слепить какой-то "кооперативный вуз" под этим названием. Все как всегда - великая история, и современная бездарщина во всем.
  7. Мы и сегодня не умеем ценить то, что завещано мудрыми предками. Кадры свои не бережём и не растим.В Москве была попытка возродить Лазаревский, да свои же тормознули и дело угробили из-за неуёмных амбиций:каждому хотелось подмять это под себя.
  8. Добрая и умная статья. Спасибо!
  9. Почему уважаемые сюникцы терпят этого урода, этого бандюгу губернатора? Не стыдно, честь и гордость потеряли? А Арташесу респект за умный пост. С Гладзором позор получился.
  10. Специальная следственная служба Армении закончила предварительное следствие по делу об инциденте между губернатором Сюникской области Суриком Хачатряном и предпринимательницей Сильвой Амбарцумян, который произошел 14 ноября в гостинице "Армения-Мариотт". Уголовное дело было возбуждено по статье 118 УК Армении (избиение) на основании письменного заявления предпринимательницы. В ходе предварительного следствия выяснилось, что в течение длительного времени между Хачатряном и Амбарцумян сложились недоброжелательные отношения. Согласно материалам дела, во время ссоры в кафе гостиницы "Армения-Мариотт" губернатор один раз ударил рукой Амбарцумян (дал пощечину). "Указанное обстоятельство было подтверждено доказательствами, полученными во время предварительного следствия, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписью инцидента, которая была изъята и приобщена к уголовному делу", - говорится в сообщении ССС. Согласно показаниям Амбарцумян, удар Хачатряна не повлек физических повреждений, поэтому она отказалась от направления к судмедэксперту, губернатор же заявил, что сожалеет о происшедшем. Rambler-Новости Президент России «должен посидеть в тюрьме» В квартире палача из Льежа обнаружили труп женщины Прохоров лично займется предвыборной кампанией В данных обстоятельствах указанное деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 118 УК, поскольку под "побоями" понимается нанесение многочисленных ударов, направленных на причинение физической боли. 12 декабря принято решение о прекращении уголовного дела. "На основе полученных доказательств, 12 ноября принято решение о прекращении производства по уголовному делу. Стороны проинформированы о принятом решении и правовых основах его опротестования", - отмечается в сообщении. Отметим, что ранее предприниматель обвинила Сурика Хачатряна в рэкете и попытках отнять у нее бизнес - права на разработку Личкваз-Тейского полиметаллического месторождения в Сюникской области. Кроме того, Амбарцумян заявила, что с ее горно-обогатительной фабрики было украдено оборудование, которое работает, по ее словам, на предприятиях губернатора.
  11. Как метко подметил шансонье Азнавур «внутренний геноцид» в Армении продолжается Очередной «триумф» армянской Фемиды – прекращено следствие по уголовному делу, возбужденному в отношении губернатора Сюникской области Сурена Хачатряна (он же Лиска) на основании письменного заявления бизнес-вумен Сильвы Амбарцумян. Речь идет о нападении Лиски на Амбарцумян в фойе ереванского отеля Marriott, имевшем место 14 ноября. Ранее предпринимательница провела пресс-конференцию, на которой поведала журналистам прелюбопытнейшую историю, суть коей сводится к тому, что люди сюникского губернатора незаконно проникли на территорию принадлежащего Амбарцумян золотого прииска «Личвазк-Теи» и похитили оттуда оборудование на внушительную сумму. Сильва Амбарцумян подчеркнула, что краденое спрятано на руднике «Гехвадзор», владеет коим никто иной как Лиска, член правящей Республиканской партии Армении. Возмущенный «поклепом» со стороны Сильвы Амбарцумян Сурик Хачатрян заявил прессе, что женщина бесстыдно лжет. Своеобразный «джентльмен» Лиска обозвал предпринимательницу «душевнобольной шантажисткой» и обещал подать в суд на Амбарцумян. Последняя, надлежит отметить, чрезвычайно обрадовалась инициативе Хачатряна. «Очень хочу, чтобы губернатор Сюникской области подал на меня в суд и опозорился», – торжественно заявила Амбарцумян. Газета «Айкакан жаманак» писала, что Специальная следственная служба Армении начала проверку представленных Сильвой Амбарцумян на пресс-конференции сведений, «так как они содержат признаки преступления с указанием конкретных имен». Отличающегося крайне скверным характером Лиску подобное развитие событий разъярило. Надо же такому случиться, что в фойе Armenia Marriott Hotel Хачатряну довелось встретиться с ненавистной бизнес-вумен. «После встречи с зарубежными гостями в гостинице я со своими друзьями находилась в фойе, когда ко мне подошел Сурен Хачатрян и без слов ударил меня коленом. Когда я попыталась увернуться от удара, он второй раз ударил меня рукой. Хачатрян сопровождал удары хулиганскими выражениями», – рассказала Сильва Амбарцумян представителям СМИ. Наивная женщина выразила надежду на то, что президент Армении Серж Саркисян и правовая система страны дадут адекватную оценку и рукоприкладству Лиски, и вопросу о краже дорогущего оборудования с «Личвазк-Теи». Между тем, Лиска был явно настроен отрицать все и вся. «Некоторые СМИ распространили информацию о том, что 14 ноября около 17.30 в гостинице «Мариотт» губернатор Сюникской области Сурен Хачатрян якобы избил предпринимателя Сильву Амбарцумян. Считаем необходимым сообщить, что эти сведения не соответствуют действительности, это вымысел, абсолютная ложь и клевета, направленная против губернатора Сурена Хачатряна», – цинично гласило заявление пресс-службы областной администрации Сюника. Дальнейшее в очередной раз доказало, что такие понятия как «Армения» и «правовое государство» категорически не годятся для употребления в едином контексте. «Предварительное следствие пришло к выводу, что на протяжении долгого времени между С.Хачатряном и С.Амбарцумян сформировались враждебные отношения. Между упомянутыми лицами в гостинице «Армения – Мариотт» 14.11.2011г. возник спор, в ходе которого губернатор один раз рукой ударил (по лицу) С.Амбарцумян. Отмеченное обстоятельство было обосновано в результате доказательств, добытых следствием, было возбуждено уголовное дело», – цитирует 1in.am заявление Специальной следственной службы. Казалось бы, все – Лиска «загремел», статья ведь довольно серьезная. Не тут-то было: «Согласно показаниям С.Амбарцумян, от удара С.Хачатряна она не получила никаких телесных повреждений и отказалась от медицинской экспертизы, а С.Хачатрян в своих показаниях отметил, что сожалеет о содеянном»… И – под звуки фанфар! – торжественное резюме Специальной следственной службы: «В данном случае упомянутое действие не содержит в себе предусматриваемых 118-ой статьей Уголовного Кодекса Республики Армения преступных действий, а именно – признаков избиения, поскольку под избиением имеется в виду нанесение ударов и телесных повреждений различной степени болезненности и тяжести. На основании имеющихся доказательств, было принято решение о прекращении следствия и уголовного преследования». Вы, вероятно, полагаете, что от возмущения г-жу Амбарцумян хватил кондратий? Хм… Тут реакция похлеще будет. Предпринимательница сообщила, что не намерена обжаловать решение Специальной следственной службы. Ну, закатили ей пощечину, и что? Правда, куда делся удар коленом – непонятно, но все это мелочи. Главное, считает Амбарцумян, что Лиска понял, так сказать, неправомерность своих действий. «Я одержала победу над государственным органом, потому что Сурен Хачатрян, будучи губернатором, сначала отказывался признаться, а потом признался и сказал, что сожалеет», – сказала Сильва Амбарцумян. Заметьте: не попросил прощения, а сказал, что сожалеет. Запугали бандюги женщину, как пить дать, запугали. Тем временем, как передает Hetq.am, продолжается предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному на основании сообщения владелицы золотого прииска «Личвазк-Теи» о совершении Суреном Хачатряном кражи в крупном размере. Однако, вполне возможно, что вскоре будет прикрыто и это дело: г-жа Амбарцумян поделилась с журналистами радостной вестью о том, что Лиска обещал ей все вернуть… Если кто-то считает, что это хэппи-энд, то он большой шутник. Это, скорее, как метко подметил шансонье Азнавур, «внутренний геноцид».
  12. Конечно,все это печально.Я об истории Лиски с г-жой Арутюнян.Запугали женщину,а "Айкакан Жаманак" обо всем рассказала.Спасибо.Но причем здесь Мирзоян?Разве он виноват,что в его родном Сюнике - губернатор криминальная личность?Лучше еще раз прочитать статью о Гладзорском университете и гордиться,что у нас такая древняя история образования.
  13. Угомонитесь, анонимы! И почему нельзя задать вопрос Мирзояну по поводу его родного Сюника, где народ превратился в послушное стадо, где правит откровенный бандит Лиска???? Когда проснется Армения????
  14. У нас такое великое культурное наследие. Но владеют им сегодня варвары, временщики и просто позор нашей нации. Эти Лиски правят почти во всех марзах и городах. Армения оккупирована вандалами, рабизней и алчными демагогами. Это просто катастрофа.
  15. Бизнесмен Сильва Амбардзумян сама будет преследовать губернатора Сюника Сурена Хачатряна. Это будет видно на предстоящих выборах в НС. Сегодня на встрече с журналистами она сообщила, что боится встречаться с губернатором Сюника. "Посмотрите на его прошлое, на его братьев, на сыновей его братьев. Посмотрите где они и за что",- намекнула госпожа Амбардзумян. Бизнес-леди возмущает тот факт, что наши правовые структуры не собираются наказать человека, ударившего женщину. Она имеет свое мнение, почему они ничего не предпринимают: "Я думаю, что из-за предстоящих выборов". Сильва Амбардзумян хочет сорвать маску с губернатора, так как кроме нее никто не собирается этого делать. "Он человек, который способен кинуть",- заявила госпожа Амбардзумян. Предпринимательница предупреждает власти, что репутацию Армении создают такие люди как губернатор Сюника: "Мне кажется, что у Армении за границей давно нет имиджа".
  16. Лиска не один такой бандит. А генерал Манвел со своим сыночком, которые захватили Эчмиадзин! Католикос этого бандита не должен на порог дома пускать, а он с ним дружбу водит. От этого генерала все горожане шарахаются, боятся. Закон в Армении бездействуют. Страна живет по понятиям.
  17. не гиперболизуйте, почёрпнутые из замаскированных вражьих источников, измышления о современной Армении! сохраняйте мудрость и критичность!
  18. Вражеские голос, говоришь! Сам ты вражина или идиот, если по твоему мнению, все хорошо в Армении. Пока такие твари, как Лиска и ему подобные, хозяйничают в Армении, а гордый народ Сюника стоит на коленях и молчит, боится эту мразь, НИ ОДИН НОРМАЛЬНЫЙ АРМЯНИН НЕ ДОЛЖЕН ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА РОДИНУ. Наша родина захвачена вандалами, оккупирована бандитами.
  19. последнее предложение вашего текста - это шедевр. на митингах АНК услышали?
  20. Соскучился по игре в нарды.Нет свободного времени.А в Армении жизнь течет медленно и в нарды можно частенько поиграть.
  21. Мельчают некогда горды сюникцы, если терпят такого бандита-губернатора. Лиска, пошел вон! В отставку!
  22. Очень удачное последнее фото. Гладзор, университет, средневековье, искусство... Все это как бы книжное, не к месту. А вот мужики за нардами - это реальность. Этим ребятам не до науки и искусства.
  23. Похоже не только -"Этим ребятам не до науки и искусства."
  24. Гладзор нужно восстановить,сделать его мировым центром армянской науки.Статья Мирзояна напомнила всем нам об этой проблеме,о проблеме образования в Армении.
  25. Отличная мысль - возродить и Гладзорский, и Татевский университеты с их продуманными программами обучения.
  26. А кто будет возрождать, эта уголовная тварь Сурик Хачатрян??????
  27. По предварительным данным, на состоявшихся вчера, 20 июня 2010 года, выборах мэра города Горис победителем стал действующий мэр Нельсон Восканян, передает радио "Свобода" со ссылкой на председателя окружной избирательной комиссии Армена Степаняна. Согласно данным на текущий момент, Восканян, который может в четвертый раз стать мэром Гориса, набрал 63% голосов. В выборах приняли участие 8564 избирателя, что составляет более 50% их общего числа. Представители Центральной избирательной комиссии расценили выборы как свободные, прозрачные и справедливые, тогда как по сведениям "Свободы", губернатор Сюника Сурик Хачатрян лично обходил все избирательные участки и даже запугивал доверенных лиц соперника действующего мэра Аветика Будагяна. Как ИА REGNUM Новости уже сообщало, Нельсон Восканян является представителем правящей Республиканской партии Армении и креатурой губернатора Сюникской области Сурика Хачатряна. Его соперник, Аветик Будагян, беспартийный, и его поддерживал московский предприниматель, выходец из Гориса Гамлет Мирзоян. Напомним также, что, по сообщению пресс-службы президента Армении, губернатор Сюникской области Сурик Хачатрян встречался 17 июня с президентом Сержем Саргсяном. Подробностей встречи пресс-служба не сообщила. По сообщениям же ряда СМИ, встреча была связана с предстоящими выборами мэра Гориса.
  28. Я просто в шоке, паронайк! В четвертыйт раз избирается на должность мэра один и тот же человек. И поддерживают его биндитская партия РПА и бандитский губернатор Сурик Хачатрян. Даже славные сюникцы превратились в РАБОВ. В штаны насрали эти 8 с лишним тысяч избирателей Гориса, вот и не позволили себе голосовать против нынешней бандитской власти. Вот Сурик поехал в столицу, припал к ногам президента, отмылся. Такие подонки президенту нужны. На их фоне Серж выглядит интеллигентным. честным и интеллектуальным. Горисцев не за что уважать. Это толпа, подобная толпе мусульман. 63 процента рабов. Какой стыд!
  29. группа политических колдунов во главе с Левоном Тер-Петросяном, пользуясь любой возможностью, нагнетают в СМИ недовольство против властей РА; чтобы расшатать позиции действующего президента - бьют по губернаторам и чиновникам и т. д. Не подавайтесь на на провокации разных АНКастов!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты