№ 1 (184) Январь 2012 года.

Исследователь национальных театров

Просмотров: 2742

В российское театроведение советского периода большой вклад внесли трое ученых армянского происхождения – Алексей Карпович Дживелегов (1875–1952), Георг Иосифович Гоян (1901–1982) и Григорий Нерсесович Бояджиев (1909–1974). Все трое большую часть своей жизни прожили в Москве и, занимаясь преимущественно западноевропейским и русским театром, в то же время сыграли заметную роль в становлении науки об армянском сценическом искусстве.

К 110-летию со дня рождения театроведа Георга Гояна

Мне посчастливилось лично знать всех троих, но особенно близко и долго, почти сорок лет, я общался с Г. И. Гояном. С 1944 г. я учился у него в Ереванском театральном институте, потом в аспирантуре Института истории искусств Академии наук СССР, под его руководством защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

Георг Иосифович Гоян (настоящая фамилия Тер-Никогосян) родился 10 (23) ноября 1901 г. в Тифлисе в семье врача. О его детских и молодых годах мне известно немного: сам Гоян о них почти не рассказывал. Знаю только, что в 1921 г. он переехал в Баку, занялся журналистикой, потом, став корреспондентом «Правды», перебрался в Москву. Интерес к театру привел Гояна на театроведческий факультет Учебно-театрального комбината, который он окончил в 1935 г. В том же году комбинат был реорганизован в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, с которым была связана вся дальнейшая жизнь Георга Иосифовича.

В 1936 г. Гоян начал преподавать в ГИТИСе на кафедре истории русского театра. Параллельно в 1938 г. он окончил Институт красной профессуры литературы, искусства и языка, а в 1939–1941 гг. работал главным редактором в издательстве «Искусство». Здесь в 1939 г. вышли (на правах рукописи) первые работы Гояна о русском театре: «История русского театра 17, 18 и 19 веков» (рабочая программа для теавузов и театральных училищ) и «Путь развития русского театра» (о преподавании истории русского театра). В том же году в Институте философии, литературы и истории он первым из театроведов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук, посвященную выдающейся актрисе Малого театра Г. Н. Федотовой. Эта работа была издана в 1940 г. под названием «Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки» с предисловием

В. И. Немировича-Данченко (второе издание вышло в 1948 г.).

В годы Великой Отечественной войны Гоян вел большую организационную работу в качестве заместителя председателя Всероссийского театрального общества. В 1942 г. по инициативе и под руководством Гояна при ВТО был создан кабинет национальных театров народов СССР, призванный укреплять творческие связи между национальными сценическими культурами. Вскоре появились первые публикации Гояна по этой теме: книга «Театр, рожденный Октябрем. История таджикского драматического искусства» и статьи «Расцвет национальных театров Советского Союза» и «Национальные театры в дни Отечественной войны». Тогда же Гоян принял самое активное участие в организации VI Всесоюзной шекспировской конференции и фестиваля в Ереване, а затем в создании Ереванского театрального института, в котором потом преподавал до 1949 г.

За годы войны окончательно определилась область научных интересов Георга Иосифовича — национальный театр. Это было совершенно новое направление в театроведении. В 1945 г. Гоян возглавил группу истории театра народов СССР в только что созданном Институте истории искусств Академии наук СССР (сектором театра руководил А. К. Дживелегов). По плану института Гоян работал над монографией «Театр народов СССР» (не опубликована), писал статьи, готовил докторскую диссертацию о древнем и средневековом армянском театре. В 1947 г. он пытался организовать в Ереване празднование 2000-летия армянского театра (по аналогии с 1000-летием эпоса «Давид Сасунский», широко отмечавшимся в 1939 г.), но безуспешно.

Тем временем в стране набирала обороты пресловутая «борьба с космополитизмом». В январе 1949 г. в «Правде» была опубликована статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», послужившая сигналом к погрому в театроведении. Кампания, от которой в той или иной мере пострадали многие московские коллеги Гояна (в том числе А. К. Дживелегов и Г. Н. Бояджиев), его самого настигла в Ереване, где по примеру центра подвергли шельмованию целую группу видных театральных деятелей. В результате Гоян был вынужден оставить Ереванский театральный институт.

Тем не менее, в феврале 1949 г. в Эрмитаже Гоян благополучно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук. Работа называлась «Эллинистический и средневековый театр Армении по памятникам материальной культуры и древним текстам» (оппонировали А. К. Дживелегов, И. А. Орбели, И. И. Толстой и К. В. Тревер). В 1952 г. это фундаментальное исследование было издано в двух томах под названием «2000 лет армянского театра». В предисловии к первому тому А. К. Дживелегов писал: «Гоян доказал непрерывное существование армянского театра на протяжении 2000 лет. Одно это делает очевидным научное значение данного труда не только для театроведения, изучающего историю мирового театра, но и для арменистики». На книгу Гояна обратили внимание даже в диаспоре: в 1954 г. Армянский национальный совет Америки опубликовал отдельной брошюрой ее краткое содержание на английском языке.

После защиты Георг Иосифович ушел из Института истории искусств и, получив звание профессора, полностью сосредоточился на преподавательской работе в ГИТИСе. Свою задачу он видел в подготовке кадров театроведов для национальных республик (как союзных, так и автономных). Гоян фактически создал новую научную и учебную дисциплину — историю театра народов СССР. В 1958 г. он основал и возглавил единственную в стране кафедру театра народов СССР в ГИТИСе. Для театроведческих факультетов под его редакцией была составлена «Программа истории театра народов СССР нового времени» (с XVII в. до 1917 г.), ставшая первой сводной работой по истории всех национальных театров страны.

Кафедра театра народов СССР — главное дело жизни Георга Гояна. Здесь больше, чем где бы то ни было, оказались востребованы его организаторские способности: он заведовал ею до самой смерти, почти четверть века. Благодаря ему кафедра стала научно-методическим центром, через который прошли десятки специалистов по театру со всех концов Советского Союза. Выпускники кафедры основали национальные школы театроведения во многих республиках, куда Гоян часто выезжал с лекциями и докладами.

Георг Иосифович всегда поддерживал тесную связь со своими учениками, привлекал их к участию в коллективных публикациях, имея в виду в перспективе создание обобщающего труда по истории театра народов СССР. Так, в 60-е годы в издательстве «Искусство» выходила серия очерков «Театр народов СССР» под общей редакцией Гояна. Он также выступал редактором отдельных монографий своих учеников, в том числе и моей первой книги «Армяно-русские театральные связи».

Итоги своей научной работы Гоян подвел в книге «Что такое национальный театр? Вопросы развития театральных культур народов СССР», вышедшей в 1970 г. в Ереване на армянском языке и оказавшейся последней.

Много сил отдавал Гоян и общественной работе в ВТО (с 1934 г.) и театральных обществах республик. В 1973 г. он был избран председателем Совета по национальным театрам при ВТО. В Армении заслуги Гояна были отмечены в 1961 г. присвоением ему почетного звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР.

Умер Георг Иосифович 22 февраля 1982 г. в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Бабкен Арутюнян, доктор искусствоведения

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. интересная публикация. но хотелось бы прочитать и о предках Г. Гояна.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты