№ 2 (185) Февраль (1–15) 2012 года.

Армения – Азербайджан: время, общение, диалог

Просмотров: 2667

С прекращением боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта и подписанием договора о перемирии между Арменией, Нагорно-Карабахской Республикой – с одной и Азербайджаном – с другой стороны боевые действия в основном приняли характер информационно-пропагандистской войны. Эта война с приходом к власти в Азербайджане Ильхама Алиева, особенно в последние годы обильно сдабривается снайперской войной, в результате которой ежегодно гибнут десятки ни в чем не повинных юношей как с той, так и с другой стороны.

Армения и НКР, являясь победившей стороной развязанного Азербайджаном карабахского конфликта, в этой информационной войне занимают более пассивную позицию, в отличие от Азербайджана, власти которого ежегодно вбухивают десятки миллионов нефтедолларов в антиармянскую пропаганду, порой доходящую до истерии по всему миру. Впрочем, результатом этой деятельности правящего в Азербайджане династического режима пока что стала лишь установка по всему миру памятников, увековечивающих память общенационального лидера Гейдара Алиева и других покойных и здравствующих членов его семьи. При этом азербайджанцы даже додумались установить плакат с изображением Гейдара и Ильхама Алиевых на Северном полюсе и высочайшей вершине Африки Килиманджаро. Однако, оставив в стороне сомнительные достижения Алиева во внедрении культа личности своего отца, рассмотрим другой, намного более важный итог деятельности алиевского агитпропа.

Переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию, который уже долгие годы идет между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Минской группы ОБСЕ от США, России и Франции, предполагающий достижение мира между сторонами конфликта, в первую очередь упирается в необходимость создания между ними атмосферы доверия. На сегодняшний день в результате рвения алиевского режима подавляющая часть населения Азербайджана, особенно молодежь, считает Армению и армян врагом номер один. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные международными организациями в Азербайджане. Люди, не знающие элементарной истории и истинных причин и виновников возникновения нагорно-карабахского конфликта, черпают информацию о НКК исключительно из пропагандистских СМИ, финансируемых режимом, и сомнительных исторических трудов купленных Алиевым «историков». Образ врага-армянина культивируется в Азербайджане уже долгие годы, подпитываясь негативной информацией, которая в ряде случаев доходит до смешного. В числе основных постулатов азербайджанского агитпропа, помимо набивших оскомину «миллиона беженцев» и «20% оккупированных территорий», звучат нелепые призывы заставить армян не только подарить Карабах, но и «вернуть Иреванское ханство» Азербайджану. В качестве аргументов, подкрепляющих эту информацию, приводятся «труды» все тех же «историков», сдобренные лавиной лжи и инсинуаций, нагромождаемых азербайджанскими пропагандистскими информационными ресурсами.

В результате этой деятельности Армения и армянский народ воспринимаются в Азербайджане в качестве носителя фашистской идеологии и насильников, попирающих права толерантных азербайджанцев. Об этом свидетельствуют хотя бы «обсуждения» между армянами и азербайджанцами на различных интернет-форумах, блогах и чатах. «Обсуждения» в основном проходят с использованием ненормативной лексики с вкраплениями «исторических» подробностей, обосновывающих священное право азербайджанцев ненавидеть «фашистов-армян». При этом, вполне естественно, армянские СМИ отвечают на поток лжи азербайджанского агитпропа статьями, обличающими эту ложь, правящий в Азербайджане династический режим и самого Алиева. Разница лишь в том, что армянская пропаганда не носит общественной направленности против всего азербайджанского народа, обвиняя во всех смертных грехах лишь властную верхушку, крепко засевшую в Баку.

Меж тем, в отличие от армянской пропаганды, пропаганда Алиева обвиняет в отсутствии толерантности, расовой, религиозной нетерпимости и даже фашизме весь армянский народ без исключения. Как в условиях целенаправленного нагнетания нетерпимости можно говорить о компромиссе, совместном сосуществовании, а тем более о самой высокой из существующих в мире степеней автономии для Карабаха, предлагаемой, кстати, Алиевым, по-видимому, следует спросить у него самого. Для любого же адекватного человека становится ясно, что для преодоления существующих негативных стереотипов между армянами и азербайджанцами понадобятся долгие годы общения, подкрепленного альтернативной информацией о сути и причинах возникновения карабахского конфликта. Именно время, общение и диалог между двумя народами способны разрушить стену взаимного недоверия, ненависти, страха, возникшую в результате безответственного тиражирования Алиевым и его окружением заведомой лжи. В противном случае все намерения посредников урегулировать этот застарелый конфликт останутся лишь на бумаге.

Настоящим прорывом в потоке лжи, сопровождающей нагорно-карабахский конфликт, стала прошедшая в Тбилиси международная конференция «Альтернативная информация для армяно-азербайджанского диалога» с участием представителей СМИ и общественных организаций Армении и Азербайджана. Конференция состоялась в рамках проекта «Альтернативная информация для армяно-азербайджанского диалога» Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан). В мероприятии приняли участие директор Исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян, директор департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Ариф Юнусов, по 5 журналистов из Армении и Азербайджана.

Особое внимание было уделено хакерским и пропагандистским войнам между компьютерщиками и журналистами двух стран. Как сказала в своей речи на конференции директор Исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян, логика проекта заключалась в том, чтобы предоставить СМИ, читателям двух стран и обществу в целом возможность ознакомления с альтернативной информацией, альтернативными мнениями, которые существуют в двух обществах, и не только по армяно-азербайджанским отношениям. В свою очередь глава департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Ариф Юнусов отметил, что целью проекта является попытка убрать или хотя бы смягчить образ врага, сформировавшийся в двух обществах. «Когда идут переговоры, то самой большой проблемой, стоящей перед политиками и властями, является принятие обществом их результатов. Здесь возникают самые большие проблемы, так как в период конфликта возникло много стереотипов, предрассудков, мифов», – заметил азербайджанский конфликтолог.

Несомненно, конференция в Тбилиси стала лишь небольшой долей проявления конструктивности, благоразумия и взаимной терпимости в море лжи, ненависти, страха и нетерпимости вокруг нагорно-карабахского конфликта. Однако в любом случае именно проведение подобных мероприятий с участием слоев гражданского общества может стать мостиком через реку кажущихся непреодолимыми препятствий между политиками двух стран. Препятствий, порожденных геополитической ситуацией, шкурными интересами, жаждой личного обогащения, чем угодно, но уж точно не взаимной ненавистью и нетерпимостью армянского и азербайджанского народов.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. статья с первой строчки пропитана ложью, ибо причиной этой трагикомедии является миацум которая сцениирована более сто лет дашнаками со всего мира по доброй воли подкупленных чиновников с Кремля.Пыли несколько попыток... А при Горбатом чуяв свои ненаказанность все пошло поехало.Так, что не дурите людей своими ложными пропогандами о овечьеей невинности... Нынче другие времена и утки арминформа потеряв перья теряют высоты полета.В Нагорныйом Карабаге вновь будеть спеты наши мугамы...Очень скоро...
  2. Не говори гоп пока не перепрыгнул, азер! "Временными" в этом мире, будете именно вы, если опять решитесь на военную авантюру! В таком случае, дохлых аскярчиков будет куда больше чем прежде! НИКАКОГО диалога с азерами нет и быть не может! Жертвам с палачами, разговаривать просто не о чем!
  3. Азики такие смешные. Для них дашнак - самое ругательное обозначение армянина. Колхозники не понимают, что армянский мир гораздо шире и сложнее. И вчерашние дашнаки уже далеко не те. И вообще мир меняется, а у азиков все первобытное представление о нем.
  4. Уважаемый с присущим вашей нации менталитетом вы "забываете", что собственно говоря стало причиной "миацума". Вы забываете о Сумгаите, Баку, долгих годах целенаправленново выдавливания коренных карабхцев с их родины. что же касается мугама, то мне кажется, что вы его уже давно уже спели, так что не стоит больше напрягаться...
  5. Уважаемый с присущим вашей нации менталитетом вы "забываете", что собственно говоря стало причиной "миацума"))))придеться освежить вашу память-"миацум" вышел на улицы степанакерта(Ханкенди)намного раньше чем совершили вы трагедии в Сумгаите и в Баку.Все эти заварухи вокруг НКАО заблаговременно запланированы и одобрены в армении и в Москве. Трагедии в Сумгаите, Баку, ввод войск в Азербайджан очередные звена -сценарии трагикомедии "мец хаястан" первые беженцы какрас таки появились с армении, первые жертвы -с НКАО,растрелянные две молодые парни на дороге меж Агдамом и Аскераном, миациумистами,крункистами,дашнаками, как хотите, так и назовите, один хияр, хаями...Факты не оспаримы и ваша общипанная утка с арминфо бессилен, имейте мужество и признавайтесь о том, что конфлик этот создали вы во имя мец хаястана.
  6. Ничего не поделаешь друг мой. Вы жертва агитпропа со всеми вытекающими последствиями. Так что спорить с вами бесполезно и бессмысленно. Удачи!
  7. Скорее всего вы боитесь смотреть правде в глаза, вашей басне верять только сами ары и те,кто хотять навредить тюркам преднамеренно. Такая политика обречена на не удачу,навредить вам самим.
  8. Chtoby u aseri ne stalo neftedollarov na ikh antiarmyanskuyu propagandu ,nano lishitt ikh etikh neftedollarov. Eto sdelatt ne trudno.Nado periodicheski vzryvatt trubu vo mnogokh mestakh.Kak otremontiruyut,opyatt vzryvatt i tak vsyo vremya. Podacha topliva prekratitsya ,neftedollarov ne budet.Kstati,odin vzryv uje imel mesto i do sikh por potushitt pojar ne mogut.
  9. Геворк, взрывать трубу нельзя - это терроризм называется. А армяне не террористы. К тому же там вложены деньги не только азиков, в основном - транснациональных корпораций. Шум поднимут, санкции против Армении. Но вот если чушки сунутся в Арцах - тогда трубе их будет окончательная труба! Всю жизнь ее латать будут. И тут на Армению никто не пикнет - война, а на войне всякое бывает, мы не специально целились... Так что их пахан Ильхам, хозяин султаната, об этом прекрасно знает. Чушки никогда не сунутся в Арцах. Иначе ни трубы, ни их вонючего султаната. Вот так, Геворк-джан.
  10. Зеленщик кюрдамирский, тебе до моего уровня жизни - как до Луны. Ни его ты не достигнешь, ни Арцаха не получишь ты и твое племя. Не хотите жить мирно - получите по полной программе. Нахичеван, который ваши чушки засрали за 80 лет, тоже вернем и наведем там порядок. Не чихай и не кашляй, арбузник... :)))
  11. В Зороастризме название кочевыхнародов, восточнее иранских является туранцами . Противопоставляются оседлым земледельцам-иранцам. Борьба Турана и Ирана занимает центральное место в Авесте. Туранцами (тура-турки) 3 тысячи лет назад в момент формирования у части степных ‎‎восточноиранских племен экономического уклада кочевого отгонного скотоводства стали ‎‎называть ираноязычных представителей данного (тогда совсем нового) вида ‎‎хозяйственной деятельности. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-‎‎кочевников (самоназвание которых — САКИ) само же восточноиранское оседлое ‎‎население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее ‎‎‎«отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I ‎‎тысячелетия до н. э. и стали «саками». В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парнов-протопарфян, южных эфталитов и других народов, проживающих на севере-востоке ирана. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где обитали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана, т.е. персов и тюрков. Греки туранцев(сакские племена)называли скифами, а позднее Атиллы-предводителя гуннов, европейцы принимали за царя Скифии.Царские династии Аршакидов-Арсакидов создавали империи и государства Ахеменидов, Парфии,Армении, Атропатены, Албании, Иберии...Но почему-то историки христианского мира племена туран приписывают к иранским народам не приводя никаких доказательств,по примеру- пусть будут кем угодно, только не тюрками, боятся, завидуют величии тюрков.
  12. В Зороастризме название кочевых восточно-иранских народов. Противопоставляются оседлым земледельцам-иранцам. Борьба Турана и Ирана занимает центральное место в Авесте. Туранцами (тура) 3 тысячи лет назад в момент формирования у части степных ‎‎восточноиранских племен экономического уклада кочевого отгонного скотоводства стали ‎‎называть ираноязычных представителей данного (тогда совсем нового) вида ‎‎хозяйственной деятельности[1][2][3][4][5]. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-‎‎кочевников (самоназвание которых — саки) само же восточноиранское оседлое ‎‎население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее ‎‎‎«отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I ‎‎тысячелетия до н. э. и стали «саками». В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парнов-протопарфян, южных эфталитов и других северо-восточноиранских народов. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где обитали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.
  13. Тюрк, турк в принципе один и тот хе этноним и распространяется ко всем туркским народам,на русском языке ,когда речь идет о совокупности всего тюркского-применяют этноним тюрки, а об отдельновзятм народе-турк, отдельному индивидиумуму-турок.На нашем языке-просто турк. Успокоился?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты