№ 4 (187) Март (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 3985

4 марта

Воскресенье Блудного сына

Чтобы народу было легче воспринимать Его проповеди и наставления, Иисус Христос нередко излагал их в форме притч. Одна из них рассказывает о сыне богатого человека, который выпросил у отца причитающееся ему имущество и промотал в даль­них странах. Обнищав, он выполнял самую грязную работу, питался остатками пищи и наконец, не вы­держав, решил вернуться домой и покаяться. «Вста­ну, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин назы­ваться сыном твоим». Но отец, увидев сына, возлико­вал, простил его и возлюбил больше прежнего.

В притче заключена суть христианства - пока­яние и прощение. Господь всегда ждет от человека чистосердечного раскаяния и отречения от грехов, ждет, как блудного сына, осознавшего свою вину. Важно успеть очиститься от грязи пороков, чтобы быть готовым к Суду, на который каждого из нас поведут в конце времен. Есть два пути: либо жить в плену собственных грехов, либо разумом, сердцем и духом прийти к Богу, покаяться и остаться в Его Царстве навсегда.

10 марта

Свв. патриархов Иоанна Иерусалимского и Ованнеса Одзнеци, архимандритов Ованнеса Воротнеци

и Григора Татеваци

Патриарх Иоанн Иерусалимский (386-417) яв­ляется одним из самых видных деятелей Вселен­ской Церкви, прославившийся как защитник чи­стоты христианского вероучения.

Армянский Католикос Ованнес III Одзнеци (717-728) считался одним из наиболее просвещен­ных людей своей эпохи, за что и носил прозвище Имастасер (Любомудр). Он возглавил Армянскую Церковь в период, когда вопрос ее внутреннего единства был равнозначен единству нации. Од­ним из важнейших достижений Ованнеса стало обеспечение неприкосновенности Армянской Церкви от посягательств Арабского халифата. От­правившись в Дамаск к халифу Омару, Католикос убедил того дать свободу армянским пленным, освободить Церковь от налогов и позволить сво­бодное исповедание христианства в Армении. В 720 году Ованнес созвал VII Двинский собор, где выдвинул программу борьбы за сохранение чистоты догматов Церкви от влияния афтартодокетических и смешанных с восточными религиями околохристианских учений. Ованнесу III принадлежит заслуга создания «Сборника канонов Армянской Церкви» и упорядочения литурги­ческих чинов. В конце жизни Патриарх уединил­ся в пещере на горе Сотер, где окончил свои дни.

Ованнес Воротнеци (ок. 1315-1388) из княжеского рода Орбелян был одним из наиболее ярких представителей духовенства Восточной Армении, видным философом и педагогом XIV века, пре­красным знатоком Библии. Современники звали его «Великим ритором Армении», он носил неофициальный титул «Трижды великого армянского философа и учителя», которого, кроме него, удо­стоились еще три крупнейших мыслителя Средне­вековья – Давид Анахт, Ованнес Имастасер и Гри­гор Татеваци.

В годы учебы Ованнесу дали прозвище Кахик (Связанный), подразумевая его связанность любовью с Богом. Синаксарий сообщает, что па­стырь Ованнес был «утешителем и кормильцем бедняков». Однако в истории Армянской Церкви Ованнес остался прежде всего как основатель и первый ректор Татевского университета. Развер­нув активную научную и педагогическую деятель­ность, он способствовал сохранению и процветанию очагов культуры Сюникского края, поднял уровень изучения философии и естественных наук, прививал своим воспитанникам необходи­мые знания, определявшие уровень современной ему европейской науки.

Сохранением научного наследия Ованнеса Воротнеци мы обязаны его ученику Григору Татеваци, записавшему все лекции учителя. Перед самой смертью Воротнеци объявил Григора своим пре­емником и назначил главой университета.

Григор Татеваци (1346-1409). Видный богос­лов, философ-номиналист, церковный и общественный деятель, проповедник, педагог, миниа­тюрист, каллиграф и музыкант, Григор Татеваци звался среди духовенства «Трижды великим», «Всеармянским архимандритом», «вторым Про­светителем». Будучи ректором Татевского уни­верситета, Григор развернул деятельность против заполнивших Армению католических миссионе­ров. Ему принадлежала идея возвращения патри­аршей кафедры в Св. Эчмиадзин после падения Армянского Киликийского царства в 1375 году. Одним из важнейших дел Татеваци стало посред­ничество в примирении самопровозглашенного Ахтамарского престола с Эчмиадзинским католикосатом и возвращении его в лоно Церкви.

Григор Татеваци оставил огромное научное на­следие: кроме толкований книг Ветхого и Нового Заветов, он написал «Книгу проповедей», «Книгу Вопрошений» и др.

11 марта

Воскресенье Управителя

Воскресенье Управителя также связано с прит­чей Иисуса Христа. Некий богатый человек узнал, что управитель расточает его имение, и потребовал отчета. Растерявшийся было управитель догадался, как ему поступить. Он вызвал должников хозяина и потребовал вернуть хотя бы половину долгов, что­бы самому не лишиться остатков доверия господина. Тем самым управитель не только нажил новых друзей, но и добился милости господина, увидевше­го, что слуга не пожалеет сил ради того, чтобы ис­правиться и быть прощенным. Смысл притчи пpoясняют слова Иисуса: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

В духовном гимне этого дня поется о том, как был создан вышний мир, где управителем был на­значен херувим. Затем Бог создал второй, горний мир и рай, куда был поставлен управителем чело­век. И, наконец, была возведена Церковь, где пра­вило Слово истины.

17 марта

Свв. 40 Себастийских мучеников

В годы правления императора Лициния подня­лась новая волна гонений на христиан, захлестнув­шая Малую Армению. В 320 году правитель города Себастии приказал арестовать 40 местных воинов, исповедовавших веру Христа. Правитель подверг их истя­заниям, затем холодной ночью велел держать в озере. Одному из пленников удалось бежать, а на его место добровольно заступил стражник Севериан, который уверовал в Христа, потрясенный непреклонностью и самоотверженностью пленников. Утром их убили, разбив голени молотами, а тела сожгли. Севериан был казнен отдельно.

18 марта

Воскресенье Судьи

Речь идет о судье из Иисусовой притчи, изложен­ной в Евангелии от Луки. «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он дол­гое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходи­ла больше докучать мне».

В чем смысл притчи? Если ты игнорируешь спра­ведливость, все равно восстанови ее, хотя бы ради собственного спокойствия. Если ее восстановит Бог, Он совершит это, покарав тебя. Христос предупреждает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопию­щих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

24 марта

Ввержение в ров св. Григора Просветителя Армении

Григор Партев, креститель Армении, родился ок. 238 года в армянской столице Вагаршапате, где его отец, парфянский князь Анак, совершил покушение на армянского царя Хосрова I. Совершив убийство, Анак вместе с семьей попытался уйти в Персию, но армянский отряд нагнал его и утопил в погранич­ной реке Аракс вместе с домочадцами. Волею небес малолетний Григор был спасен кормилицей и увезен в Кесарию Каппадокийскую, где получил христиан­ское воспитание. Став совершеннолетним и узнав историю своей семьи, Григор решил инкогнито по­ступить на службу к сыну Хосрова царю Трдату III и преданным служением искупить вину своего отца. Когда Трдату удалось восстановить трон своего отца, он отправился к святилищу верховной богини Анаит, чтобы возблагодарить покровительницу Армении за спасение государства. Ашоцкий князь Тачат, каким-то образом установивший личность Григора, сооб­щил об этом Трдату после того, как Григор отказал­ся поклониться языческой богине. Узнав, что перед ним - сын убийцы его отца, Трдат приказал жестоко пытать и затем бросить полуживого Григора в тюрем­ную яму Хор Вирап в Арташатской цитадели. Григор томился в подземелье около четырнадцати лет, до 301 года, когда Господь избрал его в качестве крестителя Армянской страны.

25 марта

Воскресенье Грядущего

Этот день служит еще одним напоминанием о яв­лении Христа как Спасителя, о Его грядущем Втором пришествии как Судьи и предшествующих этому событиях. Господь поведал апостолам: «Многие при­дут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите вслед их. Когда же услышите о во­йнах и смятениях, не ужасайтесь; ибо этому надлежит быть прежде: но не тотчас конец… Восстанет народ на народ, царство на царство. Будут большие землетря­сения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба... И будут знамения в солн­це и луне и звездах, а на земле уныние народов и недо­умение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на об­лаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».

31 марта

Воскрешение праведного Лазаря

Вместе со своими сестрами Марфой и Марией Лазарь жил в селе Вифании у Иерусалима. Узнав о смерти друга, Иисус отправился туда, подошел к гробнице, куда было положено тело Лазаря, велел отодвинуть каменную плиту и обратился к Мар­фе, старшей сестре умершего: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было Платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Евангелия ничего не сообщают о дальнейшей судьбе Лазаря, кроме того, что Христос гостил в его доме, перед тем как идти в Иерусалим на Свою Последнюю Пасху. Согласно апокрифам, Лазарь прожил еще тридцать лет и умер на Кипре, где воз­главлял Кипрскую церковь.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Беседа со знаменитым тюркологом и писателем Мурадом Аджи Писатель-историк Мурад Аджи знаком читателям по книгам об истории и культуре тюркского мира и Великой Степи. Его «Полынь Половецкого поля», «Европа. Тюрки. Великая Степь» вызвали шквал читательских откликов: от беспомощно глумливых до крайне восторженных. Последовавшие затем «Кипчаки», «Кипчаки, огузы» сразу попали в категорию «библиографическая редкость». Муса Мураталиев: Мурад Эскендерович, как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит: я – о кыргызах. В своем романе «Сказитель Манаса» я ищу ответы на вопросы, которые волнуют меня с юности. Еще в студенческие годы обнаружил, что о кыргызах писали все великие тюркологи: В. Томсен, Е. Радлов и С. Малов. Прочитав енисейские рунические памятники, они пришли к выводу, письменность принадлежит кыргызам. Вот расшифрованные ими эпитафии: «Ради доблести из народа отправились к Кара-хану, отправившись послом, вы, наш Бек, не вернулись обратно». Другая надпись: «Я, Яглакар – хан-ата, был пришелец в уйгурской земле. Я – кыргыз, я – Бойла, высокий судья». Разве это не страницы истории кыргызского народа? Не иллюстрация к вашей книге о бытности тюрков той поры, облик которых вы воссоздаете из пепла забвения?.. Возникает законный вопрос: не пришло ли время дать «Богу богово, а Кесарю кесарево», сказать, братья-кыргызы, возьмите и дорожите своими историческими памятниками, а мы горды за вас, так как и мы пришли из мира тюркского. Мурад Аджи: Я думаю, нет, не пришло такое время. И, надеюсь, никогда не придет! Подобные предложения звучали на моей памяти не раз, я уже слышал их, в чем усматриваю что-то очень и очень показательное для нынешних тюрков – в первую очередь, незнание себя, своих корней. К сожалению… Впрочем, меня это не удивляет. Представим себе ситуацию, в городе отменены правила дорожного движения, отключены светофоры, убраны дорожные знаки, дороги изрыты или завалены мусором… Что будет? Катастрофа. Город погибнет. Но ведь подобное случилось с историей народов, где давным-давно отменены правила научной этики. Там господствует «официальная» точка зрения, лишенная логики и преследующая лишь политические цели – в том числе, исказить правду, умертвить или вытравить из памяти людей само понятие «тюркский мир», которому приписывают дикость, невежество и хамство. Да-да, существует политика, целая идеология, которая действует не сама собой, а по сценарию, заложенному в XVI веке Мальтийским орденом Римской церкви. Этой политикой руководили и руководят специальные центры, там рассчитывают долгосрочную перспективу. Раздоры в тюркском мире не случайны. Цель идеологических диверсантов – сделать тюрков невеждами, не знающими себя, своих предков. И в этом они преуспели: многое нами забыто. Поэтому первый вопрос, на который я стал искать ответ в своем исследовании, – кто же такие древние тюрки? Что они дали миру? Чем отличались от других народов? Где жили?.. Словом, решил узнать, за что их возненавидели? После долгих лет изучения исторических фактов я пришел к неочевидному выводу и написал книгу «Европа. Тюрки. Великая Степь». Тюрки – это не этническая общность, как теперь принято думать, а религиозная. Таков был мой вывод. Я узнал, что в I тысячелетии до новой эры разные народы и племена Древнего Алтая, приняв веру в Бога Единого – Тенгри, начали складывать культуру, которую потом назвали «тюркский мир». Люди становились едины по духу, и в этом была их созидательная сила, позволившая достичь огромных успехов в материальной жизни. Именно религия – Слово! – сплачивало их, относящихся к разным этническим группам, в единый народ. Вот почему внешне тюркский мир всегда был многолик, тут и нынешние якуты, и сегодняшние татары, и болгары, и французы, и эфиопы, и берберы, и десятки других народов, предки которых поклонялись Тенгри. Девяносто два народа стояли под знаменем Неба, утверждает легенда. Непобедимое Небесное войско. На их знамени был равносторонний крест, религиозный символ, чего у других (языческих!) народов не было. Отличал тюрков обряд богослужения, который они вели на своем божественном языке. Этот язык еще называли кёк-тюрки (тюркский литературный язык), он практиковался в культуре, политике, экономике. Но главное – то был язык веры, на нем звучали молитвы, эпитафии и поэзия… Как видим, из разных деталей складывались конструкции тюркского мира, все они хорошо узнаваемы до сих пор. Обратите внимание: был общий литературный язык, понятный всем, и разговорная речь – десятки диалектов, понятные лишь узкому кругу. Каждый субъект был волен в своем выборе. Колыбелью тюркского мира называли верховье реки Анасу (Енисея), так повелось с глубокой древности. Еще бы – Мать-река, сердце Древнего Алтая, Земля Адама и Евы. Здесь уникальный климат, здесь люди впервые узнали о Боге Небесном – Тенгри. Сюда пришел Его посланник Гесер, ставший Пророком тюркского мира, сообщает легенда. От Сына Божьего началась царская династия тюркских правителей. Или – люди голубой (Небесной) крови… Самые-самые древние тюркские роды. О том тоже известно, и немало, сохранилась древняя библиотека, посвященная Гесеру (Гесериада). В моей книге «Тюрки и мир: сокровенная история» этим патриархальным страницам уделено достаточно места… Здесь лишь напомню: к лицам царской династии на Древнем Алтае обращались со словом «киргиз», что означало «ваше сиятельство», «ваше высочество». С царя Кира идет эта традиция. О благословенной стране киргизов, что лежала в верховьях Енисея, знал средневековый Восток, например, в поэме Низами «Искандер-наме» есть строки ей посвященные… Так было веками. Древнетюркский словарь сообщает и о «кыргызах», а это совсем другое… Хотя все происходило в одной стране, в одно время, у одного народа – у тюрков. Баланс знаний нарушили в XVIII веке, когда русские захватили Алтай и уравняли в правах местную знать и «черных людей». Исторический факт, он, собственно, и спутал привычные понятия, превратив аристократический титул в этнический термин. К сожалению. Колонизация Енисея, как известно, закончилась тем, что часть народа ушла на запад, в местности, не занятые русскими, где и поселилась. С тех пор там, в горах нынешнего Кыргызстана, проживают люди «не кыргызской» внешности – синеглазые, светловолосые, рыжебородые, в народе их называли «настоящими киргизами». Факт, сегодня не вполне понятный, вызывающий сомнения, но прежде сомнений он не вызывал… Возвращаясь к вашему вопросу, отвечаю: дорогие братья-кыргызы, вы не получите ничего, ни единой пылинки, из наследства предков, пока не поймете – сокровища тюркского мира не делимы и принадлежат Небу. Так диктует наш древний адат (наказ отцов). Тюрки не делят наследство, они преумножают его во славу Тенгри. Муса Мураталиев: «Каждый второй европеец имеет тюркские корни!» – заключили вы после тщательного исследования. Но в той же России по переписи 2002 года из 145 миллионов человек лишь каждый двенадцатый – тюрк (татары, башкиры, чуваши и т. д.). Где же «ваши» тюрки сегодня? И вообще откуда и куда идут тюркские народы? Мурад Аджи: Не тюркские, а тюркоязычные… Предали предков, отвернулись от своего Небесного заступника, и – уже не тюрки. Пошли за чужим – свое потеряли. Душа стонет, когда перечитываю страницы нашей истории или исследую маршруты Великого переселения народов. Уже устал говорить об этом. Наши предки были «воинами Неба», они распространяли религию, их мудрости поклонялся весь мир… За двадцать лет я написал девять книг, посвященных возрождению тюркской духовной культуры, они в разряде бестселлеров, и что? Их читают, но ничего не меняется: трус остается трусом, враль – вралем. Неужели люди так боятся правды?.. Что ж, напомню еще раз: итогом Великого переселения народов, в авангарде которого шли тюрки, была страна – Дешт-и-Кипчак, она простиралась от Байкала до Атлантики. Величественная держава, всадник проходил ее с востока на запад за восемь месяцев пути… Естественно, такой державой трудно управлять, что рано или поздно не могло не сказаться, и землю поделили на каганаты, каждый из которых возглавил каган – ставленник царя. С того вынужденного разделения земель начался распад Державы. Особенно обострился он в период царствования Аттилы, когда в тюркском мире началась открытая борьба за власть. За отделение… Междоусобицы – они тоже страница нашей истории, тогда брат пошел на брата. Особенно жарко кипели страсти в Европе, их умело «подогревала» Римская церковь. Здесь своя долгая история, которая плотно ложится на страницы Средневековья, собственно, весь тот период и есть война, нескончаемая война тюрков против тюрков, она позволяла себе лишь короткие передышки… Я рассказал о том в книге «Тюрки и мир: сокровенная история». Вроде бы, ничего нового не открыл? Ну, как посмотреть… Возьмем появление Франкского королевства и его первого короля Карла Великого, вот итог лишь одной междоусобицы. От рождения Карл был ханом, носил тюркское имя Чарламаг (Зови славу), в зрелом возрасте принял католичество: акт приблизил его к папе римскому и к власти в Европе. Король и его подданные, естественно, после крещения внешне не изменились, они по-прежнему говорили на родном тюркском языке, но были уже не тюрками, а католиками. Их язык теперь называют «древнефранцузским», но когда и как появился он? Отвечаю: после Верденского договора 843 года. Тогда подданных Карла Римская церковь поделила на французов и немцев – появились два народа и два языка. Всё! Зная этот исторический факт, нетрудно догадаться: куда делись тюрки, осевшие после Великого переселения в Тюрингии, Бургундии или Тулузском графстве. А таких примеров десятки, стоит лишь присмотреться к итогам Великого переселения народов. Так, Англосаксонские походы, как известно, провели родственники Аттилы, тюркские ханы, они высадились на туманный Альбион. Следом пришли римские монахи, и все повторилось по известному сценарию – вскоре появился еще один новый европейский народ. Англичане, естественно, писали тюркскими рунами, говорили на тюркском языке, иного они не знали. Сегодня тот язык называют «древнеанглийским», он практически не отличался от «древнефранцузского» или «древненемецкого» языков. О чем тут дальше говорить: последним римским императором был сын духовника Аттилы. Тюрки стали аристократами Рима, топоним «Италия» слетел с их уст, он тюркского корня… Или – последним каганом Дешт-и-Кипчака был немецкий император Гогенштауфен, он до середины XIII века стоял во главе Священной Римской империи, или Гуннии, как называли ее тогда (то есть Страна гуннов). Тюркский культурный пласт богат в Испании, Италии, Венгрии, Австрии, в государствах Северной Европы. Даже в XX веке норвежский король носил тюркское имя Хокон (Каган). «Тюркское присутствие» заметно в Восточной Европе. И не только там. По следам Великого переселения народов я вышел в Индию, Иран, на Ближний Восток, в Северную Африку. Там тоже живут потомки тюрков… Топонимы, археологические находки, еда, обычаи – всё подтверждает этот вывод. Действительно, ничто не пропало из культуры наших великих предков, разве что названо иначе. Муса Мураталиев: «И как бы ни различались между собой мир немца, англичанина, француза, серба, итальянца или русского, единство веры связывает их, объединяя в одно общее, имя которому – европеец. А значит – христианин», – пишете вы! Мурад Аджи: Да, это так. Религия сплачивала людей, она «создавала» народы. Придя в Европу, тюрки рано или поздно приняли христианство, то есть европейские духовные ценности, и – стали итальянцами, французами, англичанами, бельгийцами, шведами. Они сознательно меняли веру, ведь христианство внешне мало отличалось от тенгрианства, то есть старой веры Алтая. Различия таились в лабиринтах теории, недоступной простым людям, которые далеки от теологических споров. Приведу лишь один пример, чтобы было понятно, о чем веду речь. В Греческой церкви до VII века богослужение вели на тюркском языке. В Римской того больше – до XIII века… Но кто теперь вспоминает былое? Кто знает о нем? Тенгрианство не умершая религия, ее традиции развил буддизм (северная ветвь). «Веяния» Тенгри заметны на Ближнем и Среднем Востоке, например, в духовных книгах – это Веды, Авеста, Библия, Коран. Фрагменты текста порой идентичны. Ученые насчитали сотни текстуальных и сюжетных «совпадений». Даже еврейские ортодоксы не отрицают их, что и не удивляет. Ведь речь идет о новой редакции алтайского духовного наследия. О тюркских ценностях. О священных книгах! Их держали в руках буддисты, зороастийцы, манихеи и христиане. Евреи стали жить по тюркской Торе (она у них тоже означает Закон), отсюда – обновленный иудаизм. Так было всюду, где Великое переселение оставляло след. Отдельно хотел бы поговорить об исламе, и он на прочном тюркском фундаменте. Это не полет больной фантазии. По крайней мере, до XI века мусульмане обращались к Всевышнему по-тюркски, на божественном языке ислама… Увы, древние Кораны написаны по-тюркски! Я специально ездил в Иран, в священный город Кум, чтобы видеть их. А увидел – не удивился, потому что знал: арабский язык появился только в конце Х века, затем последовала коренная реформа ислама, она завершилась к XVI веку, лишь тогда ислам обрел свое лицо как религия. Его перестали называть «египетской ересью». Но эту историю, как и мои книги, мусульманские ученые стараются по известным причинам не замечать. Политика! Пусть будет так во имя спокойствия ислама… Однако, и это самое неожиданное, лучше остальных традиции духовной культуры Алтая сберегла Армянская церковь, в ее храмах до VIII века звучала тюркская речь. Пожалуй, это одна из немногих Церквей, где по сегодняшний день сохранен древний символ алтайской веры – Тенгри, поэтому Армянскую церковь называют монофизитской, Церковью Единобожия. Она остается таковой с 301 года. Парадоксально, но факт, армяне сохранили то, что потомки тюрков уже забыли. Почему? Может быть, это воля Неба. Может быть, воля случая. Не знаю, но меня поразило: среди армян много людей с тюркской родословной. Едва ли не каждый второй. О том свидетельствуют фамилии и история: корни армянской элиты, действительно, тесно переплетены с тюркской. Особенно после XIX века, когда тысячами тюрков Кавказа записывали в армяне, но это тема отдельного разговора… К моему глубокому сожалению, сегодня тюркоязычная интеллигенция заговорила о религии Тенгри, не зная ее сути. После моих книг тема эта стала модной. Но новоявленные «тюрки», приученные к унижению, ничего, кроме шаманов, перед собой не видят… Лучше бы молчали! Да, кыргызы не забыли имена Тенири и Умай. Чтят горы, воду, дерево, огонь, звезды, все это ыйык (святое), не возражаю. Но этих познаний явно мало, чтобы говорить о величии религии Тенгри, о религии, которая насытила духом другие религии мира… Не так ли? Знаю, Иссык-Куль – священное озеро, куда стремились паломники из тенгрианской Европы. Но где те монастыри на его берегу, которые были отмечены на Каталонской карте 1375 года и к которым шли европейцы? И даже если их найти, что сегодняшние кыргызы расскажут о них? Понимаю, ожидать иное невозможно после многовекового рабства и унижения. Я вполне допускаю мысль, кто-то вспомнит что-то из древнего обряда. И что? Разве этого достаточно? Разве столь примитивной была религия тюрков, которые открыли миру образ Бога Небесного? Нет, конечно. Наследие предков не даст ровным счетом ничего, пока мы будем сидеть во власти невежества.
  2. теория пантюркизма - сильно зашифрованный троянский конь, созданный для распыления энергии и ресурсов турецкого государства. однажды, пантюркизм уже привёл к гибели Османскую империю.
  3. Колбасу(гол бас-давленная рукою)пропустив через мясорубку нельзя превратить в теленка...Народу, который вышел с Алтая с незапамятных времен и создал великие цивилизации во всех континентах не возможно указать на Алтай, теперь вся земля для него является Священным Алтаем!
  4. Если историк-ученый основываясь на достоверные факты археологии, топонимике, этнографии,истории выявляет истины с истории тюрок и всего мира не может быть пантьюркистом.Если его труды были бы беспочвенные то историки-оппоненты пригласили бы нго на "дуэль". Перед его аргументами те не рискуют критиковать его. Про ваших истериков речь не идет.
  5. То есть вашим союзникам американцам не нужно было добивать Бен ладена , а пригласить на дискуссию , на так называемый интеллектуальный дуэль , таким же успехам можно и вас как проповедника невежества пригласить , вопрос куда , зачем , смысл , может вернëшся сразу в палату N 6
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты