№ 7 (190) Апрель (16–30) 2012 года.

Отец Арсений: Нас объединяют общие истоки

Просмотров: 5832

Русские храмы появились в Армении в конце 30-х годов 19-го столетия, после русско-персидской войны. Тогда по ходу дислокации русской армии на территории Армении строились храмы: в Александрополе, Карсе, Ванадзоре, Канакере. Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии был построен в 1912 году в Ереване, в Канакере, по проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска.

В начале XX века на Соборной площади Еревана (совр. пл. Шаумяна) был также построен не менее величественный храм – Свято-Никольский собор, который в 1926 году был разрушен большевиками, а на его месте сооружен памятник Степану Шаумяну, который и поныне стоит на площади, носящей его имя.

Сегодня регулярные богослужения совершаются в четырех храмах: в Ереване, Ванадзоре, Гюмри и в селе Димитров

Арташатского района. Кроме того, ведется строительство нового храма на въезде в Ереван со стороны аэропорта «Звартноц».

Настоятелем единственного храма Русской Православной Церкви в Ереване (храма Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) является протоиерей Арсений Григорянц.

– Отец Арсений, долгое время Покровский храм стоял поруганный и оскверненный – без купола и колокольни. Каково нынче состояние прихода?

– Православная паства в Армении многонациональна. Есть русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, ассирийцы, езиды. Всех нас объединяет единство духа в союзе мира. И это единство мы ставим выше национальных, культурных, этнических различий.

На базе Покровского храма в настоящее время создается храмово-монастырский комплекс, включающий два храма, монастырь, административный корпус, часовню, баптистерий и дом причта.

Хочу поблагодарить московские власти в лице руководителя департамента внешнеэкономических и международных связей Черемина Сергея Евгеньевича и генерального директора ГУП «Московский центр международного сотрудничества» Ткача Игоря Поликарповича за финансовое содействие в росписи купола Покровского храма.

– Отец Арсений, что, на Ваш взгляд, общего между Армянской и Русской Церквями?

– Объединяют нас общие истоки. Примерно до середины VI века Армянская Церковь была частью Вселенской Церкви, именовавшей себя Единая Святая Соборная Апостольская Православная Церковь. У нас много общих святых. Например, святитель Николай Чудотворец, священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, святые мученицы Рипсимия и Гаяния и 35 дев, с ними пострадавших.

К сожалению, Двинские соборы Армянской Церкви положили конец этому единству. На них было принято решение отделиться от общего единства.

– Интересно узнать Ваше отношение к недавней оценке духовного лидера Русской Православной Церкви в Азербайджане относительно событий в Ходжалу. Известно, что главы четырех ведущих религиозных конфессий Азербайджана, в том числе епископ Бакинской и Азербайджанской епархии Русской Православной Церкви Александр (Ишеин), выступили с совместным обращением по случаю 20-й годовщины агдамских событий 1992 года. Епископ Александр подписал обращение, содержащее крайне резкие и ксенофобские формулировки в адрес армянского народа.

– Вопрос сложный, но я постараюсь ответить на него. Во-первых, при ознакомлении с текстом обращения поражает неприкрытый цинизм некоторых формулировок. Рассмотрим цитату: «Вызывает сожаление тот факт, что в современном мире мы видим тех, кто обеспокоен не подлинными актами геноцида, а тех, кого заботят исторически недоказанные события, преподносимые как геноцид. Тенденции признания несуществующих актов геноцида, преподнесения тех, кто совершил геноцид, как «жертв геноцида» беспокоят нас».

Оставив в стороне проблемы авторов (или переводчиков) с русским языком, отмечу лишь, что того, кто говорит о собственной боли и называет тысячекратно превосходящую боль другого (ибо число жертв геноцида армянского народа во многие тысячи раз превосходит число жертв Ходжалы) «недоказанными событиями», можно назвать лишь крайним циником. Во-вторых, я далек от мысли, что духовные лидеры могут быть столь беспринципны и ангажированы. Из этих двух заключений следует, что, по всей видимости, их просто принудили подписать это обращение, подлинными авторами которого являются азербайджанские власти. Этот вывод хорошо согласуется с общеизвестной ситуацией с нынешним режимом в Азербайджане, который можно охарактеризовать как авторитарный. И все же попытка противопоставить ходжалинские события геноциду армянского народа, отрицающая при этом и сам факт этого геноцида, выглядит настолько жалкой и низкой, что не заслуживает серьезного внимания общественности.

– За последние годы в разных частях мира совершаются теракты против христиан. В частности, положение христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке остается сложным. Какова Ваша оценка данной ситуации?

– Хочу обратить Ваше внимание на то, что в то время как теракты исламистских сектантских группировок против христиан являются повседневной реальностью, симметричная ситуация, т. е. теракты христианских группировок против мусульман, – крайняя редкость (если вообще существуют).

Хотелось бы узнать, с чем связана подобная закономерность... Как сказано, «читающий да разумеет».

– Станет ли Русская Православная Церковь посредником в деле укрепления доверия между сторонами карабахского конфликта?

– Думаю, что Святейший Патриарх Кирилл не оставит миротворческих усилий по урегулированию карабахского конфликта. Недавняя встреча духовных лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве Святейшего Патриарха лучшее тому подтверждение. Как я слышал, обращение духовных лидеров к президентам с просьбой отозвать снайперов возымело действие и на линии соприкосновения затишье.

– Как Вы думаете, будут ли проводиться дальнейшие встречи между духовными лидерами Армении и Азербайджана при посредничестве Патриарха Русской Православной Церкви?

– Не знаю, но думаю, что да, поскольку это начинание, как я отметил выше, уже принесло благой плод.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 43 человека

Оставьте свои комментарии

  1. все ответы, за исключением ответа на второй вопрос, правильны. Армянская церковь не отделялась от "Вселенской" церкви, а осталась по сути верной (в отличие от тех же греков; русских в те времена ещё не было), апостольским началам. / что касается притеснений христиан напр. в Нигерии (их там ок. 70 млн.), то Запад обязан разрушить все террористические фундаменталистические группировки вроде "Боко Харам",путём физической ликвидации командного состава этих организаций; благо, возможностей у Запада для этого, более чем достаточно.
  2. Неужели в Армении не осталось русских? Даже настоятель русской церкви - и тот армянин. Дело не в национальности, но больно уж скучно - кругом армяне.
  3. Этот епископ бакинский Александр Ишеин самый настоящий лизоблюд. Что Ильхам скажет, то он и будет подпевать. Конъюнктурщик хренов, прости Господи, а не священник! И вообще смешно наблюдать, как политизируется церковь. Кирилл вообще стал оплотом путинского самодержавия. И Гарегин ни слова не скажет Сержу в защиту обездоленного и бедного народа. никогда против власти не пойдет. Рука руку моет.
  4. Ничуть не желая бросить тень на деятельность наших пастырей, которых изображал фотограф, тем не менее хочу сказать, что КПД их деятельности низка, как никогда. При Советской власти, когда Господь был в эмиграции, Его Слово притворялось в жизнь намного больше, нежели сейчас. Сектанты разных мастей и калибров засорили, как сорная трава, земли русскую и армянскую. Наши пастыри смирением смотрят на то, как из-под носа уводят их собственную паству, а потом хотят со своего поля собирать урожай после крестовых походов козлов, подпитка которых, по традиции, идет из Рима и его вассалов и сторонников. От них избавления нет! Они везде - в магазине, на улице, у подъезда, у церкви. Скоро содержимое наших штанов станет сферой их жизненных интересов(Прости маня Господи, атеиста окаянного)! Надо по-агрессивнее, что ли!!!???
  5. Вы абсолютно правы.А этому о.Арсению следовало бы знать, что ААЦ - православная церковь, оставшаяся верной учению святых отцов и не изобретавшая, подобно грекам, уйму ересей.Пусть не повторяет лжи и глупости наших недоброжелателей.
  6. Я рада узнать, что в Армении есть действующая русская церковь, где пребывает отец Арсений с таким благородным и честным лицом. А злопыхатели для меня не новость - они всегда были и есть.Добрее надо быть к людям и судить о человеке по его делам. Русская церковь - это отдушина для многих русских, кто живет в Армении.
  7. Что вы имеете ввиду, говоря про "злопыхателей", Светлана? Это когда критикуют церковь? А что, она должна быть вне критики? Как вот этот красавец на фото, который важно стоит за Патриархом и Католикосом, араратский епископ, любитель бентли и красивой жизни??? Это вот ему паства должна верить??? Это он является духовным лидером??? Нельзя отделять нашу церковь от земной грешной жизни.
  8. Если у русской церкви в Армении есть своя паства, верящая своему пастырю, это уже БЛАГО. Если есть юди, которые верят в Бога и нуждаются в поддержке Церкви - это действительно благодать. Я искренне верю, что отец Арсений не будет идти на поклон тем, которые хотят использовать его власть или через него осущзествлять свои какие-то решения. Если судить по его речи, он понятен и честен. А все остальное - не так важно.
  9. Опять Арсений врет как пес шелудивый про то, что Армянская Церковь "отделилась" от Вселенской Церкви. Уже тыкали его мордой в его брехню, да все не помогает. Еще больше удивляет то, что брехню этого сектанта про Армянскую Церковь свободно издают в армянской газете. Это просто нонсенс...
  10. Светлана, "честное лицо" отца Арсения для нас уже стало "иконой Лжеца". Этот человек как зомбированный сектант из интервью в интервью продолжает врать про Армянскую Церковь, т.е. врать на армян, к которым лицемерно относит себя. Остается только списывать на его слабый ум.
  11. Об отце Арсении, его лживости и псевдоармянстве подробно написано тут - http://armen-chalcedon.livejournal.com/2719.html
  12. Навасард Кчоян - истинный плейбой. ОН не только Бентли любит... Ценитель красоты, блин!
  13. О.Арсений как всегда в своем репертуаре-не устает лгать и клеветничать на ААЦ,забывая,что клевеща становится помощником сатаны.Удивляет поведение работников газеты,которые берут интерьвю у лжецов.
  14. А в ААЦ все правду говорят, не любят обогащаться?
  15. Козлы вы и демагоги. Антихристы!
  16. Вот пост образцового прихожанина - все козлы, не трогайте мою церковь :))) Культура! И куда мы катимся с такими пастырями ?
  17. Очень слабое интервью. Корреспондент в беседе с батюшкой все пыталась свести к армяно-азербайджанскому конфликту. Мол, ихние русские прихожане за них, а наши - еще лучше, наши русские - за наших. На Кари не похоже. :(((
  18. Точно, на Кари Амирханян не похоже. Любой журналист, который начинает играть в "идеологи" или плясать под дудку власти, утрачивает свой профессионализм. Он уже превращается в обслуживающий персонал властей, как в соседнем султанате. Там все пишут под диктовку нацалникэ, как в СССР.
  19. Кари,я почти уверен,у Вас есть и продолжение интервью.Так одностороне Вы еще не подходиди ни к одному из Ваших респондентов.В чем дело?И невооруженным глазом видно,что это лишь 1/10 того,что имело место.Я читал Ваше интервью в "НК"с Паргев Србазаном и знаю как Вы умеете беседовать с интересными людьми.Если не для газеты,то хотя бы в этой нише для отзывов дайте продолжение интервью с духовным лицом,которому,я уверен,есть что сказать.
  20. Три с минусом за такую халтуру.
  21. Уважаемые форумчяне, все намного проще: в данном номере газеты "Ноев ковчег" важно было сакцентировать внимание на актуальной нынче теме. Речь идет о грубых, неотесанных и вульгарных изречениях азербайджанской духовной "братии" по поводу агдамских событий... Обращены они были к широкой общественности, которая могла и не знать проблему изнутри.Так что подобная "односторонность" в каком-то смысле оправдана. А в остальном - мне даже льстит такое повышенное внимание к моей персоне:))
  22. Льстит - не льстит... Кокетничать не нужно, Кари! И это совсем не ответ. Хотя спасибо, что написали. А то некоторые малограмотные авторы НК вообще свысока смотрят на форумчан и на критику своих опусов не реагируют. Церковь отделена от государства, всем известно. Ввязывать священников в грязные политические дела, публично демонстрировать свой патриотизм совсем не нужно. Это у азеров и турок муллы по струнке ходят, везде весят их флаги (и даже над Ахтамаром). У них - другая культура, они азиаты. А мы не должны уподобляться им. "Агдамские события", как вы говорите, совсем не аргумент. Все интервью насквозь фальшиво. Такое впечатление, словно русские в Армении (а их всего ничего) заложники. А на самом деле они являются заложниками в соседнем султанате. Не надо играть по азерским диким правилам.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты