№ 9 (192) Май (16–31) 2012 года.

Дипломатические «айсберги» между Баку и Тель-Авивом

Просмотров: 4199

23 апреля 2012 года Баку посетил министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Официальным поводом для высокого посещения стало двадцатилетие установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Еврейским государством. В рамках своей поездки Либерман принял участие в торжественном открытии Израильского культурного центра в Азербайджанском университете языков, а также посетил Аллею почетного захоронения в Баку. По сообщению одного из государственных новостных агентств прикаспийской республики, глава МИД Израиля «почтил память общенационального лидера, архитектора и созидателя современного независимого азербайджанского государства Гейдара Алиева и возложил венок к его могиле».

Между тем, значение визита Либермана выходило далеко за рамки формального обмена любезностями. Это не первое посещение Баку главой израильского МИД. Ранее он побывал в азербайджанской столице в феврале 2010 года, а в 2009 году его ведомство готовило знаковый визит в Азербайджан патриарха израильской политики, президента Еврейского государства Шимона Переса. В самом деле, 2009 год можно рассматривать как принципиально важную веху в динамике двусторонних азербайджано-израильских отношений. Именно в этом году заместитель главы миссии посольства США в Баку Дональд Лу отправил дипломатическую депешу в Госдепартамент, в которой назвал сближение двух стран «сдержанным симбиозом Азербайджана и Израиля». Этот материал впоследствии увидел свет благодаря пресловутому проекту «WikiLeaks». В депеше, отправленной в Вашингтон, Дональд Лу цитировал слова Ильхама Алиева о том, что отношения его страны с Еврейским государством напоминают «айсберг», поскольку «девять десятых скрыто под поверхностью воды». Действительно, вся обстановка вокруг апрельского визита главы МИД Израиля в Баку вполне соответствовала оценке азербайджанского лидера.

О самом факте поездки сообщали СМИ, однако официальные лица не опровергали и не подтверждали кавказских намерений главного израильского дипломата. Интриги прибавила мартовская публикация известного эксперта Марка Перри в авторитетном американском издании «Foreign Policy» с «говорящим» заголовком «Секретный плацдарм Израиля». В этой статье Перри утверждал, что, по имеющейся у него информации, официальный Баку готов предоставить Израилю аэродромы на своей территории для возможных атак против Ирана. Вскоре Госдепартамент США опроверг эту информацию.

Не в пользу подобной версии говорила и репутация самого автора скандального материала, часто склонного к преувеличениям, а также к информационному «прощупыванию» различных «целевых аудиторий». Перри в 1989-2004 гг. работал в качестве неофициального советника палестинского лидера Ясира Арафата, а также корреспондента «Palestinian Report» в Вашингтоне. Учитывая подобный

«бэкграунд» автора, некоторые американские специалисты по Ближнему Востоку высказались за то, что Перри попросту решил «напугать» Госдеп и различные «группы влияния» вокруг Белого дома возможностью эскалации конфликта вокруг Ирана. И тем самым заставить администрацию надавить на Тель-Авив для его более активного «замирения». Уже находясь в Баку, Либерман заявил, что новости о превращении Азербайджана в израильский плацдарм напоминают сюжеты «из области научной фантастики и истине не соответствуют».

Однако истине вполне соответствуют другие многочисленные факты и цифры. Так, в феврале 2012 года стало известно о договоренностях между Баку и Тель-Авивом о покупке азербайджанской стороной партии беспилотных летательных аппаратов, а также систем противовоздушной обороны на общую сумму в 1,6 миллиарда американских долларов. Поставкой этого вооружения займется известный израильский военно-промышленный концерн Israel Aerospace Industries.

Эта компания была основана в 1953 году и в настоящее время является одним из ведущих в мире производителей и разработчиков беспилотников. Многие ее образцы на сегодняшний день не имеют аналогов. Между тем, одной «военной темой» двусторонние контакты не ограничиваются. Азербайджан – важнейший импортер нефти в Израиль. Продаваемые им объемы покрывают пятую часть потребностей Еврейского государства. На очереди «газовая сфера».

После так называемой «арабской весны» и стремительной исламизации Египта возникла реальная угроза столь пестуемому на Западе израильско-египетскому сотрудничеству. Арабская республика помимо следования в фарватере Кэмп-Дэвидских соглашений исправно поставляла Еврейскому государству газ. Сегодня, когда приход к власти в Египте «Братьев мусульман» при поддержке салафитов из движения «Нур» не выглядит чем-то невозможным, Азербайджан видится как возможный «газовый компенсатор». В целом же товарооборот между Израилем и прикаспийской республикой достигает 4 млрд долларов.

В эту сумму входят и военные поставки.

Так что же скрывает «азербайджано-израильский айсберг»? И насколько сдержанным будет оставаться «симбиоз» двух стран? Отношения Баку и Тель-Авива невозможно оторвать от других геополитических контекстов, в первую очередь кавказского и ближневосточного. Наиболее важным сюжетом здесь является иранская проблема, отнюдь не сводимая только лишь к «обладанию исламской ядерной бомбой». Иран, хотя и отличается своей «глобальной риторикой», остается в первую очередь региональной державой. На Кавказе его интересует сохранение такой ситуации, при которой «интернационализация» региона была бы минимальной. Отсюда его крайне болезненные реакции на сотрудничество Баку с Израилем и США, участие в международных проектах по эксплуатации углеводородного богатства Каспия. Добавим к этому и политико-идеологический клубок проблем.

Иранское шиитское духовенство (важнейший элемент иранской элиты) рассматривает себя как покровителей всех шиитов, живущих не только в пределах Исламской Республики. В свою очередь Азербайджан ведет активную политику по взаимодействию с диаспорой, проводя с помпой всемирные конгрессы азербайджанцев в Баку. Президенты прикаспийской республики не раз называли себя президентами «всех азербайджанцев». Понятное дело, что, имея на своей территории 20-25 миллионов азербайджанцев, иранские власти не могут испытывать удовлетворения от произнесения подобных тезисов. Иран и Азербайджан в культурном отношении близки, но вот модели власти и управления диаметрально противоположны друг другу. Все это толкает их к разным полюсам. Свидетельством тому – недавняя серия «шпионских скандалов» и взаимных разоблачений. При этом некоторые полюса сами заинтересованы в притяжении к Баку.

Долгие годы Турция была стратегическим партнером Израиля в исламском мире. Но после майского инцидента 2010 года ситуация сильно изменилась. И теперь Азербайджан видится как некий противовес Ирану, пусть и несопоставимый с ресурсами Турции. В свою очередь Баку раздражают конструктивные отношения Тегерана и Еревана. Отсюда стремление найти свои противовесы Исламской Республике. Однако какими бы сложными ни были отношения Тегерана и Баку, их географическое соседство – неотменимый факт. Отсюда и стремление не доводить ситуацию до крайности. Самый лучший тому пример – недавние переговоры министров обороны двух стран (они состоялись вскоре после шпионских разоблачений), в ходе которых обсуждались даже возможности военных учений. Не самая оптимальная тема для заклятых врагов! В Баку прекрасно понимают возможные издержки от полного разрыва отношений с Тегераном. И уж тем более от силового противостояния.

Впрочем, есть и другие подводные «течения». Полной дипломатической «идиллии» Азербайджана и Израиля очень мешает Турция. С одной стороны, Турецкая Республика – важнейший стратегический партнер Баку. Дело здесь не только в факторе «тюркского братства», но и в интенсивном военно-политическом и дипломатическом сотрудничестве. Во многом благодаря неуступчивости Баку, хотя и не только из-за этого, турецкие власти затормозили процесс нормализации отношений с Арменией, многообещающе начавшийся «футбольной дипломатией» 2008 года. Турция не просто поддерживает территориальную целостность Азербайджана и требует деоккупации его районов. Начиная с 1993 года она осуществляет блокаду Армении, спонсирует проекты, усиливающие ее изоляцию (железнодорожный проект Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс), а также участвует в подготовке азербайджанского офицерского корпуса.

Энергетическое партнерство Турции и Азербайджана крайне важно не только для них самих, но и для их западных партнеров (в особенности проект Баку-Тбилиси-Джейхан). Но сегодня Анкара смотрит на Ближний Восток совсем не так, как это было 5 или 10 лет назад. По части антиизраильской риторики сегодня турецкий премьер Реджеп Эрдоган даст много очков любому арабскому лидеру. И это заставляет Тель-Авив искать друзей не только в Баку. Так, до своего бакинского визита Авигдор Либерман посетил Кипр, где провел переговоры с президентом Димитрисом Христофиасом. Для Турции такая поездка была крайне раздражающим фактором, поскольку Анкара продолжает поддерживать непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра, в то время как признанный ООН Кипр становится в июле нынешнего года председателем в Евросоюзе. Более того, и «армянское направление» становится для Израиля совсем не чуждым.

В апреле 2012 года министр сельского хозяйства Израиля Орит Нокед стала первым членом израильского правительства, посетившим Ереван с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. При этом она посетила Мемориал памяти жертв 1915 года, оставив запись в книге для почетных гостей: «Я как женщина, как еврейка и как человек потрясена здесь увиденным, убийством армянских граждан и семей». Понятно, что такие жесты вежливости вряд ли будут по душе Турции и Азербайджану.

И последнее (по порядку, но не по важности) – внутриобщественный фактор. В светском Азербайджане процессы религиозного возрождения, тем не менее, развиваются. И сотрудничество Баку с государством, которое многие мусульмане мира считают оккупантом палестинских земель, вызывает много вопросов внутри самого Азербайджана. В этой связи можно вспомнить акции 2009 года в канун визита Шимона Переса, а также латентное недовольство, которое ни в коей мере не следует сбрасывать со счетов.

Таким образом, отношения Баку и Тель-Авива крайне сложны. Обеим странам приходится выдерживать сложные балансы интересов. И чего уж точно нет в данном дипломатическом «айсберге», так это простоты. Наверное, такая модель может быть устойчивой в течение многих лет. Однако в случае эскалации любого конфликта выбор становится намного более простым и определенным. Остается надеяться, что до этого дело не дойдет ни на Кавказе, ни на Ближнем Востоке.

Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Эти сотрудничества между Израилем и Азербайджаном выгодны обеим государствам.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты