№ 9 (192) Май (16–31) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 4113

З июня

День св. пророка Илии

Илия – один из наиболее почитаемых ветхозаветных пророков, прославившийся как ярый противник идолопоклонства. Он стоял во главе пророческой школы своей страны, воспитал целое поколение духовных пастырей.

В день Преображения Христа на горе Фавор Илия и Моисей явились с небес укрепить Его перед распятием: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же сделались белыми, как снег. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие».

Иоанн Богослов пишет в Откровении, что перед Вторым пришествием Христа Илия и Енох вернутся на землю, чтобы пророчествовать в Иерусалиме, но «будут убиты и воскреснут через три с половиной дня».

4 июня

Св. девы Рипсимэ и ее спутниц

В 301 году в Армению пришли 37 христианских дев, бежавших из Рима от преследований императора Диоклетиана. Они поселились в предместьях столичного Вагаршапата и пропове­довали благую весть. Покоренный красотой девы Рипсимэ, армянский царь Трдат III пожелал овладеть ею. Отказ девы, заявившей, что она принадлежит Христу, привел в ярость царя. Он приказал убить Рипсимэ, ее наставницу Гаянэ и ее спутниц, давших тот же обет. После казни невинных дев у Трдата начались внезапные припадки, он стал одержим бесами и исцелился только после принятия крещения.

Католикос Комитас I в VII веке снес деревянную часовню, построенную Католикосом Сааком Партевом на месте убийства девы, «ибо весьма низко и мрачно было здание», а на ее месте в 618 году возвел величественную церковь Св. Рипсимэ – один из шедевров армянского средневекового зодчества. Во время строительства был обнаружен гроб с мощами Рипсимэ, запечатанный перстнями Григора Просветителя и Саака Партева.

5 июня

Св. девы Гаянэ и ее спутниц

Вместе со своими 36 спутницами Гаянэ погибла от руки царя-язычника Трдата III. Девы покинули Рим из-за гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Они жили близ Вагаршапата, зарабатывая на хлеб изготовлением бус. Красота девы Рипсимэ поразила царя, который пожелал овладеть ею, но та ответила отказом, заявив, что дала обет принадлежать Христу. Гаянэ вдохновляла спутницу и велела не поддаваться требованиям царя, за что была убита вместе с ней и остальными своими спутницами. В память о мученице Гаянэ Католикос Езр I в 630 году возвел в Вагаршапате новую церковь на месте деревянной часовни, которую Григор Просветитель в IV веке построил на месте убийства Гаянэ и ее спутниц.

7 июня

Свв. Иоанна Предтечи и епископа Афиногена

Иоанна Предтечу Иисус Христос считал величайшим из пророков и называл его светильником. «Был человек, посланный от Бoгa... Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него», – свидетельствует Иоанн Богослов. Сила проповедей Предтечи была так велика, что «Иерусалим и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Епископ Афиноген (III век) служил в Западной Армении. В годы антихристианских гонений императора Диоклетиана римские солдаты арестовали десятерых послушников Афиногена и увели в Себастию. Узнав о случившемся, епископ отправился следом, чтобы разделить участь учеников, и тоже был брошен в застенок. Последним желанием приговоренных было расстаться с жизнью в своей обители. Приведя Афиногена и послушников в монастырь, солдаты отрубили им головы.

Когда св. Григор Просветитель в 302 году возвращался из Кесарии Каппадокийской, местный епископ Леонтий передал ему мощи Иоан­на Крестителя и епископа Афиногена. Прибыв в местечко Иннакн в Таронской области, св. Григор передал земле останки святых и велел воздвигнуть над ними монастырь Сурб Карапет – Св. Предтечи.

9 июня

Елн и вирапен сурб Григор Лусаворчи.

Извлечение изо рва св. Григора Просветителя

После казни дев Рипсимэ, Гаянэ и их спутниц армянский царь Трдат III стал одержим бесами. Исцеление царя казалось невозможным, но тут его сестре Хосровидухт в сонном видении явился ангел и внушил, что исцелить государя способен святой человек по имени Григор, томящийся в арташатском подземелье Хор Вирап. Видение повторялось трижды, и царевна послала в Арташат князя Ота Аматуни, который приказал спустить веревку в ров и крикнул: «Эй, Григор, выходи, если ты еще жив!» Веревка натянулась, и слуги вытащили из темного рва истощенного человека с почерневшим, как уголь, лицом. Григора повезли в Вагаршапат, и на подступах к столице ему навстречу выбежал обуреваемый безумием царь и опустился на колени перед святым. Григор возложил на него руки, помолился и исцелил его.

Испытав на себе, какой силой обладает обращенная к Христу молитва, царь Трдат принял крещение, велел крестить страну и в том же 301 году провозгласил христианство государственной религи­ей Армении.

10 июня

Праздник Кафедрального собора св. Эчмиадзина (303 год)

В 302 году Григору Просветителю в час молитвы было поразительное видение: небеса отверзлись, и на землю упал луч света. Окруженный небесными силами, Христос устремился к Вагаршапату и ударил золотым молотком по месту, где находилось языческое капище. От удара разверзлась земля, из недр раздался адский вопль, и на этом месте возник золотой жертвенник, над которым воссиял огненный крест.

Вот как от лица св. Григора описывает это явление армянский историограф IV–V веков Агатангел: «И, взглянув, увидел я разверстой твердь небес и воды над ней также разверстыми, подобно уще­льям и вершинам разведенные в одну и другую стороны, нагромождены были они необозримо и неизъяснимо для созерцания оком. А свет, истекая сверху вниз, достигал земли, и увидел я в свете не­исчислимое воинство двукрылых небожителей в образе людей, с крыльями как пламя. Подобно мельчайшим атомам пыли, пляшущим в весен­нюю пору жгучего солнца в лучах, проникаю­щих через окна и двери, светозарное воинство покрыло всю землю, и низвергшийся свет вместе с воинством предстал пред Ним».

Приблизившийся к Григору ангел истолко­вал ему видение: «Образ человеческий есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает вселенскую Церковь, пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни эту церковь».

Место, где св. Григору было видение, получило название Шохакат – «лучезарный». Григор обвел его стеной и приступил к возведению посвященного Богородице храма, строительство которого завершил к 303 году. В XV веке для увековечения видения св. Григора кафедральный собор был переименован в Св. Эчмиадзин – «Место сошествия Единородного».

12 июня

Свв. дев Нунэ и Манэ

Святая Нунэ (Нина), одна из просветительниц Грузии, родилась в Каппадокии и была дочерью римского стратега Завулона. Богородица явилась ей во сне, вручила крест из виноградных лоз и велела идти в Иверию с проповедью христианства. В период правления императора Диоклетиана она вместе с Рипсимэ, Гаянэ и их спутницами достигла Армении, затем перешла в Иверию и в течение трех лет проповедовала в Мцхете. Когда в 301 году армянский царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией своей страны, Григор Просветитель по просьбе Нины и исцеленного ею грузинского царя Мириана, направил в Иверию священников для проповеди христианского учения.

Святая Манэ также была одной из дев, бежавших в Армению от преследований Диоклетиана. Манэ достигла города Ерзнка в провинции Екегеац и решила стать отшельницей. Она нашла пещеру на горе Сепух, в которой прожила больше двадцати лет.

Когда оставивший епископскую кафедру св. Григор Просветитель ушел в горы, чтобы посвятить остаток дней отшельничеству, он обнаружил жилище Манэ. Она попросила святого отойти от ее жилища и вернуться через три дня. По истечении трех дней Григор пришел к пещере и обнаружил усопшей святую. Патриарх с молитвами и псалмами предал ее земле, а сам поселился в той же пещере, которую спустя много веков продолжали называть «пещерой Манэ».

14 июня

Свв. князей Саака и Овсепа

Братья Саак и Овсеп Карнеци, сыновья араба и армянки, жили в городе Карин в период завоевания Армении арабами, были воспитаны матерью в христианской вере, но, боясь отца и его родни, скрывали факт своего крещения. В 808 году братья решили бежать в Константинополь, но были схвачены и приведены к городскому правителю Аарону. Узнав, что они – сыновья араба, правитель велел им отречься от христианства, но, получив отказ, приказал казнить, а тела выбросить на свалку. Ночью тела мучеников осиял небесный свет, и правитель приказал похоронить останки.

Могила Саака и Овсепа вплоть до XIX век оставалась местом поклонения христиан и мусульман.

Календарь церковных праздников Ново- Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Не думал,что у армянской церкви так много праздников.Спасибо за информацию.
  2. известна ли тебе истинная цель разрушения хачкаров армянской старой Джуги?
  3. Ты уверен, что эти хачкары армянские и они уничтожены? Наши бабушки сплетали ковры с узорами с крестов. Древние предания ремесло от поколения к поколению с основными атрибутами-восьмиконечная звезда и крест-символы туркизма и веры...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты