№ 10 (193) Июнь (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 2205

16 июня

Свв. Патриарха Нерсеса I Великого и епископа Хада

Нерсес I стал Католикосом волею высшего духовенства, дворянства и царя Аршака II, которые видели в нем достойного преемника дела его великого предка – Григора Просветителя. Нерсес оказался истинным реформатором. Его проект благоустройства государства и церкви, изложенный на Аштишатском Национальном Соборе в 353 году, во многом способствовал процветанию раздираемой противоречиями Армении. Призвав не забывать о том, что Армения является своего рода символом христианского государства, Нерсес счел необходимым основание новых монастырей и церквей, поскольку видел в христианстве способ не только духовного окормления народа, но и укрепления государственности через веру. Католикос призвал царя повсеместно открывать бесплатные больницы, странноприимные дома, приюты для пре­старелых, нищих и сирот. Особой заботой трона и патриаршего престола, считал он, должны быть окружены школы, из которых выйдет будущий цвет науки и культуры. Католикос запретил родственные браки, осудил сохранившиеся языческие обряды, внес предложения по совершенствованию уголовного права.

«Нерсес был кротким патриархом, соблюдавшим заповеди Божии, человеколюбивым, святым, сдержанным, совершенным во всем», – характеризует его Фавстос Бюзанд. Народ называл своего пастыря Нерсесом Великим, отцом нации и просветителем сердец. Присутствие св. Нерсеса во многом предопределило победу армянских полков над персами во время Дзиравской битвы.

Сподвижник и соправитель Католикоса епископ Багреванда и Аршаруника Хад также остался в истории как реформатор национальной и церковной жизни. Когда Нерсес открывал больницы и приюты, он «для содержания этих учреждений установил на города и села повинности и подати», а «в качестве смотрителей над больными и нищими он поставил надежных людей». Деятельность этих учреждений контролировал епископ Хад, прославившийся бескорыстием и праведностью. Бюзанд пишет о Хаде, что «рукой его совершалось много исцелений больных».

19 июня

Свв. императора Константина (337 год) и его матери Елены (327 год)

По преданию, во время похода против тирана Италии и Африки Максенция и правителя восточных областей империи Лициния императору Константину I было явлено знамение Креста и глас с небес: «Сим побеждай». Константин заменил орлов на штандартах своих легионов на кресты и, разбив соперников, стал единоличным правителем.

В 313 году Константин издал Миланский эдикт, давший христианам право открыто исповедовать свою религию, и христианство формально стало одной из официальных религий в империи. Союз Константина с христианской церковью носил, прежде всего, политический характер, благодаря чему она постепенно стала играть решающую роль в идеологической жизни империи. Константин покровительствовал церкви, поскольку такая религиозная организация могла оказать ему более существенную поддержку, чем разобщенное жречество. Император способствовал организации и объединению христианской церкви, основал множество храмов, в том числе Св. Пeтpa в Риме. Седьмой день недели, посвященный Христу, он объявил свободным от работы. 20 мая 325 года Константин открыл в Никее Первый Вселенский Собор, сыгравший благотворную, судьбоносную роль в истории христианства.

Елена (ок. 244-327), мать императора Константина I, была его советчицей и сподвижницей в вопросах религии. В 326 году она совершила паломничество в Палестину, где велела построить храмы в местах, освященных евангельскими событиями. Елена обнаружила крест распятия Христа, что положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.

23 июня

Гют ншхарац сурб Григор Лусаворчи Обретение мощей св. Григора Просветителя

В 325 году, когда Константин I созвал в Никее Первый Вселенский Собор, св. Григор уже оставил патриарший престол, чтобы стать отшельником. Епископом-патриархом Армянским стал его младший сын Аристакес, который и представлял Армянскую Церковь в Никее.

Григор удалился в пещеру на горе Сепух, где и завершил свой жизненный путь в 325/6 году. Пастухи, завалившие камнями обнаруженное ими тело, даже не ведали, кто отныне покоится в этой пещере. Через четыре года отшельнику Гарнику Господь в видении указал место погребения святого, и тело святого было обретено нетленным. Гарник перенес мощи патриарха в деревню Тордан.

Через двести пятьдесят лет византийский император Зенон перенес часть мощей св. Григора в Италию и особым актом ввел святого Григора в ряд вселенских святых. В IX веке византийский император Василий I перенес мощи Григора Просветителя в константинопольский храм Святой Софии, где на внутренней стороне южного купола среди фресковых портретов отцов церкви был и лик святого Григора.

Почитание Григора Просветителя было издавна распространено и на Руси. День памяти святого Григория Армянского был внесен в календарь Русской православной церкви и отмечается ею 30 сентября по старому стилю. В 1557 году на Красной площади в Москве был возведен собор Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), один из притворов которого освятили во имя Григория епископа Великой Армении.

26 июня

Свв. пророка Даниила и трех отроков – Седрака, Мисака, Абеднакова

Когда вавилонский царь Навуходоносор II в VI веке до Р.Х. захватил Иерусалим и увел в раб­ство большое число жителей, Даниил и трое его друзей – Седрак, Мисак, Абеднаков (Анания, Азария, Мисаил) в плену не стали идолопоклонника­ми. За это их бросили в огненную печь, но огонь не тронул их.

Персидский царь Дарий I назначил Дании­ла одним из трех правителей своего государства. Движимые завистью вельможи составили заговор против Даниила и добились того, чтобы пророка бросили в яму со львами. «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист», – так объяснял Даниил свое спасение.

В его пророческой книге, включенной в Ветхий Завет, предсказано пришествие Спасителя, воз­вещено грядущее Царство Небесное, говорится о грядущем Страшном Суде и воскресении мерт­вых. Даниил предсказал смерть Христа и падение Иерусалима.

28 июня

Свв. Армянских Переводчиков – Саака и Месропа (V век)

После создания Месропом Маштоцем в 405 году национальной письменности Католикос Саак I предпринял перевод на армянский язык Библии и других важнейших произведений христианской литературы. На языках мира Священное Писание называют Библией, армяне же называют ее Аствацашунч Богодухновенный. Полный перевод Богодухновенной Книги Католикос Саак Партев, архи­мандрит Месроп Маштоц и их ученики завершили к 428 году.

Когда был осуществлен перевод Библии и мно­гих богословских, философских книг, католикосат основал монастырь Таргманчац (Св. Переводчи­ков), посвященный Сааку, Месропу и их сподвиж­никам, а также утвердил праздник Переводчиков. Переводу обязана своим рождением наша нацио­нальная литература. Недаром этот период армян­ской культуры, продлившийся всего несколько десятилетий, считается Золотым веком, или веком Переводчиков. Говоря словами Лазара Парбеци, «процветали церкви и изучение Библии. Весь край Армянский наполнился богопознанием из духов­ного источника святого патриарха Саака».

Европейские ученые считают армянский пере­вод Священного Писания вершиной переводов Библии. Французский исследователь Ла Кроз на­звал его «королевой переводов», а английский уче­ный Коннибер считал его непревзойденным с точ­ки зрения соответствия оригиналу.

В день праздника Св. Переводчиков в селе Ошакан, где погребен Месроп Маштоц, прово­дятся большие торжества с участием духовенства, писателей и переводчиков, деятелей культуры и искусства.

30 июня

Свв. царя Трдата III, царицы Ашхен и царевны Хосровидухт

В решении царя Трдата III провозгласить хри­стианство государственной религией Армении не­маловажную роль сыграли его сестра Хосровидухт и супруга Ашхен, которых, как и самого Трдата, Армянская Церковь причислила к лику святых.

Царевна Хосровидухт сыграла решающую роль в освобождении из застенка будущего крестителя Армении и ее первого епископа-патриарха Григора Просветителя. По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдаленной Гарнийской крепости, решив удалиться от мирской суеты.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. в Нигерии осуществляется геноцид христианского населения. отчего же главы демократических государств не пресекают это зло?
  2. В чем причина того, что где бы не находились хаи, их преследует этот зло как тень? Что за патологический любофф?
  3. это не просто "тень", это тень, отбрасываемая шайтаном.
  4. Поэтому они боятся света истины...
  5. ты не понял смысл, подразумевается, что шайтан отбрасывает тень на те группы, которые планируют и совершают геноциды.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты