№ 11 (194) Июнь (16–30) 2012 года.

Карен Шахназаров: «Настоящее искусство всегда глубоко личное»

Просмотров: 7024

Карен Шахназаров – известный кинорежиссер, сценарист и продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». На его счету такие ленты, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «Всадник по имени Смерть», «Исчезнувшая империя», «Палата № 6» и др. Недавно состоялась премьера его новой работы – фильма «Белый тигр», снятого по мотивам романа Ильи Бояшова о поединке русского танкиста с призрачным и неуязвимым фашистским танком.

– Карен Георгиевич, Ваш новый фильм «Белый тигр» привлек всеобщее внимание. Почему Вы выбрали именно такой взгляд на Великую Отечественную войну?

– Меня всегда интересовала тема мистики, она проявлялась и в других моих фильмах. И сюжет, предложенный Ильей Бояшовым в его книге «Танкист, или «Белый тигр», показался мне очень интересным с точки зрения возможности совместить мистическую историю и реалии войны. Война сама по себе – некое мистическое действо, она переполнена загадками. Она ведь настолько меняет людей, что они превращаются во что-то или кого-то другого, оказавшись один на один с постоянной угрозой смерти.

– Можно ли сказать, что сейчас идет процесс превращения истории Великой Отечественной войны из документальной стадии в настоящую легенду?

– Да, так и происходит. Для поколения моих детей Великая Отечественная воспринимается так же, как и Первая мировая, обе эти войны от них одинаково далеки. Поэтому современному человеку, если только он не профессиональный историк, документ уже не так интересен. Теперь представляют интерес разные трактовки, взгляд с других ракурсов. Но при этом чем дальше война удаляется во времени, тем более знаковым и принципиальным событием мировой истории она становится. Ведь когда смотришь на эпоху Великой Отечественной войны, то даже самые простые истории становятся поистине эпическими по своему масштабу. Вероятно, потому, что за всю историю человечества именно эта война была тем рубежом, когда мир в своем дальнейшем развитии мог измениться самым коренным образом…

– В чем Вы видите главную идею «Белого тигра»?

– Лично для меня в основе этого фильма оказался вопрос о природе войны. Чем старше я становлюсь, тем больше думаю над ним и тем меньше могу на него ответить. Природа войны – она противоестественна, как пишет Лев Толстой в «Войне и мире», или это все-таки проклятие, присущее роду человеческому и неотделимое от него? Ведь, если вдуматься, история человечества – это и история войны.

Война в широком смысле не прекращалась никогда, даже если вот здесь, в этой точке планеты – мир, где-то все равно кто-то продолжает воевать. Об этом много говорят, войну проклинают, разоблачают тех, кто начинает войны. А война упорно продолжает идти и даже не думает прекращаться… Ведь если вдуматься, то и Вторая мировая не закончилась, она просто обрела другие формы, как та же «холодная война», например. А если посмотреть на наше общество, становится ясно, что и гражданская война никак не завершится… Сейчас многие обращаются ко временам Российской империи, и получается, что наша культура устремлена в далекое прошлое, а целый пласт советского времени выброшен. Советский период был сложный, в нем разное было, но это часть единой и неделимой истории России. Нельзя историю делить на правильную и неправильную, а тем более подгонять ее под свои сиюминутные задачи.

– Вы не раз говорили, что этот ваш первый фильм о Великой Отечественной войне отчасти посвящен и памяти вашего отца-фронтовика. А можно ли подробнее узнать о вашей родословной?

– Мой отец происходил из старинного карабахского княжеского рода Мелик-Шахназарянов. Я слышал некоторые семейные легенды, например, о том, что знаменитый генерал Мадатов, герой войны 1812 года, сподвижник Ермолова, был по происхождению из крестьян, живших на землях моих предков. Он выбился в люди, сделал блестящую карьеру, а однажды, приехав на родину, послал доложить о себе моему прапрадеду. Но мой гордый предок отказался его принять: мол, не подобает природному князю звать в гости мужика. Еще, насколько мне известно, у нас есть родственные связи с Павлом Флоренским, его мать была армянкой, родственницей моих предков.

Дед по отцовской линии был адвокатом в Баку. А мама – из простых крестьян. К моменту моего появления на свет родители жили так бедно, что отцу пришлось отправить маму к родственникам в Краснодар, где я и родился, а потом мама со мной вернулась в Москву.

– Сколько лет творческий человек обречен быть голодным художником? И обязательно ли вообще проходить эту стадию?

– Нет, в этом нет никакой необходимости. И сытые, и голодные бывают талантливыми. В конце концов, великая русская литература была написана сытыми людьми. У них были заботы и горести, но это совсем не то, что оказаться по-настоящему голодным.

– Говорят, что у искусства есть два злейших врага – ремесленник, не осененный талантом, и талант, не владеющий приемами ремесла. Что, как Вам кажется, сильнее всего угнетает искусство сейчас?

– Дело в том, что мы живем в эпоху победившего капитализма. Искусство – удел аристократических или тоталитарных обществ. Там искусство служит каким-то целям, отличным от чисто утилитарных, там оно может быть миссией. Сейчас же искусство держится только на тех, кто никак не может не творить. А в целом чистое искусство, увы, не нужно. К тому же расцвет определенных видов искусства остался в прошлом, это вершины, которые невозможно ни покорить заново, не превзойти. Например, античная скульптура, движение, так удивительно переданное древними греками в камне. Или опера – есть «Аида» и «Пиковая дама», и никакие современные ухищрения их не затмят.

– А как в этом свете выглядит кинематограф?

– Кино – это, я бы сказал, полуискусство, в нем слишком много примет индустрии. А настоящее искусство, оно всегда глубоко личное. То есть важно делать то, что тебе самому интересно. И, конечно, быть максимально искренним. На экране всегда видно, если режиссер снимал фильм, который ему самому заведомо был неинтересен.

– Способно ли искусство в современном мире нести воспитательную функцию и как именно такая задача может быть решена?

– Искусство не может быть совсем лишено идеи, хотя бы такой обобщенной, как разграничение добра и зла. Поэтому в искусстве должна быть воспитательная функция, но не прямолинейная, не набор каких-то догм. Лучше всего, когда искусство способствует развитию личности, чтобы человек сам поднялся на новый уровень. То есть художник должен не поучать, а задавать вопросы, предоставляя нам самим находить ответы, даже если поиск будет трудным. А иногда в том же произведении, где проявился вопрос, можно найти и ответ, и удивиться тому, как просто и ясно автор сформулировал то, что ты пытался нащупать вслепую.

– Существует ли такой кинематографический сюжет, на который можно, скажем так, поймать любого зрителя?

– Подобное немыслимо, да и не нужно. Не может ни в одном виде искусства существовать произведение, которое будет нравиться абсолютно всем. Есть хорошие фильмы, у каждого своя аудитория, она может пересекаться. Но идеального фильма для всех не существует в природе.

– Говорят об особой природе нашего кино. По-Вашему, это действительно так? Может ли российское кино соперничать с голливудским или попытки снимать свои блокбастеры всегда останутся слабым подражанием?

– Голливудское кино – это кино американской империи, находящейся сейчас в своем зените. Следовательно, в любом фильме, так или иначе, будет ощущаться идея, что Америка несет всему остальному миру свет истины. В советском кино этот имперский момент тоже присутствовал, было и соперничество двух кинематографов. Иногда даже впрямую: вот у них есть «Война и мир» – и у нас появляется «Война и мир»… Не думаю, что сейчас российский кинематограф сумеет наладить массовое производство отечественных блокбастеров, он по возможностям и финансовым, и техническим Голливуду сильно уступает. А без запуска такого непрерывного конвейера отдельные проекты погоды не сделают. Да и вряд ли имеет смысл гнаться за Голливудом. Думаю, наш путь – это все-таки кино психологическое, человечное и человеческое, и в зрителе нужно видеть человека, а не только сумму денег, которую он внесет в кассу кинотеатра. На самом деле заранее предугадать, каким получится фильм, элитарно-авторским или кассовым, очень трудно.

– А существует ли такой рубеж, после которого можно определить, что фильм просто сам по себе получился, что он сложился, что картина состоялась? И когда это обычно происходит?

– Да, я замечал такую мистическую штуку: в каждой картине есть момент, когда она начинает жить своей жизнью. И вот тогда ты чувствуешь, что фильм «зацепился», он уже складывается по своим собственным законам, а тебе остается охранять этот процесс. Это правильно, так и должно быть, я всегда очень жду этого момента, поскольку он означает: картина пошла. И она может получиться совсем не той, которая была задумана. Финал может быть совсем иным, нежели представлялось вначале. В моей «Палате № 6» финал получился другой… Да и в «Тигре» далеко не сразу стало ясно, что сцена с Гитлером, рассуждающим о сущности войны, должна непременно оказаться в финале, я пробовал так и эдак – нигде больше она не работает. Бывают такие моменты, когда вдруг находит озарение, и ты осознаешь, что уже практически готовый материал никуда не годится, необходимо все сделать иначе. Конечно, с учетом того, что кино – это, как я сказал, индустрия, огромный сложный механизм. Прокладывать путь, полагаясь на интуицию, очень сложно. Но почти всегда подобные озарения приводят к правильным результатам.

– И отдельные герои, бывает, начинают жить своей жизнью?

– Конечно, и это означает, что они получаются, раз уж выходят из режиссерской воли. Плохо, когда не выходят! Почему случаются такие осечки, бывают разные причины: актер не точен, драматургия не та. На самом деле это довольно трудно объяснить. Я даже не пытаюсь в этом глубоко разбираться – опасаюсь анализировать происходящие в такой момент процессы, режиссеру это не нужно. Бывают ситуации, когда лучше всего просто подчиниться самостоятельной логике происходящего, даже не понимая ее. Часто бывает, что все, что происходит, происходит к лучшему. Это трудно объяснить, но этот принцип работает, самое главное – научиться прислушиваться.

– Есть мнение, что творчество непременно должно быть сложным, временами мучительным процессом. Легко ли Вам даются фильмы?

– Это тяжкий труд – делать кино. Хотя, возможно, кому-то он дается совсем легко… Вернее, так: для меня это одновременно тяжело и легко, и мне это нравится. Поэтому давящего чувства тяжести нет. Снимать на натуре просто физически бывает тяжело – надо рано вставать или дожидаться, пока будет нужное освещение, то, солнца ждешь, то наоборот, когда оно скроется. Когда снимали «Тигра», приходилось и в грязи перемазаться, и померзнуть. Кстати, вся съемочная группа в таких сложных условиях держалась очень достойно. Когда людей что-то объединяет, что они считают важным и нужным, это становится мощнейшим стимулом.

Должен признаться, что я боюсь, когда картина слишком легко идет. Когда все слишком хорошо и все довольны, часто ничего хорошего из этого не выходит. Всегда должно быть нечто, что ты преодолеваешь на последнем вздохе.

– Чего, как Вам кажется, больше всего недостает современному человеку?

– Время сейчас такое, что сплошные ток-шоу повсюду. Пустое, формальное время, в нем нет содержания… Чтобы в полной мере понять, о чем я сейчас сказал, надо почитать старинные хроники, дневники конкистадоров или наших сибирских первопроходцев. Там нет рассуждений – только действие, реальное дело. Мы открыли… основали… построили… добыли… захватили… победили. Они не искали в жизни отвлеченный смысл, они сами были частью жизни. На протяжении многих веков жизнь была очень опасной, и люди это чувствовали. Если ты ездишь верхом, лошадь может понести и сбросить тебя. Если ты плаваешь по морю, то на утлой скорлупке под парусом зависишь от ветра, беззащитен перед штормом, и никто не может гарантировать, что ты доберешься до берега. Поэтому тратить время на пустые разговоры было непозволительной роскошью. Наверное, мы сейчас при всех скорбях очень даже благополучно живем…

– И что делать, чтобы перейти от мечтаний и рассуждений к деятельной жизни?

– А просто надо настроиться, что это твоя жизнь, и сказать себе: я начинаю действовать, делаю то-то и то-то. Пусть я поначалу буду с трудом отвыкать от иллюзий, буду страдать – но делать.

Беседу вела Ольга Шатохина, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Карену Шахназарову давно пора снять фильм на армянскую тему. Интервью Ноеву Ковчегу приветствую,значит Карен еще не потерян для Нас.
  2. Что значит "не потерян"? Шахназаров не великий режиссер всех времен и народов, но художник, у которого свои творческие планы. Захочется делать фильм на армянскую тему - сделает, не захочется - не сделает. Что за непременное и обязательное условие? Помешались вы на армянской теме.
  3. Чего вы расшумелись! Совсем не помешались. Просто КАЖДЫЙ знаменитый армянин, где бы он не проживал, просто ОБЯЗАН прославлять свою нацию, свой народ. Заниматься "армянской тематикой", к тому же, если ее плохо знаешь, совсем не обязательно. Но ХОТЬ РАЗ отметиться на армянском поле просто необходимо. Шахназаров и ему подобные знаменитости просто обязаны прославлять свой народ. Хотя бы один раз в своем творчестве. Это нормально!
  4. Только о себе думать это неправильно. Армяне должы прославлять своих соседей, чтобы люди удостоверились в наличии культуры и скромности у армян. Мозгами иногда шивили, перед тем как, что-то писать.
  5. Монреалец правильно говорит. Это своеобразный долг перед нацией. Каждый армянин обязан прославлять свой народ. И таким будут еще больше гордиться. К примеру, Шахназаров в своем замечательном фильме "Исчезнувшая империя мог бы сделать героя Джигарханяна, известного ученого-археолога, армянином. Почему нет! Среди армян были великие археологи. Но он этого не сделал...
  6. ///Армяне должы прославлять своих соседей, чтобы люди удостоверились в наличии культуры и скромности у армян./// Ну так тебе и карты в руки! Давай, начни со своей стороны, прославлять свою Родину, Армению, "толерантный" ты наш!///Мозгами иногда шивили, перед тем как, что-то писать./// Золотые слова! Гунн, вот и возьми этот принцип на вооружение! А то у тебя, по этой части, пока очень туго идут дела...
  7. Гунн, ты на пенсии? КАк ни зайду сюда - ты тут как тут. Одни твои посты. Нечем заняться или думаешь, что своей писаниной сможешь нас переубедить? Смешной ты человек.
  8. Гунн за эту писанину зарплату получает,это его хлеб.
  9. Карен Шахназаров относится к числу моих любимых режиссеров. Но армянского в нем - ни-че-го! Так воспитали. Все знают, что его отец был крупным чиновником, советником Горбачева. Пример Микояна был у него перед глазами - воспитывай не армянина (чтобы не дай Бог в национализме не обвинили!), а советского человека. Вот и воспитали... Тот же Стас Намин ни на йоту не сделал полезного для исторической родины. А мог бы какой рок-фестиваль в Ереване провести, армянских музыкантов продвигать. Но - ничего не делает. И Шахназаров обходит армянскую тематику стороной. Обидно... Да и что ожидать от человека, который называет своих сыновей-армян (наследников своей фамилии!) именами... Иван и Василий, что??? Я далек от дремучего армянского национализма. Но и шахназаровский "космополитизм", его окончательную ассимилированность? ,безразличие к своим корням не признаю. Повторяю, да, прекрасный режиссер, но армянин - никакой. Не лучше Фили.
  10. Творческая личность не обязана никого прославлять - ни свой народ, ни чужой. Она пишет или снимает кино о том, что ее волнует. Что касается своего народа, то иногда над ним подтрунивают, как это делали итальянские режиссеры, как это делает Кустурица. Слово "прославлять" вообще из советского лексикона - "писатели должны прославлять строителей БАМа. Странно, что вы,неглупые люди, этого не понимаете. Наверное, инженеры или экономисты...
  11. Что вы заладили одно и то же?! Прославлять - не надо понимать буквально! Относиться с иронией, как упомянутые вами итальянцы или грузины в кино, это тоже пример "прославления". Люди в теме. А Шахназаров, к сожалению, "не в теме". И не желает в ней быть. Макс все ясно изложил. А вы прописные истины изрекаете про художника и его роли в искусстве. Не смешно? Не так давно про одного московского скульптора писали - Франгуляна. Тот тоже знаменит, по всему миру его скульптуры стоят. НК его всячески тут нахваливает... А какого черта, если этот Франгулян не делал для Армении ничего и там вообще не бывает?!! Какого черта! Он не армянин! И точка!
  12. Вы пишите о том,что такие как Шахназаров и Франгулян ничего не сделали для Армении.Положа руку на сердце: что вы сделали для Армении? Названные вами личности,известные и полезные для общества люди и даже хватит того,что все знают об их армянской принадлежности.А "Ноев Ковчег" знакомит нас ближе с такими известными и уважаемыми соотечественниками и за это газете большое спасибо.
  13. Уважаемый Макс, как всегда попал в десятку! Все в буквальном смысле, разложил по полочкам. Шахназаров действительно не рыба не мясо, так, что-то среднее. Армянского в нем ничего нет и не будет, из родного только фамилия...Категорически не согласен с Арамом, Шарль Азнавур, тоже мог ничего не делать однако он очень много помогал и продолжает это делать во благо Армении! К тому же, у него душа болит за страну именно этим и объясняется его довольно жесткая критика властей Армении...Сравнивать нас, форумчан, с известными людьми у которых есть и популярность и имя, просто глупо да и возможностей, куда больше чем у нас так что, Арам и здесь ошибается...Почитать нужно исключительно патриотично настроенную интеллигенцию от космополитов, толку нет абсолютно никакого!
  14. Да, Карен Георгиевич не патриот. А в списке 100 НК и он регулярно присутствует и упомянутый выше Франгулян.
  15. ///А в списке 100 НК и он регулярно присутствует и упомянутый выше Франгулян.///Это вне всяких сомнений, весьма прискорбный факт...
  16. Меня не поняли и все же повторю: диктовать художнику тему нельзя. Это касается не только Шахназарова. Что его воспитали в духе космополитизма - скорее всего. Но я склонен согласиться с Арамом: все знают, что он армянин, и это уже хорошо. Так же, как многие знают, что Ежи Кавалерович армянин, хотя тоже ничего армянского не снимал. Некоторые к старости возвращаются к корням, как Анри Верной. Может, и он когда-нибудь вернется. А режиссер он выше среднего уровня,но не выдающийся.
  17. В этом пресловутом списке всегда красуется некий Ара Абрамян. Его сочинские 'патриоты' оказались вандалами, подняли руку на помятник Андранику. Что происходит?
  18. Глупости.Памятник Андранику хотели поставить без надлежащих документов,поэтому установку отложили.А вешать ярлыки_дело нехитрое.И совершенно не хочу защитить Абрамяна,у него одни ошибки.
  19. Не хочу назваться,чтобы не было различных кривотолков.Меня читатели "НК" избирали в список 100 известных армян,спасибо.И я считаю,что каждый армянин,который проявил себя в той или иной сфере может туда попасть.Так вот,если Абрамян,Шахназаров или Франгулян не достойны,пусть читатели о них забудут.Не думаю,что редакция будет против снятия названных армян из списка 2012 года.
  20. Серость на кресле - вот характеристика Шахназарова. А характеристикой постсоветского кино является подражательство и отсутствие интеллектуального составляющего. На казенных деньгах сидят, гуляют с молодыми девушками и занимаются самооплевыванием собственной истории. И естественно, на выходе - пшик. И что может российский киношний чиновник делать для Армении, для чужого государства?
  21. Армяне и азербоны в России соревнуются по многим направлениям, в частности, по памятникам. В Астрахани есть памятник Гейдару Алиеву, должен же быть адекватный ответ? И идет война влияний и мелкий честолюбий с переменным успехом. До потери пульса. Пока все на третьем поколении не станут коренными русскими. У армян хоть окончание фамилий останутся, а у азербонов - ничего.
  22. Да ничего подобного!Эту "лапшу" русскую, себе на уши вешайте, но не нам! Памятник снесли исключительно по ПОЛИТИЧЕСКИМ причинам и нечего нас тут байками кормить! Вопросы с документацией можно было бы уладить за пару недель и установить памятник, но этого сделано не было! И все это из-за шашней русаков с турками, вот это и было истинной причиной в купe с мэром-армянофобом Пахомовым!Мало того, памятник демонстративно снесли именно когда в Армении отмечали день республики...Подло и низко что характерно для вас!
  23. Азеры поставили памятник своему Бабаю Гейдару и в Астрахани, и в Сербии, и еще где-то. Платят - и ставят. Деньги есть. А что местным этот Бабай до лампочки - азиков не смущает. Другое дело, что Астрахань - исторический для армян город. Там община была аж с 17 века. Выходили армянские газеты, функционировали школы, был даже свой суд... Все это утрачено, к великому сожалению. Хорошо еще, что в центре города хачкар установили. Надо больше внимания Астрахани уделять и всем историческим армянским общинам, а не "новоделам" в Сибири и на Дальнем Востоке, где армянам делать нечего.
  24. Надо вещи называть своими именами! В Астрахани, община была утрачена,по одной причине, они там просто все ассимилировались!Видать,такими же армянами были как и наш Карен Шахназаров...Вся наша диаспора, так или иначе, обречена на полное вымирание...
  25. Не надо столько пессимизма, Константин. Мы жили, живем и будем жить и помогать нашей Армении.
  26. Я думал о Евгении Петросяне неважно как об армянине. Оказывается, наш юморист большой и глубокий армянский патриот. Возможхо, такой и Карен Шахназаров. Мы его плохо знаем.
  27. Я-армянин из Сочи и знаю все что происходит у нас лучше,чем вы,сидя или стоя в америках.Меньше читайте второсортную прессу и все будет отлично.
  28. А где памятник Андранику?
  29. Памятник Андранику будет установлен после завершения окончательного согласования места установки.Вы правы в том,что турки хотели противостоять и это им временно удалось,так как некоторые наши соотечественники действовали напролом,без разрешения на установку памятника.Склоняюсь к мысли,что незаконная установка была сделано специально,провокационно,чтобы провалить проект.
  30. ///Я-армянин из Сочи и знаю все что происходит у нас лучше,чем вы,сидя или стоя в америках./// Мы не в каменном веке живем, я достаточно часто общаюсь с армянами из Сочи и я просто передал их настроения, не более того...///Памятник Андранику будет установлен после завершения окончательного согласования места установки.///Очень сомневаюсь в этом...! Вряд ли это произойдет при нынешнем мэре города.///Вы правы в том,что турки хотели противостоять и это им временно удалось.../// Как мы все знаем, нет ничего более постоянного чем временное особенно, в России!
  31. ///Не надо столько пессимизма, Константин. Мы жили, живем и будем жить и помогать нашей Армении./// Значит выходит что правда, у нас теперь уже называется пессимизмом...? В Астрахани армян уже не осталось и это факт ,хоть он и прискорбный... Без Армении, мы как нация, долго не протянем, повальная ассимиляция, страшнее любого, самого кровожадного турка...
  32. Ной, а в чем проявляется патриотизм Евгения Петросяна? Никогда не слышал. Вот "Комеди клаб" - все знают, армянский проект, армяне там "рулят". У Петросяна кроме фамилии, которую, слава богу, не поменял, ничего армянского нет. Поймите же вы главное: армянское происхождение, как бы помягче сказать, является некой обузой, мешает таким людям, как Петросян, Шахназаров, Франгулян, Стас Намин и иже с ними. Поэтому ничего армянского в их творчестве, к сожалению, нет. Они считают, что мыслят "глобально" и разные там национальные рамки только мешают. В России выгодно быть своим, русским. Артур Чилингаров, хотя и совершенно обрусевший, но хоть посещает армянские акции, разные мероприятия, лоббирует интересы Армении. А вышеназванные господа - увы... Разве что на страницах НК появляются. Да в списке 100 этой газеты. Это плохо. Их ТАК воспитали.
  33. Правильно древние говорили, зри в крень!Этническое воспитание,а в нашем случае, полное отсутствие оного и приводит к появлению вот таких вот лиц с непонятной национальностью...Надо уважать страну и обычаи в которой живешь это бесспорно, но терять свое национальное Я, превращаясь в манкурта, просто гибельный для нас путь!
  34. Как-то я видел в Москве афишу Евгения Петросяна о его коцерте в каком-то клубе... 24 апреля. Я ужаснулся. Шур твац, пчацац - подумал. А как актер он велик. В этом году я слушал его интервью одному армянскому телеканалу, не помню, какому. На вопрос журналиста, «Что означает для Вас Армения?», Петросян ответил: «Когда говорят о Родине, я плачу». Всегда веселый юморист с трудом сдерживал слезы... Он был искренен и я изменил свое негативное мнение о нем. Он знаменитый актер-армянин! С него этого достаточно, быть может. Главное, он Армению назвал Родиной. Приезжают в Россию из Армении товарищи и через месяц Армению называют... Исторической Родиной. И это при живой Родине! Эта деревня ныне рулит великой армянской общиной великой страны. Как рулит – все хорошо знают.
  35. А вы ждали, что он ничего хорошего про Армению не скажет? :)) Он же артист... Вот если бы российский телеканал его про это спросил... А тут - ответ очевиден. Единственный вклад Петросяна в общеармянскую копилку - приглашение в свое шоу армянина Карена Аванесяна.
  36. Он взял Карена не потому что он армянин, а потому что смешной.
  37. Вы правы. Потому что если бы все армяне вне Армении брали на работу соотечественников только по этническому признаку, то это было бы убогое зрелище.
  38. Да, Макс прав, Василий и Иван - имена сыновей Шахназарова - не самые распространенные армянские имена :) Тут он явно перегнул... Хотелось так русским понравиться, родственникам супруги???
  39. Странные эти шуртвацы. Когда говорят об экономическом кризине в армении они плачут о своей родине. Они собирают деньги для армении. Они хают Азербайджан всюду где это возможно. Но почему-то они очень хотят приехать (после устранения конфликта) сюда в Азербайджан, а не на свою историческую родину армению. Как это понимать господа армяне? Или они нас за лохов держут, или сами........ Вот я например тоже не лестно отзываюсь об армении. Но, по крайней мере, я туда никогда не вернусь. Даже в мыслях этого нету.
  40. Шахназаров прекрасный профессиональный режиссер и честно делает свое дело. По его интервью заметно, что армянская тема нему НЕ безразлична,критиканы - оставьте его в покое! Он сам знает, что и как ему делать. Пусть найдется какой-либо армянский олигарх, который предложит ему снять кино на АРМНФИЛЬМЕ,и тогда посмотрим, согласится ли он или нет. Дальнейших ему творческих успехов!
  41. Ваан, все верно! А Шахназарову, я думаю, все равно, ругаете вы его или нет.
  42. Талантливый художник, мастер, по праву - ВАРПЕТ. Достоин возглавить список самых знаменитых армян России, хотя бы потому, что не болтает,как иные, а делает дело, которое заставляет им гордиться
  43. Все, кто пытаются укусить Карена за обшлаг штанины, проявляют всего лишь ревность на его талант, показушно прикрываясь национальными идеями..
  44. Предыдущие ораторы не от большого ума тут понаписали. Критиканами обозвали людей. А что плохого в том, что люди ПРИЗЫВАЮТ его и не только его вернуться к своим корням??? Армянин Киркорян и армянин Киркоров - две большие разницы. Почему же мы должны гордиться всеми знаменитыми армянами подряд? А дурачку Гунну вот что скажу. Ни один нормальный армянин не стремится в Бакы! Ни один! Бывшие бакинские армяне скучают по прошлому, по совсем другому Баку. Так что нечего врать! Приедешь туда - а там одни черные, одни чушки шляются по улицам толпами, совсем чужие лица. И все об этом знают. Никто к вам не собирается приезжать, успокойся!
  45. Вчера показывали фильм о Шахназарове. "Жизнь коротка" называется. Слово "армянин" не прозвучало НИ РАЗУ. Один раз сын сказал, что дедушка играл с ним в нарды и даже научил "по-турецки" цифры называть (хотя это по-персидски). Никакого уважения к корням отца и дедушки, которого они, безусловно, любили. Правильно, никакой он армянин! Вот Рубен Дишдишян, к примеру. ОН может снимать любые фильмы. Но на заставке его компании Централпартнершип - Арарат. Все знают, "армянская кинокомпания". Дишдишян там больше не работает, но величественная заставка осталась. Молодец! У Шахназарова, кажется, во всех фильмах только один персонаж-армянин, да и тот отрицательный - некий лектор научного коммунизма по фамилии Григорян ("Исчезнувшая империя").
  46. Да и характер у него, видно, тяжелый, если все три жены ушли от него. Вторая живет здесь, в Америке.
  47. Такое ощущение,будто собрались на скамеечке перед домом старушки и обсуждают нового жильца. При чем здесь, граждане, его личная жизнь и вторая жена? У человека может быть пять жен, он может ходить в публичный дом или заниматься групповым сексом, это не говорит ни о достоинствах его, ни о недостатках. На другом форуме обсуждали еще и личную жизнь Сагабаляна. Какое-то сообщество моралистов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты