№ 11 (194) Июнь (16–30) 2012 года.

Армяне Грузии, или Каков уровень демократии в стране?

Просмотров: 5361

Полиэтническая и мультикультурная, Грузия почти всегда была трудноуязвимой, т.к. в определенном смысле некий этнокультурный баланс играл роль «амортизатора» даже при серьезных потрясениях. Вообще говоря, страну с подобным богатством развалить весьма сложно, ибо для этого необходимы ресурсы всех этнических составляющих, что является задачей не столь уж простой и быстрой. К тому же представители разных национальностей жили в Грузии издревле и были преданы своей стране, что свидетельствует о благоприятном общественно-политическом климате.

Несмотря на это, довольно странным является то, что у нацменьшинств Грузии существует ряд проблем, которые не решены до сих пор, даже несмотря на то, что страна вот уже двадцать лет, как обрела независимость.

Стоит заметить, что, как и в некоторых постсоветских странах, ситуацию в Грузии можно разделить на «столичную» и «периферийную». То же самое касается и нацменьшинств. Проблема их интеграции в грузинское общество стоит остро до сих пор в местах компактного проживания, к примеру, армян и азербайджанцев. Подобной проблемы в столице практически нет – сложно найти, вообще говоря, тбилисца, кто бы не знал грузинского языка. Однако на периферии этот вопрос незнания государственного языка актуален по сей день.

Актуальна и проблема трудоустройства для нацменьшинств, корни которой следует искать в отношении некоторой части самого общества к представителям нетитульной нации. Одним из ярких примеров подобного отношения послужила передача на одном из грузинских телеканалов, в которой ведущая обратилась к гостю с поразительно некорректным вопросом – стеснялся ли он своего армянского происхождения, на что гость ответил положительно, и детектор лжи подтвердил, что ответ являлся правдой. Само по себе наличие данного вопроса в опросном листе для Грузии, идущей по пути демократизации и евроинтеграции, кажется весьма алогичным. В Грузии несколько лет назад бы проведен социологический опрос, имевший целью выяснить степень толерантности населения страны. Один из вопросов звучал так: «Кого бы вы не хотели иметь своим соседом?», а в качестве вариантов были указаны гомосексуалисты, наркоманы, алкоголики, уголовники, сектанты и, как ни странно, армяне. Причем процент в «пользу» последних не был нулевым. То есть косвенно получается, что этот процент был ожидаем либо специально навязан, чтобы кто-нибудь да «клюнул», проголосовав за имеющийся вариант. В любом случае и первое, и второе – неутешительно.

Вообще проблемы армянского населения Грузии начались не вчера, каждая из них является звеном неразрывной цепи, и разрешение ситуации усугубляется именно тем, что ни одно из этих звеньев нельзя скорректировать по отдельности, необходим комплексный подход и тщательная, кропотливая работа по всем направлениям.

Проблем, безусловно, немало, но все же следует разделить их на базовые или даже проблемы-истоки. Одна из них – притеснение по национальному признаку, берущее начало в двадцатых годах прошлого века. Исходя из специфики проблемы, она затронула как армян, так и другие национальности.

Говоря об этих проблемах сегодня, следует отметить наличие определенных людей в структурах власти, но уже – армянской национальности, которые если не стимулируют ассимиляцию, то, по крайней мере, никак не препятствуют данному процессу, прямо или косвенно считаясь при этом представителями армянства Грузии. Постоянный отказ с их стороны признать проблемы грузинского армянства как нацменьшинства на самом деле отнюдь не является выходом из сложившейся ситуации. Положение ухудшается тем, что многие, наиболее острые проблемы либо искусственно преуменьшаются, либо не упоминаются вовсе, что, разумеется, ничего положительного в себе не несет ни для армянства, ни для Грузии в целом.

Не менее актуальна проблема просвещения, а именно: ситуация вокруг армянских школ, в частности, в том, что их постепенно закрывают. К примеру, в Тбилиси за последние несколько лет закрылись несколько таких школ, и единственной полностью армянской является школа №104, находящаяся в центре столицы. Для города с проживающими в нем десятками тысяч армян одной армянской школы явно недостаточно.

Немаловажным в проблеме армянской общины Грузии является агрессия отдельных представителей Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), направленная против всего, что прямым или косвенным образом связано с армянским духовным наследием. Епархия Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), равно как и другие конфессии (за исключением ГПЦ), до сих пор не имеет полноценного юридического статуса, т.е. максимум, что может предложить государство тому или иному религиозному объединению, это положение юридического лица публичного права. Такой статус не наделяет ААЦ правом владения собственностью, т.е. культовыми сооружениями. В данном вопросе следует напомнить, что Грузинская епархия ААЦ вот уже который год добивается возвращения в свое лоно шести церквей, закрытых во время советизации. В то же время необходимо подчеркнуть, что с начала межцерковной тяжбы, при полном попустительстве местных властей, а именно Министерства культуры (на балансе которого и находятся данные храмы), одна из тбилисских церквей рухнула, вторая пережила пожар и впоследствии частично обвалилась, третья до сих пор служит свалкой, четвертая находится в аварийном состоянии...

Среди проблем армянства Грузии особняком стоит положение Самцхе-Джавахетского района. У компактно проживающего в данном регионе Грузии армянского населения немалое количество внутренних проблем, решение которых затягивается.

Прогноз относительно положения армянского населения в Грузии весьма неоднозначен. Сегодняшнее стремление Грузии решить проблемы этнических армян практически неощутимо, что само по себе негативно сказывается на их самосознании, обостряет чувство отчужденности, тем самым тормозя процесс интеграции в грузинское общество. Еще более неутешительным является то, что все это происходит в стране, делающей ставку на демократическое будущее и наносящей тем самым непосредственный удар по своему имиджу. А главное – Грузия испокон веков была государством толерантным, великодушным и благородным, и сегодняшние реалии просто-напросто идут вразрез с ее былой славой и, что немаловажно, бытом.

Арушан Ананов, Тбилиси

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек