№ 11 (194) Июнь (16–30) 2012 года.

Кино: притяжение культурного пространства

Просмотров: 3864

В Ереванском Доме Москвы прошла «Неделя российского кино в Армении». В течение недели на просмотр «зарубежных» фильмов ереванцы приходили целыми семьями, кто-то с ностальгией о старом добром советском кино, кто-то в предвкушении от встреч с российскими артистами. «И хотя мы давно разбрелись по разным квартирам, тем не менее, культурное пространство между нашими странами продолжает существовать», – говорит секретарь Союза кинематографистов РФ Сергей Новожилов, одновременно подчеркнув, что нынешний проект стал возможен благодаря совместному участию нескольких структур, в том числе Министерства культуры РФ и принимающей стороны – Дома Москвы в Ереване, где в течение семи дней показывали российские фильмы, проводили творческие вечера и встречи российских актеров с армянскими зрителями.

В этом году российское кино представляли Сергей Новожилов, Сергей Лось, Игорь Черницкий, Николай Романов, Ия Нинидзе, Геннадий Новиков, Павел Новиков, Илья Калеткин и Андрей Руденский, кстати, не раз смущавшиеся, если поклонники называли их «звездами». Среди приехавших в этот раз можно было встретить и старых знакомых. Игорь Черницкий и Николай Романов в прошлом году показывали ленту «Юнкера» кинокомпании «Черомафильм», а в этот раз привезли новый фильм «Подпоручикъ Ромашовъ», снятый в продолжение первого фильма по мотивам повести А.И. Куприна «Поединок». Как отметил генеральный директор компании «Фест-Синема» Сергей Лось, в нынешний приезд, уже имея определенный опыт, они попытались представить жанровое многообразие современного российского кино, включая боевик, мелодраму, комедию, детское кино и документалистику. Кроме военной мелодрамы «Подпоручикъ Ромашовъ», армянские зрители посмотрели детскую приключенческую комедию Николая  Щербакова «Кладоискатели», документальный фильм «Строгая страна», мелодраму Дмитрия Астрахана «Ночной таверны огонек», а также фильм Сергея Маховикова «Тихая застава», открывший «Неделю российского кино в Армении». Завершился фестиваль комедией «О чем еще говорят мужчины». Это совместная работа режиссера Дмитрия Дьяченко и «Квартета И», создавших самые кассовые российские комедии последних лет – «День выборов», «День радио» и «О чем говорят мужчины».

Выбрать в столь яркой афише что-то конкретное было трудно, а потому зрительские симпатии охватывали всю палитру представленной россиянами фильмографии. Как потом признавались в кулуарах, соскучились по настоящему, а не сериальному кино, и, видимо, поэтому зал всегда был забит до отказа. «Российские фильмы востребованы в Армении, но, к сожалению, не демонстрируются на больших экранах наших кинотеатров, больше ориентированных на голливудский ширпотреб, – поддержала тему директор Ереванского Дома Москвы Армине Тутунджян. – А так как данная ниша не занята, то мы решили заполнить ее, причем на постоянной основе». Кстати, что касается «основ», то одним из принципов пропаганды российского искусства в Ереванском Доме Москвы можно назвать отсутствие финансовых проблем у киноманов: вход на киносеансы здесь бесплатный для всех. Впрочем, как говорят сами зрители, «Неделя российского кино в Армении», которая проходит уже в третий раз, вызывает особые чувства: это не только знакомство с современными фильмами российского проката, но еще и встречи с любимыми актерами на творческих вечерах, где между талантами и поклонниками происходит взаимное общение по различным темам.

Среди фильмов, демонстрировавшихся в Ереване на «Неделе российского кино в Армении», зрители с особым нетерпением ждали премьеру документального фильма петербургского режиссера Геннадия Новикова «Строгая страна», которую он сам охарактеризовал, как русский взгляд на принятие христианства в Армении. И хотя лента вызвала неоднозначную реакцию, тем не менее, заинтересованность российских кинематографистов данной тематикой уже можно назвать положительным явлением. Кстати, автор тоже признается, что армянская тема для него новая и, можно сказать, специфичная, а потому он пока не предполагает географии ее проката. Хотя тут же замечает, что увиденное им в Армении хотел бы сделать достоянием широкой зрительской аудитории России. «Главным и весьма серьезным мотивом для моего путешествия послужил тот факт, что Армения первая в мире страна, принявшая христианство на уровне государственной религии, – говорит он. – Меня интригует культура людей, которые волею истории стали первыми христианами и которые пострадали больше всего остального христианского мира. Армянский народ строил и созидал, мы же все подхватили вслед за вами, не приложив тех усилий, которые приложили вы в борьбе за веру. Поэтому в фильме я попытался отобразить первозданный мир христианской Армении таким, каким ощутил его сам на отдаленных горных серпантинах: любовь к покорившей меня земле и народ, сохранивший то, что называется христианским укладом, уставом, моралью».

И хотя Геннадий Новиков называет себя человеком светским, тем не менее, с гордостью рассказывает, что еще с детства дружил с будущим настоятелем Великорецкого монастыря в Кирове игуменом Тихоном, получившим когда-то образование театрального режиссера. «Но в начале 90-х годов он решил в корне поменять свою судьбу, что, впрочем, совершенно не помешало нашему общению, к сожалению, за суетностью времени сегодня не столь частому. Но своим поступком он, пожалуй, еще больше укрепил мою веру в Бога и восприятие христианских ценностей. Примерно в те же годы мне довелось познакомиться с оператором и очень интересным человеком Артемом Мелкумяном, благодаря которому появилась задумка о христианской Армении. Двадцать лет я мечтал побывать на его земле, чтобы понять, какая сила рождает такие сильные характеры. А когда чего-то очень хочется, то оно обязательно сбывается, – говорит режиссер и добавляет, что неожиданное приглашение священнослужителя воспринял как знак свыше. – Два года назад у игумена Тихона умерла мама по имени Рипсимия. В память о ней он решил совершить паломничество по святым местам Армении, предложив мне в ноябре прошлого года сопровождать его в качестве документалиста». Сценарий заранее не писался, не было надуманных постановочных сцен, и, что самое главное, снимать можно было практически свободно: запретов ни в одной армянской церкви им не чинили. За три съемочных дня в сопровождении дьякона Арама Оганесяна из церкви Григория Просветителя небольшая делегация посетила семь храмов, среди которых особенно запомнились Хор Вирап, Гегард, кафедральный собор. И, конечно, церковь Святой Рипсиме в Первопрестольном Эчмиадзине, где, спустившись в склеп с мощами великомученицы, отец Тихон (или в данной ситуации скорее сын Рипсимии) помолился. «Это была уже не просто благая миссия священнослужителя, а чувства и переживания простого человека, христианина, – рассказывает собеседник. – Но, к сожалению, даже современный кинематограф беспомощен в передаче всей гаммы ощущений света и благодати, которая исходит от верующего человека в минуты духовного напряжения».

В процессе съемок Геннадий Новиков постоянно наблюдал и фиксировал то, что интуитивно притягивало его, и то, что считал важным донести до зрителя. Попутно делал заметки, записывал мысли и комментарии к увиденному и услышанному, чтобы затем при монтаже внести в сюжет (как того требуют законы кино) две параллели: от отца Тихона и от автора. В фильме тесно переплелись размышления о суетности мирского бытия и христианской добродетели в строгой стране, что особенно остро ощущалось на фоне горного ландшафта из камней и скупых пейзажей. «Я не задавался целью снять красоту природного великолепия, как, скажем, японец, фотографирующий своей техникой все, что видит в дальних краях. Для меня важнее было запечатлеть строгий фон как свидетеля истории, рассказывающего о стойких людях, которые, пережив достаточно суровые испытания – лишения, войны, геноцид, скитания по миру – выжили! Потому как не могли не выжить!» – считает режиссер.

Признается, что о своем фильме трудно говорить. Из пятичасового материала он сделал пятидесятиминутный фильм. Но до самого последнего момента ему постоянно казалось, что опять что-то недоработал или что-то сделал не так. Говорит, что даже по ночам просыпался, заново перезаписывая текст, чтобы зрители поняли и восприняли весь философский смысл, вложенный в его картину. Поэтому на первый показ своего детища приехал в Армению с волнением: как примет фильм армянский зритель?

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. все это замечательно, но кто-нибудь знает этих российских кинематографистов? Или в Ереван послали "второй эшелон"?
  2. Похоже, вы правы. Элита соберется через пару недель - на фестивале "Золотой абрикос".
  3. Нам необходимо пиарить "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС"
  4. Пиарить надо не только "Золотой абрикос". Но для этого надо иметь под рукой более масштабные средства массовой информации, а не только армянские, рассчитанные только на соотечественников.
  5. Ани права, в данном случае нужно пиарить этот замечательный фестиваль - ЗОЛОТОЙ АБРИКОС. Он уже состоялся. А какие СМИ использовать - это уже другой вопрос. Тут даже форумы хороши.
  6. "Золотой абрикос" становится нашим мировым брендом. Надо трубить о нем ПОВСЮДУ. Успехов кинофестивалю!
  7. Форумы армян посещают в основном армяне, армянскую прессу читают в основном армяне, армянские телеканалы смотрят армяне, да и то не все. Мы так и научились "трубить" о себе с престижных, не армянских площадок. Другие по этому поводу говорят: "ну, это их армянские дела".
  8. P.S.так и не научились...
  9. Но надо стараться. Причем здесь - не научились? "Золотой абрикос" того стоит. Азики читают армянские СМИ, пусть завидуют!
  10. Дорогой монреалец, в том-то и дело, что мы постоянно сравниваем себя с "азиками", будто нет на свете других народов. В регионе слепых и кривой король. С кем соревнуешься, того и достоин.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты