№ 13 (196) Июль (16–31) 2012 года.

Политическое дерби: кто принесет народу больше пользы?

Просмотров: 2871

Июль начался с событий, свидетельствующих о встревоженности правительства во главе с президентом и его окружением. Такое состояние легко объясняется меняющейся на глазах политической конфигурацией, обусловленной наступлением на власть оппозиционной коалиции «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили. Правительство Михаила Саакашвили убедилось, что это резонансное движение принимает широкий размах, обретая нешуточные масштабы.

Власти Грузии укрепляют бастионы перед парламентскими выборами

И вот после относительно «спокойного» существования последних лет, когда властям приходилось иметь дело с недостаточно конкурентоспособными соперниками, в условиях в целом успешного реформаторского курса президент и его министры внезапно спохватились, наконец-то ощутив перемены политического климата и трансформацию общественных настроений. Вместо разговоров об образцовости демократических процессов и прочих достижений общественность вдруг услышала беспрецедентное признание: сделано было недостаточно, особенно для «каждого гражданина и для каждой семьи». Возник тотчас слоган: «Больше пользы каждой семье!» Суть признания состоит в том, что деятельность правительства, увы, была явно недостаточно ориентирована на социальную защищенность граждан. Более того, законодательные меры, которыми руководствуется экономическая политика, как и исполнительные, за минувшие после «революции роз» годы обошли пути к реальному преодолению безработицы, обложив население поборами и штрафами, ввергнув их в кабальные банковские путы и прочие долги, а заодно – в непрестанные размышления о тяготах выживания.

Правящей элите все же следовало предвидеть, что людей охватит жажда иного обновления, связанного со щадящими условиями жизни, с перспективой избавления от множества социальных угроз и вызовов. И позаботиться об этих мерах вовремя. Опоздав, президент решил обновить само правительство и назначить приближенного к себе главу МВД Вано Мерабишвили на должность премьер-министра. Его место занял другой силовик – теперь уже бывший министр обороны Бачо Ахалая, представляющий, как говорят посвященные, также приближенный к президенту влиятельный западногрузинский клан. Военное ведомство возглавил ныне экс-министр образования и науки Дмитрий Шашкин. Все трое, с точки зрения Саакашвили, зарекомендовали себя как «успешные менеджеры». Впрочем, неплохим менеджером считался и прежний премьер Ника Гилаури (ему поручили руководить Партнерским инвестиционным фондом правительства), однако он был лишь «хозяйственником», пусть и вполне профессиональным, а тут стала необходимой именно политическая фигура, да потверже и посильнее, и именно в свете наиболее актуальных потребностей и приоритетов. Попутно сообщим, что пришлось заменить и министра по делам беженцев, который время от времени, выполняя указания сверху, был вынужден заниматься выдворением из незаконно захваченных помещений перемещенных из Абхазии и Осетии лиц. Последние отчаянно сопротивлялись и периодически устраивали акции протеста, а в одном случае имела место даже попытка суицида. Они цеплялись за возможность жить в Тбилиси, поскольку уже нашли здесь какие-то источники существования. Множеству семей беженцев, надо отдать должное, в различных регионах были предоставлены удобные жилые помещения в специально возведенных по распоряжению президента домах, и процесс строительства таких городков контролировал Вано Мерабишвили. Отстранение главы ведомства, выполнявшего непростую работу и снискавшего не лучшую репутацию у беженцев, думается, рассматривается властями и как способ избежать риска потери голосов десятков тысяч избирателей.

Стратегическая цель перемещений, срочно инициированных президентом и не лишенных определенного налета нервозности, очевидна. Если коротко, то самое главное – политическое обоснование права на дальнейшее пребывание правящей элиты во власти и, конечно, возвращение и укрепление доверия избирателей перед выборами, до которых осталось, кстати говоря, около трех месяцев. Для этого политическая верхушка решила надежно подстраховаться и использовать весь свой административный ресурс, в частности, в лице правоохранительных органов и других силовых структур. Михаил Саакашвили и его соратники не могли не заметить, что его главные политические оппоненты перехватывают инициативу и завоевывают симпатии значительной части изнуренного невзгодами населения. Их посетило важное осознание критичности момента: прежние попытки внушить гражданам мысль о необратимо наступающем благоденствии утратили новизну и былым доверием не пользуются. Как утверждают в оппозиционных кругах, малоэффективно уже и традиционное стремление объяснить нарастающую активность оппозиции происками российских спецслужб.

К такому пониманию правящая элита пришла после того, как Бидзина Иванишвили, руководитель оппозиционной «Грузинской мечты», бросая решительный вызов президенту и правительству, организовал несколько манифестаций, демонстрируя вероятное число своих сторонников. К тому времени он имел репутацию благотворителя, не пожалевшего миллиарда для реализации множества проектов, но затем разошелся во взглядах с правителями. Иванишвили поясняет, что ничего невозможного он не обещает, так как все его проекты вполне жизнеспособны, и пусть не сразу, но непременно, шаг за шагом, результаты деятельности коалиции после победы на выборах «станут все более ощутимыми для каждой семьи». Прежде всего это касается безработицы – проблемы, для решения которой, говорит он, правительство специальной программой и ресурсами не озаботилось. Сельское хозяйство получит серьезные инвестиции, объем которых выразится минимум в миллиарде лари, а это около 650 млн долларов. Зарплата преподавателей и врачей, по словам Иванишвили, будет повышена, пенсия достигнет размеров, соответствующих реальному прожиточному минимуму. Коммунальные услуги, включая цены на электричество, газ и воду, будут значительно снижены.

Подчеркнем, что власти, обеспокоенные ростом симпатий общественности к миллиардеру – как в центре, так и в регионах, – продолжают принимать меры, всячески стараясь ослабить политическое влияние нового оппозиционного лидера и сузить его неограниченные, по сути, финансовые возможности. Но не всегда достигают нужного им результата. Скорее эти меры, по мнению наблюдателей, приводят к росту солидарности сторонников Иванишвили и усилению протестной волны. В числе акций такого рода – нападение в октябре на инкассаторскую машину «Карту-банка» и захват огромной суммы, позже возвращенной, но без извинений; акция по разоружению (временному, конечно) личной охраны миллиардера; лишение Б. Иванишвили гражданства Грузии и соответственно судебные тяжбы, которые имеют перспективу рассмотрения в европейских инстанциях. Правоохранительные органы – по причине различных действий, квалифицированных как правонарушения (скажем, нарушения закона при финансировании политических партий), – наложили на имущество благотворителя штраф в размере 148 миллионов лари (около 92 млн долл.), однако затем сократили эту сумму вдвое. Иванишвили, считая штраф незаконным, отказался выплачивать деньги, после чего часть его имущества была арестована и выставлена на аукцион для продажи. Исполнительное бюро уточнило, что в случае выплаты Б. Иванишвили наложенного на него штрафа аукцион не состоится, а с имущества миллиардера арест будет снят. А если он платить штраф не станет? В этом случае имущество главы «Грузинской мечты», выставленное на аукцион, если не найдется покупатель (а он вряд ли найдется), скорее всего будет передано государству.

В первые дни июля парламентское большинство 102 голосами утвердило Вано Мерабишвили на должность премьер-министра. Семь голосов было подано против, и все они принадлежали малочисленным оппозиционным фракциям. К примеру, в своих комментариях законодатели от Христианско-демократической партии заявили, что считают обещания нового премьера запоздалыми, вынужденными и не вполне реалистичными. Инициативы, как формулируют эти «придирчивые» парламентарии, рассчитаны на пиар в преддверии парламентских выборов и решающей борьбы за места на политическом олимпе. И хотя президент Грузии уверяет, что Мерабишвили успешно справится с новыми обязанностями, его оппоненты настроены иначе. Мерабишвили, считает президент, проявил себя с лучшей стороны на посту министра внутренних дел, выполняя порученные задания. Направлял процессы по созданию патрульной полиции, сломал хребет коррупции, справился с криминальными авторитетами, вел строительство целых городков, где получили квартиры беженцы, в том числе и после войны в августе 2008 года. «Сейчас же перед ним стоит новая задача – выполнение программы, направленной на улучшение положения каждого гражданина страны, и я уверен, что он так же уложит безработицу на лопатки, как ранее это удалось сделать с коррупцией и преступностью», – верит президент. И обозначает три кардинальных направления в работе Мерабишвили: решение проблемы безработицы, поступательное развитие сельского хозяйства и доступность медицинского обслуживания. Сам же Мерабишвили, от которого ждут теперь чудесных социальных преобразований, представляя в парламенте программу, которую впору назвать «проектом экстренных мероприятий», заявил: «На нужды здравоохранения будет выделено 3 миллиарда лари, включая средства на социальные пособия и другие меры. На поддержку сельского хозяйства направим 4 миллиарда лари и столько же – на финансирование системы образования». То есть речь идет о цифрах, призванных нейтрализовать впечатление от обещаний Иванишвили.

Но это, конечно, не все. Войдет в силу, по словам Мерабишвили, и обещание президента поднять размер пенсий до 100 долларов. Уже с 1 сентября все пенсионеры будут социально застрахованы, так же как и все лица дошкольного возраста. С того же дня, просит не сомневаться глава правительства, страховые полисы в целом получат почти 2,4 миллиона человек. «За восемь минувших лет мы увеличили число застрахованных людей в сто раз, – заявил Мерабишвили. – В мире нет другой такой страны, которая так скоро добилась бы подобного результата. Соответственно и здравоохранение станет доступным для каждого и всех вместе». Взято обязательство создать в сельском хозяйстве 500 новых предприятий, приобрести как минимум «две тысячи новых тракторов, комбайнов и агрегатов, чтобы техникой мог пользоваться каждый крестьянин». Принято еще одно обязательство – удвоить в будущем году производство сельхозпродукции. Есть твердое намерение осуществить солидные инвестиции в систему образования. Наконец, прозвучала готовность начать в январе 2013 года раздачу каждой семье ваучеров на 1 тысячу лари (примерно 620 долларов) с их использованием в течение четырех лет. В частности, даются пояснения: можно будет покрыть задолженность по коммунальным услугам, приобрести необходимые семьям предметы, определенные этими целевыми ваучерами.

Эксперты в области экономики считают эти посулы не вполне реальными, обращая внимание общественности на стремление власти «получить большинство голосов всеми правдами и неправдами» в ходе предстоящих выборов. Власти тем временем пытаются использовать еще один политический ход, когда говорят о решении Москвы провести военно-тактические учения вблизи от российско-грузинской границы и именно в напряженный период парламентских выборов. В этом контексте любопытно мнение грузинского эксперта Мамуки Арешидзе. Он считает, что решение о назначении премьер-министром именно Мерабишвили могло быть продиктовано не только внутренними факторами, но и иными, важными для Саакашвили соображениями. Эксперт упоминает о возможности косвенного вмешательства внешних сил, которые вполне могли указать главе Грузии на целесообразность подобного шага. Исходя из этого, он предполагает, что такое вмешательство и произошло, что вынудило Саакашвили решиться на замену премьера. Почему выбран именно Мерабишвили? Как полагает Арешидзе, это тот человек, у которого сложились наиболее упорядоченные отношения с российскими силовыми ведомствами.

В независимой газете «Алиа» Арешидзе напоминает о недавнем заявлении Саакашвили, что «российские войска покинут Грузию намного раньше, чем многие себе представляют». «Сначала я подумал, что это очередное абсурдное заявление, но потом поинтересовался его вероятными причинами, – пояснил М. Арешидзе. – Затем появилось подозрение, что у Тбилиси могли действительно состояться кулуарные переговоры с российской стороной, ведь вскоре после того заявления Мерабишвили и вступил в должность, что должно было стать определенным сигналом для Москвы».

Если какой-то диалог между Тбилиси и Москвой все-таки мог иметь место – а основанием для этой догадки служат ведомственные, делового порядка, контакты Мерабишвили с российской стороной, – то и получается, что премьер может при случае стать своего рода негласным медиатором между официальным Тбилиси – президентом, с которым Кремль после войны в августе 2008 года наотрез отказался поддерживать контакты, – и российским руководством. Впрочем, степень правомерности подобного взгляда, вызывающего отчасти некоторые сомнения, может определить только время. Примечательно, что эксперты советуют учесть недовольство Саакашвили той неоднозначно выраженной поддержкой, которую ему – без прежнего пиетета – выразила госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе недавнего посещения Грузии.

В Вашингтоне, судя по всему, не склонны к тому, чтобы глава грузинского государства продолжал руководить страной после истечения двух президентских сроков. По крайней мере, наблюдатели подметили, что Клинтон осталась довольна беседой только с двумя политиками, представляющими официальную сторону – главой парламента Давидом Бакрадзе и тогдашним премьер-министром Никой Гилаури. Сместив последнего, Саакашвили так или иначе пожертвовал человеком, завоевавшим симпатии не кого-нибудь, а одного из наиболее влиятельных лиц мировой политики. То есть выходит, что президент мог проигнорировать мнение госпожи Клинтон. Поэтому представляется не лишенным оснований предположение, что назначение Мерабишвили является определенным сигналом и для Вашингтона, предупреждением о необязательной ему подчиненности, когда судьбе правящей партии и перспективам ее доминирования брошен очевидный опасный за все последние годы вызов. Пусть даже все это и соответствует правилам демократической игры.

Нодар Броладзе, Тбилиси

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 31 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А нам то какой толк от всего этого?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты