№ 13 (196) Июль (16–31) 2012 года.

Приграничная полоса

Просмотров: 1903

Из Саратова в обнимку с саженцем березки приезжает в Армению девушка-тростиночка. Ищет могилу отца, погибшего в Карабахской войне. В этих поисках сопровождают ее командир отряда, в котором воевал ее отец, и два его фронтовых товарища. Находят могилу на азербайджанской стороне. Под покровом ночи перебегают границу, сажают березку, и тут возникает воинственно настроенный пожилой азербайджанец с ружьем. «Армяне?» – спрашивает старик, вскидывая ружье. Просто люди, оставшиеся в живых после страшной войны. Просто девушка, склонившаяся над могилой отца. Ну, а где проходит линия границы – мертвым это неважно…

Старик понимает. Опускает ружье и сообщает, что на этой войне погиб и его сын, могила которого находится на армянской стороне. Можно догадаться, что в финале герои фильма, вернувшись на свою территорию, посадят деревце и на могиле азербайджанского парня. При всей простоте, сентиментальности (возможно, и некоторой надуманности) сюжета лента продюсера и исполнителя главной роли Микаела Погосяна и режиссера Натальи Беляускене «Если все…» кажется мне знаковой и очень своевременной. Я не стану вдаваться в киноведческий анализ и отбивать хлеб у критиков. Не собираюсь также рассуждать о том, кто прав, кто виноват, кто победил, кто проиграл. По-моему, на всякой войне проигрыш делится поровну, выигрывают же массовики-затейники. Скажу только о первом впечатлении, оставшемся от просмотра фильма в кинотеатре «Ролан», где картина демонстрировалась в рамках 34-го Московского международного фестиваля.

Фильм от начала и до конца смотрится с неослабевающим интересом, хотя нет в нем драматургических перипетий, закрученного сюжета, выстрелов или погонь. Есть другое: живые характеры и человеческие взаимоотношения, которым веришь, сопереживаешь и сочувствуешь, – это главная составляющая всякого искусства. И что важно – нет набившей оскомину политики, нет ложного пафоса, характерного для этой непростой темы. Я, признаться, с опаской ждал, глядя на экран, – вот-вот начнут бить себя в грудь и говорить трескучие фразы, вот-вот пойдет фанфарная публицистика, вот-вот подсунут зрителю идеологические клише. Рад, что не дождался.

Это кино про дорогу, проложенную после войны. Фильм- дорога, если говорить о жанре. Дорога, по которой едут четыре человека – одна девушка и трое мужчин, – и мы, зрители, сопровождая их из одного селения в другое, открываем для себя странное, необъяснимое обстоятельство: за время пути мы успели полюбить этих людей. За что – неведомо: не супермены, не красавцы, не интеллектуалы. Однако с ними вместе всю дорогу смеялись, ссорились, мирились, плакали, пели, плясали, снова ссорились, снова мирились и ехали дальше. Должно быть, я думаю, здесь как раз имеет место та «непростая простота», о которой часто говорит режиссер Нерсес Оганесян, тоже, кстати, побывавший на этом просмотре в кинотеатре «Ролан» и под конец прокричавший «браво». «У такой простоты, – объясняет режиссер, – сложная химическая формула, и именно такие на первый взгляд «простые» ленты становятся народными». Я лично смотрю всякое и разное кино, но наиболее любимые мои фильмы «народными» никак не назовешь. Однако в том и парадокс, что, к примеру, «Невесту с Севера» того же Нерсеса Оганесяна смотрел неоднократно, каждый раз задаваясь вопросом: что же в этом незамысловатом, прямо скажем, наивном кино такого, что производит на меня, поклонника Феллини, Годара, Бергмана, Вуди Алена и Ларса фон Триера, столь гипнотическое и успокаивающее воздействие? И сам себе отвечал: узнаваемость. Конечно, узнаваемость. Но узнаваемость узнаваемости рознь. Ведь и в сериалах есть узнаваемость и своя степень «народности», от которой нормального человека воротит. Значит, не только узнаваемость. Значит, узнаваемость плюс что-то еще. Что-то важное. Тут и следовало бы расшифровать сложную «химическую формулу», о которой говорил режиссер Оганесян, но я этого делать не стану. Я уважаю читателя и не хочу напрягать его умозрительными отступлениями. Лучше обращу ваше (и свое) внимание вот на что.

Народное кино или авторское, для всех оно или не для всех – не так важно, лишь бы кино в меня проникало. Не пошлость, не зубоскальство и не показная сложность, когда правой рукой за левое ухо типа «я самовыражаюсь». Я глубоко убежден, что кино, как, впрочем, и литература, может быть умным и вместе с тем нескучным. Советское «народное кино», мне не дадут соврать, сразу же становилось любимым для всех народов, населяющих страну, несмотря на разность традиций и менталитетов. После распада общего культурного пространства национальные искусства в мгновение ока превратились в продукт исключительно местного значения и внутреннего применения. В этом тупиковом раскладе армянам несколько повезло, потому что свои работы они показывают соотечественникам в России, в Европе, в Америке, и есть вероятность, что на просмотр забредут представители других народов. Самодостаточность и замкнутость малых культур – факт печальный, но небезнадежный. Сумел же Кустурица показать миру свой маленький народ. А Маркес – свой. Снова и снова надо говорить об узнаваемости, но уже не языковой, не этнической, а иной, более масштабной. Тут «химический состав» сложнее. Ирония, самоирония, взгляд на себя изнутри и со стороны, и при этом «лица особое выражение». Таков, мне кажется, перспективный путь. Сказать легко, сделать непросто. Говорят, количество рано или поздно перетекает в качество. Не знаю, насколько это так, но если бы кино зависело не от доброжелательности отдельных спонсоров, а обрело бы характер непрерывного и хорошо налаженного производства (как это было прежде), то мы имели бы сегодня масштабное кино. Кино как искусство.

Как я уже сказал, «Если все…» – явление знаковое, своевременное. Знаковость заключается и в том, что картина эта совместная. Режиссер российский – Наталья Беляускене. Раньше она снимала детективы. Хороша работа оператора Ивана Бартова. Прекрасно исполняет свою роль молодая дебютантка Катя Шитова. Она в этой ленте столь очаровательна и непосредственна, что ради нее возникает желание посмотреть ленту еще раз. В реальности просто приятная девушка, но совершенно иное впечатление от экранного образа. Значит, хорошая актриса. Хотя, как я понял, дальнейшую карьеру она выбрала совсем не актерскую. Может, оно и к лучшему: актрисам после первого успеха приходится всю жизнь тужиться, чтобы доказать, что они так же хороши, – страшное дело. Убедительны все главные персонажи этого фильма. Убедительно все, что они делают и о чем говорят. Будто не играют, а живут своей жизнью. Все здесь уместно, кроме, пожалуй, последнего эпизода, где героев избивают хозяева украденного джипа. Для чего? Чтобы один из них сказал другому: «И ради них мы воевали?» Совершенно ненужная «идейная» реплика. Или для того, чтобы девушка появилась у обрыва и, увидев валяющихся в траве избитых героев, спросила на карабахском диалекте: «Лох лява?» Смешно. Но попробуйте перевести это (как и все диалектизмы этой картины) на любой другой язык – и причина всеобщего смеха станет менее понятной. «Все хорошо?» – спросила девушка, и герои войны стали корчиться от смеха. Замечательно, что эта история заканчивается всеобщим смехом. Подступить к нему надо было как-то иначе. Это дело драматурга. Однако лента уже готова, а я с самого начала обещал не погружаться в киноведческий анализ. Мне здесь важна тема. Мир после войны. Каким он должен быть? Важно желание авторов найти тот стиль, ту тональность, ту манеру поведения, которые необходимы сегодня на приграничной полосе не только с соседями, но и со всем остальным не столь уж необъятным миром.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я был на том просмотре, и должен сказать, автор почти не коснулся слабых сторон фильма, обезопасив себя заявлением, что не хочет вдаваться в киноведческий анализ. Хотя общую позицию разделяю.
  2. "Мир после войны." Написал автор.______________________________________ Вот именно, ПОСЛЕ ВОЙНЫ!А не до и не во время войны. А ведь сейчас война продолжается, гибнут наши солдаты, и может в любой момент начаться эскалация.В такое время, на мой взгляд, другие фильмы актуальны, а не эта разлюли-малина. И еще, автор написал: "По-моему, на всякой войне проигрыш делится поровну, выигрывают же массовики-затейники." _______________________________Позвольте спросить, это Вы и о войне в Арцахе такого мнения? Если так, то грустно и поразительно паскудно.
  3. Думаю, автор имел в виду войну как таковую, как взаимное истребление. Грустно как раз то, что эскалация продолжается, и под пулю могу попасть ваши дети или ваши родные.
  4. Георгий! Знаете, почему СССР победил нацистскую Германию? По многим причинам.Но одна из главнейших, если не самая главная заключалась в том, что основным лозунгом, основной целью, основным желанием и чаянием миллионов солдат было "УБЕЙ НЕМЦА!". А если бы солдаты шли в бой с мыслями о взаимном истреблении, что это не хорошо, антигуманно, бессмысленно, то проиграли бы неминуемо. Это потом, после войны, после победы может появится жалость к врагу, можно всеръез обсуждать античеловеческий характер войны и тд. ПОТОМ! Но не во время войны, когда либо ты, либо тебя. А у нас сейчас именно такое время.И поэтому то, что гуманно и человечно, вообще, превращается в свою противоположность во время войны, становится крайне вредным, граничащим с изменой и предательством.
  5. именно поэтому нужно всеми силами предотвратить новую войну - чтобы народы не превратились в группы зверей. А насчёт лозунга "убей немца", не всё так просто. лозунг был выдвинут одним второсортным поэтом в разгар войны и, тогда же был опровергнут политическим руководством страны. в генезисе ВОВ не всё чисто.
  6. Я ситуацию вижу таким образом: Во-первых, война уже давно идет,напраженность возрастает, солдаты гибнут, режим прекращения нарушается сотни раз за неделю, так что вопрос ее предотвращения, увы, отпадает.Просто на любой войне бывают периоды относительного затишья и эскалации боевых действий.Во-вторых, предотвращают войну не такого рода фильмы, а сильная армия и уверенность агрессора в том, что ответный удар будет сокрушительным и неизбежным. Я не считаю К.Симонова "второсортным" поэтом, также как И.Эренбурга не считаю "второсортным" писателем, но это дело вкуса.Но суть в том, что если в самом начале ВОВ думали, что у немецких рабочих проснется "классовая солидарность" и "совесть" и они не пойдут на советских рабочих, в результате чего получили поражения, отступления по всем фронтам и врага у Москвы и Ленинграда.Но вот когда идеология сменилась на "Убей немца!", дела пошли лучше.
  7. Что ж, с другой стороны, соответственно, появится лозунг "убей армянина", и процесс этот станет бесконечным. А насчет измены и предательства Вы погорячились. Если окрестить изменой любую мысль, которая нам не нравится, станем убивать уже своих, а не чужих.
  8. А лозунг "убей армянина" уже давно появился.Этому лозунгу уже много веков и наиболее сильно он проявился в 1915-22 гг. А наши высокоинтеллектуальные "интеллигенты" о армяно-турецкой дружбе талдычили, о мире и гуманизме, о том, что нельзя убивать друг друга и тд.В результате получили то, что имеем сейчас.И если отстояли хоть что-то, то благодаря решительной борьбе и вооруженному сопротивлению.Именно так отстояли Зангезур, именно так победили под Сардарапатом, именно так победили в Арцахе. Мысль я не называл изменой и предательством, не передергивайте. Но если в воюющей стране, воюющий народ призывают не к сопротивлению и отпору врагу любыми способами и средствами, а снимают такого рода фильмы и призывают к братанию с врагом и пр., то это однозначно подрывает обороноспособность армии, ее боевой дух, и это ГРАНИЧИТ С ИЗМЕНОЙ И ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.Разве не так?
  9. войны между АР и РА в настоящее время нет. А в истории 1941-42 гг. вам нужно ещё углублять свои знания.
  10. Война есть между АР и НКР. Мирный договор не подписан, подписано только соглашение о перемирии.Боестолкновения происходят регулярно не только по границе НКР и АР, но и вдоль границы между АР и РА.Я уж не говорю об войне на информационном, идеологическом, дипломатическом и иных полях.Это во-первых.Во-вторых, "углублять свои знания в истории 41-42 гг." нужно не только мне, но и Вам, и всем историкам и интересующимся этим периодом.Тех, кто все знает про то время я еще не встречал и, боюсь, не встречу уже.
  11. Я внимательно прочел ваш диалог. Хочу сказать Гранту следующее: нельзя сравнивать Великую Отечественную, а по сути Вторую мировую, с Карабахскими военными событиями. Там весь мир боролся против фашизма, здесь совсем другое.И не благодаря призыву "убей немца" победили нацистскую Германию. Вы кажется против идеологии, но сами же, заклеймили позором фильм (который наверное не видели) не по художественным, а по идеологическим соображениям. А вообще, все это свидетельствуют о том, что советское мышление в нас неистребимо: мы по-прежнему считаем, что искусство должно следовать "линии партии". Ничего вредного в этом фильме не вижу, это всего лишь робкая попытка посмотреть на ситуацию с человеческой точки зрения. Вряд ли его будут показывать в военных частях, но даже если будут, это, уверяю вас, не подорвет ее обороноспособность. Вы уж извините, но мне показалось, что если бы в начале советской власти вас назначили комиссаром по делам культуры,многих деятелей искусства вы поставили бы к стенке без суда и следствия. Наверное, вы еще молоды, отсюда максимализм и непримиримость.
  12. и тут возникает вопрос: способствовало ли искусство (т. н. культура) 20 века, деградации человечества и его среды обитания?
  13. Послушайте, Георгий! Не следует раздваиваться ( то анонимно, то под этим ником).Мы не дети.Это первое.Второе.Прекращайте нести эту старинную интеллигентскую блевотину о комиссарах, о расстрелах без суда и следствия и пр., во всяком случае, по отношению ко мне. Я то здесь причем? Вы говорите, что я фильма не смотрел и, следовательно, не знаю, но ведь и Вы меня не знаете, однако имеете смелость (наглость) приписывать мне "комиссарские" подвиги.Это во-вторых. Теперь самое главное.В-третьих.Вы пишите, что " ...нельзя сравнивать Великую Отечественную, а по сути Вторую мировую, с Карабахскими военными событиями. Там весь мир боролся против фашизма, здесь совсем другое..." Вот как, оказывается! Мол, вот там была настоящая ВОЙНА, а тут, так погулять люди вышли.Тут не война вовсе, а какие-то "военные события". Там , дескать, "весь мир боролся против фашизма", а тут какие-то армяне за свое право на свободу, какое-то армянство мировое ( всего то 10 млн.человек) за свою свободу и право жить на своей земле.И после этого Вы меня упрекаете в "советском мышлении"? Для армян и всего армянства, к которому я принадлежу, эти самые "военные события" в Арцахе и "вокруг него", имеют, на мой взгляд, не меньшее значение, чем события того периода.А Вы, судя по всему, придерживаетесь той точки зрения, которую Вам все-таки удалось прочно вбить в голову еще со школьной скамьи.Совковую.По ней все самое главное и значительное может происходить только в истории "старшего брата" в истории СССР, а все остальное это мелочи, на которые не стоит отвлекаться.По этой логике , скажем, армянам отказано даже в праве вести войну за свою свободу и независимость.Это прерогатива "старшего брата"! А армянам нельзя.Если армяне ведут эту войну, то они, в лучшем случае предстают этакими детьми малыми, не понимающими "всю бессмысленность " этой войны, а в худшем выдаются за "националистов, экстремистов и коорумпированных элементов".А вот если "старший брат", то это и Великая, и Отечественная, и Героическая, и Всемирная и тд. Так кто из нас имеет "советское мышление"? И последнее. Причем здесь моя молодость? Не путайте максимализм с принципиальностью и последовательностью.Я всегда называл и буду называть врага врагом, войну войной,измену изменой, геноцид геноцидом, Ай ДАТ Ай Датом и пр. Если Вы это называете непримиримостью, то я не против.
  14. Не собирался отвечать, но придется. Аноним и автор реплик - это не я. Самому интересно, кто это, потому что неглупый человек. Что касается якобы вбитого мне в голову со школьной скамьи, то это не так, это не совок, а отношение мирового сообщества ( будем так называть) к так называемым локальным конфликтам. Карабахский был самым заметным на территории СССР, затем последовала серия других. Это если смотреть на события глазами не армянина. Просто иногда желательно видеть вещи не изнутри, а снаружи. Ничего не имею против ваших принципов, я против жесткого навязывания их другим.
  15. Есть молодые, неокрепшие, зеленые умы, которые однозначно воспримут призывы, подобные ващим. Возьмут пистолет, гранату, автомат и пойдут расправляться с "предателями и изменниками", имеющими свою точку зрения, но не являющиеся при этом ни предателями, ни изменниками.
  16. так что, давайте смотреть развлекательные фильмы (вроде "Адреналина"), что бы не парить себе мозги (если таковые имеются).
  17. А если мы армяне, то и должны "смотреть на события" именно глазами армянина, а не англичанина, или американца, или русского, или "мирового сообщества". Никто принципы не навязывает.Принципы возникают у человека исключительно после раздумий над той или иной информацией.Мы ведь не в советской школе находимся. Насчет "молодых ребят, неокрепших, зеленых " и тд. - не стоит передергивать.и считать свой народ идиотами.Никто бегать с гранатами и пистолетами не будет, что Вы фантазируете.А вот такого рода фильмы, может быть очень неплихие с художественной и технической точек зрения , но показанные в военное (предвоенное) время - скорее всего они и будут оказывать воздействие, причем крайне негативное, на эти самые неокрепшие умы.Хватит жить умом "мирового сообщества", своим умом в своих интересах надо жить.
  18. Чтобы снять развлекательный фильм вроде "Адреналина" надо быть профессионалом высокой категории. Фильм ура-патриотической направленности может снять любой режиссер средней руки.
  19. странно, что до сих пор ни одному армянскому режиссёру не вздумалось снять триллер.
  20. Хороший триллер дорого стоит и нужны определенные навыки, которые не наработаны. Армянские режиссеры восполняют сей пробел в сериалах с гнусными рожами.
  21. Грант ты так взвинтился что стал похож на гранату с отпущенной чекой. Оглянись вокруг дабы не повредит рядом стоящих...Ты хочешь войну? не переживай наступить время "Ч" и мы тогда посмотрим ты с фитилем или без.
  22. Плохо дело, если разговор об искусстве перетекает в агрессию. Хуже некуда.
  23. Во-первых, обращайтесь ко мне на Вы, как это принято у нормальных людей.Я понимаю, что потомок кочевников далек от таких понятий, как правила хорошего тона, но привыкнуть придется.Во- вторых, ваша "доблестная" армия, похожая на отару испуганных овец уже получила по самое не горюй в Арцахе.Была наголову разбиты и вышвырнута с рамянской земли.Хотите еще? Надеетесь на нефтедоллары? На тырок, на англичан? Что же, дадите повод отвоевать еще больше армянской земли - Нахичевань и Гандзак.Так что, пугать меня не надо.Пугаются и бегут, задрав штаны потомки кочевого сброда, вроде Вас, возомнившие о себе невесть что.
  24. Грант у ТЕБЯ головокружения от того, что вам Карабах преподнесли на подносе официанты с другого "ресторана", у своих этого подноса отсутствовала.... На этот раз мы заставим вас "питаться" помоями с ресторана.
  25. Тысячи обрезанных по самое не могу тюрок нашли свою погибель в Арцахе.Попитались? Еще хотите добавки? Что же в Баку армянский спецназ накормит вас еще.
  26. "... возможно, и некоторой надуманности..."/ сюжет на границе, конечно же, фантастический. писатели и художники должны с ответственностью подходить к "созданию реальности", т. к. иногда их творчество буквально меняет мир; этакая магия. Допустим режиссёр желает установления добрососедских отношений между армянским и монгольским народами. похвальное намерение, но при этом не нужно забывать, как во 2-ой пол. 13 века монг. сборщики налогов в Армении, избивали до кровавого мессива неплательщиков прутьями и, напускали на жертву специально прирученных к человечине, собак. это реальный сюжет.
  27. Монголы говоришь,,,,В таком случае не понятно почему армянки массово входили в замуж этим "монголам".И я сам еле спасся.
  28. Женщина выходит замуж не по политическим соображениям, а потому что хочет выйти замуж. Или вы думаете, что азербайджанки выходят замуж только за азербайджанцев, а современные турчанки спят только с турками?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты