№ 13 (196) Июль (16–31) 2012 года.

Запоздалое пророчество, или О кооперации и «малоизвестном» В. Тотомянце

Просмотров: 2011

Не так давно Общественный совет при президенте РА при участии главы государства обсудил на основании своих исследований вопрос, связанный с судьбой обширных необрабатываемых земельных угодий Армении. Проблема, по сути, касается нетерпимого далее положения, сложившегося в угасающей сельскохозяйственной отрасли страны. Очевидно, что угроза жизненно важным интересам республики вызывает беспокойство всех, кто озабочен демографическим состоянием сельского населения и продовольственной безопасностью страны. Всех, кто давно уже перестал верить бодрым официальным заверениям об «укреплении» деревни, часто имевшим место разного рода комбинациям с цифрами, не отражающими истинного положения в сельском хозяйстве.

И вот только теперь, по прошествии двух десятилетий разрухи, в качестве меры спасения сложившейся ситуации предлагается разработать план развития кооперации в области сельского хозяйства как формы организации производства с перспективой «объединения в многопрофильные и многоуровневые системы горизонтальной и вертикальной кооперации» 1 млн 280 тыс. приватизированных и распыленных лоскутов мелких хозяйств.

В этой связи важно отметить, что «армянский опыт кооперации» имел место не только в советской деревне. Показательно, что еще в 1916 г. в «Армянском вестнике» был опубликован обширный труд «Кооперация в Эриванской, Карской и Елизаветпольской губерниях. Автор данного исследования представил показательный опыт многоотраслевой кооперации, созданной и успешно действующей на армянских территориях. При этом весьма примечательна мысль автора, что «кооперация, выражающая идеи согласия и социальной справедливости, является для армян более древней, чем капитализм, социализм и анархизм». Автором этих трудов являлся уже удостоенный в то время широкого международного признания известный ученый, один из наиболее ярких представителей русской и европейской интеллектуальной социально-экономической мысли – Ваан Тотомянц.

РОССИЙСКАЯ ЗАКВАСКА И ЕВРОПЕЙСКОЕ БРОЖЕНИЕ

Ваан Фомич (Товмасович) Тотомянц (1875-1952) родился в Астрахани.

После окончания с отличием местной гимназии, Тотомянц в 1894 г. уезжает в Европу. Он получает блестящее образование в университетах Берлина, Берна, Женевы, Цюриха, Брюсселя, слушает лекции светил европейской общественно-политической, социально-экономической мысли, известных специалистов в области политических наук, демографии и социальной психологии.

Окончательно определившись в отношении теории кооперации, Тотомянц сближается с немецким экономистом-социологом, виднейшим теоретиком социалистических движений В. Зомбардом и большим знатоком кооперации, известным швейцарским социал-демократом С. Гшвиндом. В 1897 г. он завершает образование в Брюссельском университете со степенью доктора социальных наук. После этого изучает в Париже французскую кооперацию и окончательно примыкает к знаменитой Нимской школе, восприняв разработанное в ней положение о кооперации. Он с некоторой «коррекцией» до конца остается верным этому направлению, в основу которого была заложена идея кооперации как наилучшего средства перехода от капитализма к новому, более справедливому и развитому обществу, сделав весомый вклад в дело широкого признания, развития и практического применения этой теории.

Во время своих многочисленных поездок Тотомянц сближается также с известным теоретиком кооперации, впоследствии влиятельным министром правительства Италии, лидером кооперативного движения этой страны Луиджи Луцатти, став позднее его партнером, критиком, соавтором его трудов, автором нескольких монографий о нем, изданных на нескольких языках (в своих мемуарах «Из моих воспоминаний», изданных в 1943 г., Тотомянц свидетельствует, что принявший его хозяин дома, Луцатти, «с гордостью и особым восторгом» показал ему древний армянский «бесценный рукописный манускрипт», полученный им в подарок от мхитаристов).

В КОТЛЕ ВЫСОКОЙ ЭСТЕТИКИ

В 1898 г. Тотомянц возвращается в Россию и обосновывается в Санкт-Петербурге, где разворачивает общественную и публицистическую деятельность на страницах «Мира божьего», «Северного курьера», «Сынов отчизны» и других периодических изданий. С конца века В. Тотомянц начинает активное сотрудничество с выдающимися теоретиками легального марксизма в России – известным экономистом П. Струве, философами-историками М. Туган-Барановским, С. Булгаковым и другими. С 1899 г. молодой ученый сотрудничает с их печатным органами – журналами «Начало», «Новое слово», «Жизнь».

Уже в 1901 г. в Санкт-Петербурге вышло в свет первое большое исследование двадцатипятилетнего Тотомянца – «Потребительские общества на Западе», ставшее явлением в научной жизни России, выдержав четыре издания на русском и три издания на немецком (в Берлине) и сразу же принесшее известность молодому ученому. С 1903 г. редактирует получившую широкое общественное признание «Экономическую газету» социально-либеральной направленности, одновременно ведя экономический раздел журнала «Образование». Параллельно В. Тотомянц читает лекции по кооперации и политэкономии в парижской Вольной русской высшей школе.

В 1908 г. выходит в свет его монументальное исследование «Сельскохозяйственная кооперация», имевшее 4 издания и переведенное на болгарский язык. За ним последовал труд «Потребительское общество на Западе. История, теория и практика», о котором известный немецкий экономист В. Выгодзинский писал: «Книга почтенного ученого Тотомянца отличается совершенно своеобразным характером. Благодаря знанию всех европейских стран и языков, свободный от национальных предрассудков автор обладает более широким кругозором, чем многие из нас…».

Круг его дружеских связей с известными русскими и зарубежными мыслителями был изначально широк. В свое время в Женеве – центре русской эмиграции – он участвовал в собраниях и дискуссиях «Кружков», сблизился с Г. Плехановым.

Среди его друзей были М. Горький, М. Ковалевский, Ал. Богданов, А. Куприн, С. Городецкий. Следует отдельно отметить и знакомство Тотомянца с Львом Толстым. В дневниках и письмах Толстого наряду с именами многих армян неоднократно встречаются упоминания о Тотомянце. Так, в дневниковой записи от 9 октября 1910 г. значится: «Было много посетителей… Тотомянц, молодой марксист, тоже приятный».

В 1911 г. он опубликовал мнения выдающихся русских и европейских ученых и общественных деятелей о кооперации – итог его опроса среди них. Материал вначале был опубликован в основанном им журнале «Вестник кооперации», а затем уже в европейских журналах. Тотомянц свидетельствует, что… «во главе анкеты красовалось письмо-ответ великого писателя Л.Н. Толстого, с которым я часто встречался, вел переписку и которому я посылал литературу о кооперации, чтобы побудить его отозваться на это великое движение». Вот выдержки из этого письма:

«Вахан Фомич! Вы совершенно верно предполагаете, что кооперативное движение не может не быть сочувственно мне... <…> кооперативная деятельность, учреждение кооперативов, участие в них – есть единственная общественная деятельность, в которой в наше время может участвовать нравственный, уважающий себя человек, не желающий быть участником насилия. Признаю и то, что кооперация может облегчить дошедшую в последнее время до крайней степени нужды участь рабочего народа. <…> Думаю… что только подъем религиозного сознания может дать прочный и плодотворный характер кооперативному движению. Во всяком случае, думаю, что в наше время это одна из лучших деятельностей, которым могут посвятить себя ищущие приложения своих сил молодые люди, желающие служить народу, а их так много <…> Ваш Лев Толстой, Ясная Поляна, 1910 г., 23 января».

Письмо это было перепечатано в русской и эмигрантской прессе. Его долго продолжали цитировать кооператоры всего мира. Появились открытки с Л. Толстым и цитатами из его письма, адресованного В. Тотомянцу.

«ВОСТРЕБОВАННЫЙ» ИЗГНАННИК

Тотомянц был не только крупным теоретиком, но и незаурядным организатором кооперативного движения. Возглавив с 1908 г. Российское товарищество потребителей и объединив вокруг него лучших представителей интеллигенции страны, он организовал издание ежемесячного журнала «Вестник кооперации», который был одним из первых толстых журналов о кооперации в Европе.

Известность как крупного ученого и организатора сделала Тотомянца непременным членом и докладчиком не только кооперативных, но и социально-экономических съездов (Киев, Варшава, Рим, Баден, Будапешт и др.). Он первым в России ввел в широкий оборот понятие «кооперация», объединив западноевропейскую и русскую кооперативную мысль, став, по их признанию, «апостолом» кооперации.

В первых десятилетиях ХХ века Российская империя вышла на передовые позиции в мировом кооперативном движении. Уже накануне революционного 1917 г. Россия по числу сельских кооперативов занимала первое место в мире (15827 кооперативов).

Впрочем, после Октябрьской революции многих представителей «инакомыслящей» интеллигенции, как известно, выдворили из страны. Поистине метеорный поток звездных имен, в числе которых был и Тотомянц. И, тем не менее, его выдающиеся организаторские способности проявились и в эмиграции. Используя свои знакомства среди европейских научных и политических кругов, он вместе с Николаем Бердяевым создал в 1922 г. сначала в Берлине Свободную духовную и философскую академию, а потом уже в Праге Русский правоведческий факультет. Именно под их сенью он и собрал оказавшихся в тяжелом положении великих русских изгнанников (П. Струве, С. Булгакова, С. Франка, И. Ильина, Г. Вернадского, А. Ремизова и др.).

Вместе с тем он не переставал выступать как теоретик. В своих новых работах Тотомянц рассматривает в свете теории кооперации экономические программы различных партий пролетарской России. Он критикует эсеров за программу социализации земли, меньшевиков – за программу муниципализации земли, высказывается категорически против программы национализации земли большевиков, считая повсеместную коллективизацию явлением, ослабляющим материальную заинтересованность и вызывающим бесхозяйственность, «грубым нарушением объективных экономических законов».

Все это не ускользнуло от внимания вождя русской революции. Владимир Ленин критикует Тотомянца и его школу, считая, что кооперация не имеет ничего общего с социализмом, что это мелкобуржуазное движение, что политический нейтралитет кооперации не имеет при советском строе никакого смысла, что, оставив в стороне фундаментальный революционный путь, она занимается «мелкими делами» (ПСС, т. 6, стр. 487). Однако вскоре, когда острейший внутренний экономический и политический кризис побудил Ленина заявить, что экономическая и культурная отсталость страны не позволяет «перейти непосредственно к социализму», он, ревнитель интересов пролетариата, повернулся лицом к кооперации, считая ее наиболее перспективной с точки зрения дальнейшего перехода от государственного капитализма к социализму.

Тотомянц в ответ приветствует «поворот большевиков, совершенный в период НЭПа». Не случайно, что именно в период НЭПа вновь вспомнили Тотомянца и начали печатать его работы в России. Показательно, что в пролетарской России друг за другом было издано 6 его книг.

Вообще, эти годы были плодотворными для В. Тотомянца. В 1921-1925 гг. вышли 25 книг.

В 1921 г. в Париже увидела свет работа Тотомянца «Кооперативная антология» с предисловием знаменитого Шарля Жида, которая впоследствии была переведена на разные языки. Опубликованный в Париже монументальный труд «История экономических и социальных учений», изложенный на основе многочисленных статистических источников и разноязычной литературы, долгое время использовался в качестве учебника в университетах Германии, Франции и Италии. Через год увидела свет его работа «Всемирная кооперация», представившая общие контуры форм кооперации в разных странах.

В 1927 г. благодаря объединенным усилиям многочисленных знаменитых экономистов-кооператоров Европы в Берлине под редакцией Тотомянца на нескольких языках выходит в свет уникальный в своем роде 2000-страничный двухтомник «Энциклопедия международной кооперации». Этот монументальный труд стал итогом долголетних упорных исследований именитого ученого. При создании этого многопланового двухтомника он, как его называли в среде европейских ученых, «великий слепец», «русский Геродот», принужден был работать «чужими глазами и руками» – ученый к этому времени почти потерял зрение.

АРМЯНСКИЙ МИР ТОТОМЯНЦА

Несмотря на то, что Ваан Тотомянц жил в неармянской среде, излагал свои труды на иностранных языках, однако всегда жил заботами родного народа

Тотомянц выступает с научно-публицистическими, социально-политическими статьями, освещающими настоящее и будущее армянского народа, публикуется в популярных армянских периодических изданиях «Мшак», «Мурч», «Армянский вестник», «Айркник», «Анаит» и других. Широк был круг его армянских друзей и знакомых. Его однокашниками в Женевском университете были М. Варандян и студент отделения обществоведения Хажак (Чагалян Гарегин, впоследствии известный дашнакцаканский деятель). Используя свои связи, он вместе с Хажаком выступил в многотиражном журнале Карла Каутского «Нойе Цайт» со статьей, освещающей тяжелое социальное и правовое положение армян, проживающих в Турции.

Он был близко знаком с А. Абеляном – известным профессором Цюрихского университета. Вообще, следует подчеркнуть, что Ваан Тотомянц поддерживал широкие контакты со многими своими соотечественниками, в том числе с такими известными, как нефтехимик и экономист С. Гюлишамбаров (кстати, сподвижник Д. Менделеева), историк-правовед С. Егиазаров, экономист М. Буниатян, историки-византинисты Н. Адонц и К. Басмаджян, публицист-историк Г. Джаншиев, литературовед и культуролог А. Дживилегов, историк и филолог С. Лисицян, литературовед Н. Агбалян, со многими общественно-политическими и национальными деятелями (Г. Нжде, С. Сапах-Гулян и др.). Свидетельства же о встречах ученого с О. Туманяном и их большой обоюдной симпатии имеются в книге Нвард Туманян «Воспоминания и беседы» (1987 г.).

В трудах Тотомянца значительное место отводится Армении, вопросам ее освобождения он чужеземного владычества, освещению экономических и социальных проблем армянского народа. Еще в 1901 г. в Берлине вышла в свет на немецком языке книга В. Тотомянца и Е. Топчяна «Турция в общественном и экономическом аспекте», посвященная армянам и армянскому вопросу, в которой дается вариант его решения – от захвата Турецкой Армении Россией до создания независимой Армении. В некоторых трудах залог развития армянского народа и армянской государственности В. Тотомянц видит в становлении и развитии кооперации.

В последующие годы Тотомянц развернул большую общественно-организационную работу в многочисленных армянских колониях в европейских странах (Франция, Болгария, Италия, Греция, Югославия, Румыния и других), где нашли пристанище спасшиеся от геноцида соотечественники. Для обустройства значительной массы неимущих армян, а затем для их спасения от разорения и банкротства подсчитывались их скромные финансовые возможности, создавались различные потребительские, производственные и кредитные кооперативные организации, мелкие предприятия.

В 1931 г. Тотомянц, оставив Берлин, где поднимал голову фашизм, и Прагу, переезжает по приглашению болгарских кооператоров в Софию, продолжая при этом сотрудничество как с местными, так и со швейцарскими, румынскими, венгерскими, словенскими и другими кооперативными органами.

В 1935 г. по инициативе Правления кооперативных банков Болгарии в честь 60-летия со дня рождения В. Тотомянца – основателя этого дела в стране и «первого начинателя кооперативизма в Болгарии», был созван беспрецедентный форум – Съезд хозяйственных организаций и кооперативных предприятий, действующих в армянской диаспоре (в том числе во Франции, Италии, Египте, Греции, Испании и других странах). Съезд был призван объединить и укрупнить хозяйственные, особенно кооперативные единицы, функционирующие в различных армянских колониях, осуществить координацию руководства ими.

Так как в этом исключительном в своем роде первом съезде, кроме армян и болгар, участвовали представители деловых кругов нескольких десятков стран, в том числе и выдающиеся деятели кооперативного движения, работа съезда получила международное звучание, удостоившись широкого освещения в европейской прессе. Фактически на нем были подведены итоги довоенного, почти полувекового этапа развития европейского и мирового кооперативного движения, признана роль этого вида хозяйствования и общественной жизнедеятельности в экономической деятельности государств. И самое главное, съезд выдвинул идею объединения во имя национального единства современного армянского делового мира и использования его возможностей для сохранения армянства.

С 1936 г. в издаваемом в Софии журнале «Нация и Родина» Тотомянц вместе с А. Асатряном и Н. Аствацатряном – сподвижниками Гарегина Нжде – занимался систематизацией армянской социально-политической и философской мысли, духовных процессов, имеющих место в армянской действительности, организации психологической подготовки армянства к самозащите.

В конце сороковых годов прошлого века в Центральном парке Белграда – столицы социалистической Югославии – часто можно было встретить двух прогуливающихся представительных мужчин. Встречающиеся на их пути знакомые и незнакомые люди приветствовали их поклонами. Однако лишь немногие знали, что один из них всемирно известный ученый В. Тотомянц, изгнанник, выдворенный из России «первым рейсом» «парохода философов», потерявший все – имущество и зрение и прозванный коллегами на Западе «великим слепцом». А другой – великий мститель Согомон Тейлерян, совершивший 15 марта 1921 г. убийство бывшего министра внутренних дел Турции, палача армянского народа Талаата, затем после оправдания Берлинским судом четверть века проведший инкогнито в Сербии и приютивший в своем доме именитого соотечественника.

Армен Овсепян, зав. кафедрой политологии магистратуры Научно-образовательного международного центра НАН Республики Армения, профессор (РФ)

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. интересная публикация. в современных условиях, в РА, для обеспечения разумной продовольственной безопасности, на мой взгляд, ставка должна быть сделана на крепких хозяев-фермеров. лучше одному эффективному "кулаку" предоставить в полное распоряжение 1 и более тыс. га земли, чем ждать пока 1 тыс. крестьян скооперируются. Но в РА нет традиций частной собственности на землю; фермер на ментальном уровне должен чувствовать гарантию, что эта земля его и только его, и он монарх на этой территории. нужно увековечивать в сознании людей право частной собственности. все остальные схемы - бесплодные теории, которым посвятили жизнь разные "социалисты", включая В. Тотомянца.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты