№ 13 (196) Июль (16–31) 2012 года.

Тайна библейской горы

Просмотров: 5051

Тонкий намек

В лагере, на высоте 3200 м, наш вожак, прославленный альпинист Владимир Шатаев, показывал местным проводникам фотоснимки неизвестного для них Арарата.

– Это где? – дивились курды, разглядывая гору с огромной белоснежной шапкой и монастырским комплексом в правом нижнем углу.

– Не узнаете?

– Арарат? – неуверенно предположил молодой бородатый мужчина в красной бандане.

– Это фото с то-ой стороны, – Шатаев махнул рукой в сторону вершины.

– С Армения? Можно возьмить? – попросил бородач на странном, но понятном русском.

Шатаев протянул фотографию и повел по ней указательным пальцем.

– Я прошел во-от так, а потом спустился в Ахорское ущелье.

– Да-а? Ты был Ахор? – изумился курд.

Ущелье находится на запретном для туристов восточном склоне, обращенном в сторону Армении. Отсюда, с высоты 4500 метров, отчетливо видна военная база, расположенная в ложбине между Большим и Малым Араратом. Потому-то курд и удивился: как в Ахор попал интурист? Но Шатаев темнить не стал. Рассказал всё, как было. В Ахоре он побывал без всяких разрешений – на свой страх и риск. Даже прятался в пещере от вертолета, видимо, поднятого по сигналу о проникновении в запретную зону посторонних. Лицо курда озарилось восторгом. Ему явно понравилось, как Шатаев «объегорил» ненавистных турецких военных...

– О-о-о, Шатай! – воскликнул появившийся из-за палатки другой проводник и поспешил обнять русского альпиниста.

– О-о-о, Нури! – Шатаев тоже распростер объятия.

На Арарате Шатаев свой. Это его 15-я экспедиция. Произнеся общепонятные английские приветствия, Нури присоединился к просмотру фотографий. Пока курды, цокая языком, нахваливали красоты «потустороннего» для них Арарата, Шатаев достал из рюкзака бинокль и стал рассматривать вершину. В безоблачной дали и лучах заходящего солнца она реально «сверкала изумрудным льдом», но все же была не такой божественно-величавой, какой смотрится из Еревана.

– Ковчега не видать? – спросил я у Шатаева, наведя видеокамеру.

– Закрыт льдом Ковчег, мы его не увидим. Все ледовые склоны находятся на той стороне, – он опять махнул рукой в сторону белоснежной шапки.

– Значит, в Ахоре?

Шатаев громко рассмеялся, лукаво подняв голову:

– Ну, теоретически – да, он там. А вы лучше у Мусы спросите, что они говорят про Арк («Ковчег» – англ.).

Шатаев хлопнул по плечу парня в бандане.

– Что мы говорить? Арка есть наверху! – отреагировал тот.

Среди местных Муса единственный, кто более-менее владеет русским. В свое время торговал занавесками в Москве, потом встретил польку и уехал в Варшаву. В сезон восхождений приезжает домой и подрабатывает проводником, сопровождая к вершине туристов и искателей Ковчега. Он тоже махнул вверх, и на смешанном русско-польском стал объяснять, что Ковчег лежит там, на восточном склоне. Три года назад они нашли это место:

– Один раз копали четыре метра, и потом была вода. – Он жестом показал струю фонтана. – Мы не могли копать больше, но этот год – будем. Чтоб посмотреть: чи правда – чи неправда про Арка.

Дальше произошло нечто удивительное. В письменных источниках я часто встречал описание природных аномалий на Арарате: резкие перепады температуры, внезапные лавины, камнепады и т.д. Сам успел пару раз заснять, как облака мгновенно поглощали окружавший нас пейзаж и заставляли стоять, чтоб не сбиться с пути и не улететь в пропасть. То там, то здесь со склонов внезапно скатывались камни. На обратном пути у меня ни с того, ни с сего вышла из строя камера. Неожиданно она сама собой заработала сразу по прилете в Ереван... Но то, что произошло во время интервью... Мне было интересно, есть ли у курдов легенды про Арарат. Что они рассказывают своим детям про гору, про Ковчег? И я спросил об этом Мусу. Он долго не мог понять, о чем это я. Сказал, что да, знают про Ковчег и про Ноя. Но больше говорил, что с малолетства им твердят: гора – их кормилица. Они никогда не позволят чужакам вести поиски Ковчега без их ведома. Если кто-то хочет искать, то пусть делится. Дал понять, что здесь хозяева – курды:

– Это наша гора!

Когда он по нарастающей подводил слова к этой мысли, небо молниеносно нахмурилось. Лагерь заволокло густым туманом, и сквозь него сверху ударил град. По лбу Мусы защелкали льдинки. Длилось это секунд 15-20. Не больше! Туман развеялся, и вновь засияло заходящее солнце. Так величественный Арарат, видимо, тонко намекнул, кто тут настоящий хозяин...

Гора мечты

Для армян и таких, как я, кто родился и вырос в Армении, Арарат – гора мечты. Еще лет десять назад никто не верил, что не за горами то время, когда можно будет покорить вершину по путевке. Из Еревана Арарат – как на ладони. Кажется, рукой подать, но нет – не дотянуться...

Большевики отдали гору туркам, но оставили на гербе Советской Армении. Ярким эпизодом вошел в историю случай, когда посол Турции в Москве возмущался по этому поводу, на что нарком иностранных дел Чичерин ответил: почему же тогда на флаге Турции полумесяц, ведь луна не турецкая?

Редко у кого из армян дома нет картины с изображением Арарата. Библейскую гору в Армении считают своей, но при этом на новом гербе подчеркнуто ее не национальное, а планетарное значение. У подножия – воды потопа, а на вершине – Ковчег. Символ спасения и возрождения человечества. И это не просто иллюстрация библейского фрагмента. Вот уже 17 веков в Первопрестольном Эчмиадзине, в Музее реликвий Армянской Церкви хранится единственная признанная в христианском мире частица Ноева Ковчега. Обломок потемневшей древесины принес ассирийский священник Яков. В 318 году н.э. он три дня пытался взойти на вершину Арарата, чтобы найти Ковчег, но каждое утро почему-то просыпался там, откуда начинал свой путь. Он не терял надежды и шел снова. До тех пор пока во сне не случилось видение. Святому отцу предстал ангел и сообщил, что Ковчег откроется для людей только тогда, когда пожелает Господь. А пока Всевышний награждает Якова за настойчивость частицей того, что он ищет. Проснувшись, священник обнаружил рядом с собой кусочек древесины и принес его в Эчмиадзин – духовный центр единственной страны в мире, где к тому времени уже официально господствовало христианство. Кстати, у реликвии, выставленной на всеобщее обозрение в Эчмиадзине, аккуратно отколот один из краев. Это в 18-м веке иерархи Армянской Церкви подарили частицу Ковчега Екатерине Великой, в благодарность за заботу об армянах. Он хранится в Свято-Даниловом монастыре.

Парадоксально, но история священника Якова почти 1700 лет держится исключительно на честном слове! Кроме откровений святого отца, других свидетельств причастности древесного кусочка к Ковчегу нет. «Церковь не вправе подвергать сомнениям священные предания, ибо принятое на веру анализу не подлежит», – так объясняет этот казус смотритель музея-сокровищницы дьякон Агван Гаспарян.

Герой всей этой истории был канонизирован. На Арарате до сих пор один из ледников носит имя Святого Якова. Почему я это все упоминаю? Потому, что тоже покорил Арарат с третьей попытки и не без интриги с поисками Ковчега. Впервые шанс реализовать мечту выдался в 99-м. Тогда я еще жил и работал в Ереване. Собиралась довольно разнородная группа: политики, альпинисты, журналисты, коммерсанты... Ехать предстояло в неизвестность. До конца не было ясности: есть ли четкая договоренность с турецкими властями. В итоге я не смог поехать по семейным обстоятельствам, а группа так и не поднялась на Арарат, не найдя понимания с турецкой стороной. Второй раз, в 2010-м, ничто не предвещало неудачу. К этому времени турки урегулировали все вопросы, и восхождение на Арарат стало одним из популярных направлений международной туриндустрии. Но снова все сорвалось. Не собралась группа! Удивительно, но на августовский подъем набралось всего четверо желающих, а нужно было как минимум пять. Я не терял надежды. И как всегда, все случилось неожиданно. Зазвонил мобильник, и незнакомый собеседник представился – Александр Хачиян, главный редактор журнала «Пенсионные деньги». Сославшись на моего приятеля, известного тележурналиста Романа Бабаяна, рассказавшего ему о моем давнем желании, он с ходу предложил осуществить мечту. Сказал, что собирается группа армян, проживающих в России, которую поведет он и альпинист с мировым именем – Владимир Шатаев. Я узнал, что Шатаев один из тех, кто ищет Ковчег, поэтому решил непременно взять с собой видеокамеру и тряхнуть стариной – снять об этом репортаж. Подъем на Арарат с видеокамерой и интересным собеседником сулил хороший сюжет, скорее не о поисках легендарного судна, а о том, почему до сих пор не могут найти Ковчег. Перед поездкой нас благословил глава Нор-Нахичеванской епархии, патриарший экзарх в России – епископ Езрас. А когда мы сошли с горы, я обнял Александра Хачияна и восторженно произнес за всех: «Кто сказал, что волшебников не бывает? Спасибо, Саша!»

Босиком на Арарат

Микроавтобус подъехал к отелю сразу после завтрака. Водитель стал грузить наши тюки и попутно рассказывал Шатаеву о последних новостях с горы. Оказалось, что где-то наверху сейчас ведет раскопки его старый приятель – Ричард. Бывший американский летчик. Он, как и Шатаев, уже много лет увлечен поисками Ковчега. Водитель между делом поведал, что Ричард получил грант в миллион долларов и они помогают ему их осваивать. Покопавшись в памяти, я вспомнил некоторые курдские фразы и подключился к разговору, плавно перейдя на ломаный английский и язык жестов.

– Как курды называют гору?

– Агры, Карадаг...

Про Карадаг я слышал впервые. С тюркского переводится, как «Черная гора». Такое название не упоминалось ни в одном письменном материале. Откуда оно взялось? Но, к сожалению, простой шофер не смог объяснить этимологию...

На машине нас подбросили до местечка Эли. Это где-то на уровне 2 200 метров. Там, где заканчивается путь для стальных коней, вверх тянутся караваны вьючных животных и вереницы пеших любителей горных ощущений. Мы стали отбирать в легкие рюкзаки самое необходимое. Остальное – грузилось на четвероногих.

Мы говорили громко. Но курдская речь на Арарате звучит громче. На марше – шатры их кочевых стоянок, загоны для скота, пасущиеся отары овец и стада коров. Креативные чабаны вывешивают на своих палатках надписи – HOTEL, CAFE, SUPERMARKET и т.п. Это означает, что здесь можно передохнуть в тенечке, попить холодной воды, тана или горячего чайку. А еще они навязчиво предлагают купить всякую «туземную» всячину – бусы, пестрые вязаные носки, самодельные куклы и сладости не первой свежести. Отбившись от назойливого продавца промыслов, я поспешил с камерой на большую груду валунов, чтобы оттуда запечатлеть чабана с мобильником на фоне дремлющих баранов. Осторожно переступая с камня на камень, вдруг нос к носу столкнулся с огромным волкодавом. Собака забилась в прохладный проем, выставив наружу только морду, слившуюся с камнями, и чинно наблюдала сверху за паствой. Я застыл, предвкушая злой огрыз и дикий лай, но пес, видимо, тоже ошалел от моей наглости и... замер в ожидании развития событий. Я пришел в себя и стал спокойно расставлять штатив. Правда, не упуская из вида собаку. И как же стало смешно, когда пес вылез из своего укрытия и уныло поплелся восвояси! Оказалось, что у него только морда лохматая и страшная, а тело – как у дохлого барана.

Набив картинку чабана, болтающего по сотовому, я развернул камеру. Ниже искрился небольшой водоем – видимо, растаявший ледник. Сюда гнали скот на водопой, а мимо то и дело шли группы туристов в шортах и с лыжными палками на фоне суетившихся по хозяйству курдянок в ярких одеждах. Получались живые кадры. Пошли дальше и мы. Чем дальше уходили от признаков цивилизации, тем больше местные дичали. Если Остап Ибрагимович Бендер, путешествуя по горам Кавказа, назвал альпийское нищенство – святым делом, то на горе Арарат мы столкнулись с альпийской наглостью. Стоит только проигнорировать предложение детей купить вышеупомянутые «товары в дорогу» или «сувениры на память», они тут же превращаются из коммерсантов в попрошаек. А вот их отцы и старшие братья были самой любезностью. Помимо проводников, с нами шли и повара. На привале разговорился с одним. Смуглокожий усатый курд в стильных черных очках чем-то напоминал Стиви Уандера. Я сказал ему об этом, а тот в ответ запел. Затянул веселую народную песню. Другие подхватили, даже в пляс пошли. Отряхнув пыль, другой повар подошел к «Стиви» и протянул мизинчик, тот ловко ухватился за него, и они, не сбивая вокального темпа, стали плечом к плечу ритмично топтаться на месте.

На очередном привале один из наших, Ашот, разулся.

– Бобиком («босиком» – арм.) на Арарат? – с доброй иронией заметил его взрослый сын, студент Бауманки, Овик.

– А что – это идея!

И дальше Ашот какую-то часть пути действительно прошел босиком. Но идти так можно недолго. Чем выше – тем каменистее. Арарат – самая высокая гора в мире по относительной высоте – 4 тысячи 365 метров. Библейская святыня – потухший вулкан. Кругом – мрачные скалы и каменная пустыня. Страшные изваяния нагоняют ужас. Чего только стоит камень-кобра, если взглянуть на него на закате!

– Смотрите, здесь вообще нет травы! – заметил я.

– Что, будем курить?! –

сострил в ответ Овик.

Мы уже чувствовали, что первый лагерь где-то близко. Я продолжал снимать и обращал внимание на мелкие детали. На форму камней, надписи на них, манеру подъема вьючных животных... Если нагруженная лошадь видела перед собой человека, то непременно останавливалась и терпеливо ждала, пока ей уступят дорогу. У одной была сильно ободрана передняя нога. Мальчик-погонщик дал понять, что лошадь сорвалась. Видимо, в результате именно этого падения наши друзья Ашот и Овик лишились ноутбука, не обнаружив его потом в поклаже. Вместе со взрослыми лошадями шел и жеребенок. Так его приучали к нелегкой участи своего будущего. Недаром же мощность двигателей измеряется в лошадиных силах!

Вдруг я наткнулся на старые кости. Скорей всего, в прошлой жизни они принадлежали крупному рогатому скоту.

– Смотрите, первые свидетельства пребывания Ноя! – крикнул я остальным.

Вспомнился старый анекдот про то, как Ковчег пристал к Арарату. Стал выпускать Ной голубя на разведку, и однажды тот не вернулся. Тогда понял Ной, что вода отступила. И понеслись с Арарата слоны, львы, тигры, букашки, таракашки и т.д., а снизу, видит Ной, бегут армяне и кричат:

– О, опять цирк приехал!

Грезы альпиниста

Шутки шутками, а Ноев Ковчег человечество ищет уже четыре с половиной тысячелетия. Может быть, это один из величайших блефов истории, но энтузиасты не сдаются и напоминают о Трое, в существование которой тоже мало кто верил. Наш вожак, Владимир Шатаев – один из них.

Его послужной список презентабелен: тренировал сборные Союза и России, имеет спортивные звания, награды, автор книги «Категория трудности»...

Как же получилось, что покоритель всех высочайших вершин мира увлекся поисками мифического судна? По его признанию, как-то само собой и в относительно преклонном возрасте. Шатаев ищет Ковчег 11 из своих 74 лет. Ходил и в группах, и в одиночку. Изучил почти все, что написано о Ковчеге. Подключал даже экстрасенсов. Есть такая практика у альпинистов, когда после схода лавин они ищут тела погибших. Ясновидящие указали четкие координаты, но признаков Ковчега он там не обнаружил...

– С каких пор человечество ищет Ковчег? – начал я интервью после короткого отдыха.

– Ну, самые ранние попытки восходят аж к 475 году до нашей эры. Особенно интересны сведения местных жителей, как они соскабливали смолу с Ноева Ковчега и делали себе амулеты. Правда, до наших дней ничего подобного не сохранилось. Вообще, люди долго боялись подниматься на вершину. Тогда ж не знали о «горняшке» (горная болезнь. – Авт.) и ее симптомы объясняли «божьей карой». Так долгое время существовал миф о неприступной горе. Настоящий поисковый бум начался после 1829 года, когда впервые ее покорила экспедиция профессора Паррота.

Об этой истории я много читал. После того как русские войска под командованием графа Паскевича штурмом взяли Эривань, где в первый и единственный раз в присутствии Александра Грибоедова во дворце бывшего персидского наместника разжалованные в солдаты офицеры-декабристы сыграли фрагмент спектакля «Горе от ума», библейская гора вошла в пределы Российской империи. И первым после Ноя человеком, покорившим Арарат, стал профессор Дерптского (сейчас это Тарту, Эстония) университета Фредерик Паррот. Он поднялся на вершину вместе с казаками и основателем современного армянского литературного языка Хачатуром Абовяном. Экспедиция не преследовала цели найти Ковчег. Это был сугубо научный, скорее даже просто альпинистский подъем.

– Рассказы во многом противоречивы, – продолжает Шатаев. – А в сороковых годах XIX века на Арарате случилось сильное землетрясение. Считается, что оно разломило Ковчег на две части. Один фрагмент полностью ушел под землю, а другой где-то застрял в ущелье Ахор. Спустя сто лет землетрясение повторилось, и местные жители рассказывали о ярком сиянии, при котором фрагменты Ковчега будто бы выдавило из-под земли, но потом они опять скрылись под толщей льда. Много чего еще могу рассказать об этих загадочных обстоятельствах... Единственное, что вполне реально – это то, что Ковчег физически мог сохраниться до наших дней, поскольку скован вечной мерзлотой...

Письмо Эрдогану

Утром проснулись от конского ржания. Путь во второй лагерь был короче, но дорога – круче. Палатки наверху показались почти сразу и это психологически вдохновляло. Я попытался продолжить снимать беседу с Шатаевым на ходу, но он не стал разговаривать. Объяснил, что так можно сбить дыхание. Таинственные красоты Арарата показались на подходе к высоте 4200, где располагался штурмовой лагерь. Здесь открылся вид на живописный разлом. Внизу снежные островки были бледно-розового цвета, в тон песчаной породе. Вероятно, здесь находились залежи туфа. Я сошел с тропы и спустился ближе к котловану. Прямо во время съемки меня накрыл туман. Точнее, низкая облачность. Получился очень эффектный кадр. А в лагере ко мне подошел нижегородец Вардан и указал в сторону дальних скал:

– Вот что надо снимать, смотри, какая красота!

Я разглядел водопад. Но куда текла вода, было непонятно. Вспомнились строки мемуаров одного из путешественников. Он писал, что на Арарате три десятка ледников, водопадов и водоемов, но отсюда не берет начало ни одна река. Вся вода уходит в трещины и изломы. Гора поглощает влагу в себя и, наверное, таким образом гасит свой вулканический пыл...

Все мы, за исключением Шатаева и Саши Хачияна, были первоходками. Лет 16 назад я ходил на трехтысячник – гору Арагац. Но тогда мне было 24 года, и здоровье позволяло не отказывать себе ни в чем. Теперь же я чувствовал небольшой дискомфорт. Это внизу рассуждали легко и верили в свою избранность: стоит только взойти на вершину, как Ковчег тут как тут. Но на высоте 4200 не то что рассуждать – дышать было трудно. У Овика и Тиграна (15-летнего сына Вардана) появились жалобы на головную боль и тошноту – первые признаки горной болезни. Но благодаря знаниям Самвела ребятам полегчало.

После ужина ко мне подошел Вардан:

– Ты образованный человек, хочу посоветоваться.

– Давай.

– Мы тут решили, что Тигран напишет письмо Эрдогану. Оригинал закопаем на вершине, а копию пошлем ему по почте, на обратном пути. Что скажешь?

– А смысл в чем?

– В патриотическом воспитании. Мы об этом расскажем журналистам. Пусть это послужит примером для армянских детей. Тигран родился в России, сам армянин и, оказавшись на Арарате, призывает справедливо признать геноцид.

– Не знаю, как-то искусственно получается... Ты же сам меня просил рассказать ему про Ехерн («резня» – арм.)? Значит, он еще не созрел для такой акции.

– Неважно. Главное, что мы на Арарате и должны что-то сделать. Помню, как в детстве один наш односельчанин сказал: завтра на горе разожжем костер, приносите покрышки. Мы из села Ором, на границе с Турцией. Кто из детей тогда знал про 24 апреля? Так вот, он разжег большой костер именно вечером того дня для того, чтобы турки видели и помнили, что мы есть. Я на всю жизнь запомнил!

– Да, интересная история. Но твою идею не одобряю. Неискренне получается... Мальчик не готов. Это не его, а твоя инициатива.

– Какая разница, я хочу его человеком сделать!

Направляясь к нашей палатке, где Самвел по привычке уже работал в формате вечернего выпуска араратских новостей – обзванивал друзей с отчетом о ходе исполнения мечты, до меня донесся голос Шатаева. Он рассказывал остальным, как следует надевать альпинистские кошки и как вести себя при подъеме по леднику:

– Запоминайте: есть ЦУ – ценные указания, БЦУ – более ценные указания и ЕБЦУ – еще более ценные указания. Так вот, сейчас шесть вечера. Надо постараться заснуть не позже восьми!

Запретная тропа

Штурм вершины начался в два часа ночи. Для этого нас подняли в час. Лагерь напоминал шахту. Было темно и у каждого горел налобный фонарик. Ранний подъем был связан с тем, чтобы выйти к вершине на рассвете, в обед вернуться во второй лагерь, собрать палатки и вещи, а к ужину успеть спуститься в первый бивак и подготовиться к ночлегу еще до наступления темноты.

Из лагеря вышли с часовым опозданием – в три часа. Я увлекся поисками кого-то из наших и понял, что оказался замыкающим всех групп. Взглянул ввысь и удивился. К вершине тянулась длинная, светящаяся цепочка. Свет фонарика был заметен уже у вершины. Подумалось: «Ого! Это ж когда они вышли?!» Но присмотревшись, понял, что это не фонарь, а... звезда. Аккурат над вершиной.

Постепенно стал наращивать темп. Дошел до Шатаева, который, отколовшись от основной группы, поднимался с Арсеном, Ашотом и Овиком. До этого Овик два дня шел в пятнистой форме, теперь же на нем были модные вельветовые брюки с блестящими кнопками.

– Ну и пижон же ты, – пошутил я. – Вырядился, как на свидание!

– А как же, для меня сегодня праздник! – парировал Овик.

Гора напоминала Вавилонскую башню. Шли иранцы, китайцы, американцы... Вперемешку с сопением и кряхтением слышалась французская, итальянская, польская и даже финская речь. Наши на привале цитировали «Мимино».

– Арсен, иди сюда. Присаживайся.

– Спасибо, Ашот-джан, я пешком постою!

Проводники развлекали песнопением. Я попросил спеть что-нибудь про Арарат, но такого в их репертуаре не было. Затянувшись сигаретой, один из них – Нури – показал в объектив пальцами латинскую V и проникновенно произнес:

– Курдиш пипл («курдский народ» – англ.)!

Я периодически задумывался о том, что сбывается мечта жизни, и едва сдерживал слезы. Единственное, что меня настораживало – ледник. Количество кошек было ограничено, и мне они не достались. Когда их распределяли, я был увлечен съемкой уходящего солнца. Лучи символизировали святой дух, и я не мог оторваться, пытаясь снять закат с нескольких ракурсов. Теперь же одолевало чувство обиды: что если ледник окажется скользким и я не дойду до вершины?

Высочайший пик Арарата появился перед нами с первыми лучами солнца. Вершина блестела и искрилась. Шатаев дал команду надеть кошки. Пока все устало затягивали ремни снаряжения на своих ботинках, я на удивление попутчиков стал их снимать.

– Ты что делаешь, простынешь! – забеспокоился Арсен.

– Не боись, мы бывалые, – ответил я и стал натягивать на ноги пакеты.

Потом достал вторые вязаные носки и надел поверх. Всё, теперь можно было не думать о холоде вечных снегов. Как только сделал первые шаги по леднику – понял, что дойду, и разрыдался. Ледник был рыхлый. Я впервые рыдал от восторга. И было это действительно искренне. Из наших дошел до вершины первым. Не сразу это понял. Перед глазами открывался шикарный вид. Рядом была еще одна вершина, а дальше – Малый Арарат. Спросил сопровождавшего французов усатого проводника в больших солнцезащитных очках, указывая на следы, тянувшиеся к ближайшей вершине:

– Когда мы пойдем туда?

– Зачем? Туда не надо! Мы вас не пустим. Там Армения, там Иран, там Нахичевань, а здесь мы. Это самая высокая точка.Кур-дис-тан, Кур-дис-тан!!! – закричал он, подняв руки вверх.

Французы весело заулюлюкали. Показались наши. Вардан и Тигран последние метры преодолевали в обнимку. Ашот и Овик достали армянский флаг, а Арсен дошел до вершины с высунутым языком.

– Bravo! – адресовала ему комплимент пожилая француженка под аплодисменты соотечественников.

На вершине стоял железный ящик, установленный, судя по выгравированной надписи, турецкой федерацией альпинизма. В него по традиции складывались пожелания и обращения. Я предложил Вардану положить послание Эрдогану сюда. Он показал бутылку от армянского коньяка с запиской.

– Решили закопать. Пусть кто-то случайно найдет.

– Дима, снимай скорее! – раздался веселый голос Ашота.

Он достал электробритву и стал бриться.

– Кстати, это больше запомнится, чем твое письмо. Человек босиком шел на Арарат, а теперь бреется на вершине. Может стать хитом Интернета! Из опыта тебе говорю. Таков закон жанра, – намекнул я к Вардану.

Тот пожал плечами, дав понять, что аргументы его не убедили.

– Скажите, а вы ощущаете себя входящими в историю? – спросил я, наведя камеру на бреющегося Ашота.

На его лице выразилось изумление.

– Ну, вы же претендуете стать первым армянином, побрившимся на Арарате!

– Просто неудобно было встречаться с ним в неприглядном виде. Теперь же расстанусь с Араратом красивым, как он сам!

Побрившись и усмирив шутливый тон, Ашот тихо отошел в сторону и упал навзничь. Так он некоторое время молча и неподвижно пролежал в обнимку с Араратом...

Я тоже уединился. Опустился на колени и помолился на языках трех религий, которые имеют отношение к моему происхождению: русском, латинском и армянском. Завершил обряд умыванием благословенным снегом библейской святыни. Тут меня нашел Арсен и попросил сфотографировать с флагами Армении, Карабаха и с еще одним армянским триколором, который я видел впервые.

– Я, наверное, тоже в историю войду, – почти всерьез предположил он. – Это флаг Западной Армении. Скоро во Франции состоится съезд потомков западных армян. Они провозгласили правительство в изгнании. Это их флаг!

...На вершине красовались арктические льды, и не было никаких признаков поисков Ковчега. Я спросил у Шатаева,

почему к соседней вершине тянутся следы, но курды туда никого не пускают. Как раз в это время усатый проводник шел по этой тропе вдаль. Тропа огибала вершину, и вскоре его маленькая фигура скрылась из поля зрения.

– Это пик Вознесения. Так его окрестили русские казаки.

Я спрошу у Мурата.

Оказалось, что это был тот самый Мурат, в честь которого названа турфирма в Догубаязете. Это он отсидел 8 лет за участие в курдском подполье. Пока мы фотографировали красоты и пили чай из термоса, Мурат зашагал обратно. Я подбежал к нему с камерой и стал расспрашивать, куда он ходил и зачем. Он ответил, что был в лагере своей команды. По подтексту стало понятно, что именно там, за пиком Вознесения, идут поиски Ковчега под руководством американца Ричарда. И тут Мурат улыбнулся и раскололся:

– Мы пытаемся найти Ноев Ковчег. Может быть, в этом году, может, в следующем... Я не знаю, когда, но мы его обязательно найдем!

К нам подошел Шатаев, попросил Мурата передать привет Ричарду и дал совет не искать Ковчег у пика Вознесения. Эту местность он исходил вдоль и поперек.

– Мне кажется, что в лучшем случае они там найдут полозья от саней, на которых казаки скатывались с пика Вознесения, – заметил Владимир Николаевич.

– Так где же, по-вашему, Ковчег? – не унимался я.

– Думаю, что остается только ложбина между Большим и Малым Араратом. Но это зона особого режима. Там расположен секретный военный объект. Мне кажется, что если Ковчег и есть, то он именно там, где находится эта подземная военная база. Я лично видел, как машины въезжали и исчезали под землей. Так что если он там, то мы туда никак не попадем...

Удивительно, но во все времена поиски Ковчега вели только любители. На горе до сих пор не было ни одной специализированной археологической экспедиции. Нередко ученые из разных стран заявляют об открытии его местонахождения по каким-то косвенным признакам. Но никто пока не смог доказать, что там лежит именно Ковчег Ноя.

...На вершине вид на Ереван скрывал длинный ледяной козырек. Я не увидел город. И поэтому осталось чувство, что все-таки та гора, которую привык видеть из окна нашей ереванской квартиры, все еще не покорена...

Дмитрий Писаренко

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А чем сейчас занимается уважаемый автор? На НТВ его не видно...
  2. На снимке Арсен Тумасян. Поднялся на Арарат - молодец, честь и хвала, гордимся тобой, брат!!! А на форуме такую херню несет! Все сводится к ругани пиндосов-америкосов и прославлению Путина-СССР-ЕдРоссии... Соловей русского генштаба. Или это однофамильцы?
  3. Aвтор уже более 3 лет рaботaет в системе РЖД.
  4. Молодцы,и Дмитрий,И Арсен,и другие ребята,поднялись на Арарат,водрузили Флаг Арцаха.Это армянская гора!
  5. Рaзвёрнут был не только флaг Aрцaxa. Aрсен привёз флaг Зaпaдной Aрмении!
  6. Рaзвевaется нaд Aгдaмом!
  7. Каждому свое, конечно.Но что до меня, то моя позиция четкая и непоколебимая - ни шага по оккупированной земле! Еще не хватало, чтобы помогать врагам экономически, оставляя у них свои деньги и испытывая унижения на границе.Ехать в Турцию - это означает косвенно признавать аннексию.Так что в т.н."Турцию" либо никак, либо только на танке.
  8. Не соглашусь с Грантом. Одно дело оставлять армянские деньги в Анталье (лично я, моя семья, мои друзья-знакомые предпочитаем Грецию или Кипр). А подняться на Арарат - дело святое для каждого армянина. Мы вернем НАШУ святую гору, рано или поздно!!!
  9. На мой взгляд, вот когда вернем, тогда и поднимемся на Арарат.А пока деньги все-равно остаются у врага.Хоть в Анталье, хоть на аннексированном Арарате.
  10. Сынок, повнимательней статьи читай, на будущее. Деньги от экспедиции остались у курдов, причем у тех, кто финансирует войну курдов против турка, на территории Армянского нагорья, в окрестностях Арарата! Читай внимательней статью, ВНИМАТЕЛЬНЕЙ ЧИТАЙ...
  11. Послушай, "папенька"!Тебе сколько лет, чтобы меня сынком называть? Деньги, чтобы ты знал, остаются в государстве Турция!!! Это во-первых. Во-вторых, курды такие же враги армян, как и турки, они тоже "претендуют" и на Арарат и на все армянские земли.Читай внимательнее статью "папенька"! Как они скандировали :- "Кур-ди-стан! Кур-дис-тан".Забыл?
  12. Это прекрасная традиция - восхождение армян всего мира на гору Арарат. Не так давно там побывали два активиста армянской общины Латвии - Павел Саядов и Арно Тер-Сааков. Молодцы!
  13. Да,молодцы Ребята.Только надо сделать что-то новое,дерское.А то многие посетили вершину Арарата и подняли флаг,но нужен поступок о котором заговорит весь мир.
  14. Господа! Долг каждого армянина не в том заключается, чтобы подниматься на Арарат, тем более в условиях его аннексии врагом.Нет такого долга у армян и не может быть.Долг каждого армянина в другом состоит - чтобы внести свою лепту в благородное дело возвращения этой святыни да и других армянских территорий в Армению.На Арарат поднимались не только и не столько армяне, так что считать это какой-то особой армянской традицией я бы не стал.Следует всегда помнить, что каждый цент, потраченный армянами в современной Турции - это экономическая поддержка врага.Я никогда не позволю, чтобы какой-то турецкий потомок кочевого сброда на теперешней границе решал, смогу ли я посетить мою армянскую землю или нет.Такого унижения над собой я никогда не допущу, точно также ,как никогда не доставлю этим удовольствия врагу.
  15. Молодость, молодость! Время прекрасное, энергичное и не в меру КАТЕГОРИЧНОЕ! Почитайте Ницше, у него есть хорошие цитаты, например: "Категоричность мышления, - есть признак ограниченности ума". Ради бога, не обижайтесь Грант - это Ницше....
  16. А Вы, уважаемый, не путайте КАТЕГОРИЧНОСТЬ с ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬЮ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ. И найдите у Ницше про эти качества, знаток Вы мой любезный. И еще вот что, хорошие цитаты не только у Ницше есть, например, вот такая : "Когда-нибудь армянство должно будет простить турок, но не стоя перед ними на коленях, а поставив на колени их". Кто это сказал, знаете? Великий армянин Гарегин Нжде.
  17. Вот если к своему имени Грант не стеснялся бы добавлять фамилию..., указали бы воинскую часть в Арцахе или Армении, где Грант отдавал воинский долг Отчизне, указали бы года службы, - вот эта была бы ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ и без цитирования великих сынов Отчизны...
  18. Послушайте Вы, аноним! Вы не только что фамилию, а имени своего не указываете.Так какое право Вы имеете требовать указания фамилии от меня? Может Вам еще год рождения указать, место, где крестился, где женился, есть-ли родственники за границей и тд?Вы кто здесь? Судья? Прокурор? Следователь? Совесть армянского народа? Служил я, в отличие от Вас, в далекое уже советское время.И вот еще что.По поводу цитат.Вы мне привели цитату Ницше.Так почему я в ответ не могу привести Вам цитату великого Нжде? По-мрему, высказывания Г.Нжде гораздо более актуальны и значимы для армя, чем бредни этого немецкого сифилитика.
  19. Не стоило свое высокомерие, чванство и злость, изливать здешней аудитории... Достаточно было просто порадоваться за ребят, поднявшихся на высоту! В Арцахе, во время Арцахской Отечественной Освободительной Войны, как раз очень не хватало, тех НАСТОЯЩИХ ПАТРИОТОВ, кто отслужив в Советской Армии, и имея армейский опыт, готов был с оружием ЗАЩИЩАТЬ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО... К вам Грант, как мы выяснили, этот факт не относится: вы в тылу отсиделись, "острый ум" точили....
  20. каждый из вас оценивает происхрдящего в регионе процесс относительно уровня комфорта в котором находится.
  21. Хорошо изрек турок, и турков это изречение также кассается....
  22. За ребят будем радоваться, когда Арарат вернем. Вы, г-н трусливый аноним, никакого морального права не имеете читать мне лекции про патриотизм.Ваш "патриотизм" я уже понял.Каждый на своем месте должен вносить свою лепту. Кто-то непосредственно на фронте, а кто-то в других местах, за тысячи километров от него, создавая экономическую основу военной победы. Вы, чем лекции мне здесь читать, лучше сами назовите места Ваших славных боевых свершений.
  23. В таком раскладе сил Армения как телега с басни (щука,рак,лебедь),не сдвинется с место. А миацум загнал Хаястан в 18-ый век.
  24. В таком случае армян с Карабага-Арсака ждет или укумба или уйдут так же как и пришли начиная с 18-го века...Вам следует взять с собой обломки памятника, установленного в честь 150 летию засорение области.
  25. Вам, крайне необходимо пройти курс лечения, от гордыни, высокомерия и чванства... Прежде чем, дополнительно изливать свою злость анониму, не стыдитесь подписываться СВОЕЙ ФАМИЛИЕЙ. Грантов в Мире, как и Иванов - тьма, тьмущая... Порадуйтесь здесь, просто порадуйтесь, не умничая, и не злословия... Дажы если вы, и главный ФИНАНСИСТ Армянской Армии и Армии Обороны Арцаха! Просто ПОРАДУЙТЕСЬ...
  26. А Вы , не только трусливый аноним, но и наглец.Я еще раз повторяю свою просьбу - укажите свое имя и фамилию, а также место вашей воинской службы, если таковая имела место быть вообще.Это первое.Второе.Я лично готов встретится с Вами лично и поговорить по мужски в любом месте и в любое время в Москве или Подмосковье, которое Вы укажите.Посмотрю в Ваши наглые глаза и в Вашу наглое мурло.Это второе.Далее. Лечится от трусости, наглости и хамства с чванством и спесью нужно, как мне представляется, Вам.Ваш дешевый подленький прием, основанный на том, чтобы выспрашивать в воевал-ли оппонент в Арцахе или нет, говорит о том, что по сути моих высказываний у Вас возразить нечего.Вспоминается незабвенный О.Бендер с его фразой :- "В каком полку служили?".Так вот, "совесть нации" Вы моя, недоделанная, что я Вам скажу.В любой войне, в любом конфликте не могут воевать на передовой все без исключения представители народа.По определению.Более того, воюют непосредственно на передовой подавляющее меньшинство.Но это не значит, что те кто не на передовой, в силу географической отдаленности, возраста, состояния здоровья и множества других обстоятельств, не патриоты своей родины.Этак можно всех, не воевавших в Арцахе армян обвинить в отсутствии патриотизма и четь ли не предательстве.Лицемерие. Существует понятие тыла, причем в широком смысле этого слова. Роль и значение тыла, его экономической, идеологической составляющих сложно переоденить. Если Вы этого не знаете, а как олигофрен, на все отличные от Вашего мнения, можете ответить только вопросом о том, воевал-ли оппонент в Арцахе или нет, то это говорит о Вашем крайнем скудоумии и лицемерии.Я еще пойму, когда такие вопросы задает ветеран боевых действий в Арцахе, которым Вы не относитесь.И задаст ветеран этот вопрос скорее всего не мне, а Вам.Почему? Да потому, что я никогда не позволю, чтобы моя копейка, мой рубль, евро или доллар работал на экономику нашего врага - Турции.Никогда! А вот Вы, судя по всему, ничего страшного и ничего позорного в этом не видите.Вы с радостью отдадите деньги турку, да еще будете выполнять все его требования на границе, лишь бы иметь возможность карабкаться по горам.Очень патриотично.А в это время наши солдаты на передовой будут подвергаться обстрелу из оружия, закупленного, в том числе, и на Ваши деньги и деньги других "патриотов", оставивших их в Турции. Далее.Кто Вы такой, чтобы упрекать меня в отсутствии патриотизма? Я всегда занимал и занимаю активную позицию в арцахском вопросе, еще начиная с 1988 года, участвовал в сборе подписей под обращением в Верх.Совет СССР, участвовал в десятках митингов, собирал и собираю финансовые средства как на похороны погибшим в боях, так и на нужды мирного населения Арцаха и его армии.А что делали Вы? Рассуждали о толерантности и допустимости армянину ехать в Турцию и, тем самым, помогать ей экономически? Так что, "радоваться за ребят" я не буду.С какой стати? Радоваться, что наша , армянская копейка, работает против армян и Армении, на благо врага? Нет, увольте.Нет повода для радости. На этом заканчиваю и жду ответа.И так много чести Вам, анониму, я оказал, тратя на убожество свое время.
  27. Ну и что пользы от этого кривляния перед камерами? Ну поднялись, помахали флагом, дальше что? 13-й подвиг Геракла.
  28. Гиж хочет личной встречи, предлагаю на "пятачке" или "у кольцевой" в Степанакерте. Даю наводку главному ФИНАНСИСТУ И ТЫЛОВИКУ - не бойтесь, войны сейчас, так стреляют на постах... Далеко ехать? Дорого? Времени нет? Не вопрос смельчак: вы предложили, значит вам и указать здесь на форуме, ваш мобильный телефон и места в Москве и Подмосковье, где вас найти. Слабо, главный ФИНАНСИСТ И ТЫЛОВИК Арцаха и Армении? Апуш авазак...
  29. Гиж, на ваш вопрос "кто вы такой", рекомендую почитать произведения классиков Ильфа и Петрова, такие как: "12 стульев" и "Золотой теленок"! Там ваш персонаж, и роль которую вы сыграли, здесь на форуме, точнее изображен... Надеюсь без подсказки разберетесь, кто из персонажей вас напоминает...
  30. Что, обделались? Повторяю свой вопрос:- Назовите свою фамилию, имя, где служили в Арцахе или в Армении.Ильфа и Петрова вспомнили? Правильно вспомнили."В каком полку служили?" это оттуда. Вы трус, тролль и аноним.Номер телефона Вам дать? ЩАЗ. С трусливыми анонимами, у которых даже ника нет, имеющими наглость запрашивать номера телефонов, полное имя , фамилию, продолжать вести беседу это значит себя не уважать. Поберегите Ваши деньги для поездки в Турцию, к гостеприимным турецким или курдским "хозяевам", ползайте там по горам, платите за проживание, сопровождение и питание, а потом поезжайте в Степанакерт и перед солдатами рассказывайте с гордостью, как Вы там карабкались по горам под дружные курдские возгласы : "Кур-дис-тан! Кур-дис-тан!".Посмотрим, что с Вами там сделают.Хотя, какой Вы , к черту, "степанакертец".
  31. Молодой человек, не стоило свою злость, невоспитанность, нескромность и язвенность показывать всем читателям...
  32. доступ к Араратам должен быть открыт лишь отдельным исследователям, а не для всех альпинистов. Нечего тревожить нашу армянскую тайную историю.
  33. Спасибо всем, кто порадовался видеть государственные символы Нагорно - Карабахской Республики Арцах развевающимися на Вершине горы Большой Арарат - 5137 метров! Спасибо Главному редактору Григорию Юрьевичу, за публикацию фото! Спасибо Дмитрию Писаренко за статью, с известной только ему, и его персонажам творческой журналистской фантазией! Без фантазии, как знать, наверное статья была бы скучнее... Спасибо всем Вам!
  34. Послушайте, Вы,засранец трусливый! Злость, язвенность и невоспитанность сквозит в каждом Вашем посте.Видно жаба душит, что не можете возразить по существу, а очень хочется.Вот и мучаетесь, не знаете, как побольнее укусить.Не получается.Но мой вопрос в силе: - назовите вашу фамилию, имя, где и когда служили в армии НКР или Армении, с указанием номера части.Да и свой возраст укажите, сравним с моим, посмотрим, кто из нас "молодой человек", а кто и не совсем.
  35. Старый армянский анекдот: как правило с возрастом и старостью, приходит терпение и мудрость, но иногда возраст и старость приходят одни...
  36. С уважаемым Грантом, пожалуй, не соглашусь. Армянские альпинисты и просто туристы не в Анталье же деньги оставили, а поднялись на НАШУ святую гору, ВРЕМЕННО оккупированную. Молодцы парни! Мой респект! И Арсену Тумасяну, одному из героев публикации, мой респект, хотя страшно раздражают его топорные пророссийские и пропутинские, антиамериканские и антисемитские высказывания. Но здесь снимаю перед ним, Армянином и Патриотом, шляпу. Молодец! И Sim, казалось бы, краткий, но разумный форумчанин, тоже удивил. Эти парни-армяне - ГЕРОИ, они там не кривлялись перед фотообъективами. Это замечательная традиция, хотя, правильно, поднимаются не только армяне на Арарат. Но только армяне говорят, напоминают туркам: ПОШЕЛ ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ. Нашу святую гору мы вернем!!!
  37. Нашу святую гору мы вернем!!!))))))))Ей Богу вы фантазеры. Ребята не обманывайте себя и остальных своих граждан иллюзиями, вы же медленно но упорно теряете ту самую кич Хаястан а мечтаете об Арарате. Мечтайте,мечтайте, мечтать не вредно до определенного предела.
  38. Саркису: спасибо на добром слове! Насчет героизма, конечно и безусловно перебор. Герои, - те простые ребята Арцаха, Армении и Диаспоры, благодаря которым Армянство освободило от азеро-турко-советской оккупации древнюю землю Арцаха, и создало Нагорно-Карабахскую Республику Арцах! Султану и всем азеро-туркам: курды турков открыто ненавидят, и ненависть свою не скрывают... Надеюсь Армянство войдет в тактический союз с курдами с целью конечного раздела турецкого государства, созданного на крови в том числе и курдов... Считаю, что война, любая война в которую втягивается турция, - неминуемо ослабляет ее государственность. Армяне давайте помогать курдам, воевать с турками... Враг нашего врага - наш союзник...
  39. Вчра тюркские ВС уничтожили более 60-и курдских террористов из окруженных 200, превращение их в дерьмо продолжается...Ары идите на подмогу к своим "союзникам",но предупреждаю, закон превращение веществ применяться и на вас как это было в начале прошлого века....Не забудьте об этом и ведите себя по уровню вашего потенциала которая сдает свою мощь как старый АКБ.
  40. То Вы, трусливый засранец, меня "сынком" назвали, то "молодым человеком", а теперь вот "старость" мне приписываете. Совсем запутались. Но я человек упорный, я свой вопрос еще раз повторю : назовите свое имя и фамилию, хотя-бы "ник" свой укажите, чтобы к Вам можно было обращаться.Не бойтесь, не съем.С убогими не конфликтуют, их просто презирают.И номер воинской части, где служили в Арцахе или Армении назовите, прежде чем других попрекать, "справедливый" Вы мой. Хотя, конечно, догадываюсь, что так и не назовете ничего, потому, что Вы трус и лжец. Сидите, где-нибудь на широких просторах СНГ или в дальнем зарубежье и вякаете. Хоть скажите, когда изволили свалить из Армении? В каком году? Из какого места? Или может быть Вы из бакинских? Если так, то что же не в Армению переехали? И Вы еще наглость имеете меня попрекать за то, что я не хочу "радоваться за ребят" и не вижу в этом восхождении в данной ситуации ничего "славного" и хорошего? Всякую чушь пишите, Ницше приплели.Вы что, хотите свою "начитанность" показать? Меня и других читателей этим удивить? Разочарую Вас, как армяне говорят, то, что ты сейчас знаешь, я уже забыл давно. Так что , сидите у себя на диване "степенекертец" Вы наш тряхнутый, и не вякайте, а если масла в мозгах хоть капелька осталась, то подумайте еще раз, прежде чем восхищаться тем, что того не заслуживает.
  41. Уважаемый Саркис! Я высказал свое мнение.Никому его не навязываю.И это мнение не спонтанное, не сиюминутно ко мне пришло. Это , как говорят, "плод долгих раздумий".И поэтому оно у меня твердое и ни Вы, ни другие уважаемые и не очень, читатели меня не переубедили. Я знаю, что есть армяне, и их не так уж мало, которые не видят ничего зазорного в том, чтобы ехать (через третьи страны) в Турцию на отдых, экскурсии или на заработок.Прекрасно знаю об этом.Но разве это повод гордиться этим? Это на их совести, и скорее говорят об отсутствии таковой у них. И, в данной ситуации, я не виже НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ в том, куда едут армяне - на средиземноморское побережье или совершают восхождение на Арарат. И в том и в другом случае имеет место экономическая поддержка вражеской страны, осуществляющей в настоящее время блокаду Армении. Хотим мы этого или не хотим. Я уже не говорю про пересечения границы, которы, на мой взгляд, сам по себе является унижением для любого армянина, который направляется в историческую Армению, а Арарат там и находится, в отличие от Антальи. Короче говоря, для меня этот вопрос закрыт раз и навсегда - ни шагу по т.н.Турции, ни цента, ни копейки врагу до тех пор, пока наши территории аннексированы. Исключение только одно - на танке.
  42. ПРИДУРОК - самое нежное обращение, которого заслуживаете здесь...
  43. А как хорощо, как "культурно" начинал! Ницше цитировал, строил из себя умника начитанного.И вот так заканчиваешь, эши глух!
  44. Начался раскол армянство как граната...Ваше мнимое величие расколить вас на мельчайшие куски, при падении с высока все разлетить к черту. Как говорится-выше ... прыгать опасно, можно и разбиться.
  45. Чушкарь! Что ты тут забыл? Давай, до свидания! на Алтай!
  46. турок, все гораздо проще. В каждом народе всегда есть свои недоумки, у турков их побольше, у армян грантов-гижи меньше, но что делать, встречаются... Об этом и в Библии, и в Коране хорошо отражено! Природа этой болезни: высокомерие, гордыня, чванство, зависть и злоба. На этом форуме, минимум двое пытались объяснить гранту-гижи, природу болезни (чтоб лечился), да видно не судьба... К сожалению, и это так, часто подобные зазнайки, кончают банальным предательством... Не переживай за армянство, оно как нибудь обойдется и без турка...
  47. Армянство всегда жило и будет жить.Разного рода чушки, чумазые дикари, полуживотные приходили.Но как приходили, так и уходили. Единственное, что беспокоит нас- армян, так это наличие такого рода выблядков, как Вы. Но и с этим справимся.
  48. Грант абсолютно прав. А Араратские горы нужно объявить закрытой территорией.
  49. Араратские горы (Большой и Малый Арарат) турками были до 2001г. объявлены закрытой территорией...
  50. Армяне должны быть благодарными османнам за их спасение от нападок Византии,даже Ечмиадзин с его землями подарили вашему котликосату- притесненому в Киликии, а то, что случились в поздние времена трагедии с армянами, виноваты в первую очередь они сами в месте с их лжеопекунами. И теперь без тюрков Армении не выстоять! Она тает как медицинская свеча в заднице белого хищника с севера. Нет в мире ни одного народа, которого осчастливила Россия! А вы слепо верите в это. У России свои интересы и она постоянно запугивает Армению тюрками. Это и ясен коту.
  51. Брысь под лавку Чушка немытая!
  52. Ау, придурок форума, что-то замолчал, пукалка заглохла сын ишака... Давай отрази здесь, очередную порцию зависти, злобы, высокомерия, гордыни и чванства...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты