№ 14 (197) Август (1–15) 2012 года.

Черкесогаи – забытые армяне Кубани

Просмотров: 10917

Основная масса армян появилась в Закубанье в XV веке из Крыма, где постепенно возрастал исламский фактор и где тюркизация охватила почти весь регион. О феномене армян, живших среди адыгских племен, писали многие исследователи, однако в силу большого объема исторических и научных данных теория возникновения черкесогайской общины и ее исторический путь остаются почти нетронутыми.

Массово переселяясь из Крыма, часть армян нашла убежище среди адыгов. Прожив почти 300 лет в окружении адыгских племен, армяне восприняли многие их черты и традиции. Армянская речь стала звучать почти по-адыгски, многие армянские имена были созвучны адыгским. К примеру: Шумаф, Бабух, Ханашхо, Додух, Бебей, Тал, Осин, Борох, Джумар и др. Хозяйственный уклад и норма жизни также изменились, и лишь историческая память и принадлежность к Армянской Апостольской Церкви принуждали местных армян не менять идентичность.

Примечательно, что к черкесогаям примкнули также проживающие рядом греки и татары из Крыма (в основном южные татары, которые отличаются этническим происхождением, не являясь тюрками), а также некоторые семьи из числа адыгов. Известно, что из Крыма черкесогаи переселились в закубанские села Гяур-Хабль, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг, Хатукай. Два села были основаны черкесогаями в районе Геленджика. Это были села Азатух и Бзатух.

Со временем обстановка в регионах проживания черкесогаев становится напряженной из-за культурной и религиозной экспансии турков, которые начинают исламизировать адыгские племена, а также из-за частых столкновений на бытовой почве между адыгами и черкесскими армянами. Армяне принимают решение покинуть обжитые места. Российское правительство приветствовало подобные инициативы армян, исходя из своих политических и экономических целей, однако реальная возможность осуществить переселение армян возникла только после заключения Адрианопольского мирного договора 1829 г. с Османской империей.

По сути, переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царская Россия стремилась усилить христианский фактор в условиях ожесточенной Кавказской войны. Так, начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от воинской повинности армян и грузин Кавказской области, поскольку воинская служба тяжка для этих народов, и, несомненно, рано или поздно они сообщат об этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство которых после этого не покинут своих мест.

С середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Как полагают исследователи, переселение черкесских армян на территорию Кубани происходило в 4 этапа. А основание черкесами первого армянского поселка на Кубани относится к 1839 году.

Исторические документы сообщают, что основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Закубанье, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е – 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском, Усть-Лабинском районах. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский, около станции Кавказская. Отдельные семьи оказываются и за пределами Кубани – в Астрахани и в Москве. С одной стороны, переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, черкесогаи в христианской среде подверглись ассимиляции, чего не было в окружении адыгов.

1839 год считается официальной датой появления Армавира. По историческим и архивным данным, тогда еще аул Армавир с трех сторон был окружен глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвертой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись все новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей черкесских армян, а к 1840 году их количество увеличилось до четырехсот. Помимо черкесских армян, в поселении проживало несколько сот крепостных горцев (в 1859 году их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которых они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов.

Черкесогаи продолжали строить церкви и сохранять свои традиции вплоть до начала прошлого столетия. Однако уже с 1905 г. статистика указывает на резкое уменьшение количества черкесских армян, что в первую очередь было связано с тотальной ассимиляцией. Армяне породнились с местными русскими, украинцами и даже оставшимися в городе черкесами. Адыгские формы армянских фамилий сменили уже обрусевшие, а элита черкесогаев постепенно растворилась в славянской среде. По этому поводу тревогу били армянские священнослужители, активная часть которых, однако, в советское время была репрессирована и расстреляна. Знаменитыми черкесогайскими семьями считаются Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др. Среди черкесогаев были распространены следующие фамилии: Шахназаровы, Захаровы, Беликовы, Алавердовы, Назаровы, Мелик-Бароновы, Аслановы, Сеферовы, Моссесовы, Кутиковы, Тевтеровы, Джантемировы, Акубжановы, Дановы, Испировы, Каспаровы, Донгуровы, Джагуновы, Кераковы, Накжиевы, Алтбармаховы, Муратовы, Гирагосовы и др.

Потомками черкесогаев являлись Анри Труайя  (Левон Асланович Торосян) – французский писатель, член Французской академии, Тарасов (Торосян) Николай Лазаревич – меценат, нефтепромышленник-миллионер. Из черкесогаев также Артем Михайлович Тарасов – первый советский миллионер.

Потомки черкесских армян и ныне проживают в Армавире и почти во всех городах Краснодарского края, но мало кто из них сохраняет память о своем происхождении, так как языковая, религиозная и культурная ассимиляции резко изменила идентичность. И лишь последние волны миграций армян на Кубань, возможно, вызвали какой-то интерес среди потомков черкесских армян к своим корням.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 39 человек

Оставьте свои комментарии

  1. 1. Заголоаок статьи не могу считать удачным. Почему забытые? 2. История основания города Армавира никогда не была предметом дискуссий. Всегда считалось, что основание города связано с переселением черкесских армян в район крепости Прочный Окоп. Однако, когда кубанские политики стали разыгрывать анти - армянские карты, то основателями города объявили черкесов, которые, якобы, жили на опушках лесов. По мнению этих знатоков, слово «гай» надо понимать ни как слово «армянин», а в значении слова «лес». Кроме того, распространялись слухи о планах армян создать Армянскую республику на территории Северного Кавказа, умудрись даже найти «документ», подписанный, самим католикосом Вазгеном
  2. Зачечание к фотографии. Зачем казаков выдавать за черкесогаев?
  3. Это у них болезнь такая, присвоить чужое. Я не удивлюсь если прочту о том, что императорский пингу с рода великих хаев(они между собой так себя называют).
  4. Мне сам Артем Тарасов говорил,что он армянин.
  5. Армяне переселялись на Кубань не только из Крыма. В своих трудах кубанский историк Ф. Щербина рассказал красивую легенду о том, что на Кубань из далекой страны Гайкании приехали рыцари… Черкесогаи, как субэтническая группа, возникли в условиях конкретной исторической обстановке. Анализ некоторых адыгейских фамилии, говорит о том, их предками, были те черкесогаи, которые по каким-то причинам остались жить в черкесских аулах. По данным последней переписи некоторые потомки черкески армян записались как черкесогаи.
  6. Гайки.....Они нуждаются в болте с левой резьбой с метрическими шагами ибо без этих самых болтов они совсем затерялись и скатились кто куда разложив махину Хайбостан.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты