№ 14 (197) Август (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 5276

4 августа

Свв. 200 патриархов Третьего Вселенского Собора в Эфесе (431 год)

Третий Вселенский Собор (431 год), созван­ный императором Феодосием II, состоялся в сто­лице Малой Азии Эфесе и проходил в обстановке ожесточенной борьбы православной Церкви с уче­нием бывшего Константинопольского патриарха Нестория. Патриарх проповедовал, что Иисус Хри­стос родился человеком и стал всего лишь «обите­лью Божества», а Дева Мария в свою очередь была не Богородицей, а лишь «человекородицей». Епи­скоп Кирилл Александрийский добился осуждения учения Нестория. Собор принял формулировку Кирилла, согласно которой «из двух естеств, Боже­ства и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный Бог, Кото­рый ради нашего спасения явился в человеческом образе». Армянская Церковь приняла эфесские по­становления и внесла в свой календарь день Отцов Третьего Вселенского Собора.

Спустя двадцать лет, осенью 451 года, импера­тор Маркиан созвал в городе Халкидоне Четвертый Вселенский Собор для пересмотра формулировок первых трех Соборов. Армянская Церковь отказа­лась участвовать в Соборе и отвергла его формулировки и постановления. Собор положил начало расколу в Церкви, которая разделилась на два крыла: древние восточные церкви остались на позициях первых Вселенских Соборов, а против них стали вы­ступать католическая и ортодоксальная церкви.

11 августа

Праздник Шохакат: Озарение Св. Эчмиадзина по видению св. Григора,Просветителя Армении

Праздник Шохакат (Озарения) связан с по­разительным видением Григора Просветителя, которому в 302 году было явление Христа в окру­жении небесных сил. Господь направил луч света на языческое капище у царского дворца в Вагаршапате и повелел построить на его месте храм. Григор разрушил капище и в августе 303 года возвел над ним церковь, которую освятил накануне праздни­ка Успения Богородицы.

Неподалеку от кафедраль­ного храма он построил другую церковь, которую назвал Шохакат. С целью увековечения видения св.

Григора кафедральный собор получил название Эчмиадзин – «Место сошествия Единородного».

12 августа

ВЕРАПОХУМН СУРБ АСТВАЦАЦНИ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Успение Богородицы – один из пяти главных праздников Армянской Церкви. Он посвящен ухо­ду из жизни Богородицы.

Последнее упоминание о Марии в канони­ческих текстах содержит книга «Деяния святых апостолов». Ее автор Лука описывает, как после воскресения Иисуса Христа Мария постоянно пребывала в молитве с Его учениками и учени­цами. Согласно агиографическим сборникам, ар­хангел Гавриил явился Марии с вестью, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и вместе с матерью апо­стола Иоанна Саломией поднялась на Елеонскую гору для молитвы. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении ангелов сошел с неба принять душу матери.

Армянский историограф XIII века Киракос Гандзакеци, ссылаясь на древние источники, изло­жил предание об успении Богородицы через 15 лет после распятия Иисуса. На ее похоронах присут­ствовали все апостолы, кроме Варфоломея (другие источники называют Фому). Прибыв в Иерусалим, Варфоломей пожелал в последний раз увидеть Бо­городицу и проститься с ней. Когда сдвинули пли­ту, прикрывавшую гробницу, тела там не оказа­лось. Согласно ангельскому предсказанию, Мария вознеслась на небеса.

Богородицу призывают как заступницу перед Христом. В Армянской Церкви главнейшими за­ступниками после Богородицы считаются Иоанн Креститель, архидьякон Стефан и креститель Ар­мении Григор Просветитель.

После литургии в день Успения Богородицы в церквях соверша­ется благословение винограда. Обряд не совме­щен с праздником, а лишь приурочен к нему, по­скольку виноград в Армении созревает именно в эту пору.

По освященной традиции первый урожай всег­да приносился в храм как благодарность Творцу за дарованные земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совер­шался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.

Литургическое вино изготавливается из чер­ного винограда. Во время последней вечери Иисус взял чашу с красным вином и, возблагодарив, по­дал ее апостолам со словами: «Пейте из нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Иисус образ­но сравнивал Себя с сыном виноградаря и с ви­ноградной лозой:

«Я есмь истинная виноградная Лоза,

а Отец Мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и вся­кую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пре­бывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

13 августа

Поминовение усопших

21 августа

Свв. Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. Свв. жен-мироносиц

Иоаким и Анна. Из Библии известно, что царю Давиду «Бог с клятвою обещал от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на пре­столе его». Отец Марии Иоаким происходил из рода царя Давида, а ее мать Анна – из рода первосвящен­ника Аарона. Таким образом, царь-пророк был пря­мым предком Иисуса Христа, почему Иисуса неред­ко называли Сыном Давидовым.

До пожилых лет супруги не имели детей, но продолжали терпеливо молиться, прося послать им дитя. Ангел поведал Иоакиму, что его «отпрыск предрешен Богом, и то, что родится от тебя, будет в почитании все века и до скончания их». Ангел воз­вестил также, что его жена зачнет дочь, «которая будет в храме Бога, и Дух Святой почиет на ней... И сама она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати».

День памяти Иоакима и Анны Церковь утвер­дила в IV веке.

Жены-мироносицы. После распятия Иисуса Христа Его ученицы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия рано утром пришли к гробнице, собираясь, как того требовал обычай, совершить над Иисусом послепогребальный обряд помазания ароматами. Не обнаружив тела, Мария Магдалина воскликнула с плачем: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Увидев стоявшего там же воскресшего Христа, Мария приняла Его за садовника и попросила сказать, куда унесли тело Иисуса. Узнав Христа, она назвала не как обычно «равви» («учитель»), но «раввуни» («владыка»), тем самым окончательно признав в Нем властителя душ и жизни. Мария услышала от Христа: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». По преда­нию, Магдалина проповедовала Евангелие в Риме, а скончалась и была погребена в городе Эфесе. В IX веке ее мощи были перенесены в Константинополь.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты