№ 15 (198) Август (16–31) 2012 года.

Люди мира – езиды

Просмотров: 19472

Езиды, одна из крупных национальных общин Армении, прошли через многочисленные гонения, истребления, но при этом не потеряли свою самобытность и уникальность.

Историческая территория обитания езидов – территория нынешнего Ирака, где их число достигает свыше 1,5 млн. Они, в частности, компактно проживают в районах Синджар, Айн-Сифни и Дохук. Кроме этого, многочисленные группы езидов проживают в городе Мосуле и его окрестностях. Об уникальной толерантности и терпимости езидов отзываются, в частности, христиане Ирака, которые в некоторых районах живут с ними смешанно. Однако, несмотря на свою миролюбивость, езидам в Ираке никогда не приходилось легко. Трудные взаимоотношения с курдским населением нагнетали обстановку в районах компактного проживания езидов. Еще при Саддаме Хусейне у них были отняты все права. Они не имели возможности считать себя езидами, что было выгодно курдам, которые до сих пор считают их своей этноконфессиональной группой. Однако обычаи, национальные особенности и традиции езидов резко отличаются от уклада жизни и быта мусульман-курдов.

Религия езидов близка к вероучению других синкретических религий. Езиды признают единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются, каждый из них выступает как главенствующий бог. Однако в священной книге Кетебе Джилве («Книга откровения») сказано: нельзя произносить слово «шайтан», потому что (это) имя нашего бога. Шейх Ади — святая и божественная фигура в езидизме, он является основателем езидизма, который возник в ХII веке из его учения путем смешения с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями. Святыней и местом паломничества езидов считается храм Лалеш.

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращенного не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестает быть езидом. Езидами являются те, кто рожден от обоих родителей, исповедующих езидизм, дети же смешанных браков езидами не считаются. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша.

Езиды часто становились жертвой со стороны соседей именно из-за своей религии. Основная масса езидов были истреблены во время арабских завоеваний. А часть езидов Ирака, как и местных христиан-ассирийцев, были вынуждены принять ислам. Однако несмотря на погромы и истребления, езидам удалось сохранить свою религию, обычаи и самое главное – особую идентичность.

Арабские феодалы Хаттаб и Валлид остались в памяти езидов, как самые жестокие завоеватели. Во время нашествия войск арабских феодалов свыше 50 тысяч езидов были уничтожены, а свыше 200.000 приняли ислам. Территория массовых убийств тянулась от Мосула до Сгерда. После арабов истреблением езидов занялись турки. Турецкие правители Ахмад Паша, Шамси Паша и Сулейман Паша варварски уничтожали езидское население вокруг города Мосул. Известно, что в 1733 г. у реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши. Процесс уничтожения езидов продолжался вплоть до геноцида армян 1915-1921 гг. и даже в период с 1930 по1955 г., когда Республиканская Турция в так называемой борьбе с курдскими повстанцами целенаправленно и планомерно уничтожала езидов.

Во время геноцида армян многочисленные селения езидов, находящиеся на территории Западной Армении в областях Ван, Тигранакерт, Карс, Игдир, Сурмалу, Мардин, также были уничтожены. Лишь малая часть езидов Западной Армении спались от истребления и оказались в дальнейшем в Сирии, Ираке, Армении. Езиды вместе с армянами храбро сражались против турецких оккупантов. Выдающейся личностью езидского мира в сражении с турками был Джангир-ага, который считается национальным героем езидского народа.

В 1915 г., после занятия Вана российской армией, Джангир-ага перешел со своим полком на ее сторону вместе с другими четырьмя езидскими полками, во главе которых стояли Сардар-бек, Наджид-бек, Осман-ага и Хусейн-бек. В 1909 году произошла встреча Джангир-аги с Андраником Озаняном, положившая начало их боевой дружбе. Джангир-ага поддерживал армянских повстанцев, оказывал им военную и материальную помощь. После распада Кавказского фронта в 1918 году кавалеристы Джангир-аги действовали в составе Армянского добровольческого корпуса.

16-18 мая 1918 года в Баш-Апаранском сражении не малую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги.

А. Г. Трушян в книге «Героическое сражение под Сардарапатом» отмечает, что в рядах защитников среди 700 всадников, большинство были езиды.

В течение всего периода военных действий силовое сотрудничество и личные отношения между генералом Андраником и Джангир-агой были сильны, и их сражения против турок стали символом вечной дружбы двух древних народов. Езиды в Армении были активными участниками сражений в Баш-Aпаране и Сардарапате в 1918 г., которые открыли новую страницу в истории этих двух народов.

В советское время езиды имели возможность развивать свои традиции и культуру в Армении, где издавались газеты, действовали курсы езидского языка. После распада СССР езиды, как и все граждане Армении, участвовали в освободительном движении за Арцах. В ходе армяно-азербайджанского конфликта погибли тридцать езидов. Рядом с мужчинами сражались даже женщины, о мужестве которых слагали легенды.

Езиды Армении всегда смело противостояли любым вызовам. Несмотря на блокаду, тяжелую социально-экономическую ситуацию, большинство их не покинули Армению. Лишь малая часть переехали в Российскую Федерацию и Западную Европу, при этом не теряя связи со своими родственниками в Армении. Основная масса езидов Армении проживает в регионах Арагацотн, Гехаркуник, Армавир, Арарат, Котайк. Езидское население имеется также в регионах Ширака и Лори. Большинство езидских населенных пунктов расположено либо в высокогорных районах, либо в Араратской долине. Езидские села Армении в основной своей массе весьма многолюдны. В столице Армении езиды компактно проживают в районе Авана.

А в России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле.

Не имея своей национальной административной единицы, езидам приходится сохранять свою идентичность в чрезвычайно трудных условиях. Но где бы они ни жили, их считают достойными гражданами, в том числе и в Армении, где община езидов важная составляющая армянской государственности.

За последние годы в Ереване активизировалась езидская университетская молодежь, которая создает свои организации и активно интегрируется в общественно-политическую жизнь страны, что, возможно, свидетельствует о возрастающей роли езидов в Армении.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 79 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Езиды-наши братья,а курды уничтожали нас в 1915 году.
  2. Нас также уничтожали турки и курды как и армян.Мы братские народы езиды и армяне и вместе мы будем сильные.
  3. Армяне обманывали езидов, а турки курдов! просто курды и езиды тупые! они были братьями но злой заговор армян и турок посорил нас!
  4. Спасибо, вы всегда пишите познавательные тексты. Не во всем согласен с вами, но всегда интересно читать.
  5. Как ни странно, сложилось так, что езиды в современное время оказались самой близкой армянам этнической группой, вопреки различиям в языке и вероисповедании.
  6. При всей своей толерантности и уважению к другим нациям и культурам, считаю далее неприемлемым укоренившееся с советских, "интернациональных" времен использование курдами и езидами характерных для армян фамилий с окончанием на -ЯН. Представители этих народов не ассимилируются среди нас, живут весьма обособленно, чужды армянам по вере, культуре и традициям (как-никак оба - кочевые народы, лишь благодаря советской власти ставшие более или менее оседлыми). Присваивание ими наших национальных фамилий не всегда повышает имидж армян, что особенно наглядно за пределами Армении (есть масса примеров, когда немало преступлений совершается неармянами с армянскими фамилиями, тем самым бросая тень на наш народ в России, да в и других местах). Выход - следует отныне при рождении детей у этих народов в Республике Армения, в законном порядке, через паспортные отделы Полиции, закреплять исконные фамилии представителей указанных народов с присущими им фонетическими особенностями, без окончания -ЯН. К чему Хамояны, Бакояны, Мгояны, Тамояны, Бдoяны, Хдояны и другие аналогичные, когда гораздо естественнее и правильнее звучание их фамилий без не свойственных этим народам грамматических окончаний -ЯН, а именно Хамои, Мгои и т.д. Это, кстати, и соблюдение демократических норм, прав и свобод человека, самоидентичности, и, простите за откровенность, я как армянин не хочу, чтобы специфика армянской фамилии распространялась на другие национальности и приходилось бы "устно" уточнять свое происхождение, особенно когда в паспортах независимой Армении аодовские горе-законники, в основном все деревенского происхождения и стесняющиеся этого, в начале 90-х лишили нас графы национальности и указания конкретного места рождения... Кроме того, ведь весь цивилизованный мир убежден - если человек с фамилией на -ЯН, значит точно Армянин! Если мы идем навстречу нацменьшинствам (в данном случае - езидам) и вносим поправки в уже принятые законы РА, уважая особенности их национальных традиций и обычаев (грузины никогда не сделали бы этого, давая "обратный ход" уже вынесенным своим законам), то и они пусть не претендуют на наше "национальное достояние", присваивая себе формы армянских фамилий... В конце концов, пусть езиды и курды идут по пути азеров, которые почему-то никак не избавляются от русифицированного окончания своих фамилий на -ОВ... Фамилии на -ЯН должны быть только у армян! И баста!!!
  7. Роберт википедию выключи ! ЕЗиды никогда не были братьями с армянами,турками и тому далее! у дедушек и бабушек своих спросите они по мудрее вас! а то что вы пишите здесь это "глупые слова" на которых ни вы ни я не можем правильно ответить так как мы не знаешь что было в те времена и кто , что было виной вражды между нашими народами!
  8. SMERTNIK-у: Дорогой, ты все напутал - твой ответ мне совершенно не связан с тем, что я написал! Где ты нашел в моем комменте слова "о дружбе армян и езидов или курдов"? У тебя с логикой плохо или с элементарной грамотностью? Не умеешь читать или плохо соображаешь? Я пишу только о том, что я и мой круг интеллигенции Армении против армянских окончаний -ЯН в фамилиях езидов и курдов! Когда грузины огрузинивают армян и армянские фамилии, они знают, что имеют дело с умным и трудолюбивым, талантливым народом, который приносит им пользу. А нам какая польза от "арменизации" еще вчера полудиких кочевников, коими являются курды и езиды? Поэтому и пишу о том, что надо ЗАПРЕТИТЬ в законном порядке этим народам хотя бы в пределах Республики Армения употреблять форму армянской фамилии на -ЯН. Ты явно спутал меня с другими комментаторами! Внимательнее читай!
  9. мой ответ не вам был адресован я спутал имена
  10. Окончание фамилий ов,ев исключительно тюркского происхождения, означающее принадлежность человека к определенной семье, дому. Ев-Эв-семья, дом, династия. Окончание Ян также определяет принадлежность индивида к той или другой семье. На азери задают такой вопрос:-кимден янасан(чьих будешь). Мы не жадные, используйте наш богатый словарь на здоровье.
  11. Я уважаю все народы и конфессии, но меня удивляет, если не сказать возмущает, когда курды и езиды пристраиваются к нам, армянам, в друзья и чуть ли не в "обшую" историю и культуру, говоря везде, в том числе и в своих статьях и книгах, об общей древней истории! Эти еще недавно полукочевые, безписьменные племена почему-то рьяно пытаются равняться с нами, пишут везде о том, что "шли всю свою историю рука об руку с армянами", таким образом явно претендуя на древнюю культурную историю! И странно, что Армения и армянская интеллигенция молча глотает эту наживку... Максимум через полвека эти народы, будучи многомиллионными, уже будут всерьез претендовать не только на духовные и материальные ценности армян, но и на территории современной Армении... Кто положит конец этим амбициям, неизвестно... Катастрофическими темпами "утекающие" из Армении армяне?
  12. Да, все верно подмечает уважаемый предшественник... И беда также в том, что курды и езиды в Армении под ширмой фамилий на -ЯН активно внедряются в аппарат власти на всех уровнях - от органов местного самоуправления и даже выше... Чего стоит только одиозная фигура "армянина" Ашота Блеяна, кем только не бывшего во времена АОД, да и ныне успешно процветающего на ниве высшего образования -"поучая" и "пестуя" армянскую молодежь и армянское общество своими идиотскими нововведениями, "прожектами" и идеями, не всегда полезными армянскому народу...
  13. Я вообще не вижу особой разницы между курдами и езидами. Язык тот же, нравы и дикость, а также скрытое презрение и ненависть к армянам еще с прошлых веков одинакова присущи и тем, и другим. Просто езиды оказались очень дальновидными! Когда в 88-м началось Арцахское движение и в ответ на зверства против армян в Азербайджане - выдворение всех азербайджанцев и вообще тюрок из Армении, езиды быстро смекнули, что дойдет вскоре очередь и до них и в одночасье примкнули к армянам, выйдя на ереванские демонстрации с лозунгом "Мы с вами, армяне!" Наивные и доверчивые армяне разинули рты от умиления ( от того, что нашлись солидарные с ними нацменьшинства) и клюнули - взяли вмиг себе в друзья племя, которое не очень-то и отличается и от курдов, и от азеров... Так езиды остались в Армении и вскоре прекрасно затесались в армянское общество на различных уровнях... Фамилии на -ЯН очень помогли им мимикрировать и достигать опредленных успехов в карьере. Прав предшественник - Блеян один из них...
  14. В статье, которая, конечно, весьма интересна, не понравился следующий факт: "Не имея своей национальной административной единицы, езидам приходится сохранять свою идентичность в чрезвычайно трудных условиях. Но где бы они ни жили, их считают достойными гражданами, в том числе и в Армении, где община езидов важная составляющая армянской государственности". Лучше не скажешь! Вот в этом-то и беда, что скрытые под -ЯН езиды и курды становятся в Армении "важной составляющей армянской государственности"... И правы в своих комментариях все мои предшественники, поднимающие тему постепенного укрепления этих двух почти идентичных племен во властных структурах маленькой и демографически слабеющей день ото дня Армении... Понимают ли это карабахцы Серж, Роб и другие, засевшие в Ереване, видно, навечно?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты