№ 15 (198) Август (16–31) 2012 года.

Возможная роль России и ОДКБ в разблокировании коммуникационных путей в Закавказье

Просмотров: 2201

Окончание. начало в №14,2012 г.

У США свои планы на Закавказский регион, ни их, ни Запад в целом не интересуют ни грузины, ни азербайджанцы, ни армяне как таковые. Напомним, в свое время США хотя и отказались финансировать проект Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку, однако в то же время никак этому и не воспрепятствовали. Более того, многие грузинские эксперты также не были в восторге от проекта, перенаправляющего сухопутные грузоперевозки в Турцию.

Они понимали, что идет усиление значения порта Джейхан, параллельно превращая грузинскую территорию лишь в звено для достаточно длинного транзитного пути в Европу для товаров из Азербайджана и Центральной Азии. Конечно, дальность грузоперевозок увеличит их конечную стоимость, однако с самого начала было понятно, что проект является политическим, а в тарифном плане Баку и Анкара, в конце концов, договорятся. По проекту США данный транзитный путь также будет играть на разрыв союзной связки Россия–Армения.

Однако в середине июля этого года к блокаде Азербайджаном железнодорожного сообщения в Армению подключилась и Грузия, предупредив о невозможности восстановления второго железнодорожного пути, ранее проходившего через Абхазию. Сделал это глава МИД Грузии Григол Вашадзе в интервью радио «Эхо Москвы» накануне своего визита в Армению. Он публично озвучил грузинскую точку зрения такими словами: «Первой целью создания железнодорожного пути из России в Армению через Грузию является снабжение российской военной базы в армянском городе Гюмри… Кому нужна железная дорога? – спрашивал Григол Вашадзе и сам себе отвечал: – Железная дорога нужна России. Железная дорога, безусловно, нужна Армении. Железная дорога нужна Грузии. Вот тут вопросительный знак. Нам оно надо? Вы знаете, у нас летают прямые рейсы. Сказать вам прямо, что они укомплектованы под завязку, – нет. Билеты можно спокойно купить буквально за день. Хотя у нас 400 тысяч туристов было из России в 2011 году. В этом году, дай Бог, мы ждем около миллиона. И какое отношение здесь к россиянам, вы сами знаете». По словам министра, для того чтобы Грузия для «армянских друзей и для возможного партнера России» дала свое согласие, надо разобраться в нескольких вопросах, и самый главный из них – правовой аспект.

«Есть абхазский участок грузинской железной дороги, который приватизирован практически или де-факто РЖД. Вот как с правом собственности на этот участок. Если вы соглашаетесь на экстерриториальность этого участка, соответственно вы соглашаетесь, что рядом с вами существует какое-то непонятное образование, которое именуется независимым государством, которое утверждает, что все, что находится там, это собственность суверенного государства. Если вы на это не соглашаетесь, тогда найти правовой модус вивенди практически невозможно», – сказал Вашадзе.

В своем выступлении грузинский министр коснулся и проблемы с открытием армяно-турецкой границы. «Мы были бы абсолютно счастливы, – заявил министр, – и наши армянские друзья говорят, мы были самыми большими болельщиками этого процесса. Но не сбылось, к сожалению. Пока. А что касается России, то это вопрос не восстановления добрососедских отношений с Грузией». Неизвестно, какие доподлинно чувства испытывали «армянские друзья», однако Вашадзе явно лукавит. Так, комментируя информацию о строительстве продолжения армянской железной дороги в сторону Ирана, Вашадзе заметил, что грузинская железная дорога – это то отсутствующее звено выхода к теплым морям, «о которых все время мечтают в Кремле. Не знаю. Это чистой воды спекуляция. Но перед тем как сделать какой-то шаг, его надо хорошо взвесить и понять, что же получает Грузия от этого. Мы пока чего-то ничего не получаем», считает Вашадзе.

Да полноте, к чему все эти лукавства. Более того, Грузия не только практически сходу отвергала любые реальные коммуникационные проекты, но и всегда с большой нервозностью относилась к попыткам выхода Армении из коммуникационного тупика. После подписания армяно-турецких протоколов значительная часть грузинской прессы оказалась заполонена статьями и разного рода «экспертными комментариями», лейтмотивом которых являлся прямо выражаемый страх перед возможностью потери той практически эксклюзивной роли Грузии для Армении в качестве окна во внешний мир. Грузинская сторона, оценивая со своей стороны возможность разблокирования армяно-турецкой границы, абсолютно не желала, чтобы это произошло, в результате чего она гипотетически могла бы лишиться своего почти паразитирующего положения.

Так, грузинский политолог, председатель правления НПО «Центр общественных проектов» Гиа Хухашвили заявил, что, кроме вышеуказанного, степень коммуникационной зависимости Армении от Грузии снизится и это может привести к активизации сепаратистских настроений «горячих голов». И это при том, что официальный Ереван ни разу в своих высказываниях, принося в жертву отчасти даже собственные интересы, за все эти годы не поддерживал активистов джавахкских армянских организаций. А в то же самое время депутат Национального Собрания Армении, председатель земляческого союза «Джавахк» Ширак Торосян весьма проницательно заметил, что Грузия стала ревновать Армению к Турции. Он также считает, что после деблокады армяно-турецкой границы Грузия потеряет свою роль доминантной региональной транзитной страны, сократятся ее доходы от грузоперевозок и, что самое главное, Армения перестанет находиться под грузинским коммуникационным контролем. «Ведь сегодня на транзит армянских грузов по территории Грузии введены невероятно высокие тарифы, перевозка грузов с любой точки планеты до грузинской границы обходится дешевле, чем из Грузии в Армению».

Как видим, ближайшие соседи Армении не желают, чтобы была снята транспортная блокада республики, выдвигая почти ультимативные требования, на которые Армения не пойдет.

Вот почему представляется важным, чтобы ОДКБ, с доминирующей в нем ролью России, сделала акцент не только на военную, но и на политическую составляющую (включая геополитические, геоэкономические, экономические и иные аспекты). Возможно, одним из шагов в этом направлении стала бы подготовка в рамках ОДКБ документа, регламентирующего вопросы принуждения к миру, касающегося всех конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, способных, в случае их «разморозки», негативно повлиять на региональную стабильность.

Таким образом, жизнь не стоит на месте, и нужно быть готовым реагировать на возникающие вызовы.

В чем должно быть это реагирование? Россия должна понять, что ситуация, складывающаяся в настоящее время в регионе Южного Кавказа, не просто взрывоопасна. Она полна неожиданностей. И Россия должна быть готова к любому проявлению этих поворотов. Особенно это касается Азербайджана и ряда государств Центральной Азии. Самая последняя информация попросту удручающая.

Выход Узбекистана из ОДКБ сделан по весьма прозаической причине. Керимова – этого новоявленного узбекского хана – перекупили американцы. Он с готовностью рвет отношения с Россией. То же делает Ильхам Алиев. На носу выборы президента Азербайджана. Оппозиционный лагерь редеет, их всех арестовывают, прячут по тюрьмам. Но на носу еще и начало военных действий США против Исламской Республики Иран. И в этой связи территория Азербайджана уже превращается в место дислокации воинских контингентов Америки. Да, делается это скрытно, очень скрытно. И хотя об этом знают в том же Азербайджане оппозиционеры, но молчат, боятся расправы со стороны властей. Они знают, что Ильхам Алиев для спасения награбленных в своей республике миллиардов пойдет на все, чтобы сохранить себя, свою семью и свои авуары. Ведь именно для этого был принят закон о статусе бывших президентов республики.

Всевластием Алиевых недоволен практически весь Азербайджан. Всем известно, что эта республика – одно из самых полицейских государств на территории бывшего СССР. Спецслужбы Азербайджана следят за всеми жителями. Если там кто-нибудь выскажет даже самое малое недовольство, это недовольство пресекут по всей строгости закона. Разумеется, простые люди в такой ситуации будут молчать. О том, что думают на самом деле, они не скажут не только прессе, но и самым близким людям.

Не знаю, сам ли Алиев придумал этот закон или окружение ему подсказало, но закон этот начал работать. Такой закон – спасение для любого диктатора, который хочет уйти со сцены сам, без лишнего кровопролития и ущерба для собственного здоровья. Гейдар Алиев стал президентом в обход действовавшей тогда Конституции. Затем ему стоило немалых трудов сделать своим преемником сына Ильхама. Ильхам сейчас призадумался о своем будущем и о будущем своего правящего клана. Обстановка в Азербайджане не внушает ему оптимизма. 

В ближайшие месяцы, не годы, а именно месяцы, Россию ждет не просто разочарование в своих бывших друзьях и соратниках. Они превращаются в непримиримых противников, если даже не сказать более правдиво – во врагов.

Инициатива президента России Владимира Путина по созданию нового Евразийского союза, мало кого заинтересовала. Причина одна – никто из ныне царствующих правителей государств, появившихся на постсоветском пространстве, не желает сам покидать свое царственное место. Они все наивно полагают, что будут жить вечно и вечно царствовать над своими народами и территориями. Соединенные Штаты на это смотрят сквозь пальцы. Это их вполне устраивает. Но главным было даже не это, а желание Америки убрать Россию из зон влияния в Закавказье и Центральной Азии. В этом заокеанские власти слишком преуспели.

Что происходит сейчас на постсоветском пространстве? Вот факты, которые свидетельствуют о все более растущей какой-то зоологической ненависти к России. Хотя внешне тот же Азербайджан утверждает обратное. Визит Сергея Нарышкина в это южнокавказское государство в начале июля 2012 г. закончился заверениями в вечной дружбе и стратегическом партнерстве и даже награждением его государственным орденом «Дружбы» за заслуги в деле укрепления азербайджано-российской дружбы. Нарышкин и Швыдкой даже не поняли, что это была простая дымовая завеса, которая помогла на какое-то время скрыть настоящие замыслы бакинского руководства. Но, как верно заметил аналитик Онур Салманов, не один Азербайджан решил саботировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

13 июля в торжественной обстановке в Баку состоялась церемония награждения прибывшего сюда с визитом президента Таджикистана Эмомали Рахмона орденом Гейдара Алиева. Высшую награду Азербайджана вручил высокому гостю лично Ильхам Алиев. Визит Рахмона в Баку, как известили все СМИ, оказался очень плодотворным: стороны подписали несколько официальных соглашений и заявили о том, что двусторонние отношения выходят на уровень «стратегического сотрудничества». А это означает, что отныне две мусульманские страны будут укреплять не только торгово-экономические отношения. Баку и Душанбе будут координировать свою внешнюю политику и политику в сфере укрепления обороноспособности и национальной безопасности.

И Баку, и Душанбе ведут с Москвой сложные переговоры о судьбе Габалинской РЛС (Азербайджан) и 201-й военной базы РФ (Таджикистан). Как ни странно, почти совпали даже финансовые условия, которые выдвигаются Москве. Вряд ли на это пошел бы господин, называющий себя теперь не Рахмоновым, а Рахмоном. Официальный Баку признал, что для пролонгации договора по Габалинской РЛС (ее срок истекает 31 декабря 2012 года) Россия должна выполнить главное условие: ежегодно выплачивать Азербайджану за аренду РЛС $300 млн. Россия явно не готова платить Азербайджану такие деньги, и поэтому с 1 июля 2012 года российскую воинскую часть, обеспечивающую деятельность Габалинской РЛС, перевели на вахтовый метод. А проходящих там службу несколько тысяч российских офицеров и служащих попросили вывезти из Азербайджана своих жен, детей, родителей и других родственников. Одновременно в военном городке закрыли госпиталь и готовят к закрытию школу и детский сад. «Тем, кто не согласен, предложили написать рапорты на увольнение», – сообщил неназванный источник в Минобороны РФ.

Одновременно Москва получила неожиданный удар и со стороны Таджикистана. Официальный Душанбе вдруг заявил: Россия должна с 2014 года (тогда завершается срок нынешнего соглашения) платить Таджикистану $250 млн ежегодно за пребывание 201-й российской военной базы на таджикской территории. И если требование Баку по Габалинской РЛС российские чиновники комментируют осторожно, то жесткие условия Душанбе встречают в Москве откровенно недоброжелательную реакцию.

Но на этом испытания для Москвы не завершаются. Свой удар по позициям российских военных готовится нанести Киргизия, которая также собирается повысить арендную плату за использование трех российских военных объектов на своей территории. Об этом заявил министр обороны Киргизии генерал-майор Таалайбек Омуралиев. «С 2014 года, когда заканчивается срок аренды этих баз, мы намерены просить Россию увеличить плату с учетом инфляции», – сказал министр, подчеркнув, что это не касается авиабазы «Кант». Понятие «стратегический партнер», которое имеет скорее лингвистическое, нежели конкретное политическое значение, по отношению к России со стороны Баку всегда имело относительное значение.

Знаменательным можно назвать и озвучивание факта начала реальной войны Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики. Постоянные нарушения на линии соприкосновения, а также нежелание идти на реальные переговоры свидетельствуют о том, что ситуация только усложняется. Вот мнение азербайджанского политолога Эльмана Насирли, высказанное недавно: «Мне кажется, в данное время есть три выхода из этой ситуации. В первую очередь армянское руководство должно проявить свою политическую волю. Беда в том, что у армянского руководства нет такой политической воли. Второй вариант мирного разрешения конфликта – участники Минской группы (Россия, США и Франция) должны принудить Армению к миру. Но ход урегулирования этого конфликта еще раз доказывает, что такой воли у сопредседателей тоже нет. 

Еще одним вариантом разрешения нагорно-карабахского конфликта может стать очередная война в регионе. Правда, и в Баку, и в Ереване понимают – вооруженный конфликт не выгоден никому… 51-я статья (речь идет об Уставе ООН) дает такое право Азербайджану. Мне кажется, если Армения думает, что все время будет сохраняться status quo, и будет вести длительные переговоры – это ни к чему не приведет. В таком случае война будет неизбежна. Такая война, которую ни Азербайджан, ни Армения не хотят. Но в любом случае последние события 5-6 июня показали, что в любое время такая война может случиться. Здесь большую ответственность несет Минская группа. Если они могут принудить Армению к миру, тогда, я думаю, без войны можно обойтись. Если нет, тогда, к великому сожалению, обойтись без войны невозможно».

Однако вчитаемся в 51-ю статью Устава ООН: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».

О чем свидетельствуют подобные действия и заявления? Только об одном. Государства Центральной Азии и Азербайджан готовятся выполнить нечто экстраординарное, заготавливая юридические оправдания на всякий непредвиденный случай. В чем заключается это новое действие и кто дал им это задание, ответ тоже ясен. Главное задание они получили от руководства США. В чем оно заключается? А в том, что в самое ближайшее время в центральноазиатских государствах будут размещены американские воинские соединения для предстоящей войны с Ираном. Правда, в Азербайджане это уже сделано. Тайно, закрыто от всех, но сделано. Больше того, когда будет определена точная дата нападения, Азербайджан начнет военные действия против Карабаха на всем протяжении границы. На силы своих «бойцов» они не надеются, поэтому привлекают уже сейчас значительное количество наемников. После начала этих полномасштабных действий США немедленно, теперь уже без всяких просьб мандата, введут миротворческие войска на линии фронта. Все это будет сделано с объявлением самых миролюбивых намерений. Но это необходимо Америке для сосредоточения американских воинских формирований на всей северной границе Ирана.

Удивляют и Каримов, и Рахмон, и Алиев, и Саакашвили. Они что, настолько бездумны и не понимают, что Иран в долгу не останется? Удар по всем этим государствам будет быстрым и страшным. Он повлечет за собой не только смену власти, но и междоусобицы, передел границ, гражданские войны, но скорее всего – распад государств. Ведь Иран недвусмысленно предупредил, что если с какого-либо соседнего государства поднимется самолет в сторону Исламской

Республики, она получит адекватный ответ. Сейчас США пытаются претворить свой план окружения Ирана. После договоренностей с государствами Центральной Азии вся северная граница Ирана окажется в американских воинских формированиях. Первым побежал в объятия США Узбекистан. Трусливый выход Каримова из ОДКБ вряд ли может оказать негативное влияние на организацию. Приходится говорить и об антииранской позиции Израиля. Откуда она взялась? Как недавно признался американский политолог Эндрю Кучинс на одной недавно прошедшей международной конференции в Москве, воинственная политика Израиля против Ирана была организована и постоянно поддерживается выходцами из Азербайджана (азербайджанскими евреями), которые переселились в Израиль. Это весьма богатые азербайджанцы, которые занимают важные посты не только в бизнесе, но и в различных правительственных и околоправительственных кругах Израиля. Они оказывают финансовую помощь и ведут мощное лоббирование своей антииранской позиции перед руководством Израиля. Эти азербайджанские евреи надеются, сказал Кучинс, что США учтут эту поддержку и помощь. Вероятно, господин Кучинс имел в виду те закрытые договоренности, которые существуют между Баку и Вашингтоном. После окончания войны с Ираном США помогут Азербайджану решить и территориальные проблемы – присоединить к Азербайджану южный Иран, населенный, как утверждают в Азербайджане, азербайджанцами.

Как видим, пантюркистскую мечту сейчас пытаются воплотить в реальную жизнь, и центр этих мечтаний находится вовсе не в Турции, а в соседнем с Россией государстве – Азербайджане, которому бывший российский президент Медведев так бездумно отдал часть России с населявшими ее лезгинами.

До сих пор непонятно, как могла подобный закон ратифицировать Государственная Дума России. Я понимаю, ратифицировала бы подобное какая-то страна, к этому отношения не имеющая. Что, в нашей российской Думе перевелись историки? Или не удосужились получить историческую справку у любого аналитического центра? Одним росчерком пера Россия отдала Азербайджану половину водозабора реки Самур и два села, до этого входивших в состав Дагестана, вместе с 600 проживающими там лезгинами – гражданами РФ. Азербайджан же помимо этого получил еще и первое в своей новейшей истории международное признание своих границ – ни одно другое соседнее с ним государство такой чести Баку до сих пор не удостоило.

Таков итог ратифицированного 27.06.2011 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым российско-азербайджанского договора о государственной границе, который был заключен в Баку еще 3 сентября 2010 года.

Столь «взаимовыгодный» характер произведенного тогда российской стороной обмена, однако, до сих пор замалчивался. Истинная правда о договоре всплыла наружу, когда он попал на ратификацию в Госдуму. Случилось это 17 июня 2011 г., когда документ был спешно «сюрпризом» включен в повестку заседания нижней палаты парламента.

Замминистра иностранных дел Григорий Карасин, представлявший документ Думе, зачитывал привычные мидовские клише: договор, мол, заключен для того, чтобы «с соседями жить дружно», «чтобы отстоять наши интересы». А перенос российско-азербайджанской границы на середину русла реки (ранее она пролегала по правому, азербайджанскому берегу) вызван тем, что азербайджанская сторона не признавала водозабор реки российским и потому забирала для своих нужд 90% водных ресурсов Самура.

Выгодность сделки, однако, почему-то не признали 600 граждан. Лезгины никак не могут понять, почему воров Россия не только не наказала, но даже премировала. А вот их самих – граждан РФ, повторим – отдала Азербайджану словно вещь.

Справедливости ради следует отметить, что в Государственной Думе все-таки нашлись депутаты, которые выступили против этого закона.

Коммунисты, тем не менее, не позволили ратификации пройти «тихо и незаметно». Депутат Сергей Решульский, слова которого приводит «Советская Россия», заявил: «России, Южному Дагестану новый передел наносит большой материальный урон. Договор разделяет непропорционально и несправедливо речной водозабор. Для Дагестана, особенно Магарамкентского района, вода реки Самур представляет огромную ценность. Примерно на 5 млрд рублей. Азербайджан незаконно использует эту воду, хотя 96% водостока – это российская земля. В советские времена наша граница проходила по правому берегу Самура, по территории Азербайджана. А Медведев согласился провести линию границы по центру реки... С чего мы так отдаем все?»

Но самое непростительное для президента РФ, по мнению Решульского, – это отношение к своим гражданам. «Водоразделом реки Самур разделяется лезгинский народ, – заявил Решульский. – Два их селения вместе с жителями-россиянами остаются на территории Азербайджана. Трудно представить, что с ними будет. Их уже сегодня вытесняет азербайджанская сторона под любым предлогом, начиная от физического давления. Если мы узаконим эту границу, то наши граждане могут оказаться беженцами без крова и земли... Принять азербайджанское гражданство они не хотят, а продать за бесценок свои жилища и уйти будет означать для них нищенство».

Однако думское большинство из «Единой России» поддержали и депутаты других фракций, легко проголосовали за закон о ратификации российско-азербайджанского договора о границе. Что касается дальнейшей судьбы 600 граждан РФ, отданных Азербайджану, то г-н Карасин ограничился словами: «Так распорядилась история, мы будем поддерживать контакты с ними». Вот и вся «забота».

Сами же лезгины убеждены, что Россия их попросту «обменяла на газ». Выясняется еще одна сторона «выгодности» для России договора о границе с Азербайджаном. Дело в том, что Россия, быть может, и заинтересована в увеличении поставок азербайджанского газа – но только не для своих нужд. Азербайджанский газ нужен России, прежде всего, для того, чтобы он не пошел, не дай Бог, в «Набукко» – чтобы Газпром остался бы монополистом. Но это значит, что наше руководство ставит интересы Газпрома выше общегосударственных. Иначе как можно оправдать размен российской территории на мифическую выгоду Газпрома?

Почему – мифическую? Да потому что где документально зафиксированное согласие Азербайджана отдать нам свой газ? А его нет и наверняка не будет. Потому что газ для Азербайджана – это и инструмент для проведения политики многовекторности. Посулят ему Штаты какую-нибудь выгоду (да могут и руки просто-напросто выкрутить) – и Баку благополучно забудет о газовых договоренностях с Москвой.

В целом же новая территориальная уступка наших властей наглядно показывает, что наша российская земля для них – не священная территория, завещанная нам предками, а всего лишь предмет коммерческого торга. Наши предки проливали за нее кровь – а нынешние власти позволяют себе ее «выгодно обменивать».

Что бы ни говорили услужливые власти политики, аналитики и прочие комментаторы, но все, о чем я написал, это звенья одной цепи, которая называется безопасность России. Она не существует сама по себе. Она связана и со всеми пограничными территориями, и с тем, как к нам, к нашей стране относятся наши близкие и дальние соседи. И речь идет обо всем периметре границ вокруг нашей страны. Трудно сказать, что сегодня важнее – ситуация на Дальнем Востоке или на Южном Кавказе. Но в настоящий момент, когда Россия уступила в других местах, надо приложить все усилия, чтобы удержаться в Армении. В который раз вынужден повторить: если Россия уйдет из Армении, в Закавказье в ближайшие пятьдесят, а то и сто лет она уже не вернется. Я понимаю, что этого добивается Америка и услужливые ей чиновники разных мастей и в обоих государствах. Один из них за эту мою фразу даже написал жалобу на меня моему бывшему руководству, говоря, что МИД прилагает все усилия для сохранения влияния России в Армении. К большому сожалению, эти его утверждения построены на слишком зыбком песке и не соответствуют действительности. И время показало, что прав оказался вовсе не господин, возглавлявший департамент, обеими руками уцепившийся за свой стул. Сейчас последнее слово остается за ОДКБ.

Владимир Захаров, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Браво Захаров!Вы настоящий патриот России!
  2. Гоподин Захаров. Полагаю что этот текст достоин переложения на музыку. Вот на шарманке, в сопровождении дудука! Жалобная, слезная... да под мазохисткие подвывания!!! Пусть все знают, какие кругом все подлые... Не хоррошии такие!
  3. Эй ты, Андрей-Влад или как тебя там, патриот российский хренов! Здесь Армянская территория. А свои русофильские и антисемитские тирады будешь излагать в своих подольских и мытищинских газетенках черносотенцев. Как-нибудь без тебя разберемся, что хорошо для Армении, а что плохо.
  4. А зачем такие глупые материалы печатать уважаемой газете?
  5. Опять великорусские и великодержавные амбиции :))))
  6. Какая Россия, какой ОДКБ??? Автор впал в полный маразм :(
  7. Да, это полный бред, автор выдает желаемое за действительность.
  8. Повеселили вы меня своей статьей, так хохотался я! :))
  9. О чем тут можно говорить! Роль России нулевая. И это очевидный факт, господин Захаров!
  10. Хотите отколоть Армению от России?.Не получится. Вы или глупцы или враги армянского народа.Да,россия не всегда ведет себя так,как бы нам хотелось,но это не повод для подобных заявлений.Русским нужно объяснять и доказывать все и всегда.Только так.
  11. Объяснять и доказывать, но не в рот смотреть и лебезить перед ними. Противно уже! Путин из сплошных понтов состоит.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты