№ 16 (199) Сентябрь (1–15) 2012 года.

Восемь армянских школ открыли двери в Сочи 1 сентября

Просмотров: 4503

1 сентября открыли свои двери все школы Сочи. Школы с изучением национальных языков занимают среди них особое место. В многонациональном городе их больше десяти, восемь из которых с преподаванием армянского языка. Более полутора тысяч детей и педагогов разных национальностей и конфессий вовлечены в образование по особым программам, где преобладают родной язык и литература.

Методист этнических языков Сочинского Центра развития образования и науки Роза Арутюновна Кочканян является главным специалистом в этой сфере. Более 40 лет она посвятила профессии педагога, преподавателя армянского языка и литературы. Достижения Розы Кочканян в области образования удостоились высоких наград как от администрации города и края, так и от Республики Армения и Российской Федерации.

– Роза Арутюновна, позвольте поздравить Вас с Днем знаний и спросить, по-прежнему ли 1 сентября для Вас – большой праздник? Все-таки Вы отмечаете его более 40 лет...

– 1 сентября для меня – это первые шаги первоклассников во взрослую жизнь, полные школьные дворы, улыбки родителей, смех детей. Это очень-очень значительный праздник, который мало кого оставляет равнодушным

Чтобы новый учебный год был успешным, разнообразным и интересным, надо к нему долго и тщательно готовиться. Первый день сентября – последний день этих приготовлений, когда все уже должны быть готовы – и учителя, и школьники.

В ведении Сочинского Центра развития образования и науки 12 средних общеобразовательных школ, где преподаются этнические (адыгейский, армянский, греческий и грузинский) языки. Это тонкая и уязвимая сфера в области образования и воспитания ребенка. От сотрудников нашего Центра требуется вдвое больше внимания и самоотдачи в своей профессии. Ходят в такие школы в основном дети приезжих из разных стран ближнего зарубежья, которые дома и в школе между собой разговаривают на родном языке, а во время уроков и дополнительных занятий – на русском.

Дети разные по развитию, интеллекту, по психологическому и эмоциональному уровню, по физическому развитию и т. д. Не каждый из них с легкостью преодолевает языковой барьер и связанные с ним преграды на пути освоения обязательных предметов. Встречаются педагоги и со многими другими проблемами, потому что у многих родителей наших учеников есть неопределенность в выборе постоянного места жительства, работы, есть тоска по родине.

На внутренний мир и психологию детей огромное влияние оказывают школа и улица. Тем выше наша ответственность, и мы стараемся помочь безболезненной интеграции таких детей в новое для них общество и адаптации к новым условиям жизни.

– Почему же родители из числа представителей национальных меньшинств отдают своих детей в этнические школы? Что влияет на их

выбор?

– Я более 40 лет занимаюсь преподаванием этнических языков, бок о бок работаю с преподавателями адыгейского, греческого, грузинского и армянского языков, с детьми этих национальностей, общаюсь с их родителями и с уверенностью могу сказать, что все они обеспокоены сохранением в детях языка, культуры своего народа.

Школы, где дети могут учить родной язык, классику национальной литературы, культуру, искусство, историю своего народа, очень помогают им. Преподаватели высшей категории ежегодно проходят на родине курсы переподготовки и переквалификации, регулярно участвуют в педагогических семинарах, разных конкурсах и конференциях. Нашим этническим школам постоянно оказывают материальную и моральную помощь национальные общественные объединения. Почти все они имеют отделы образования и культуры, которые всячески поддерживают изучение родного языка, истории и культуры народа. Кроме всего этого, во всех национальных общинах действуют творческие коллективы народного танца и песни, где дети получают профессиональные уроки народной традиционной и современной хореографии и музыки.

У каждого есть чувство национальной гордости и самосознание. Знание родного языка и культуры облагораживает человека, укрепляет его авторитет.

– В 8 из 12 школ с национальным уклоном изучают армянский язык и литературу. Три из них расположены в Адлерском районе, одна – в Хостинском, четыре – в Лазаревском районе города Сочи. На каком уровне преподаются детям предметы на армянсом языке в учебных заведениях города Сочи?

– Помимо упомянутых, в Центральном и Адлерском районах Сочи силами Союза армян России города Сочи под руководством Грача Макеяна основаны и действуют воскресные армянские школы, где все желающие без ограничения возраста могут осваивать алфавит и арменоведение. Все наши преподаватели армянского языка и литературы имеют высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, это профессионалы своего дела. Мы держим крепкую связь с Республикой Армения и стараемся ежегодно получать новые учебники, методические пособия, программы и другие материалы.

Я с помощью Союза армян России города Сочи ежегодно организую поездки учителей в Армению для участия во всеармянских форумах и конкурсах, таких как «Лучшее учебное заведение в диаспоре», «Лучший учитель армянского языка и литературы в диаспоре» и т. д. Наши воспитанники участвуют и побеждают в олимпиадах, организованных на исторической родине, на конкурсах чтецов и т. д. Каждый год я привожу из Еревана новые учебники, методические пособия, видеодиски.

– Ваши пожелания к Дню знаний.

– Я поздравляю всех с этим днем! Желаю удачного учебного года, новых достижений и успехов в учебе, в личной жизни, работе… Учителям желаю хороших, трудолюбивых, одаренных, целеустремленных детей, чтобы они оправдали все ожидания педагогов и родителей! Хочу, чтобы сбылись все желания и надежды выпускников наших школ и чтобы все они были счастливы и здоровы!

Анаит Антонян, Сочи

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отлично! Рад за наших сочинских детишек!
  2. Присоединяюсь!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты