№ 16 (199) Сентябрь (1–15) 2012 года.

Призывы, губительные для российского государства

Просмотров: 5163

Есть ли правда в скандальном заявлении губернатора Ткачева?

В начале августа губернатор Краснодарского края Александр Ткачев сделал заявление, которое быстро и надолго стало камнем преткновения для российской общественности, принадлежащей к самым разным социальным и политическим слоям. Говоря коротко, один из самых высоких и известных российских региональных чиновников сказал, что Кубань не хочет повторять негативный пример Ставропольского края в области внутренней миграции. По его мнению, Ставрополье испытывает наплыв региональных мигрантов, что приводит к изменению сложившегося национального баланса, ведет к обострению криминальной обстановки, и следовательно, подобную миграцию необходимо ограничивать, а самих мигрантов – «выдавливать», чем, как считает А.Ткачев, должны заняться казачьи дружины.

Подобное заявление вызвало в России противоречивую реакцию. В то время как общефедеральная власть достаточно традиционно избрала тактику молчания и до сих пор делает вид, что скандального заявления просто не было, представители северокавказских республик, некоторые провластные российские политики средней руки, а также определенное количество людей, которых принято относить к «прогрессивной российской общественности», продемонстрировали настоящую бурю возмущения. Они гневно отвергли подход А.Н. Ткачева, указывая на то, что по сути один из высших чиновников нашего государства публично предложил ограничить права граждан по национальному признаку и создать национальные вооруженные формирования, и потребовали наказания Александра Ткачева в соответствии с законом о разжигании национальной ненависти.

Еще один тип реакции на заявление кубанского губернатора дает нам другая социальная категория людей – жители Ставропольского и Краснодарского краев, и судя по реакции, которая оттуда приходит, наверное, большинство жителей, причем самых разных национальностей. В противовес политически корректным российским властям и возмущающимся политикам и выходцам с Северного Кавказа, реакция самого народа – положительна. Можно с уверенность сказать, что большинство простых жителей двух южно-российских регионов пусть глухо, но в массе своей очень искренне и горячо поддержали призывы Александра Ткачева, а немалое количество из них при наличии определенных условий готовы начать претворять их в жизнь. Более того, я уверен, что если Александр Николаевич выйдет с подобными высказываниями на общероссийский уровень, то в России в целом найдется, без преувеличения, огромное количество сторонников такого подхода.

В чем здесь проблема? Откуда такой раскол общественного мнения и почему россияне поддерживают настолько радикальные (если не сказать больше!) в национальном отношении высказывания?

Хочу дать свое объяснение происходящего.

К высказыванию Александра Ткачева нужно относиться с двойных позиций. С одной стороны, то, что он говорит – в корне неверно и носит вредоносный характер для многонациональной страны, которая, хотя бы внешне, следует по пути демократии и равноправия. С другой – в наших непростых условиях реальной жизни необходимость принятия мер в затронутом кубанским политиком вопросе уже не то что назрела, но и перезрела.

Начнем с первого. Конституция Российской Федерации гласит, что каждый гражданин России имеет право «выбирать место пребывания и жительства» в границах РФ. В этом отношении то «выдавливание», о котором говорит Ткачев, является не чем иным, как его личными «хотелками», и в корне противоречит Основному закону России. Здесь даже не о чем дискутировать: попытки ограничивать права людей на основе их формы носа или разреза глаз – это то, что человечество уже проходило много раз. Наиболее явный пример этого в новейшей Европе показали немцы в 1930-1940-е годы, и ни к чему хорошему это ни их самих, ни Европу не привело. Делать так просто нельзя!

В многонациональном государстве, населенном народами, которые в основе своей слабо комплементарны, предлагаемые Александром Ткачевым меры могут довольно быстро привести к распространению ненависти всех против всех и к размежеванию по национальным границам.

Трагедия же заключается в том, что и нынешнее положение вещей ведет страну к тому же!

В своем обращении кубанский губернатор затрагивает проблему, которая существует в действительности, о которой все знают, но поднимать которую считается проявлением шовинизма и неполиткорректности.

Как минимум уже несколько последних лет Ставрополье, район Кавказских Минеральных Вод действительно испытывает резкий наплыв мигрантов из республик Северного Кавказа, в основном из Чечни и Дагестана. В данном случае, к сожалению, речь не идет о простом перемещении граждан, имеющих одинаковые паспорта, из одной части государства в его другую часть, в чем нас пытаются уверить представители возмущенной Ткачевым «прогрессивной общественности». Еще в советское время существовала значительная разница между жителем, скажем, Махачкалы и Ессентуков, а за 20 лет постсоветского времени она, по мнению некоторых аналитиков, превратилась в пропасть.

Серьезное ослабление позиций российского государства на Северном Кавказе, значительное размывание там конституционного поля, политика власти, направленная на достижение внешней лояльности территорий в обмен на заливание региона деньгами и пресмыкание перед обалдевшими от осознания собственного всевластия элитами, фактический уход государства из идеологической сферы, что вызвало ее моментальное заполнение радикально-экстремистскими идеологическими учениями, воспевающими превосходство этносов и религий… все это привело к тому, что молодое и среднее поколение Северного Кавказа, в особенности трех республик – Чечни, Дагестана и Ингушетии, по факту в огромной степени утеряло даже ту не до конца сформировавшуюся в них в советское время общероссийскую идентичность, заменив ее на идентичность религиозную, национальную и клановую, замешанную на чувстве собственного превосходства и безнаказанности, а также на восприятии окружающей их за пределами их республик среды как вражеской.

В это же время и во многом по той же причине ситуация в самих как минимум трех вышеуказанных республиках, мягко говоря, не способствует экономическому росту – авторитаризм власти, высочайшая коррупционность, борьба кланов, постоянная угроза передела собственности, террористические акты и боевые действия, стремление значительной части народа разрушить светское государство и построить шариат с совершенно специфическими экономическими устоями приводят к тому, что огромные, фантастические средства, отбираемые федеральным центром у нищей российской глубинки и направляемые на Северный Кавказ, там расхищаются представителями той же самой поддерживаемой Кремлем элиты и вкладываются в дело в более спокойных близлежащих регионах – в Ростовской и Астраханской областях, в Краснодарском крае, в Москве и конечно же на Ставрополье. Поразительно, но факт – один из самых нищих и дотационных регионов России Дагестан, бюджет которого на 80% состоит из федеральных дотаций, а президент которого Магомедсалам Магомедов, наверное, больше иных клянчит в Москве деньги, по факту является регионом-донором и экспортирует полученные и разворованные федеральные средства в другие регионы!

Все это и несколько других причин, раскрывать которые не позволяет формат статьи, приводит к тому, что соседние с указанными республиками регионы, в основном Ставрополье, оказались наводнены крепкими ребятами из кавказских республик, обладающими немалыми деньгами, имеющими иную – не российскую общегосударственную – ментальность, моментально объединяющимися на национальной, религиозной и клановой основе, поддерживаемыми властями из их родных республик и верхушкой диаспоры в Москве. Уже несколько лет они занимаются выталкиванием коренных жителей из наиболее прибыльных сфер деятельности и наведением тех – аульских – порядков, носителями которых являются они сами.

Совершенно естественным образом, подобное состояние выливается в передел собственности, резкое ухудшение криминальной и межнациональной обстановки, да и вообще в смену цивилизационной обстановки в Ставропольском крае.

Местное население не может противостоять пришельцам – у них нет столько денег и они не способны самоорганизовываться на национальной или клановой основе. Их единственной защитой могут являться закон и власть, но как раз этого невозможно добиться в условиях современного российского государства. Власть по факту как раз стоит на стороне внутренних мигрантов, т.к. все происходящее сейчас на Ставрополье является прямым следствием кавказской политики Кремля. В результате коренное население не чувствует себя защищенным в условиях активно идущего процесса колонизации края выходцами из северокавказских республик, оно не видит перспектив и начинает покидать этот регион. Поразительно, но в условиях официально пропагандируемой необходимости возвращения русских на Кавказ в реальности мы видим начало серьезного оттока русского населения не только из национальных республик, но и из традиционно русских территорий!

Отдельно хочется сказать о двух важных элементах сложившейся ситуации.

1. Ее неотъемлемым элементом являются вызывающее поведение гостей из северо-кавказских республик, их демонстративное неуважение к местным законам и попытки насадить свои порядки. Это выливается в постоянные уличные конфликты и драки, которые, кстати, происходят не только на Ставрополье, но и повсеместно в России, где появляется более-менее многочисленная чеченская или дагестанская диаспора. Наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что раз в одну-две недели СМИ сообщают нам об очередной знаковой драке с участием гостей с Кавказа и местных жителей, многие из которых приводят к смертельным случаям.

2. Ситуацию нельзя воспринимать как исключительно русское и дагестанско-чеченское противостояние. Практика показывает, что выходцы из Чечни, Дагестана и Ингушетии противопоставляют себя всем этносам, в регионы которых они приезжают. Примеров этого миллион, в том же Ставрополье против произвола мигрантов выступают не только русские, но и местные армяне и греки. Лидирующую роль в известной драке с гостями из Чечни в туапсинском санатории, произошедшей два года назад, играли местные армяне, известны случаи неоднократных столкновений дагестанцев с черкесами в Адыгее и Кабардино-Балкарии, во время некоторых из них адыгская общественность требовала выселить гостей.

Проблема существует, и отмахиваться от нее нельзя, т.к. в этом случае она все сильнее загоняется в угол и в конечном итоге будет иметь более серьезные последствия. Вопрос в том, что с нею нельзя бороться методами, которые предлагает Александр Ткачев – и нынешняя ситуация, и призывы Ткачева губительны для российского государства и рано или поздно приведут к отколу от России Северного Кавказа, по крайней мере его части.

Единственно возможным и правильным путем будет отказ от сегодняшней кавказской политики Кремля с заливанием Кавказа деньгами и всевластием региональных элит, установление главенства закона, борьба с коррупцией и создание гражданского общества. Только тогда – и в этом случае обязательно! – эти регионы вернутся в нормальное состояние, а межнациональная вражда соседей прекратится.

Проблема в том, что все это недостижимо при нынешней власти, ибо установление такого порядка будет автоматически означать ее собственное смещение. Отрадно лишь то, что все больше людей на Кавказе понимают это.

И напоследок… Насколько заявление Александра Ткачева относится к армянам? Применимо ли оно против них? Однозначного ответа на этот вопрос сам кубанский губернатор не дает. В прошлые годы и самого Ткачева обвиняли в национализме по отношению ко всем кавказским народам без исключения, да и взаимоотношения между живущими на Кубани армянами и остальными жителями края были пусть не идеальны, но и далеко не плохи. Армянский вопрос на Кубани никогда не достигал такого накала, как нынешняя ситуация с выходцами из Чечни и Дагестана, а сами армяне заявление Ткачева во многом даже поддерживают.

Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Практически вся Россия состоит из мигрантов, как и весь остальной мир. Но для Ткачева похоже, мигранты - это только нерусские... Неужели это уровень его менталитета? Заглянул бы он в глубины истории - на Северном Кавказе русские вроде бы и сами мигранты... И что теперь?
  2. Кубанские казаки – пятая колонна Украины. Авантюра А.Ткачева – очередная попытка присоединить Краснодарский край к Украине. Предыдущая была в 90-х, когда Россия была слаба, и казалось, одно небольшое усилие - и задача решена. Именно в эти годы, казаки во главе с Н.Кондратенко организовали террор по отношению к армянам, которые невольно мешали их планам. А до этого были царские намерения Л.И.Брежнева передать Краснодарский край в состав Украинской ССР.
  3. Этого Ткачева надо было гнать с должности еще после трагедии в Кущевке. Путин крышует такого подонка! И на наших армян он постоянно наезжает. Говорит, что местных армян я терплю, а вот армянам из Армении в крае делать нечего. Зато бандитам при Ткачеве раздолье! Кремль его не трогает, потому что впереди Сочинская олимпиада. НО зачем ждать?
  4. Надо Крым вернуть России, а не отдавать Кубань Украине!
  5. Вы правы. Всё точно. Спасибо! А Ткаченко занимается националистической демагогией, дабы отвлечь внимание от Кущёвки и Крымска.
  6. Независимо от руководителей РФ армяне работают на Россию. Толковые русские это понимают и ценят.
  7. Все верно, Ткачев постоянно кивает в сторону, ищет внешнего врага. В данном случае армян. А за Кущевку и Крымск отвечать не хочет. Все потому, что уверен в поддержке Путина. Вот такие в Раше губернаторы. Выражаю солидарность с братьями-армянами Кубани.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты