№ 16 (199) Сентябрь (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 9906

1 сентября

Свв. 318 патриархов Первого Вселенского Собора в Никее (325 год)

Вселенские Соборы были чрезвычайными собраниями отцов и учителей Церкви, иерархов автокефальных церквей. Они собирались для утверждения церковных догм, для формирова­ния канонических норм и богослужебных правил, обязательных для всех церквей.

Первый Вселенский Собор, в котором участво­вало 318 предводителей церквей, состоялся в 325 году в городе Никее. Армению на Соборе представ­лял епископ Аристакес.

Собор был созван для осуждения распростра­нившегося в 20-е годы IV века учения священника Ария из Александрии. Арий не принимал равносущности Иисуса Христа Богу Отцу и заявлял, что Сын Божий не создан из сущности Отца, к тому же Он не беспорочен, а подвержен искажениям, как все тварные. Учение фактически отрицало боже­ственность Христа, за что участники Собора отлу­чили Ария. С целью пресечения новых ересей Со­бор принял важнейший документ – Символ Веры, представляющий собой краткий свод главных дог­матов как основу христианского вероучения.

Символ Веры читается во время литургии.

8 сентября

Рождество Пресвятой Девы Марии от Анны

Чествуемое в этот день событие дошло до нас в церковном предании. Отпрыск царского рода Давидова Иоаким из галилейского города Назарета и женщина из рода первосвященника Аарона Анна из иудейского города Вифлеема до старости не имели детей. Они молились, прося даровать им дитя, дав обет посвятить его Все­вышнему. Господь послал ангела возвестить су­пругам о предстоящем рождении у них дочери, которую следует наречь Мариам (Мария) – «пре­вознесенная, госпожа».

Указания на празднование дня Рождества Богородицы встречаем уже у Иоанна Златоуста (IV век) и Августина Блаженного (V век). В цер­ковный календарь этот праздник окончательно вошел в конце V столетия. Через византийских монахов, бежавших от арабского нашествия в VII веке, праздник проник в Рим, и папа Сергий I внес его в календарь католической церкви. Армянская Церковь официально отмечает Рождество Бого­родицы с XIII века.

15 сентября

Праздник Святой Церкви и предпразднество Воздвижения Креста

В 326 году мать римского императора Кон­стантина I Елена совершила паломничество в Палестину, где велела строить храмы в местах, связанных с важнейшими евангельскими со­бытиями. В Иерусалиме ей удалось обнаружить Крест Господень, часть которого она послала сыну, и тот приказал построить на месте обнару­жения реликвии церковь Воскресения Христова. Ежегодно в день празднования освящения хра­ма крест воздвигался на Голгофе. Обнаружение реликвии дало жизнь празднику Воздвижения Креста Господня.

16 сентября

ХАЧВЕРАЦ. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (629 ГОД)

В армянский церковный календарь этот праздник вошел в VII веке при Католикосе Сааке III. Он связан с именем брата Господня – апосто­ла и первого иерусалимского епископа Иакова. По преданию, Иаков обнаружил и «воздвиг», т. е. высоко поднял над головами, частицу Креста Господня и запел гимн «Кресту Твоему, Христос, поклоняемся». По другому преданию, более рас­пространенному, мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину с целью найти место погребения Христа и крест распятия. Еще в 135 году император Адриан приказал засыпать пещеру Гроба Господня, а над ней воздвиг языческий храм. Раскопки Елены на окраине Иерусалима и холме Голгофе увен­чались успехом: в 326/7 году она обнаружила пещеру Гроба Господня, а также три креста. По определенным признакам было установлено, на котором из них был распят Иисус. Часть жи­вотворящего креста Елена послала своему сыну, другую оставила у иерусалимских христиан. Что­бы крест был виден собравшимся, епископ Макарий «воздвиг» его над головами людей, откуда и пошло название праздника, главной идеей ко­торого стал призыв идти спасительным «крестным путем Христа». После того как в 336 году Константин приказал построить на месте по­гребения Христа церковь Св. Воскресения, крест ежегодно воздвигался на Голгофе в день празднования освящения храма.

В 614 году персидский царь Хосров II захва­тил Иерусалим. Вместе с другими сокровищами и реликвиями он увез в Персию крест. Но армия византийского императора Геракла, в составе которой были армянские полки под командова­нием князя Мжежа Гнуни, взяла реванш, и в 629 году персы вернули крест христианам. Святыня была торжественно внесена в западноармянский город Карин, в честь чего самую высокую гор­ную вершину в Каринской области стали назы­вать Хачапайт (Крестное древо), а на склоне был впоследствии основан монастырь Сурб Хач. Да­лее святыня была принесена в Константинополь, а оттуда – в Иерусалим.

17 сентября

Поминовение усопших

21 сентября

День Независимости Республики Армения

23 августа 1990 года Верховный Совет Ар­мянской ССР принял Декларацию о независимо­сти республики, которая отныне стала называть­ся Республикой Армения. 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум, по итогам кото­рого она вышла из состава СССР и была провоз­глашена независимой республикой. 21 декабря того же года Армения вошла в состав СНГ. 23 сентября новорожденную Республику Армения благословил Католикос всех армян Вазген I, ко­торый незадолго до своей кончины в 1994 году стал первым кавалером ордена «Национальный Герой Армении» – высшей государственной на­грады республики.

В Кафедральном соборе Св. Эчмиадзина в этот день совершается благодарственный молебен.

29 сентября

Сурб Геворг. Св. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец – один из самых по­пулярных христианских святых, герой песен и сказов, покровитель христианского воинства. Ге­оргий жил во второй половине III века. Он про­исходил из знатного каппадокийского рода, рос в христианской семье, затем служил тысяцким в римской армии. В годы правления императо­ра Диоклетиана возобновились гонения на хри­стиан, и Георгий вынужденно оставил военную службу, чтобы стать христианским проповедни­ком. Когда в 303 году Диоклетиан опубликовал указ против христиан, Георгий порвал свиток, повешенный на городской площади в Никомедии. Дорожа военным талантом Георгия, Диоклетиан предложил ему отречься, обещал одарить и приблизить к себе. Но святой ответил: «Обе­щанные тобою почести и награды временны, так же как и твое царство, но заветы Христовы и царствие Его вечны». Георгия обезглавили после восьмидневных пыток.

В течение веков житие св. Георгия претерпело историко-художественную обработку и преврати­лось в легенду. Согласно ей, молодой воин-христи­анин Георгий убил копьем дракона, опустошавше­го палестинские земли и пожиравшего детей. Когда в жертву дракону была отдана царевна Елизавета, Георгий истребил дракона, после чего царь принял крещение, а сам избавитель стал именоваться Георгием Победоносцем.

Храмы в честь Георгия Победоносца стали строиться уже в V-VI веках. Широкое распро­странение культ святого получил в эпоху кре­стовых походов. Цари и стратеги средневековой Армении, других христианских стран почитали Георгия своим покровителем. Царь Гагик I Багратуни (X-XI века) построил в Оромосе церковь Сурб Геворг, которая по его замыслу должна была служить усыпальницей царской династии, велел высечь на стене свою молитву, обращен­ную к святому.

30 сентября

Варага Сурб Хач. Явление креста на горе Вараг

Римские девы-христианки, в конце III века бежавшие в Армению от преследований импе­ратора Диоклетиана, нашли пристанище на горе Вараг у озера Ван. Одна из них, Рипсимэ, носила на шее частицу крестного древа Господня, кото­рую перед уходом в столичный Вагаршапат пере­дала на хранение варагским монахам. С тех пор прошло три с половиной века, и никто уже не знал, где находится реликвия. Многие отшель­ники молились Богу, прося указать им место ее нахождения. В 653 году одному из варагских от­шельников, Тодику, Господь в видении открыл это место. Тодик увидел, как над вершиной Варага вспыхнул яркий свет и двенадцатью лучами ос­ветил храм, в центральной части которого сиял нерукотворный крест. Незримая сила направи­ла крест к церковке и осветила алтарь, под ко­торым, как понял монах, лежала реликвия. Свет был так ослепителен, что его наблюдали жители отдаленных областей. Лучи не гасли двенадцать дней, и в Вараг стал стекаться народ. Узнав о чу­десном явлении, сюда прибыл Католикос Нерсес III. Духом подтвердив истинность реликвии, он установил посвященный варагскому кресту ка­лендарный праздник и пост, именуемый в народе «монашеским».

Варагский монастырь считался одной из главных святынь Васпураканского края. Здесь до середины XVII века в золотом ларце, изго­товленном царем Ашотом IV, хранилась частица крестного древа. В 1655 году реликвию перенес­ли в монастырь Сурб Ншан (Св. Знамения), где она находилась до 1915 г., ставшего годом национальной трагедии – геноцида армян в турецкой Османской империи.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты