№ 19 (202) Октябрь (16–31) 2012 года.

Армянский Иерусалим

Просмотров: 2267

Особую роль в духовной и культурной жизни армянской диаспоры играет армянская община Иерусалима, города, в котором проживают более 70 процентов израильских армян. Перипетиям, связанным с уникальным местом армянской общины и Армянского квартала Иерусалима в ближневосточной истории двадцатого столетия, посвящена монография Дмитрия Санояна и Александра Долуханова «Армянский Иерусалим».

Это глубокое и серьезное исследование, предмет которого интересен и актуален по целому ряду причин. Армянская община Иерусалима сумела не только выжить, но и сохранить свои средневековые институты в штормовой атмосфере двадцатого столетия. Будучи одним из старейших этноконфессиональных меньшинств в Палестине, армяне к началу ХХ века показали удивительный динамизм, способность осваивать европейскую культуру и играть роль посредников между местным населением и европейскими державами. При этом они сохранили традиционную структуру монастырской общины, религиозного центра диаспоры. В период британского мандата и даже раньше началась глубокая модернизация армянской общины, вступившая в конфликт с ее традиционной структурой и традиционными ценностями. Эта модернизация потерпела поражение к середине столетия. Вместе с тем, община сохранила себя, пусть ценой консервации традиционных структур. Новая волна модернизации армянской общины началась после объединения Иерусалима под израильским контролем и продолжается сейчас.

В монографии впервые освещается тема отношения армянской общины Иерусалима, а также деятелей сионистского движения и палестинского ишува к трагическим событиям геноцида армян в 1915 г. Проблема признания геноцида армян имеет немаловажное значение как в контексте взаимоотношений Государства Израиль с армянской общиной Иерусалима, так и в двусторонних израильско-армянских отношениях.

Как справедливо отмечают авторы монографии, арабо-израильское противостояние крайне негативно сказывается на внутренней жизни армянской общины. Такие проблемы, как эмиграция иерусалимских армян за пределы Израиля, продажа домов и собственности в Армянском квартале Старого города, отток инвестиций из армянского сектора, имеют своей главной причиной неурегулированность ближневосточного конфликта.

В заключение авторы выражают беспокойство по поводу будущего Армянского Иерусалима. Будем надеяться, что небольшой общине иерусалимских армян, сумевшей выжить в непростой политической обстановке Ближнего Востока в двадцатом столетии, удастся не только сохраниться на Святой земле, но и приумножить свое богатое культурное и историческое наследие.

Соб. инф.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

  1. Кажется, у знаменитого режиссера, писателя и фотографа Бориса Баратова был шикарный альбом именно с таким названием - "Армянский Иерусалим".
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты