№ 20 (203) Ноябрь (1–15) 2012 года.

Артур Мурадян: Моя дочь Лия будет учиться в армянской школе

Просмотров: 6434

Общеобразовательные и другие школы, совмещающие давние традиции с новыми, а если точнее – новаторскими подходами к вопросам организации обучения, в последнее время стали обычным для Грузии явлением. В чем их особенности, какова степень эффективности освоения знаний учащимися? Как отражается новая система обучения на достижении основных целей в общеобразовательных школах, в частности армянских?

Мой 27-летний собеседник Артур Мурадян – директор известной в грузинской столице высокой репутацией армянской школы № 104. Добротное четырехэтажное кирпичное здание, выстроенное едва ли не в начале прошлого века, казалось бы, мало изменилось. Но интерьер сразу покоряет со вкусом выполненным ремонтом. Словом, условия такие, что первое же ощущение связано с очевидным присутствием стимулирующего преподавателей и учащихся комфорта. Но первый вопрос, обращенный к молодому директору, стал следствием распространенных в последнее время сетований по поводу сокращения числа армянских школ в стране, и в частности в самом Тбилиси.

– Действительно, в настоящее время в столице функционирует лишь одна армянская школа – наша, и еще два сектора с обучением по программе армянских школ, в соответствии с принципом совмещения, были открыты в других средних учебных заведениях города, – отвечает Артур Мурадян. – До того, как известно, в городе функционировали восемь армянских школ. Опережая ваш, вполне естественный, вопрос, скажу о главной причине этого сокращения, на мой взгляд, вполне понятного: в этом прежде всего виноваты родители, которые стараются отдавать своих детей не в армянские школы, а в русские или, что происходит все чаще, в грузинские. Конечно, это дело их персонального выбора. Они полагают, что грузинская школа, где можно в совершенстве освоить грузинский язык, откроет детям путь к будущему, позволит им лучше адаптироваться в обществе. Думаю, что так оно и есть, если исходить из логики житейского прагматизма. Но при этом дети, отчасти или в значительной мере, волей или неволей теряют те нити, которые их связывают с родной культурой, языком, с какими-то очень важными, даже фундаментальными основами ментальности. Можно ли совместить одно с другим? Можно, и пример нашей школы это явно подтверждает. Кстати говоря, сам я учился в русской школе, а в последнем классе проучился в грузинской и, стало быть, завершил учебу в ней. Тем самым я сделал сознательный выбор, к тому же грузинским языком я свободно владею с детства. Ничего удивительного в этом нет. Удивляет как раз другое. Нелепо и неразумно долго жить во Франции и не владеть французским или в Англии, не зная английского. Но беда в том, что я при этом не владел и своим родным, армянским языком. Это меня всегда угнетало и беспокоило. Поэтому я решил отдать свою дочь Лию в армянскую школу – когда настанет для этого время.

...Я не спрашивал Артура специально, но он, с учетом контекста беседы, рассказал об этом сам. Его отец, Рубен Мурадян, ушедший из жизни в возрасте 50 лет, уверенно владел как армянским языком, так и грузинским. Артур рос в семье, где говорили на двух языках – на грузинском и, в основном, на русском. Мама у него грузинка. Жена, Мариам, тоже.

– Я, скажем так, с детства – грузиноязычный, – объясняет Артур. – То, что я не овладел армянским вовремя, следствие жизненных обстоятельств. Так, к сожалению, сложилось, и я не исключение в этом мире. И вот сейчас, в последние годы, стараюсь наверстать упущенное. Впрочем, обо всем этом я вам говорю только потому, что те дети-армяне, которых родители отдают в неармянские школы, теряют многое в плане приобщения к собственным традициям и культуре. Это я знаю на своем опыте. В нашей же школе программа составлена таким образом, что ежедневное изучение армянского языка происходит параллельно с ежедневным изучением грузинского. Учащиеся уже убедились, что школа позволяет им качественно изучить литературный грузинский язык, и вместе с тем они, конечно же, полноценно овладевают и литературным армянским. Так что я попросил бы многих родителей задуматься над этим.

...Логически все верно. Но подумалось вот о чем. Дело в том, что те возможности, о которых говорит директор школы, были продиктованы реальностью и появились сравнительно недавно, в ходе реформ в области образования, не избавленных, как считают специалисты, и от некоторых издержек и противоречий. Так вот, ранее положение было несколько иным, что и привело к сокращению школ. Однако допустим, что все больше родителей решат со временем отдавать детей в армянские школы с качественным изучением грузинского языка. Возрастет ли число таких школ пропорциональным образом? Возникает, правда, еще один вопрос: с другой стороны, возродится ли былое желание у родителей? И, несомненно, многое, если не все, зависит от того, как в тех или иных семьях представляют себе будущее своих детей. Как и от того, насколько адекватно, при необходимости, отреагирует государственная система обучения. Впрочем, это вопрос будущего, и, кажется, отдаленного.

К словам Артура Мурадяна стоит, однако, прислушаться.

– Напомню, что для тех армян или неармян – есть и такие, которые, независимо от возраста, проявляют желание и готовность овладеть родным языком, есть и иные возможности – к примеру воскресные курсы при армянских школах, при церкви. Соответственно, изучение армянского в Грузии не связано с личными или общими затруднениями. Все тут зависит от воли и желания человека.

– Насколько успешно продолжают получать образование ваши выпускники?

– В прошлом учебном году нашу школу окончили 13 учащихся – это столько, сколько училось в выпускном классе. Конечно, число скромное. Но из них в вузы поступили десять наших выпускников, и это высокий процент. Процедура такова: перед вступительными экзаменами они сдают тест на логическое мышление, затем поступают на подготовительный курс, после чего, подавая документы на тот или иной факультет, из экзаменов сдают только грузинский язык. Представьте себе, что все поступившие в этом году не только успешно прошли этот экзамен, но и получили специальные государственные гранты для продолжения образования. Для них, фактически, бесплатного.

– Понятно, насколько это важно в нынешних социальных условиях. Здесь заодно возникает и актуальный для каждой школы вопрос финансирования. Как это происходит в вашем случае?

– У нас – три сотни учеников и по одному классу с первого по двенадцатый. Кстати, замечу, на этот раз в выпускном классе у нас 21 ученик, что радует. Так вот, при финансировании задействована ваучерная система. Она позволяет прежде всего выплачивать

зарплату преподавателям и платить за коммунальные услуги. Средняя зарплата учителей по стране составляет 300 лари, но для сертифицированных педагогов предусмотрена надбавка. Сертификат выдается после экзаменов, призванных подтвердить владение в новых условиях навыками преподавания и умение привлечь внимание к предмету, к изучаемым темам. Владеющие компьютером и английским получают дополнительно 250 лари. Новые правила требуют привыкания и, скажем так, апробации, «обкатки», поэтому не все учителя успешно сдают тесты с первого раза, но число тех, кому не удается пройти аттестацию, постепенно и неуклонно уменьшается с каждым годом.

– Зависит ли финансирование от инициативности руководства школы, и если зависит, то в какой степени?

– Нам удалось год назад – после запроса, направленного в Министерство образования, получить средства для поэтапного ремонта. Предварительно подсчитали, какие понадобятся средства. Отремонтировали коридоры, классные комнаты, учительскую, учебные и другие кабинеты, спортивный зал. Благоприятный вид школы, помимо всего – думаю, еще один аргумент в пользу адекватного выбора места учебы.

– Как составляются учебники по изучаемым в армянской школе предметам?

– Учебники по армянскому языку и литературе мы получаем из посольства Армении в Грузии, за что я хотел бы выразить благодарность этому представительству. А остальные предметы преподаются в соответствии с общей для школ Грузии программой – по учебникам, переведенным с грузинского языка на армянский. Речь идет о таких предметах, как физика, география, история, химия и другие.

– Вы человек молодой. Как Вы стали директором, где работали до того?

– Я окончил Академию полиции при Министерстве внутренних дел Грузии. Работал в правоохранительных органах. Затем меня, после собеседования в Министерстве образования, направили на работу в грузинскую, а затем и в армянскую школу – в качестве мандатного пристава, призванного помогать средним учебным заведениям в соблюдении порядка и дисциплины, поскольку не так давно разного рода криминальные разборки, преступления и обычная поножовщина не столь редко происходили в наших школах. После какого-то времени последовало предложение пройти тестирование – экзамен, позволяющий занять пост директора, и так я оказался в 104-й армянской школе. Была, между прочим, возможность выбрать другие учебные заведения, причем тоже с очень хорошими традициями и репутацией. Например, предлагали возглавить классическую гимназию или известную еще с советских времен тбилисскую физико-математическую школу имени Комарова. Но я выбрал 104-ю школу. Потому что мне заодно хотелось приобщиться к армянской культуре, образованию, самовозродиться, что ли. Участвовать же в конкурсе я согласился, основательно подумав и взвесив свои возможности менеджера. Главное, я понял, что обязан ежедневно стараться заслужить доверие и уважение со стороны учеников и преподавателей. И вместе с тем всячески способствовать тому, чтобы мои воспитанники успели за годы обучения в школе сформироваться как полноценные личности. В конце-то концов они сделали тот замечательный выбор, который обошел меня стороной – поступили в армянскую школу. И для меня очень важно помочь им быть подготовленными к дальнейшей жизни. Даже – к любому повороту судьбы. Они, оставаясь в Грузии, смогут работать и общаться, успешно интегрироваться в грузинское общество в качестве готовых к этому граждан, тем более что язык проблем им уже не создаст. Общаясь же с армянами или неармянами в любой стране, они проявят себя как носители армянской культуры и национального самосознания. В этом их, на мой взгляд, несомненное преимущество. И я, можно сказать, учусь вместе с ними – почти в буквальном смысле, в том числе читать, писать и даже мыслить на армянском языке.

Одно важное уточнение: у нас в школе, уже не один год, создан ансамбль армянской песни и танца. Это очень любопытный сам по себе, и для меня в особенности, факт. У ансамбля – интересный репертуар и одаренные исполнители. Среди участников не только наши ученики и учителя, но и те армяне, что приходят из других школ. Это имеет немалое значение для общности, для воспитания учеников в духе верности национальным традициям, укрепления у них ощущения устойчивой причастности к родной культуре.

– Чем армянские школы отличаются в Тбилиси от грузинских или русских?

– Различий практически нет, кроме того, что в армянских школах опять же гораздо меньше численность учащихся, но о причинах я уже говорил. Ученики наши обучаются по программе, общей для всех школ.

– Вы говорили о важности социальной интеграции и адаптации армян. Сталкивались ли Вы со случаями предвзятого к себе отношения?

– Я, бывало, сталкивался с такими субъектами, которые из-за невоспитанности или в состоянии алкогольного опьянения позволяли себе неадекватные выходки, несовместимые со званием цивилизованного человека и просто гражданина. Но это уровень слишком низкий, чтобы обращать внимание на такого рода вещи. Слава Богу, меня куда чаще радовало отношение ко мне несравнимо преобладающего числа людей интеллигентных и культурных. Все зависит от человека, его характера, устремлений, от того, как он себя проявит, какую обретет репутацию. Меня стимулирует в работе государственный подход к проблемам образования и вопросам межнациональных отношений. Я этот подход полностью разделяю. Благотворность такого отношения проявляется в самых разных вещах. Вспоминаю, как в прошлом году на торжествах в честь празднования Дня независимости нашей страны Государственный гимн Грузии доверили исполнить юной певице, талантливой Анне Ханджалян, прошлогодней победительнице детского конкурса Евровидения. Так что времена, которые, надеюсь, меняются к лучшему, призваны обозначить и поддерживать важные представления и основные критерии равноправного гражданства, утвердить в общественном сознании ощущение реальной готовности к демократическим переменам.

– Есть люди, которые, к сожалению, в этом естественном процессе пытаются усмотреть чуть ли не стремление государственных идеологов к достижению иных целей – как бы сомнительного свойства. При этом наблюдаются, причем со стороны одних и тех же лиц, неутихающие и ущербные призывы к противостоянию тем, кто стремится работать с властями конструктивно и последовательно. Многие из тех, кто составляет активную и деятельную часть в армянской общине Грузии, это люди разных профессий, в том числе и творческих, и те, кого я опросил, считают, что для обеспечения армянам Грузии оптимальных условий как для самореализации, так и сохранения своей национальной идентичности сегодня делается гораздо больше, чем когда-либо. Конечно, есть некоторые проблемы – одни носят органичный характер и сравнительно легко разрешимы, другие, как, допустим, тема принадлежности церквей, имеют налет болезненных особенностей и нуждаются во внимательном отношении сторон, но все они, представляясь актуальными в той или иной степени, требуют во всех случаях деликатного подхода, а не воинственных заявлений. Тем не менее эти «воины» жалуются на всех подряд, на деле сетуя тем самым на свою невостребованность, причем в самой армянской общине, которая их попросту отторгла от себя и отвергла самым естественным образом. Что Вы об этом думаете?

– Здесь комментарии вряд ли нужны. Нормальный процесс сотрудничества – единственный реальный и разумный путь к получению социального результата. Так происходит во всех странах, где стараются предельно ограничить попытки деструктивного вмешательства в чувствительные проблемы, требующие мудрого и эффективного подхода.

...В октябре в Грузии сменилось правительство. Понятно, что реформы могут претерпеть некоторые изменения, но новое руководство обещает, что все, что было целесообразным и полезным для системы образования, будет сохранено. И напротив, все то, что противоречило здравому смыслу, а подобные несоответствия, к сожалению, тоже были, станет достоянием прошлого.

Беседу вел Адам Баратов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 82 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Хотелось бы задать главный вопрос молодому директору: каким образом он - полицейский вдруг оказался на месте директора школы Карины Манукян,выпускницы этой школы,прошедшей путь от пионервожатой до директора,молодого и энергичного руководителя и блестящего преподавателя армянского языка и литературы.Как на ее месте мог оказаться он, владеющий армянским языком в объеме Эллочки Людоедки? Карина была одной из первых жертв саакашвиелевско-шашкинской реформы. Браво,Баратов!Браво,Артур! Это вы называете "основными критериями равноправного гражданства"?
  2. pomne tak rabota v policii odna iz dostoineshix ,tem bolee chto v 104 armianskoi shkole garantom bezopasnosti detei iavliaetsia sam dereqtor bivshi policeiski i kstati v otlichii ot bivshego direqtora nashei shkoli Artur Muradyan sam dobivalsa vsego i doljnost direqtora 104 armianskoi shkoli zanil ne potomu chto iavlialsa drugom kakogo libo chenovnika a posle togo kak proshol vse neoxodimie etapi vkliuchaia testirovanie i sobesedovanie .a chto kasaetsia znania armianskogo iazika mnogie iz tbiliskix armian i ne tolko ne vladeiut armianskim iazikom no ne smotria na eto oni ostaiutsia istenimi armianami v otlichii ot nekotorix armianoiazichnix armian .kstati chto kasaetsia jertvi "saakashvielevsko-shashkinskoi"reformi to po moemu eto ne seriozno tem bolee chto posle uxoda iz shkoli Karina zanila neploxoe mesto v ministerstve obrazovania i nauki Gruzii da esho (kstati v to vremia ministrom bil vsio tot je Dmitri Shashkin )i posavmestitelstvu sovetnik ministra ,esli chestno to na jertvu ne ochen to tianet .
  3. В 27 лет после полицейской академии пойти в школьные приставы?Не думаю, что это лучшая характеристика для офицера. И тем более,для кандидата в директора традиционной и единственной в столице Грузии армянской школы.Неужели из 100.000 тбилисских армян не смогли подобрать одного молодого и энергичного с пед.образованием.По Закону об образовании в Грузии один и тот же директор не может оставаться на должности директора больше 6 лет.Через три года Артур должен будет уйти и куда?Остается только в управдомы.А что дальше,господин офицер?
  4. За Артура не беспокойтесь.Через три года он прикроет последнюю в Тбилиси армянскую школу и с чувством исполненного долга вернется в ментуру.С момента его назначения в школе не прибавилось ни одного учащегося и школа тает на глазах.И начет дочки он кривит душой,так как к школьному возрасту она уже будет на материнской фамилии учится в одной из грузинских школ,и не исключено,что в той же самой 104-ой,но уже под грузинской вывеской.И еще один вопрос к господам Баратовым с Мурадянами - почему до сих пор эта школа безымянная,хотя коллектив давно просит присвоить ей имя Ованнеса Туманяна??? Объясняю, именную школу труднее закрыть.
  5. Vo pervix ucheniki pribavilis,i v mesto 15 uchenikov v pervi klass uje vtoroy god nabirayut bolee 30 uchenikov! Mojet emu i 27 let no za god on sdelal ne malo dlya shkoli.Gruzinskoy shkoloy,shkola ne stanet nikogda esli etogo ne pozvolyat nashi sovremennie armyani,molodie roditeli kotorie schitayut postidnim govorit na svoyom, rodnom armyanskom yazike i uj kuda bolee vesti svoix detey v armyanskuyu shkolu.Ya sama znayu takix pedagogov kotorie prepodovaya v armyanskoy shkole svoix detey v russkuyu shkolu otdavali,a chto kasaetsya nashego molodogo direktora kak vi govorite ya uverena, chto on svoyu Liku tochno privediot v nashu armyanskuyu shkolu!!!
  6. eta prostaia arifmetika nujno vziat kolichestvo uchenikov v 2011 godu i sravnit s nineshnim pokazatelem (mojno pointeresovatsa takje skolko uchenikov pereshli k nam iz ruskix i gruzinskix shkol budete priatno udevleni )neznaiu kak u vas s matematikoi no dumaiu razberetes esli vozniknut zatrudnenia u nas v shkole est kvalificirovanie pedagogi po matematike esli chto pomogut .a chto kasaetsia imeni shkoli to eto s samogo nachala bila ideia nineshnego direqtora 104 armianskoi shkoli to est Artura Muradyana tak chto ne nado pripisivat eto drugim licam shkola sushestvuet uje bolee 70 let i nikto do etogo ne dumal ob etom.pered tem kak komentirovat nadobilobi snachala itochnit skolko let imeet pravo odin i tot je chelovek rabotat v odnoi i toje shkole ne 6 let a 12. xochu pojilat molodomu direqtoru uspexov i vinoslivosti v vashix rukax .
  7. LILIANA I LALI! VO PERVIX UCHENIKI PRIBAVILIS ZA SCHET TEX SHKOL, KOTORIE ZAKRILIS,VO VTORIX LALI TI KTO TAKAYA,,,VIDNO CHTO TI VOOBSHE NE PRI DELAX I IMENNO S ARIFMETIKOY U TEBYA ZATRUDNENIA!I VO VTORIX PRIPISIVAT VIDNO TI UMEESH I PISHESH NEPRAVDU,,,ZABILA KTO TI EST?A ESHE LESTNIE SLOVA GOVORISH PRO ARTURA DLYA CHEGO?VED NEDAVNO YA KRAEM USHKO SAM SLISHAL KAK TI EGO UGAVARIVALA NAPISAT ZAYAVLENIE I UYTI,,,ETO VSE ZNAUT! A 104 SHKOLA BILA IMENNO XOROSHEY SHKOLOY PRI KARINE MANUKYAN A NE PRI NEM! I PRIPISIVAT KAKIE-TO NEBILICI NE NADO! NASCHET DOCHKI CHTO ON POVEDET V 104 SHKOLU----SOMNEVAUS I OCHEN SILNO! ON SAM NE VLADEET ARMYANSKIM DA I JENA NASKOLKO YA ZNAU GRUZINKA S DMANISI ESLI YA NE OSHIBAUS,,,TAK CHTO PREJDE CHEM PISAT GLUPOSTI LALIK I LILIANIK PODUMAYTE-POTOM,,,I ARIFMETIKU TOJE POVTORYAITE!
  8. chto kasaetsa nazvanem shkoli Tumanyana eto ideya bila direktra Artura Muradyana a ne ideya kolektiva .soobshiv svoyu ideu kolektivu nam vsem eto ponravilos on delaet vse chtobi shkola sushestvovala i bolshoe spasibo emu za vse.on delaet mnogoe dlya shkoli.kolichestvo detei 104 armyanskoi shkoli pribavilos na mnogo chem ranshe v techene 1 goda. v shkole sledushego goda mojet bit otkroyutsa neskolko poroleinix klassov. vstat direktrom ne imeet znachene u nego yuriditcheskoe obrazovane ili pedogogicheskoe glavnoe za shkoloi sledit xorosho. vi doljni radovatsa chto shkola sushestvuet a ne dumat o obrazovane direktra.
  9. Как хотелось бы услышать мнение самой Карины Манукян.Я свидетель того,какой трагедией для нее было снятие с должности без какой-либо причины.Мы все знаем,что это было сделано по личному указанию находящегося в бегах экс-министра Шашкина,который в большей половине школ города заменил профессионалов-директоров на полицейских. Не обижайте Карину и вы. Если будет нужно, я возьму у нее интервью и опубликую на форуме.Будьте честными и перед Кариной и перед своей совестью.
  10. PROCHITAV VASHI KOMMENTARIA YA V PALA V SHOK OT VASHEGO NEGATIVA . NEYJELI DO TAKOI STEPINI Y NAS ZLIE I OTSTALIE LUDI....BOJE MOI VI TAK ZLITES CHTO SEICHAS DIREKTOR MYRADYAN ARTYR A NE VIPYSKNICA ETOI SHKOLI KARINA KAK BYD TO ON EE YVOLIL.BOJE RASSLABTES JIVITE SVOIMI PROBLEMAMI A NE TEM KYDA MYRADYAN YIDET CHEREZ 3 GODA.?I NASCHET SMENI FOMILII ZAXOTEL BI SMENIL BI DO 27 LET A NE POSLE YXODA IZ SHKOLI.....N SVOIMI SILAMI SVOIMI ZNANIAMI POLUCHENNIMI V POLICEISKOI AKADEMII POSTYPIL NA DOLJNOST DIREKTORA SHKOLI V SVOI MOLODIE GODI,I PITAETSA SDELAT EE NAMNOGO LYCHSHE,,,,,,NEVIPLESKIVAITE SVOI NEGATIV,,,A DOCHKU ON I VPRAVDY OTDAST V ETY SHKOLU.....
  11. Вот эти защитницы и выжили Карину,а сейчас стелятся под мандатура.
  12. PROCHITAV VASHI KOMMENTARIA YA V PALA V SHOK OT VASHEGO NEGATIVA . NEYJELI DO TAKOI STEPINI Y NAS ZLIE I OTSTALIE LUDI....BOJE MOI VI TAK ZLITES CHTO SEICHAS DIREKTOR MYRADYAN ARTYR A NE VIPYSKNICA ETOI SHKOLI KARINA KAK BYD TO ON EE YVOLIL.BOJE RASSLABTES JIVITE SVOIMI PROBLEMAMI A NE TEM KYDA MYRADYAN YIDET CHEREZ 3 GODA.?I NASCHET SMENI FOMILII ZAXOTEL BI SMENIL BI DO 27 LET A NE POSLE YXODA IZ SHKOLI.....N SVOIMI SILAMI SVOIMI ZNANIAMI POLUCHENNIMI V POLICEISKOI AKADEMII POSTYPIL NA DOLJNOST DIREKTORA SHKOLI V SVOI MOLODIE GODI,I PITAETSA SDELAT EE NAMNOGO LYCHSHE,,,,,,NEVIPLESKIVAITE SVOI NEGATIV,,,A DOCHKU ON I VPRAVDY OTDAST V ETY SHKOLU.....
  13. АРТУР - Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ , ТЫ НА ВЕРНОИ ПУТИ , ТВОЙ ОТЕЦ И ДЕД ГОРДИЛИСЬ БЫ ТОБОЙ , НО УВЫ! В 27 ЛЕТ БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ -ЭТО НЕЛЕГКИЙ ТРУД , ПО МОЕМУ ТЫ ЗАСЛУЖИВАЕШЬ ПОХВАЛЫ ! А ТО ЧТО КОММЕНТИРУЮТ -ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО! ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПИСАТЬЬ НАДО ЗАДУМАТЬСЯ .ЭТО ТВОЙ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ , КОТОРЫЙ ТЫ ПРОШЕЛ САМ НЕ ПЕРЕСТУПАЯ ДОРОГУ НИКОМУ И КЕМ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ ТВОИ ЗНАНИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ БУДУТ С ТОБОЙ !Ж ЖЕЛАЮ ТЕБЕ УДАЧИ И СЧАСТЬЯ ВМЕСТЕ С ТВОЕЙ МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ !
  14. YA JE GOVORU ZLIE I OTSTALIE. A STELITSA ETO TVOYA PRIVICHKA........IRENA YA S TOBOI POLNOSTIY SOGLASNA,,,,,,
  15. ВЫБИРАЙТЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ВЕДИТЕ СЕБЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНЕЕ! ЗНАЯ ЕГО , Я УВЕРЕНА , ВЫ ЭТОГО НЕ ПИСАЛИ БЫ !
  16. Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступет в мужестве всякому другому бою.
  17. Пустобрехи! Вас про Карину Манукян спрашивают, а вы долдоните о своем.Вам при ивана,а вы про болвана. Карина свою жизнь школе посвятила,ей же принесла в жертву свою личную жизнь.Вам не мандатура, а Багдасаряна надо,при котором,как крысы по углам прятались.Забыли.
  18. Не выливайте свой яд на на нового директор, никак не виноватого перед прежним.Так вы только вызовете у него аллергию на вам подобным, а за одно и на всех остальных армян, а потом и будете шипеть своим двойным змеиным языком "Вотт, мы ведь говорили, что он сменит фамилию дочери!"
  19. Еще раз убеждаюсь, какие активные наши соотечественники в Грузии, какие там кипят страсти. Что ни говори, но педагогика - серьезная вещь. Директору, которому всего 27 лет я не верю, у него нет опыта и вообще педагогических знаний. А пришедшему из полиции администратору - тем более не верю. Пусть на меня Артур не обижается.
  20. v sviazi so slajivsheisia situaciei schitaiu nujnim sdelat nebolshoi komentarii :vi ia viju ochen zainteresovani situaciei v shkole tak chto ia so svoei storoni xotel priglasit vas moi dorogii k nam v shkolu dumaiu budete priatno udivleni . da i esho razgavori na schot zakritia armianskoi shkoli i priamoi moei sviazi s etim dliatsa s pervogo dnia moego prixoda v shkolu a znachit uje vtoroi god no naskolko mne izvestno gruzinskoi eta shkola ne stala .kstati moi sertvikat direqtora deistvuet ne 6 a 7 let a znachit u menia v peredi pochti 6 let kotorii ia nameren provisti v armiaskoi shkole a ne v ruskoi ili gruzinskoi tak chto kak vidite vremeni u menia dostatochno .gospodin Arman Arsenyan ia viju vi dostatochno informirovani ,ia bil bi ne protiv lichno vstretitsia s vami ,naverniaka u vas budut interesnie idei na schet budushego nashei shkoli...
  21. Артур,уважаемый!Мы не имеем ничего против Вас,наоборот, приятно,что в школу пришел молодой и энергичный мужчина.Но остаются вопросы до тех пор,пока нам не назовут точную формулировку приказа дезертира Шашкина об освобождении Карины Манукян.Если этого не произойдет,то останется уверенность,что прежняя власть элементарно усиливала полицейский режим в стране и потому убирала профессионалов.Если у Вас все в порядке со здоровьем,то какого лешего Вас занесло в школу на должность надзирателя.Уж лучше тогда контролером на вышку,все ближе к специальности и лучше платят.Вы не можете не согласиться со мной, что ВЫПУСКНИК ПОЛИЦЕЙСКОЙ АКАДЕМИИ звучит гордо.И поступая туда,Вы мечтали о другом будущем,а не о несчастных 150 баксов директорского оклада.И еще,пистолет Вам хоть оставили?
  22. znaesh mne vse ravno esli chestno chto ti dumaesh no na tvoi voprosi janachka ia tebe s udovolstviem otvechu vo pervix ti nemnogo otstala ot jizni u menia daliko ne 150 baksov kak ti dumaesh ,a chto kasaetsia moego zdorovia ia tebe mogu bez zatrudneni prodimanstrirovat chto ono u menia na visshem urovne ,a naschet pistoleta pover mne on mne ne nujen .da i o kokom budushem ia mechtal eto toje ne tvoe delo i naschet nadzeratelia toje ne vam reshat dlia eto est ucheniki i pedkoleqtiv shkoli. da kstati bilo bi priatno uznat s kem ia imeiu chest vesti razgovor ved vam moia lichnost znakoma a ia k sojaleniu do six por ne znaiu s kem imeiu delo...
  23. Опять ты про болвана и про свою крутую зарплату,а там еще за кружочки набегает. Ты о приказе КАРИНЫ МАНУКЯН расскажи или тебе на грузинский перевести???
  24. Karinu nekto ne obijaet. zdes takie komentari pishut kokbudo i za Artura snyali Karinu. esli bi ne bil Artur bil bi kto to drugoi i bilo bi pod voprosom shkola sushestvovala bi ili net do sixpor.nam povezlo chto v shkole takoi direktor chto za shkoloi sledit xorosho i shkola ne zakrilas. ob osvobojhdene Karini Artur zdes ne prichem. est voprosi i xotite utochnit? utochnite v ministerstve!
  25. Vot chitayu vashi komentarii i divu dayus! O chem vi voobshe govorite LYUDI? Shkola ne bila sobstvennostyu ni BAGHDASARYANA, ni MANUKYANA i ne yavlyayeca sobstvennostyu MURADYANA. Shkola yavlyaeca Gosudarstvennoi, i dostoyaniyem ARMYANSKOGO Naseleniya! Nuzhno smotret pravde v glaza: Ochen mnogoye dlya shkoli v svoyo vremya sdelal Mkhitar Baghdasaryan. Da-Karine Manukyan tozhe sdelala OCHEN mnogo dlya 104-oi ARMYANSKOI shkoli i zakrivat na eto glaza-eto kak minimum GLUPO. No kak mozhet iti rech o SHASHKINSKOI ZHERTVE yesli vsyo temzhe SHASHKINIM ona bila naznachena Koordinatorom v Min.Obrazovaniya a v dolneishem i vovse SOVETNIKOM Ministra Obrazovaniya? I kstati rabotayet tam i po sei den! Chto Kasayeca novogo direktora Artura Muradyana, glavnoye bit Dushoi ARMYANINOM a ne tolko znat ARMYANSKI i trepat yazikom! Plyus ko vsemu v shkole pedagogicheski kolektiv ochen visokogo urovnya i on nevkoem sluchaye ne dopustit chtob ktoto, ili chtoto moglo nanesti usherb shkole! Pozhaluista, daite vazmozhnost segodnyashnemu direktoru i pedkolektivu rabotat v spokoinoi obstanovke, ne nakalyaite strasti, ne budarazhte proshloye, ot etogo zavisit budusheye nashix detei, daite im vozmozhnost dumat tolko ob uchebe, ob povishenii urovnya znani. A dlya etogo v segodnyashnei 104-oi obsheobrazovatelnoi ARMYANSKOI shkole yest vse predposilki: molodoi-energichni direktor, profesionalni pedkolektiv!
  26. V pervuyu ochered xochu pojelat Arturu terpimosti! Vi molodoi, aktivni i samoe glavnoe ochen sprovedlivi chelovek. Kak direktor delaete vse chtobi shkola vstala na nogi. Prityagivaete detei, provodite meropriyatiya i priminaete uchastie vo mnogix proektax. Ne jeleete na eto ni vashu energiu i ne sredstva. Tak derjat molodoi direktor! Ktoto sprosil pochemu uvolili Karinu, eto sprosite u nee, ili u uchitelei, kotorie celimi godami bili zanyati soberaniem deneg, tak nazivaemim vzyatkami ili podarkami, dla direktrissi... to novi uchebnii god, to den uchitelya, novi god, vosmoe marta i tagdalee i tamu podobnoe... Eto eshcho pol problemi.. Vasha staraya direktrisaa sovsem ne vladela gruzinskim, gosudarstvennim yazikom i daje ne soberalas izuchat. Kak vi dumaete v Armenie, v Erevane mogut ludi ne znavshie gosudarstvenni yazik bit na kakoi libo doljnosti? Xochu sprosit, chto vi imeete protiv fundamentalnogo izucheniya gruzinskogo yazika? Vam je budet legche esli budete xorosho znat gosudarstvenni yazik? V Gruzii gruzinskii yazik je bolshe nujen vam chem armyanskii... A v konce eshche odin vopros: Est v Erevane gruzinskaya shkola?.. ili xotya bi sektor gde mogut gruzinoyazichnie jiteli izuchat rodnoi yazik?.. - Netu!.. Vot tak gospoda... ARTUR vsego tebe nailudshego v jizni!
  27. Артур молодец, хорошо ответил. Начав работать в школе, он почувствовал в себе педагогический дар! Причем тут пистолет? Не стоит реагировать на укусы завистников, желающих той справки, которую должен был выдать министр шашкин. Но ведь всем известно,что он снял тех директоров, у которых выпускники завалили экзамены.
  28. Я,удивляюсь откуда у людей столько зла.Любая мать гордилась бы таким сыном,каким есть наш герой Артур Мурадян.Артур в кокой сфере бы не работал,он везде будет достойным парнем.Комментарии вряд ли нужны тогда,когда он отлично здал все егзамены.
  29. Артуру Мурадяну не было и 25 лет,когда его назначили директором школы.Сейчас ему 27,но за эти 2 года он сделал для школы больше,чем те,стаж работы которых равен возрасту молодого директора.Я очень удивлена тем,что никто из педколлектива даже не удосужился зафиксировать свою позицию.Ведь с его приходом в школе сложилась нормальная рабочая обстановка без склок и интриг.А почему молчат родители учеников.Ведь с приходом молодого директора школа,в которую ходят их дети,преобразилась и в ней есть все условия для того,чтобы их дети с раннего возраста почувствовали бы себя достойными и равноправными членами общества.Артур Мурадян рос в традиционной армянской семье.Он с детства впитал в себя все то,что так ценится нацией:познание своих истоков, и гордость за них.Дед Артура-Амазасп Мурадян в свои 90 лет блестяще знал истории Армении иГрузии,наизусть читал Туманяна,Саят-Нова и цитировал Раффи.Я хочу сказать Артуру,что если тебя кто-то критикует,то это хорошо.Значит ты интересен.Но критика должна быть объективной и здоровой.Более того если у кого-то есть претензии на то, чтобы называть себя культурными и образованными,писать проклятия в адрес молодого,начинающего жизнь человека,мягко говоря неэтично.Это указывает на низкий уровень интеллекта и убожество.Таких надо попросту игнорировать.Мне искренне жаль этих озлобленных и жалких людишек.А что касается молодого,перспективного,энергичного директора единственной в городе Тбилиси армянской школы №104-Артур,так держать.Успехов и удачи тебе во всех твоих начинаниях.Да хранит тебя Бог.
  30. Норик Багдасарян.Тбилиси Konkretno napishite o sebe (kem vi iavliaetes) ibo vashe imia asociruetsa s drugim Norikom Bagdasarianom kotorii ne delal podobnix zaiavlenii )) Kto vi ???
  31. Natali vi molodec . znaete vse chto v shkole tvorilas pro mafiozichnuyu jhizn vo vremya karini.ya toje slixal ob etom i xochu nemnoshko dobavit chtobi vse kto tak prigaet ne znaya v shkole chto tvorils ranshe pust uznayut i chut glasski otkroyut. vi esho o karini puskaete rech?da vam doljno bit stidno ! vi ne znaete chto tvorilos v shkole bednie uchetela kajdi mesyac so svoei zarplati po prikazu karini soberali dengi za FOND po 2 lara v kajdi mesyac tixarya ot mandatur,soberali dlya gostei stol nakrivali, v restorasn otprovlyali, derektrise dorogie podarochki darili den uchetelei,den rojhdene,8 marta i t.d. a samoe smeshnoe ya kogda uznal chto bednie uchitelya so svoei zarplati kajdi mesyac soberali ot zarplati 10% dopustim uchitel poluchil 200 lari ot 200 lari 20 lari dayet shkolnim voram mafiozam a starshi mafioz karina .i kuda shli dengi????? otveta i ya ne znayu. mojet bit v minesterstve mne utochnit?ponadobitsa i tuda poidu druzya moi. tak chto druzya stidno ob etom razgavarvat esli glubje poidete ya toje glubje pokopayu i dostanu vse grexi karini.Artur vi molodec ne znaya vas ya garjhus vami slixal o vas mnogoe xoroshoe jelayu vam udachi i ot yadavitix zmey terpene vas ne ukusyat ya etogo ne dopustyu mnogoe nakapayu eto poka ne vse tak chto druzya mai zakroite svoi rti. i pustiki ne pishite zdes !
  32. Дело в том, что у директора не было официального фонда, по которому он мог бы устроить, например, угощение приезжим гостям. Работать по ПОНЯТИЯМ, а не по принципам справедливости - было устаревшей традицией, особенно в армянских школах.Это одна из главных причин их такого плачевного сокращения.
  33. Я, очень рада, что в Груэии есть такие образованные кадры, каким есть Артур Мурадян. Работая в полиции, он был енергичным и очень ответственным работником. Я,не сомневаюсь где бы он не работал, везде он будет достойным молодым человеком. А на счет зла, плахому не нужен враг,враг нужен хорошему человеку
  34. artur ia prosta gorjus taboi,esli bi oni znali kto ti nasamom dele.ia xochu viskazac svoe mnenie odnomu avtoru ,kotorie napisal " iz 100.000 ludei ni mogli naiti odnovo ped. obrozovaniem",smisal v tom cto iz 100.ooo ludei oni nashli tebia.familiu esli bi mi zaxateli mi bi io izminili dovno,ia nona muradian sistra i doch roberta muradiana ni kogda bi ne izmenila familiu svoi,ia i moe brat gardimsa chto mi armiani i vsegda budem etim gorditsa,mi virasli na armianskix traciciax .i esli xotite znat jena artura muradiana pereshla na ego familiu,tak chto ni pirejivaite ni doch i ne sam artur ne pireidot na familiu jeni.a doch sama xochen xodit v imeno v etu shkolu.pravda mne gorko chitac chto nekotrie ludi pishut pro tebia,no znaite etim vi ego ishio silnovo deloite.
  35. skolko zlikh lyudei bojhe moi !
  36. Злоба и зависть. Возраст - мало им видите ли. А какой вам нужен директор? Чтобы был за 60, и чтобы жирный, как свиноборов? Никак не отвыкните от привычного типажа)))
  37. Страсти в Грузии снова кипят. Спокойствия вам, братья, и благоразумия. Армяне должны помогать друг другу и поддерживать друг друга.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты